Методическая копилка учителя-дефектолога
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Студенко Оксана Геннадьевна

Методическая копилка учителя-дефектолога

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     План конспект индивидуального занятия с ребенком  НОДА

Цели:

  • Учить собирать пирамидку из 5 колец;
  • Развивать мелкую моторику, зрительное восприятие;
  • Воспитывать усидчивость на занятии и интерес.

Оборудование: Пирамидка, почтовый ящик, игра грибочки.

Ход занятия

  1. Организационный момент

- Здравствуй, Миша. Сейчас мы будем с тобой заниматься.

Приветствие:

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь вместе – «Здравствуйте!» - сказали (здороваются)

  1. Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять    

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.  

 («Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,          

 («Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,    

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,  

 (Проводим указательным пальцем правой руки по ладони, а затем  левой)

А ещё в снегу валялись.  

      (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

  1. Развитие зрительного восприятия

- Миша, смотри к нам в гости пришёл зайчик. Давай потрогаем зайчика, вот какой он у нас красивый. Миша, покажи, где у зайки ушки? А у тебя Миша где ушки? А где у зайки глазки? А у тебя где глазки? Миша, посмотри как зайка прыгает высоко. Давай с тобой разберём пирамидку. (поочерёдно дефектолог снимает вместе с ребенком кольца, называя их цвета) Все, разобрали пирамидку, а теперь давай соберём её обратно. (дефектолог вместе с ребёнком собирают пирамидку, называя цвета)

  1. Дидактическая игра «Грибочки» на развитие мелкой моторики и правильного захвата.

- Миша, сними грибы. Давай пальчиком потрогаем (дефектолог проводит пальцем ребёнка по каждому грибу, проговаривая:«Это большой  гриб и он синего цвета» и т.д  Миша, давай поставим грибы на место. (дефектолог вместе с ребёнком нанизывают  грибы на штырьки). Миша, посмотри, мы все фигурки поставили правильно? Молодец,  Миша.

  1.  Работа по формированию элементарных математических представлений

 -  Миша, смотри какие фигурки к нам пришли, давай мы найдём им домик. Посмотри, где домик для треугольника, возьми треугольник, посади его в свой домик и т.д (дефектолог вместе с ребёнком находят домики для геометрических фигур)  Все, нашли всем домик? Давай теперь их посчитаем (дефектолог пальцем ребёнка дотрагивается до каждой геометрической фигуры по счету).

  1.  Итог

- Мы с тобой хорошо позанимались, Молодец Миша!



Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия учителя – дефектолога для  ребенка с РАС 6-7 лет

Цели: развивать восприятие формы, цвета, величины предмета, формировать предпосылки коммуникативных навыков посредством упражнений и игр.

Задачи:

Коррекционные: развивать мелкую моторику и координацию движения пальцев рук

развивать восприятие цвета и формы

формирование представления о геометрических фигурах, формирование понятия «широкий – узкий».

развивать умение соотносить тактильную и зрительную информацию, распознавать предметы на ощупь, снижать тактильную гиперчувствительность.

Образовательные:

создавать условия для следования инструкции

способствовать стремлению выполнять предоставленные задания

создавать условия, способствующие коммуникативному развитию ребенка

обеспечить ситуации, способствующие речевому развитию.

Воспитательные:

воспитание усидчивости

создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к игровой деятельности

Оборудование: карточки «да» и «нет» для обратной связи; визуальное расписание «сначала – потом»; блоки Дьенеша; куклы Бибабо мешочек и парные фигурки: 2 маленьких одинаковых мяча, 2 маленькие мягкие игрушки, мяч массажный с шипами овальный.

Организационный момент: Настрой на занятие (ритуал на каждом занятии).

Массажный мячик зажимаем между ладонями и перекатываем, проговаривая:

По кругу, по кругу

Наш мячик бежит

По кругу, по кругу

Бежит и спешит.

Педагог: правая рука вверх полетела (ребенок поднимает правую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом). Левая рука вверх полетела (ребенок поднимает левую руку вверх вместе с мячиком), на головку села, проговаривание стихотворения «По кругу». С головы Бух, упал и в корзинку убежал (мячик скатывается на стол, ребенок имитирует действия и слова за педагогом, затем убирает мяч в корзинку).

Педагог надевает куклу Бибабо (лисичка).

Педагог: кто пришел сегодня к нам? (ребенок отвечают – лиса, если самостоятельно не называет героя, играем в игру Да/Нет: белка – нет, зайка – нет, лиса - да)

Ход занятия:

Педагог: говорит от лица героя (лисы). Я пришла с тобой играть будем пальчики считать. Покажи мне пальчик левый, а теперь все пальцы слева. После показа «лисичка» гладит/сжимает руку в зависимости от предпочтения ребёнка, проговаривая «Молодец, правильно». То же самое с левой рукой.

Лисичка построила себе домик, но всё ещё не успел доделать – остались детали.

Педагог выдаёт блоки Дьенеша ребёнку.

- Смотри, сколько деталей ещё осталось! Все они разной формы. Покажите круги.

- Покажите квадраты.

- Выложите на стол все прямоугольники. Давай посчитаем сколько их Положи справа все большие прямоугольники, а слева – все маленькие. Сколько больших (считаем)? Сколько маленьких (считаем)?

- Возьми в правую руку большой прямоугольник, а в левый большой квадрат. Положи фигуры. Проведи пальчиком по сторонам квадрата. А теперь – по сторонам прямоугольника.

- А теперь давайте поможем лисичке достроить дом.

Педагог выдаёт раздаточные листы.

- Положите необходимые детали на место. Остались детали? Да.

- Сколько окошек в домике у зайчика, посчитай? Покажи узкое окошко. Покажите широкое окошко.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания помогаем с помощью приема «рука в руке».

После выполнения задания обязательно простимулировать ребёнка, дать любимую игрушку, пощекотать, поиграть в игру «БЗЗ» в зависимости от стимульных интересов ребенка.

К нам пришла не только лисичка, но и другие герои. Давай вместе угадаем кто это.

Положите по одному парному предмету в мешочек, а остальные поставьте на стол перед ребенком для визуальной подсказки. Укажите ребенку на один из предметов и попросите найти точно такой же в мешочке. Комментируйте процесс, например: «Тебе нужно найти мышку, она маленькая, мягкая, пушистая». Таким образом, ребенок начинает связывать описательные термины с предметом. Потом попросите ребенка описать предмет с помощью карточек «Да» и «Нет», при этом задавайте простые вопросы, например, «Мячик круглый?». Ребенок должен показать на карточку «Да» или дать словесный ответ.

Педагог: Какой ты молодец, дай пять. Ты справился

Лисичка хочет с тобой поиграть, игра Ку-Ку, «Бзз» по интересам ребёнка.

Ритуал прощания: на руке педагога кукла Бибабо лисичка, педагог сгибает-разгибает ладони, проговаривая слова и ожидая имитации действий /слов от ребенка

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам ещё!

До свиданья, до свиданья,

С вами очень хорошо!

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

До свиданья, до свиданья,

Будем весело играть!



Предварительный просмотр:

Форма занятия:  подгрупповая  (подгруппа 5 - 6 человек)

Возраст детей: 6 лет.

Нозологическая группа: ЗПР

АООП: АООП для детей с задержкой психического развития

Тема: Транспорт

Цель: Закреплять умение конструировать из плоскостных геометрических фигур по образцу.

Задачи: Создавать условия для закрепления знаний о геометрических фигурах (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник). Упражнять воспитанников в навыке пересчета геометрических фигур, выборе необходимого количества предметов, соотнесении количества предметов с цифрой, с количеством звуковых сигналов. Развивать зрительное восприятие, аналитико – синтетическую мыслительную операцию при выполнении практической работы по плоскостному конструированию автомобиля. Воспитывать умение действовать аккуратно, старательно, организовано.

Образовательные технологии, методы и приемы: наглядный, словесный, практический, мотивационный, игровой методы. Игровая технология.

Ожидаемые результаты: Воспитанники закрепят знания о геометрических фигурах, успешно справятся с практической деятельностью по построению из плоскостных геометрических фигур по образцу.

Оборудование: письмо, ламинированные карточки для игры «Найди такой же» (неидентичные изображения - 6 шт., 6 маркеров на водной основе, геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), цифровой ряд, цифры от 1 до 5, тарелка с геометрическими фигурами (3 квадрата больших и 3 маленьких, 3 прямоугольника, 3 круга, 3 треугольника) и пустая тарелка – 6 шт., звонок, образец, 6 белых картонок, 6 карточек – трафаретов, 8 фигурок животных на подносе, 6 конвертов с разрезными картинками, дополнительно карточки « 4 лишний», круги для имитации руля.

Ход занятия:

1)        Организационный момент:

-- Здравствуйте, ребята. Давайте с вами поздороваемся: приветствие «Здраствуй, Солнце!

-- Ребята, посмотрите внимательно на карточки (раздаю детям карточки). Здесь нарисованы: машина, самосвал, самолет, катер, автобус. Как все эти предметы назвать одним словом? (ответы детей). Это транспорт. Сейчас маркерами соедините похожие изображения.

-- Молодцы!

-- Ребята, когда я шла к вам с детский сад, мне почтальон передал письмо от грузовичка Лёвы. В нем он просит вашей помощи. Ему на строительстве дома требуется помощь, нужны еще грузовики, которые будут перевозить тяжелые грузы. – либо: просмотр Видео отрывка на ноутбуке, с просьбой о помощи.

-- Давайте ему поможем?!

2) Подготовительная работа:

-- Для того, что сделать грузовики, надо выбрать соответствующие геометрические фигуры (на набор полотно выставляю те фигуры, которые нам понадобятся для строительства).

-- Давайте назовём эти фигуры (Дети называют фигуры хором, затем спрашиваю индивидуально детей название фигуры и её признаки).

-- Нам необходимо для построения грузовика взять разное количество фигур. Чтобы взять столько, сколько обозначает цифра, давайте сначала вспомним цифры. Посмотри на цифровой ряд и назовите цифры (называем цифры от 1 до 5). (Перед детьми ставится полная тарелочка геометрических фигур и пустая)

- Возьмите столько кругов, сколько обозначает эта цифра (2). Положите в пустую тарелку.

- Возьмите столько больших квадратов, сколько раз я позвоню в звонок (1).

- Возьмите столько маленьких квадратов, сколько и больших (1).

- Возьмите столько прямоугольников, сколько обозначает цифра (1).

- Возьмите столько треугольников, сколько раз я позвоню в звонок (1).

- Сколько всего фигур у вас получилось?

3) Пальчиковая гимнастика:

-- Давайте немного отдохнем, подготовим наши пальчики:

Будем пальчики сгибать - Будем транспорт называть: (Сжимать и разжимать пальчики) Машина, вертолёт, Трамвай, автобус, самолёт. (Поочерёдно разжимать пальчики, начиная с мизинца) Пять пальцев мы в кулак зажали, Пять видов транспорта назвали. (Сжать пальцы в кулачок, начиная с большого)

4) Основная часть:

-- Ребята, давайте приступим к работе. (Демонстрируется образец, раздаются картонки. Для индивидуальной работы заготовлены карточки – трафареты, если ребенок не справляется с выполнением).

- Устный анализ образца: в центре листа ставим прямоугольник, слева от него большой квадрат, слева от большого квадрата маленький квадрат, справа от прямоугольника и к верху ставим треугольник, под прямоугольником и большим квадратом круги.

- Выполнение постройки (индивидуальная работа – карточки трафареты, работа рука в руке).

- Молодцы, ребята! У вас получились замечательные грузовики, которые будут помогать грузовику Лёве на стройке. Давайте посадим водителей в наши грузовики и отправим к Лёве на стройку. (детям предлагаются фигурки животных, ребенок выбирает фигурку и называет её – помощь совместное называние, называние педагогом).

5)        Заключительная работа:

-- Ребята, а теперь давайте посмотрим какие еще задания приготовил для нас Лёва. Возьмем рули и поедем на строительную площадку (Педагог называет имя и цвет, ребенок берет соответствующий круг, и все переходят для работы стоя возле столов. Педагог из конвертов достает каждому ребенку разрезную картинку – грузовик. Индивидуальный и дифференцированный подход: разная сложность и количество деталей, образец и без образца, работа рука в руке) – выполнение задания.

-- Дополнительное задание: индивидуальные карточки «четвертый лишний» (транспорт).

Цель: Развитие логического мышления.

5)        Итог (рефлексия):

-- На этом наше занятие подходит к концу. Как назвать одним словом: автобус, катер, самолет, машину?

-- Мне понравилось с вами играть. И грузовичок Лёва благодарит каждого из вас за проделанную работу (по именно отмечается каждый ребенок и задание, в котором он был успешен: например, хорошо посчитал, назвал все геометрические фигуры, аккуратно построил, внимательно слушал учителя, старался при складывании картинки и т.п.).

-- Спасибо, вам ребята. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно - методической работы учителя - дефектолога

Материал содержит перспективное планирование  работы учителя-дефектолога по всем направлениям  деятельности. В плане описаны формы работы; цели, которые реализует специалист в определенном в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей к школе группы Понятия «больше», «меньше».

Методическая разработка: Учителя дефектолога  с детьми с ОВЗ старшей к  школе  группыПонятия «больше», «меньше»....

Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы «Геометрические фигуры»

Методическая разработка: Учителя дефектолога  с детьми с ОВЗ старшей группы«Геометрические фигуры»...

Методическая разработка: Учителя дефектолога с детьми с ОВЗ старшей группы «День защитника Отечества»

Методическая разработка: Учителя дефектолога  с детьми с ОВЗ старшей группы«День защитника Отечества»...

Годовой план коррекционно-методической работы учителя-дефектолога Юшиной Людмилы Викторовны

Цель: Повышать качество коррекционно-образовательной деятельности  учителя-дефектолога в условиях   ФГОС ДОУ....