Методическая копилка учителя-дефектолога
план-конспект занятия по коррекционной педагогике
Методическая копилка учителя-дефектолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_zanyatie_s_rebenkom_noda.docx | 7.67 КБ |
indiv_zanyatie_s_rebenkom_ras.docx | 7.36 КБ |
podgrup_zanyatie_s_rebenkom_zpr.docx | 7.9 КБ |
Предварительный просмотр:
План конспект индивидуального занятия с ребенком НОДА
Цели:
- Учить собирать пирамидку из 5 колец;
- Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;
- Воспитывать усидчивость на занятии и интерес.
Оборудование: Пирамидка, почтовый ящик, игра грибочки.
Ход занятия
- Организационный момент
- Здравствуй, Миша. Сейчас мы будем с тобой заниматься.
Приветствие:
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь вместе – «Здравствуйте!» - сказали (здороваются)
- Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили,
(«Лепим» комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили,
(Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались,
(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони, а затем левой)
А ещё в снегу валялись.
(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
- Развитие зрительного восприятия
- Миша, смотри к нам в гости пришёл зайчик. Давай потрогаем зайчика, вот какой он у нас красивый. Миша, покажи, где у зайки ушки? А у тебя Миша где ушки? А где у зайки глазки? А у тебя где глазки? Миша, посмотри как зайка прыгает высоко. Давай с тобой разберём пирамидку. (поочерёдно дефектолог снимает вместе с ребенком кольца, называя их цвета) Все, разобрали пирамидку, а теперь давай соберём её обратно. (дефектолог вместе с ребёнком собирают пирамидку, называя цвета)
- Дидактическая игра «Грибочки» на развитие мелкой моторики и правильного захвата.
- Миша, сними грибы. Давай пальчиком потрогаем (дефектолог проводит пальцем ребёнка по каждому грибу, проговаривая:«Это большой гриб и он синего цвета» и т.д Миша, давай поставим грибы на место. (дефектолог вместе с ребёнком нанизывают грибы на штырьки). Миша, посмотри, мы все фигурки поставили правильно? Молодец, Миша.
- Работа по формированию элементарных математических представлений
- Миша, смотри какие фигурки к нам пришли, давай мы найдём им домик. Посмотри, где домик для треугольника, возьми треугольник, посади его в свой домик и т.д (дефектолог вместе с ребёнком находят домики для геометрических фигур) Все, нашли всем домик? Давай теперь их посчитаем (дефектолог пальцем ребёнка дотрагивается до каждой геометрической фигуры по счету).
- Итог
- Мы с тобой хорошо позанимались, Молодец Миша!
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога для ребенка с РАС 6-7 лет
Цели: развивать восприятие формы, цвета, величины предмета, формировать предпосылки коммуникативных навыков посредством упражнений и игр.
Задачи:
Коррекционные: развивать мелкую моторику и координацию движения пальцев рук
развивать восприятие цвета и формы
формирование представления о геометрических фигурах, формирование понятия «широкий – узкий».
развивать умение соотносить тактильную и зрительную информацию, распознавать предметы на ощупь, снижать тактильную гиперчувствительность.
Образовательные:
создавать условия для следования инструкции
способствовать стремлению выполнять предоставленные задания
создавать условия, способствующие коммуникативному развитию ребенка
обеспечить ситуации, способствующие речевому развитию.
Воспитательные:
воспитание усидчивости
создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к игровой деятельности
Оборудование: карточки «да» и «нет» для обратной связи; визуальное расписание «сначала – потом»; блоки Дьенеша; куклы Бибабо мешочек и парные фигурки: 2 маленьких одинаковых мяча, 2 маленькие мягкие игрушки, мяч массажный с шипами овальный.
Организационный момент: Настрой на занятие (ритуал на каждом занятии).
Массажный мячик зажимаем между ладонями и перекатываем, проговаривая:
По кругу, по кругу
Наш мячик бежит
По кругу, по кругу
Бежит и спешит.
Педагог: правая рука вверх полетела (ребенок поднимает правую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом). Левая рука вверх полетела (ребенок поднимает левую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал и в корзинку убежал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом, затем убирает мяч в корзинку).
Педагог надевает куклу Бибабо (лисичка).
Педагог: кто пришел сегодня к нам? (ребенок отвечают – лиса, если самостоятельно не называет героя, играем в игру Да/Нет: белка – нет, зайка – нет, лиса - да)
Ход занятия:
Педагог: говорит от лица героя (лисы). Я пришла с тобой играть будем пальчики считать. Покажи мне пальчик левый, а теперь все пальцы слева. После показа «лисичка» гладит/сжимает руку в зависимости от предпочтения ребёнка, проговаривая «Молодец, правильно». То же самое с левой рукой.
Лисичка построила себе домик, но всё ещё не успел доделать – остались детали.
Педагог выдаёт блоки Дьенеша ребёнку.
- Смотри, сколько деталей ещё осталось! Все они разной формы. Покажите круги.
- Покажите квадраты.
- Выложите на стол все прямоугольники. Давай посчитаем сколько их Положи справа все большие прямоугольники, а слева – все маленькие. Сколько больших (считаем)? Сколько маленьких (считаем)?
- Возьми в правую руку большой прямоугольник, а в левый большой квадрат. Положи фигуры. Проведи пальчиком по сторонам квадрата. А теперь – по сторонам прямоугольника.
- А теперь давайте поможем лисичке достроить дом.
Педагог выдаёт раздаточные листы.
- Положите необходимые детали на место. Остались детали? Да.
- Сколько окошек в домике у зайчика, посчитай? Покажи узкое окошко. Покажите широкое окошко.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания помогаем с помощью приема «рука в руке».
После выполнения задания обязательно простимулировать ребёнка, дать любимую игрушку, пощекотать, поиграть в игру «БЗЗ» в зависимости от стимульных интересов ребенка.
К нам пришла не только лисичка, но и другие герои. Давай вместе угадаем кто это.
Положите по одному парному предмету в мешочек, а остальные поставьте на стол перед ребенком для визуальной подсказки. Укажите ребенку на один из предметов и попросите найти точно такой же в мешочке. Комментируйте процесс, например: «Тебе нужно найти мышку, она маленькая, мягкая, пушистая». Таким образом, ребенок начинает связывать описательные термины с предметом. Потом попросите ребенка описать предмет с помощью карточек «Да» и «Нет», при этом задавайте простые вопросы, например, «Мячик круглый?». Ребенок должен показать на карточку «Да» или дать словесный ответ.
Педагог: Какой ты молодец, дай пять. Ты справился
Лисичка хочет с тобой поиграть, игра Ку-Ку, «Бзз» по интересам ребёнка.
Ритуал прощания: на руке педагога кукла Бибабо лисичка, педагог сгибает-разгибает ладони, проговаривая слова и ожидая имитации действий /слов от ребенка
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам ещё!
До свиданья, до свиданья,
С вами очень хорошо!
До свиданья, до свиданья,
Приходите к нам опять!
До свиданья, до свиданья,
Будем весело играть!
Предварительный просмотр:
Форма занятия: подгрупповая (подгруппа 5 - 6 человек)
Возраст детей: 6 лет.
Нозологическая группа: ЗПР
АООП: АООП для детей с задержкой психического развития
Тема: Транспорт
Цель: Закреплять умение конструировать из плоскостных геометрических фигур по образцу.
Задачи: Создавать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Упражнять воспитанников в навыке пересчета геометрических фигур, выборе необходимого количества предметов, соотнесении количества предметов с цифрой, с количеством звуковых сигналов. Развивать зрительное восприятие, аналитико – синтетическую мыслительную операцию при выполнении практической работы по плоскостному конструированию автомобиля. Воспитывать умение действовать аккуратно, старательно, организовано.
Образовательные технологии, методы и приемы: наглядный, словесный, практический, мотивационный, игровой методы. Игровая технология.
Ожидаемые результаты: Воспитанники закрепят знания о геометрических фигурах, успешно справятся с практической деятельностью по построению из плоскостных геометрических фигур по образцу.
Оборудование: письмо, ламинированные карточки для игры «Найди такой же» (неидентичные изображения - 6 шт., 6 маркеров на водной основе, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цифровой ряд, цифры от 1 до 5, тарелка с геометрическими фигурами (3 квадрата больших и 3 маленьких, 3 прямоугольника, 3 круга, 3 треугольника) и пустая тарелка – 6 шт., звонок, образец, 6 белых картонок, 6 карточек – трафаретов, 8 фигурок животных на подносе, 6 конвертов с разрезными картинками, дополнительно карточки « 4 лишний», круги для имитации руля.
Ход занятия:
1) Организационный момент:
-- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся: приветствие «Здраствуй, Солнце!
-- Ребята, посмотрите внимательно на карточки (раздаю детям карточки). Здесь нарисованы: машина, самосвал, самолет, катер, автобус. Как все эти предметы назвать одним словом? (ответы детей). Это транспорт. Сейчас маркерами соедините похожие изображения.
-- Молодцы!
-- Ребята, когда я шла к вам с детский сад, мне почтальон передал письмо от грузовичка Лёвы. В нем он просит вашей помощи. Ему на строительстве дома требуется помощь, нужны еще грузовики, которые будут перевозить тяжелые грузы. – либо: просмотр Видео отрывка на ноутбуке, с просьбой о помощи.
-- Давайте ему поможем?!
2) Подготовительная работа:
-- Для того, что сделать грузовики, надо выбрать соответствующие геометрические фигуры (на набор полотно выставляю те фигуры, которые нам понадобятся для строительства).
-- Давайте назовём эти фигуры (Дети называют фигуры хором, затем спрашиваю индивидуально детей название фигуры и её признаки).
-- Нам необходимо для построения грузовика взять разное количество фигур. Чтобы взять столько, сколько обозначает цифра, давайте сначала вспомним цифры. Посмотри на цифровой ряд и назовите цифры (называем цифры от 1 до 5). (Перед детьми ставится полная тарелочка геометрических фигур и пустая)
- Возьмите столько кругов, сколько обозначает эта цифра (2). Положите в пустую тарелку.
- Возьмите столько больших квадратов, сколько раз я позвоню в звонок (1).
- Возьмите столько маленьких квадратов, сколько и больших (1).
- Возьмите столько прямоугольников, сколько обозначает цифра (1).
- Возьмите столько треугольников, сколько раз я позвоню в звонок (1).
- Сколько всего фигур у вас получилось?
3) Пальчиковая гимнастика:
-- Давайте немного отдохнем, подготовим наши пальчики:
Будем пальчики сгибать - Будем транспорт называть: (Сжимать и разжимать пальчики) Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. (Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. (Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)
4) Основная часть:
-- Ребята, давайте приступим к работе. (Демонстрируется образец, раздаются картонки. Для индивидуальной работы заготовлены карточки – трафареты, если ребенок не справляется с выполнением).
- Устный анализ образца: в центре листа ставим прямоугольник, слева от него большой квадрат, слева от большого квадрата маленький квадрат, справа от прямоугольника и к верху ставим треугольник, под прямоугольником и большим квадратом круги.
- Выполнение постройки (индивидуальная работа – карточки трафареты, работа рука в руке).
- Молодцы, ребята! У вас получились замечательные грузовики, которые будут помогать грузовику Лёве на стройке. Давайте посадим водителей в наши грузовики и отправим к Лёве на стройку. (детям предлагаются фигурки животных, ребенок выбирает фигурку и называет её – помощь совместное называние, называние педагогом).
5) Заключительная работа:
-- Ребята, а теперь давайте посмотрим какие еще задания приготовил для нас Лёва. Возьмем рули и поедем на строительную площадку (Педагог называет имя и цвет, ребенок берет соответствующий круг, и все переходят для работы стоя возле столов. Педагог из конвертов достает каждому ребенку разрезную картинку – грузовик. Индивидуальный и дифференцированный подход: разная сложность и количество деталей, образец и без образца, работа рука в руке) – выполнение задания.
-- Дополнительное задание: индивидуальные карточки «четвертый лишний» (транспорт).
Цель: Развитие логического мышления.
5) Итог (рефлексия):
-- На этом наше занятие подходит к концу. Как назвать одним словом: автобус, катер, самолет, машину?
-- Мне понравилось с вами играть. И грузовичок Лёва благодарит каждого из вас за проделанную работу (по именно отмечается каждый ребенок и задание, в котором он был успешен: например, хорошо посчитал, назвал все геометрические фигуры, аккуратно построил, внимательно слушал учителя, старался при складывании картинки и т.п.).
-- Спасибо, вам ребята. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план коррекционно - методической работы учителя - дефектолога
Материал содержит перспективное планирование работы учителя-дефектолога по всем направлениям деятельности. В плане описаны формы работы; цели, которые реализует специалист в определенном в...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...
План работы районного методического объединения учителей –дефектологов дошкольных образовательных учреждений Балахнинского муниципального района на 2019-2020 учебный год
Предоставлен план работы РМО учителей -дефектологов...
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей к школе группы Понятия «больше», «меньше».
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей к школе группыПонятия «больше», «меньше»....
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы «Геометрические фигуры»
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы«Геометрические фигуры»...
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы «День защитника Отечества»
Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы«День защитника Отечества»...
Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога Юшиной Людмилы Викторовны
Цель: Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности учителя-дефектолога в условиях ФГОС ДОУ....