Рекомендации учителя-дефектолога воспитателям групп с нарушением зрения по темам недели.
картотека по коррекционной педагогике (младшая, средняя группа)
Папка взаимосвязи учителя-дефектолога и воспитателей групп для детей с нарушением зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
papka_vzaimosvyazi_tiflopedagoga_sr._gr.docx | 83.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Папка взаимосвязи
учителя-дефектолога и воспитателей
Тема: «Наши правила»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Учить ориентироваться в помещениях детского сада. - Учить правилам поведения в общественных местах. - Знакомить с правилами поведения на улице. - Учить ходить парами. | Экскурсия по детскому саду.
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. - Закреплять представления о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник) |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения и называть их. - Развивать зрительно-моторную координацию. |
|
Зрительная гимнастика | «Движение глаз» «Горизонтали» «Вертикали» | - Производить движения глаз по квадрату, «змейке», ломаной линии. (8-10 раз) - Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем. (10-12раз) - Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем. (10 раз) |
Тема: ««Времена года. Осень»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Формировать интерес к явлениям и изменениям природы. -Закреплять знание о времени года. | Экскурсия вокруг детского сада.
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Учить находить предметы, геометрические фигуры определенной формы, цвета, величины в окружающем мире. - Развивать зрительную реакцию на предметы и объекты, изображенные на картинке. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Развивать способности детей различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения и называть их. - Развивать зрительно-моторную координацию. |
«Откуда пришел дождик?» (ветер принес тучи) «Где тучи плывут?» (Вверху, на небе) «Откуда льется дождь?» (сверху вниз, из тучи)
|
Зрительная гимнастика | «Движение глаз» «Горизонтали» «Вертикали» | - Производить движения глаз по квадрату, «змейке», ломаной линии. (8-10 раз) - Производить движения глаз из стороны в сторону, следить за пальцем. (10-12раз) - Производить движения глаз вверх-вниз, следить за пальцем. (10 раз) |
Пальчиковая гимнастика «Огород» | В огород мы пойдем, Много овощей найдем. Вот огурец, зеленый молодец, Вот лучок, желтенький бочок, красный помидор, Белая капуста, Чтоб не было в корзине пусто. | - Указательными и средними пальцами «ходят» по столу. - Поочередно сгибают пальцы. - Разжимают кулак, растопыривают пальцы. (повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика «Красная морковка» | У морковки красный нос, Глубоко он в землю врос, А зеленый хвост снаружи, Нам зеленый хвост не нужен. Нужен только красный нос, Он витаминами оброс. | - Ходят по кругу, показывают длину носа. - Приседают -Встают, высоко поднимают руки вверх. - Руки на поясе, качают головой вправо, влево. - Ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза) |
Тема: «Деревья» (лиственные)
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять знания и представления о деревьях. - Упражнять в обследовании основных свойств и признаков растений с использованием функций зрения, обоняния, осязания. - Учить различать и называть составные части деревьев, группировать деревья по форме кроны и ствола, сравнивать 2 дерева. | Экскурсия вокруг детского сада.
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять навыки цветовосприятия; - Учить называть точным словом оранжевый цвет, локализовывать предметы оранжевого цвета из предметов красного и желтого цвета; - Формировать интерес к экспериментаторским действиям с красками (смешение красок, получение нового цвета). - Упражнять в соотнесении предметных изображений с их условными изображениями (силуэт) |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить определять, показывать правую и левую стороны листа, середину листа. - Учить рисовать на листе бумаги линии с направлением движения сверху вниз. |
|
Зрительная гимнастика | У детей в каждой руке по одному листочку. 1. Одной рукой рисуем волну, затем другой рукой. 2. Руки в стороны. 3. Одна рука вверху, другая – внизу. | - Производить движения глаз за листочком (4 раза) - Производить движения глаз из стороны в сторону (4 раза) - Производить движения глаз вверх-вниз (4 раза) |
Пальчиковая гимнастика «Огород» | В огород мы пойдем, Много овощей найдем. Вот огурец, зеленый молодец, Вот лучок, желтенький бочок, красный помидор, Белая капуста, Чтоб не было в корзине пусто. | - Указательными и средними пальцами «ходят» по столу. - Поочередно сгибают пальцы. - Разжимают кулак, растопыривают пальцы. (повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика «Красная морковка» | У морковки красный нос, Глубоко он в землю врос, А зеленый хвост снаружи, Нам зеленый хвост не нужен. Нужен только красный нос, Он витаминами оброс. | - Ходят по кругу, показывают длину носа. - Приседают -Встают, высоко поднимают руки вверх. - Руки на поясе, качают головой вправо, влево. - Ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза) |
Тема: «Сад. Фрукты»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Уточнять и закреплять знания и предметные представления о фруктах (названия, характерные особенности, цвет, вкус, величина). - Учить сравнивать и группировать фрукты по цвету, ориентируясь на него, как на постоянный признак. Учить понимать обобщающее понятие «фрукты». |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Формировать у детей зрительно-осязательные способности обследования предметов; - Уметь различать и называть форму геометрических фигур (круг, овал, квадрат) и соотносить их с формой объемных тел (шар, куб), (Эллипсоид показать детям без названия). - Упражнять в сравнении 2 предметов по ширине. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. - Упражнять в местоположении предмета соответствующими пространственными терминами. - Развивать мелкую моторику рук. |
|
Зрительная гимнастика | Для игры «Какого фрукта не стало?» или «Что изменилось?» Закрывайте крепко глазки. Раз, два, три, четыре, пять, Можно глазки открывать. Поморгайте, поморгайте, Посмотрите и узнайте. | Движения глаз в соответствии с текстом. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | Мы делили апельсин. Много нас, а он один. Эта долька для ежа, Эта долька для чижа, Эта долька для котят, Эта долька для утят, Эта долька для бобра, А для волка кожура. | - Сжимают и разжимают пальцы в кулаки. - Показывают ладошки, б. палец вверх - Поочередно сгибают пальцы в кулак. - Разжимают кулак, растопыривают пальцы. (Повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика «Компот» | Будем мы варить компот. Фруктов нужно много. Вот. Будем яблоки крошить, Грушу резать. Отожмем лимонный сок, Слив положим, сахарок. Вари, варим мы компот. Угостим честной народ. | - Круговые вращения руками. - Показывают как много. - «Крошат». - «Режут». - «Отжимают». - «Кладут». - Круговые вращения руками - Хлопают в ладоши. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Огород. Овощи»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Расширять знания детей об овощах, упражнять в обследовании основных признаков и свойств овощей с использованием зрения и других анализаторов. - Учить группировать овощи по форме (овальные и круглые). - Упражнять в выделении признаков овощей (форма, цвет, величина). |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Уметь осуществлять выбор величины по образцу, производить выбор величины по слову; - Формировать умение сравнивать предметы по величине, используя способ наложения и приложения, устанавливать отношения равенства-неравенства; - Упражнять в парном сравнении по общему объему: «большой – маленький»; - Уметь создавать сериационный ряд по правилу: «Каждый раз из группы предметов выбираю самый большой объект» |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа с помощью осязания. - Упражнять в местоположении предмета соответствующими пространственными терминами. |
|
Зрительная гимнастика | Огуречик Огуречик, огуречик, Не ходи на тот конечик, Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызет. | - Производить движения глаз из стороны в сторону. - Производить движения глаз вверх-вниз. - Моргание глазами. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика «Огород» | В огород мы пойдем, Много овощей найдем. Вот огурец, зеленый молодец, Вот лучок, желтенький бочок, красный помидор, Белая капуста, Чтоб не было в корзине пусто. | - Указательными и средними пальцами «ходят» по столу. - Поочередно сгибают пальцы. - Разжимают кулак, растопыривают пальцы. (повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика «Красная морковка» | Обед Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок – сосед. На пенек зайчата сели, Дружно всю морковку съели. | - Ходят по кругу, делают подскоки. - Приседают. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Домашние животные и их детеныши»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять представления о домашних животных и их детенышах, о том что едят, какую пользу приносят людям; - Формировать навыки звукоподражания голосам домашних животных; - Упражнять в умении обследовать основные признаки животного: части туловища, цвет, величина, повадки. - Уметь устанавливать различия (большой-маленький); - Прививать любовь к домашним животным. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Уметь осуществлять выбор тождественного предмета по величине по (образцу) и проверять его промериванием (такой, не такой); - Учить ориентироваться на величину, как на значимый признак; - Знать понятие «Средний по величине»; - Формировать умение составлять упорядоченный (сериационный) ряд из трех объектов; |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить детей способам зрительно-осязательного обследования игрушек, предметов. - Учить детей раскладывать предметы в группе по словесной установке педагога. - Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. |
|
Зрительная гимнастика Котик | Ходит котик по дорожке, Смотрит котик к нам в окошко, Котик серенький, Хвостик беленький. | - Взор переводят вправо, влево. - Широко открывают глаза. - Моргание глазами. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика Лошадка | Я люблю свою лошадку, Причешу ей шерстку гладко, Гребешком приглажу хвостик И верхом поеду в гости. | - Поглаживают кисти рук. - Поглаживают каждый палец. - Стучат пальчиком по столу (повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика Петушок | Рано, рано поутру Петушок: Ку-ка-ре-ку! А коровушка в ответ: - Му у, му-у, му-у. А коза как закричит: - Ме – ме – ме! | - Шагают по кругу, руками хлопают себя по бокам. - Руки на поясе, поднимаются на носки, тянутся вверх, проговаривают «кукареку». - Наклон вперед, вытягивают шею, проговаривают «му-у». - Поворачиваются в другую сторону, наклоняются вперед, вытягивают шею, проговаривают «ме-е». (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Дикие животные и их детеныши»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять представление о жизни диких животных (заяц, белка, еж) в природных условиях; - Упражнять в умении обследовать основные признаки предметов с помощью зрения, осязания, слуха. - Учить узнавать и называть диких животных и части их туловищ в силуэтном и контурном изображении. - Ознакомить с умением диких животных приспосабливаться к жизни в зимних условиях, со способом передвижения, питания, защиты от врагов. - Формировать у детей любовь к дикой природе и чувство сопереживания. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять знания о разновидностях геометрических фигур, навыки зрительного восприятия предметов окружающего мира, умение воссоздавать из частей целое изображение предмета, навык анализа изображения предмета и умения соотносить форму предмета с геометрической фигурой. - Учить различать и называть форму геометрических фигур, локализовывать из большого количества геометрических фигур одну фигуру (по словесной инструкции педагога). |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить понимать заслоненность одного предмета другим, употребляя при этом пространственный предлог «за». - Учить располагать предметы на доске справа, слева. - Развивать умение детей ориентироваться в микропространстве. |
|
Зрительная гимнастика Зоопарк | В зоопарке мы ходили, К каждой клетке подходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, лисят. | - Взор переводят вправо, влево. - Широко открывают глаза. - Моргание глазами. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика Зайка | Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть. | - Руки сжаты в кулаки. - Разгибают и сгибают пальцы. - Растирают пальцы и кисти рук. (повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика Мишка | Мишка косолапый по лесу идет Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ! | - Шагают по кругу, вперевалочку - Наклон вперед – собирают шишки - Приседают, прячут руками голову. - Ходят по кругу, топая ногами. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Домашние птицы»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Учить различать домашних птиц и распознавать их по величине, окраске оперения, издаваемым звукам. - Учить различать и называть и называть части туловища птиц. - Закреплять знания о разновидностях геометрических фигур, умение создавать из частей целое изображение предмета. - Упражнять в локализации птиц из одной группы. - Упражнять в имитации движений и повадок домашних птиц. - Формировать умение звукоподражания голосам домашних птиц. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Учить зрительно различать, называть, анализировать игрушки птиц. Сравнивать их изображение с изображением на картинке и с их силуэтами, выделять цвет, форму. - Развивать моторные навыки руки. - Учить понимать словесные указания педагога. - Воспитывать желание отвечать на вопросы педагога развернутыми предложениями. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Закреплять умение различать пространственные признаки окружающих предметов с помощью зрения, учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью осязания и слуха, акцентировать внимание на поверхности предметов. - Формировать умение использовать рецепторы осязания в процессе предметно-практической деятельности. |
|
Зрительная гимнастика Петух | Он носом в землю постучит, Взмахнет крылом - и закричит. Кричит он даже сонный, Крикун неугомонный! | - Моргание глазами. - Взор переводят вправо, влево. - Широко открывают глаза, моргают. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика Курица | Я съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу. А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. | - Стучат пальцами по столу. - «Ходят» указательными и средними пальцами по столу. - Рисуют в воздухе овал. - Растирают ладони. (Повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика Утки | Утки, утки, утки, Уточки – малютки, На волнах качались, Брызгались, плескались. | - Шагают по кругу, руки за спиной. - Приседают - Встают, машут, как крыльями. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Птицы (зимующие и перелетные)»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять представление о диких птицах и их детенышах, о том, что едят, где обитают, зачем улетают в теплые края. - Формировать навыки звукоподражания голосам диких птиц; - Упражнять в умении обследовать основные признаки птиц: части туловища, цвет, величина, повадки. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять знания о сенсорных качествах и свойствах предметов в разных видах деятельности; - Развивать зрительно-двигательную ориентацию при выполнении заданий на движение; - Воспитывать интерес к наблюдению за птицами. - Развивать мелкую моторику рук. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить различать разных птиц с помощью слуха. - Развивать умение ориентироваться в микропространстве. - Развивать прослеживающую функцию глаз. |
|
Зрительная гимнастика | По Аветисову Э.С. | - Взор переводят вверх, вниз. - Взор переводят вправо, влево. - Взор переводят по диагоналям. - По кругу - Широко открывают глаза, моргают. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика Воробей | Шустро скачет воробьишка, Птичка – серая малышка. По двору шныряет, Крошки собирает. | - Стучат пальцами по столу. - Сжимают и разжимают пальцы в кулак. - «Ходят» пальцами по столу. - Стучат пальцами по столу. (Повторить 2-3 раза) |
Двигательная гимнастика Лебеди | Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой, Качают головой. Устали и сели, Песню пропели. | - Бегают врассыпную, машут руками - Наклоняются вперед, качают головой. - Приседают (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Аквариумные рыбки»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | Экскурсия к аквариуму П.с. - Познакомить с аквариумом. - Учить наблюдать за поведением рыб в аквариуме, их кормлением, окраской, размером. - Познакомить с правилами ухода за аквариумом и рыбками. - Воплощать свои наблюдения в изображениях на бумаге. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять знание названий основных цветов (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый, оранжевый); - Уметь соотносить сенсорные эталоны с цветом реальных предметов; - Уметь локализовывать красный цвет из желтых, зеленых, синих, и т.д.; коричневый – из всех основных цветов; - Развивать мелкую моторику рук. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (выше, ниже, на, под, к). - Учить понимать и выполнять практические действия в соответствии со словесными инструкциями педагога. - Развивать зрительно-моторную координацию. |
|
Зрительная гимнастика | По Аветисову Э.С. + «Пальминг» + «Расслабление» | См. тему: «Птицы» «Пальминг» - Детям закрыть ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять). «Расслабление» - Сильно зажмурить глаза, затем расслабить лоб и веки. |
Пальчиковая гимнастика | На выбор воспитателей. | |
Двигательная гимнастика Рыбки | Рыбки плавали, плескались В чистой, светленькой воде, То сожмутся, Разожмутся, То зароются в песке. | - Ладони складываем вместе и показываем ими, как рыбки плывут (вправо, влево) - Встаем на корточки и обхватываем себя руками. - Встаем, руки в стороны. - Присаживаемся и как будто роем песок руками (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Зима. Зимние забавы»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять знания о временах года, состоянии погоды. - Учить наблюдать явления природы (дует ветер, снег белый холодный, от тепла быстро тает, а вода от мороза быстро замерзает), наблюдать за поведением птиц и животных; - Знать названия детских игр в зимнее время года. - Знать название зимних видов спорта. |
- таяние снега. - замораживание воды.
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Продолжать учить узнавать и называть и сличать величину предметов (зимних веток по толщине, длине) зрительным способом. - Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, находить середину листа, стороны (слева, справа от середины). |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить понимать и употреблять в речи пространственные предлоги и наречия. - Учить определять расположение объектов на сюжетном изображении, употребляя слова «далеко», «близко» - Упражнять в расположении предметов в групповой комнате по словесной инструкции. |
|
Зрительная гимнастика «Снег-снежок» | Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке. | Моргание Движения глазами влево-вправо Моргание Круговые движения Моргание Посмотреть вдаль, моргание Моргание Посмотреть на ладошку |
Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» | Вот как пальчики шагают - И мизинец и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят! | Шагающие движения пальцами правой руки. Показывать называемые пальцы, загибая остальные в кулак. Сжимать в кулак и разжимать пальцы правой руки. То же самое проделать с левой рукой. |
Двигательная гимнастика «Мишка» | Мишка косолапый по лесу идет Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ! | - Шагают по кругу, вперевалочку - Наклон вперед – собирают шишки - Приседают, прячут руками голову. - Ходят по кругу, топая ногами. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Хвойные деревья»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Уметь выделять звуки зверей и подражать этим звукам в процессе наблюдения, восприятия в играх. - Закреплять знание о хвойных деревьях. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Уметь показывать и называть точным словом высоту, ширину деревьев. - Знать, что при показе высоты рука движется в направлении сверху вниз. - Развивать глазомерную оценку при сравнении предметов по высоте. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить располагать предметы по словесной инструкции педагога. - Упражнять в микроориентировке на листе бумаги. - Развивать зрительно-моторную координацию. - Закреплять умение правильно сравнивать предметы по высоте. |
|
Зрительная гимнастика «Снег-снежок» | Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке. | Моргание Движения глазами влево-вправо Моргание Круговые движения Моргание Посмотреть вдаль, Моргание Посмотреть на ладошку |
Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» | Вот как пальчики шагают - И мизинец и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят! | Шагающие движения пальцами правой руки. Показывать называемые пальцы, загибая остальные в кулак. Сжимать в кулак и разжимать пальцы правой руки. То же самое проделать с левой рукой. |
Двигательная гимнастика «Мишка» | Мишка косолапый по лесу идет Шишки собирает, песенки поет. Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою – топ! | - Шагают по кругу, вперевалочку - Наклон вперед – собирают шишки - Приседают, прячут руками голову. - Ходят по кругу, топая ногами. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Встреча Нового года - новогодние игрушки»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Упражнять в умении обследовать основные признаки: цвет, форму, величину. - Учить определять поверхность, материал, место расположение и назначение, сравнивать и группировать игрушки по основным признакам. - Объяснять обобщающее понятие «игрушки». - Стимулировать желание держать игрушки в чистоте. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Учить различать и называть игрушки, соотносить с изображением на картинке, силуэтным изображением. - Развивать зрительно-поисковую деятельность, зрительное внимание. Знакомить с правилами хранения игрушек, приучать соблюдать их. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить детей ориентироваться в групповой комнате, уточнять представления детей о расположении игрушек в игровом уголке. - Учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью зрения и слуха. - Воспитывать умение бережно относиться к игрушкам. |
|
Зрительная гимнастика «Паровоз» | Загудел паровоз И вагончики повез: - Чу – чу – чу, чу – чу – чу, Далеко я укачу! | Широко открывают глаза. Движения глазами влево-вправо Взор переводят вверх, вниз. Закрывают глаза. |
Пальчиковая гимнастика «Матрешка» | Ростом разные подружки, Непохожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, и всего одна игрушка. Если хочешь поиграть, Надо все их разобрать | Пальцы сжаты в кулак. Разжимают пальцы по одному. Сжимают пальцы в кулак. Потирают ладони. Разжимают по одному пальцу (Повторить 3-4 раза) |
Двигательная гимнастика «Буратино» | Буратино потянулся, Раз нагнулся, Два нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Тянут руки вверх так, как удобно. Делают наклоны вперед (3 раза) Руки в стороны Поднимают руки вверх, поднимаются на носки. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Новогодний праздник»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Учить наблюдать погоду, замечать и объяснять её проявления, наблюдать за явлениями природы. - Закреплять знания о праздниках в России. - Формировать умение пересказа, активизировать словарь. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять представление о цвете. - Учить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения), узнавать и называть точным словом голубой цвет, локализовать предметы голубого цвета из предметов синего, фиолетового и белого цвета. - Упражнять в сравнении 3-ех предметов разных по высоте, в построении сериационного ряда в порядке убывания высоты. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить анализировать взаимоположение предметов на плоскости листа. - Учить соотносить с помощью осязания объемные формы. - Развивать зрительно-моторную координацию и прослеживающую функцию глаза. - Продолжать учить ориентироваться в групповой комнате. |
|
Зрительная гимнастика «Снег-снежок» | Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке. | Моргание Движения глазами влево-вправо Моргание Круговые движения Моргание Посмотреть вдаль, Моргание Посмотреть на ладошку |
Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» | Вот как пальчики шагают - И мизинец и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят! | Шагающие движения пальцами правой руки. Показывать называемые пальцы, загибая остальные в кулак. Сжимать в кулак и разжимать пальцы правой руки. То же самое проделать с левой рукой. |
Двигательная гимнастика | Повторить движения к танцам на новогодний праздник. «Собери снежинки» «Догони игрушку» | - Дети по команде воспитателя собирают снежинки на скорость. - Дети стоят в кругу и передают игрушку по кругу, а ведущий пытается догнать игрушку и поймать её. |
Тема: «Каникулы/общение по блоку»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять представления детей о временах года, состоянии погоды. - Закреплять представления о сезонной одежде, учить застегивать пуговицы, липы, замки. - Знакомить с некоторыми традиционными праздниками России (Старый Новый год, Рождество Христово) |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять представление о плоских изображениях геометрических фигур (круг, овал, треугольник). - Закреплять умение соотносить плоские изображения с объемными телами. - Учить зрительно воспринимать мимику лица и воспроизводить по подражанию: радость, грусть, удовольствие, злость и др. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить моделировать сюжетное изображение на фланелеграфе с помощью взрослого. - Упражнять в расположении предметов в названных направлениях окружающего пространства. |
|
Зрительная гимнастика «Снег-снежок» | Снег-снежок, снег-снежок по дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, тает на ладошке. | Моргание Движения глазами влево-вправо Моргание Круговые движения Моргание Посмотреть вдаль, Моргание Посмотреть на ладошку |
Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» | Вот как пальчики шагают - И мизинец и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят! | Шагающие движения пальцами правой руки. Показывать называемые пальцы, загибая остальные в кулак. Сжимать в кулак и разжимать пальцы правой руки. То же самое проделать с левой рукой. |
Двигательная гимнастика | Повторить движения к танцам на новогодний праздник. «Собери снежинки» «Догони игрушку» | - Дети по команде воспитателя собирают снежинки на скорость. - Дети стоят в кругу и передают игрушку по кругу, а ведущий пытается догнать игрушку и поймать её. |
Тема: «Семья»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Формировать способы зрительного восприятия при рассматривании семейных фотографий. Находить общее и отличное. - Учить размещать изображения по словесному описанию, называть их расположение. - Закреплять умение ориентироваться на микроплоскости. - Воспитывать любовь и чуткое отношение к близким людям. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Дать знания детям о том, что каждая часть тела выполняет определенные функции (пальцы держат, прижимают, рисуют и т.д.). - Познакомить с названиями пальцев. - Развивать мелкую моторику, внимание. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить определять расположение предметов (далеко, близко, ближе, дальше). - Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами. |
|
Зрительная гимнастика «Снег-снежок» | Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх, смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз. | Дети поднимают и опускают плечи. Смотрят глазами влево, вправо. Смотрят глазами вверх и вниз. Выполняют легкие полуприседания Резко приседают. |
Пальчиковая гимнастика «Вот как пальчики шагают» | Вот как пальчики шагают - И мизинец и большой, Указательный и средний, Безымянный - вот какой! Вот какие наши ручки, Лихо пляшут у ребят, Вот какие наши ручки, Веселятся и шалят! | Шагающие движения пальцами правой руки. Показывать называемые пальцы, загибая остальные в кулак. Сжимать в кулак и разжимать пальцы правой руки. То же самое проделать с левой рукой. |
Двигательная гимнастика | Мы веселые мартышки, Мы играем громко слишком, Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем, Надуваем щечки, скачем на носочках. И друг другу даже языки покажем. Дружно прыгнем к потолку, оттопырим ушки, Ногу поднесем ко рту, хвостик на макушку. Шире рот откроем, гримасы все состроим. Как скажу я раз, два, три – Все с гримасами замри! Раз, два, три! | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
Тема: «Дом, мебель»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное положение, сличать изображение с реальными предметами. - Воспитывать желание относиться к вещам бережно, поддерживать порядок в игровом уголке. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Закреплять умение детей зрительно анализировать основные признаки предметов мебели: форму, цвет, величину, определять пространственное положение, сличать изображение с реальными предметами. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить соотношению игрушек с их условными изображениями. - Знакомить с простейшей схемой пространства. -Упражнять в ориентировке в групповом помещении. |
|
Зрительная гимнастика «Любопытная Варвара» | Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо, Смотрит вверх, смотрит вниз, Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз. | Дети поднимают и опускают плечи. Смотрят глазами влево, вправо. Смотрят глазами вверх и вниз. Выполняют легкие полуприседания Резко приседают. |
Пальчиковая гимнастика «Мебельный магазин» | Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. Это стул, на нем сидят. Это стол, за ним едят. На диване отдыхают, Книги умные читают. На кровати крепко спят. Вещи все в шкафах хранят. Эту мебель мы купили С папой вместе в магазине. | Ребенок ритмично сжимает и разжимает пальцы рук. Загибает или разгибает пальцы на руке, перечисляя мебель. Произносит текст, ритмично сжимает и разжимает пальцы рук. Повторить 2-3 раза. |
Двигательная гимнастика «Шкаф» | У стенки встав, хвалился шкаф: В такой большой квартире Всех выше я и шире. Я для вещей отличный дом, Они на полочках рядком Хранятся аккуратно, И каждому понятно: В квартире важный я предмет, Важней меня предмета нет! | - Прижав руки по швам, вытягиваются, поднимают голову вверх. - Поднимают руки вверх, в стороны, прогибаются в спине. - Поднимаются на носки, руки вверх, затем в стороны. - Ходят на месте. (Повторить 2-3 раза) |
Тема: «Посуда»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Закреплять умение понимать слово «посуда». - Учить выделять части в рассматриваемом объекте - Учить соотносить предметы посуды по цвету. - Расширять и обогащать словарный запас детей по теме «Посуда». - Воспитывать бережное отношение к предметам посуды. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Формировать зрительные способы обследования предметов, умение различать, находить и называть форму реальных предметов игрушечной посуды. - Развивать полисенсорное восприятие, классифицируя предметы посуды по материалу. - Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под) - Развивать навыки микроориентировки. |
|
Зрительная гимнастика «Чайник» «Чашка» | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» | - Моргают глазами - Смотрят глазами влево, вправо. - Широко открывают глаза. - Закрывают глаза и представляют, как пьют чай. |
Что за чашечка такая? Воду льешь, она стоит. Чай в ней пьешь, она молчит. Только ложка заводная Не стоит и не молчит. Непослушная такая, Все стучит, стучит, стучит. | - Широко открывают глаза. - Смотрят глазами вверх, вниз. - Закрывают глаза. - Круговые движения по часовой стрелке. -Движения глаз против часовой стрелки - Моргают глазами (Повторить 2-3 раза) | |
Пальчиковая гимнастика «Нож» «Тарелка» | Точим, точим, точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы – Угощайтесь, молодцы! | - Имитируют движения точильщика ножей. - Стучат по столу ребром правой, затем левой руки. - Разводят руки в стороны, «зазывают гостей». |
Вот тарелка для Валерки, Желтые колечки, Для котлеты, для пюре, Для блинов и гречки. | - Рисуют руками большой круг. - Рисуют в воздухе маленькие колечки. - Делают колечки пальчиками, соединяя каждый с большим по очереди. (Повторить 2-3 раза) | |
Двигательная гимнастика | На выбор воспитателя. |
Тема: «Продукты питания»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Дать детям знания о продуктах питания, полезных для организма. Закреплять умение понимать словосочетание «продукты питания». - Расширять и обогащать словарный запас детей по теме недели. - Учить детей определять свежие и несвежие продукты питания по запаху. -Учить наблюдать за работой продавца в магазине, рассказать о своих наблюдениях; ознакомить с правилами поведения в общественных местах. |
Экскурсия в продуктовый магазин - рассматривание ассортимента витрин, расположение прилавков. - наблюдение за действиями сотрудников магазина (кассира, продавца) - Наблюдение за диалогами продавца и покупателя.
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Формировать зрительные способы обследования предметов, умение различать, находить и называть продукты питания. - Развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Упражнять в понимании и употреблении в речи пространственных терминов (справа, слева, между, над, под) - Развивать навыки микроориентировки. |
|
Зрительная гимнастика «Чайник» «Чашка» | Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» | - Моргают глазами - Смотрят глазами влево, вправо. - Широко открывают глаза. - Закрывают глаза и представляют, как пьют чай. |
Что за чашечка такая? Воду льешь, она стоит. Чай в ней пьешь, она молчит. Только ложка заводная Не стоит и не молчит. Непослушная такая, Все стучит, стучит, стучит. | - Широко открывают глаза. - Смотрят глазами вверх, вниз. - Закрывают глаза. - Круговые движения по часовой стрелке. -Движения глаз против часовой стрелки - Моргают глазами (Повторить 2-3 раза) | |
Пальчиковая гимнастика «Нож» «Тарелка» | Точим, точим, точим нож! Будет очень он хорош. Будет резать он припасы: Масло, сало, хлеб, колбасы, Помидоры, огурцы – Угощайтесь, молодцы! | - Имитируют движения точильщика ножей. - Стучат по столу ребром правой, затем левой руки. - Разводят руки в стороны, «зазывают гостей». |
Вот тарелка для Валерки, Желтые колечки, Для котлеты, для пюре, Для блинов и гречки. | - Рисуют руками большой круг. - Рисуют в воздухе маленькие колечки. - Делают колечки пальчиками, соединяя каждый с большим по очереди. (Повторить 2-3 раза) | |
Двигательная гимнастика | На выбор воспитателя. |
Тема: «23 февраля – праздник пап»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки | - Расширять знания детей о труде взрослых, создавать условия для посильного участия детей в труде взрослого, подражания. - Уточнять представления об орудиях труда взрослых. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Упражнять в построении сериационного ряда из предметов разной толщины в убывающей последовательности. - Уметь на глаз находить идентичные предметы по толщине среди трех разных по величине способом зрительного соотношения. - Обогащать и совершенствовать словарный запас. |
|
Развитие ориентировки в пространстве | - Учить детей правильным приемам ходьбы, движениям рук и ног во время ходьбы. - Упражнять в ориентировке в групповой комнате. - Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами. - Воспитывать любовь и уважение к родителям. |
|
Зрительная гимнастика | По Аветисову Э.С. | - Взор переводят вверх, вниз. - Взор переводят вправо, влево. - Взор переводят по диагоналям. - По кругу - Широко открывают глаза, моргают. - Закрывают глаза. (Повторить 2-3 раза) |
Пальчиковая гимнастика | По заданию логопеда | |
Двигательная гимнастика «Мы топаем ногами» | Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Качаем головой, Качаем головой Мы ручки поднимаем, Мы ручки опускаем, Мы ручки подаем И бегаем кругом. | Делать движения соответственно тексту |
Тема: «Обувь, одежда, головные уборы»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки, познавательных процессов и речи | - Расширять и закреплять представления детей об одежде, обуви, головных уборах, учить распознавать их по внешнему виду. - Учить понимать назначение одежды, обуви, головных уборов, различать и называть существенные детали (у рубашки – рукава, воротник, манжеты, у ботинок – пятка, нос, каблук и т.д.). - Упражнять в последовательности одевания на прогулку. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Продолжать учить находить предметы заданного цвета, оттенка в окружающем мире. - Учить осязательно-зрительным способом обследовать предметы. - Продолжать учить группировать предметы по одному из сенсорных признаков (форме, цвету, величине) в играх - Развитие памяти. |
|
ФЭМП Развитие ориентировки в пространстве и во времени | - Закреплять умение соотносить число с цифрой (до 10); - Упражнять в решении задач с помощью математической символики, в уменьшении и увеличении числа на 1. - закреплять последовательность числа в натуральном ряду. - Закреплять знания дней недели, последовательность. |
|
Развитие мелкой и крупной моторики | - Развивать мелкую моторику. - Упражнять в застегивании пуговиц, молний, крючков, липучек, шнуровок и т.д. |
|
Зрительная гимнастика:
Мастерица
Я рубашку сшила мишке, - Взор переводят вправо – влево.
Я сошью ему штанишки. - Взор переводят вверх – вниз.
Будет мишенька гулять, - Движение взора по кругу.
А ночами крепко спать. - Закрывают глаза.
(Повторить 2-3 раза)
Пальчиковая гимнастика:
Перчатки
Пять мальчиков, - Поочередно зажимают пальцы
Пять чуланчиков. в кулак сначала на левой руке
Разошлись мальчики затем на правой.
В темные чуланчики, (Повторить 3-4 раза)
Каждый мальчик
В свой чуланчик.
Двигательная гимнастика:
Ботинки
У моей Маринки - Наклоняются, разводят руками,
Красные ботинки, показывая на ноги взглядом.
Платье синее на ней, - Руки на поясе, повороты туловища
В нем пойдет встречать гостей. вправо, влево.
Зашагает по дорожке, - Шагают по кругу.
Не замочит свои ножки. - Перепрыгивают лужи.
(Повторить 3-4 раза)
Тема: «8 марта»
Разделы | Программное содержание | Игры и упражнения |
Развитие социально-бытовой ориентировки, познавательных процессов и речи | - Расширять и закреплять представления о семье, членах семьи, семейных ценностях. - Учить составлять рассказ по сюжетной картине. - Закреплять фонематический и грамматический строй речи. |
|
Сенсорное развитие и развитие ВПФ | - Учить отличать основные оттенки цвета, насыщенность, контрастность цветов, светлоту; - Учить использовать лекала, трафареты для изображения и дорисовывания предметов. - Закреплять умения находить предметы определенной формы, цвета, величины в окружающем мире. |
|
ФЭМП Развитие ориентировки в пространстве и во времени | - Закреплять количественный и порядковый счет в пределах 10. - Учить отличать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные тела (шар, эллипсоид, конус, куб, призма) - Закреплять знания о частях суток. - Упражнять в обозначении расположения предметов соответствующими пространственными терминами. |
|
Развитие мелкой и крупной моторики | - Развивать мелкую моторику пальцев рук. |
|
Зрительная гимнастика: | Одуванчик Раз – налево, два – направо, Одуванчик сделал круг, Приземлился, огляделся И нашел себе подруг (Повторить 2-3 раза) | - Взор переводят влево – вправо - Движение взора по кругу. - Широко открывают глаза. - Моргают глазами. |
Тема: «Весна – пробуждение природы, первые цветы»
Задачи:
- Закреплять знания детей об основных цветах спектра. Развивать цветовосприятие.
- Учить узнавать, называть и сличать предметы по величине.
- Активизировать сохранные анализаторы, стимулировать предметные действия в наблюдениях за явлениями природы весной.
- Продолжать развивать интерес к изучению явлений природы.
Игры и упражнения:
- Отгадывание загадок о весне, чтение стихотворений.
- Выкладывание предметов по величине (от маленького до большого и наоборот).
- Разрезные картинки (первые цветы, явления в природе).
- «Проведи дорожки» (нарисуй ручейки по пунктирным линиям).
- Поиск предмета в большом пространстве по заданию.
- «Найди то, о чем скажу» (картинки по признакам весны).
- «Выложи дорожку (солнышко, цветочек) из мозаики».
- Разучить пословицы о весне.
Зрительная гимнастика
«Одуванчик»
Уронило солнце лучик золотой. - Взор переводят влево – вправо
Вырос одуванчик первый, молодой. - Взор переводят вверх – вниз.
У него чудесный золотистый цвет. - Моргают глазами.
Он большого солнца маленький портрет. - Закрывают глаза.
(Повторить 2-3 раза)
Двигательная гимнастика
Дети выполняют движения по инструкции педагога.
- Поднять обе руки вверх - посмотреть на кончики пальцев. Опустить руки вниз - посмотреть на кончики пальцев. Присесть, сложить руки у щек. (Повторяют два раза)
Тема: «Человек, части тела», «Здоровье»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с собственным телом, называть части тела, знать для чего они нужны человеку.
- Учить обозначать расположение частей тела соответствующими пространственными терминами.
- Продолжать учить ориентироваться в групповых помещениях.
- Формировать навыки ухода за телом.
Игры и упражнения:
- Игра с куклой: «Покажи, где находится голова, туловище, руки, ноги?»
- «Найди отличия»
- «Чудесный мешочек»
- «Четвертый лишний»
- «Кто позвал?»
- «Что изменилось?»
- «Иди на голос»
- Игра «Золушка» - горох, фасоль
- «Что опасно для человека?»
Зрительная гимнастика
«Темное расслабление»
Детям закрывать ладонями глаза, добиваясь идеального черного цвета в глазах (очки снять).
«Диагонали»
Направить взор в левый нижний угол (взор в сторону плеча), затем моргнуть 3 раза, затем то же самое повторить, направляя взор в правый нижний угол. Затем провести взор в верхний левый угол, поморгать 3 раза, то же самое – взор в верхний правый угол.
«Удивление»
Сильно зажмурить глаза, посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, сделать удивленный вид.
Тема: «Город Новосибирск»
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с улицами города, достопримечательностями, кукольным театром, цирком и т.д.
- Продолжать знакомить детей с улицей, где расположен детский сад, её особенностями, общественными зданиями.
- Закреплять правила поведения на улице: надо быть аккуратными, внимательными, идти только по тротуару, переходить улицу только по пешеходному переходу, не нарушать правила пешехода.
- Учить ориентироваться по простейшей схеме пространства.
- Учить правильно использовать пространственные термины (впереди, сзади, слева, справа и т.д.)
- Учит замечать и выделять предметы определенной формы, цвета, величины из множества других.
- Упражнять в сравнении домов по величине путем приложения и наложения.
Игры и упражнения:
- Учить отгадывать загадки.
- Игровые ситуации: «Пешеходный переход», «Я по улице иду».
- «Выложи домики по высоте».
- «Найди большие и маленькие дома».
- Лабиринты
- «Угадай, где звенит колокольчик»
- «Выложи схему улицы по образцу».
На улице:
- Экскурсия до пешеходного перекрестка, светофора.
- Экскурсия до ДК «Строитель».
- «Угадай, где проехала машина» (с закрытыми глазами).
Зрительная гимнастика
«Светофор»
У дороги, словно в сказке, - Взор переводят вверх – вниз.
На столбе живет трехглазка. - Взор переводят влево – вправо.
Все мигает и мигает, - Моргают глазами.
Ни на миг не засыпает. - Широко открывают глаза.
Она транспорт стережет, - Закрывают глаза.
Пешеходам путь дает. - Широко открывают глаза, закрывают.
(Повторить 2-3 раза)
Пальчиковая гимнастика
«Машина»
На резиновом ходу - «Шагают» пальцами по столу.
Все дороги обойду. - Стучат кулачками по столу.
Я на стройке пригожусь, - Потирают ладони.
Я работы не боюсь, - Сгибают и разгибают кулаки.
Мне открыты все пути, (Повторить 3-4 раза)
Вам со мной не по пути?
Двигательная гимнастика
«Самолет»
Самолет построим сами, - Поднимают руки вверх, опускают.
Полетим мы над лесами, - Руки в стороны, бег по кругу.
Полетим мы над полями,
А потом вернемся к маме. - Приседают.
(Повторить 3-4 раза)
Тема: «Городской транспорт»
Задачи:
- Учить детей понимать обобщенное слово «транспорт». Знать назначение, различать и называть существенные детали (основные части транспорта).
- Учить группировать предметы по одному из признаков (форма, цвет, величина).
- Учить зрительно-осязательным образом обследовать предметы.
- Развивать зрительное внимание при сличении контурных, силуэтных изображений.
- Учить ориентироваться по простейшей схеме пространства.
- Учит правильно использовать пространственные термины (впереди, сзади, слева и т.д.)
- Развивать умение ориентироваться в групповом помещении.
Игры и упражнения:
- «Четвертый лишний»
- С/р игра «Поездка в автобусе» (трамвае, троллейбусе, метро)
- «Подбери по цвету»
- «Подбери к предмету его изображение»
- «Чем похожи, чем отличаются»
- «Составь из частей целое»
- «Найди одинаковые картинки»
- «Составь описательную загадку о транспорте»
- «Выложи машину из спичек по образцу»
- «Собери автобус по образцу»
- «Найди дорогу в зоопарк по карте»
Тема: «Космос»
Задачи:
- Расширять и уточнять знания детей о космосе: космических машинах, строении солнечной системы.
- Дать представление о строении ракеты, космического шатла.
- Учить детей понимать обобщенное слово «космос».
- Учить использовать сенсорные эталоны при определении формы предметов.
- Учить правильно использовать пространственные термины.
- Развивать зрительный контроль при соотнесении изображений на картинке с реальным предметом.
- Расширять и обогащать словарь детей.
Игры и упражнения:
- Аппликация «Ракета»
- С/р игра «Космонавты»
- «Дорисуй деталь»
- Конструирование «Ракета», «Луноход»
- «Разложи планеты по величине»
- Лабиринты
- «Обведи по контуру»
- «Покажи цвет, который я назову»
- «Помоги космонавту улететь на луну» - на ориентировку.
Тема: «Профессии», «Кто работает в Д/с».
Задачи:
- Расширять знания детей о труде взрослых в детском саду, своих родителей.
- Уточнять детские представления об орудиях труда взрослых, их назначении и использовании.
- Развивать глазомер, учить выбирать из группы предметов самый большой и самый маленький. Группировать предметы по признакам (величина, цвет, назначение).
- Учить детей различать и называть основные цвета, соотносить сенсорные эталоны цвета с цветом фруктов и овощей.
- Учить детей ориентироваться в микропространстве.
- Закреплять умение детей обследовать предметы на ощупь.
- Воспитывать уважение к результату труда взрослых, вызывая у них желание подражать трудовым действиям взрослых.
Игры и упражнения:
- «Поможем доктору Айболиту собрать чемодан».
- «Найди и назови инструменты парикмахера, повара, врача, строителя, шофера».
- «Поможем повару сварить компот».
- «Как мама варит суп».
- Контуры, силуэты фруктов и овощей.
- «Положи фрукты и овощи в тарелочки по цвету».
- «Чудесный мешочек».
- «Соедини по точкам рисунок».
- «Подбери подходящую по размеру крышку к кастрюле»
- «Помоги портнихе разложить платочки по цвету».
- Шнуровка.
- «Экскурсия в медицинский кабинет».
- «Экскурсия на кухню Д/с».
- «Экскурсия в прачечную Д/с.
Зрительная гимнастика
«Чашка»
Что за чашечка такая? - Широко открывают глаза.
Воду льешь, она стоит. - Взор переводят вверх – вниз.
Чай в ней пьешь, она молчит. - Закрывают глаза.
Только ложка заводная - Круговые движения глаз по час. стр.
Не стоит и не молчит. - Движения глаз против час. стр.
Непослушная такая, - Моргают глазами.
Все стучит, стучит, стучит. (Повторить 2-3 раза)
Пальчиковая гимнастика
«Нож»
Точим, точим, точим нож! - Имитируют движения точильщика
Будет очень он хорош. ножей.
Будет резать он припасы: - Стучат по столу ребром правой,
Масло, сало, хлеб, колбасы, затем левой.
Помидоры, огурцы – - Разводят руки в стороны, «зазывают Угощайтесь, молодцы! гостей».
(Повторить 3-4 раза)
Двигательная гимнастика
«Кошка»
Стоит стол на тонких ножках, - Приседают, делают вид, что спят
Рядом стул, на нем спит кошка.
Кошке я сказала: «Брысь! - Встают, топают ногами.
На мой стул ты не ложись!» - Прыгают на месте.
Кошка спрыгнула со стула,
Стала бегать и играть, - Бегают врассыпную.
А когда она устала, - Подпрыгивают и приседают.
Прыгнула ко мне в кровать. (Повторить 3-4 раза)
Тема: «Детский сад – дружба», «Игрушки»
Задачи:
- Закрепить знания детей о форме, цвете игрушек, материале из которого они изготовлены.
- Учить различать, называть игрушки, соотносить с изображением на картинке, силуэтным изображением.
- Учить понимать обобщающее слово «игрушки».
- Развивать зрительно-поисковую деятельность, зрительное внимание, знакомить с правилами хранения игрушек.
- Учить детей ориентироваться в групповой комнате, уточнять представление детей о расположении игрушек в игровом уголке.
- Учить ориентироваться в окружающем пространстве с помощью зрения и слуха.
- Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Игры и упражнения:
- Учить детей отгадывать загадки.
- «Четвертый лишний» (по цвету, форме).
- «Что изменилось?», «Чего не стало?».
- Выложи из мозаики по образцу.
- «Найди отличия».
- «Найди в группе предметы, какого цвета я скажу» (формы, размера).
- Лепка игрушек из пластилина.
- «Узнай по звуку».
- Карты-схемы.
- «Угадай, кто позвонил».
- «Кто из детей стоит ближе, дальше?».
- «Дорисуй картинку» (использование различных линеек, трафаретов).
- Коллективные работы.
- «Сравни детей по росту», «Встань по росту», «Найди ошибку», «У кого шаги длиннее».
Зрительная гимнастика
«Возвращение певцов»
От полуденных лучей - «Жмурки»
Побежал с горы ручей, - «Горизонтали»
И подснежник маленький
Вырос на проталинке. - «Вертикали»
Возвращаются скворцы –
Работяги и певцы. - «Расслабление»
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся. - «Моргание»
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнезд: - «Метка на стекле»
Носят, носят в домики - «Расслабление»
Птицы по соломинке. (Повторить 2-3 раза)
Тема: «Мир сказок. Книга».
Задачи:
- Формировать зрительные способы обследования предметов различных по форме. Упражнять в различении и назывании основных цветов и форм.
- Формировать зрительные функции при рассматривании книг.
- Учить группировать книги по величине.
- Развивать мелкую моторику посредством специальных упражнений.
- Учить определять, показывать правую, левую стороны листа, середину.
- Учить рисовать на листе бумаги линии с на правлением движения сверху вниз.
- Воспитывать умение бережно и аккуратно рассматривать книги. Воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца.
Игры и упражнения:
- Вместе с детьми рассматривание книг, обращая внимание на обложки и иллюстрации;
- Чтение книги С. Маршака «Как печатали книгу»;
- Загадки;
- «Угадай, что это?»;
- «Подбери по цвету»;
- «Чего не хватает?»;
- Изготовление книжек-малышек;
- «Найди предмет такой же формы»;
- «Расставь книжки по полкам»;
- Трафареты
- «Расскажи, кто и где находится на картинке» (вверху, внизу, справа, слева, посередине).
- «Соедини картинки по пунктирным линиям» (сверху вниз).
Тема: «Лето. Насекомые, цветы»
Задачи:
- Учить детей понимать обобщающее слово «Насекомые».
- Учить выделять, определять и называть цветы в ближайшем окружении.
- Активизировать и стимулировать цветоразличительные особенности зрения.
- Развивать зрительное внимание, память.
- Учить понимать и обозначать в речи расположение предметов соответствующими пространственными терминами (на, под, к, выше, ниже).
- Учить зрительным способом соотносить цветной силуэт с силуэтом в прорези.
- Учить бережно относиться к природе.
- Воспитывать желание любоваться красотой цветов.
Игры и упражнения:
- «Угадай, кто это?»;
- «Найди, что изменилось»;
- «Вложи в прорези: насекомые, цветы»;
- «Найди одинаковых жуков»;
- «Рассмотреть с детьми вазу с живыми цветами»;
- «Проследи за движением цветка»;
- «Собери цветок»;
- «Какого цветка не стало?»;
- Фотовыставка: «Цветы в нашем саду»;
- Четвертый лишний.
Зрительная гимнастика
Цветы
Вот ромашка, василек, - Широко открывают глаза, моргают.
Как красив из них венок! - Круговые вращения.
Погулять ты выйдешь в поле, - Влево, вправо.
Их сорвать ты не спеши - - Закрывают глаза и представляют Полюбуйся от души! цветы. (повторить 2-3 раза)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия средняя группа с нарушением зрения на тему: "В гостях у Матрёшки"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировки для детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения по теме: «Мамин день»
Уточнить и расширить представления об истории праздника 8 Марта, расширять активный и пассивный словарный запас; способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, развивать...
Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия у детей подготовительной к школе группы с нарушением зрения на тему:"И по форме, и по цвету различаются предметы"
В данной работе представлены методы , игровые приемы по развитию у детей с нарушением зрения зрительного восприятия....
Конспект Непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей группы с нарушением зрения по теме : «Птицы»
Формирование творческого подхода к решению различных познавательных ситуаций...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности с детьми в старшей группы с нарушением зрения. По теме: « Насекомые » с элементами экологии.
Уточнять знания детей о насекомых, в системе экологических представлений.Формировать аналитико-конструктивные навыки, умение составлять из частей.Развивать звуко-моторную координацию мелкую моторику п...