Индивидуальный план профессионального развития Пономаревой Ольги Николаевны, воспитателя группы с нарушением зрения на 2023-2024 гг. "Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр"
календарно-тематическое планирование
Индивидуальный план профессионального развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения № 70»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального развития
Пономаревой Ольги Николаевны,
воспитателя группы с нарушением зрения
на 2023-2024 гг.
Тема: «Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр»
РТ, Нижнекамск
ФИО: Пономарева Ольга Николаевна
Дата рождения: 30.08.1976г.
Образование: высшее
Образовательная деятельность-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Педагогический стаж: 27 лет
Должность: воспитатель
Квалификационная категория: высшая
Прохождение курсов: Курсы повышения квалификации при КИУ(ИЭУП) – 2023 г., «Организация дополнительного образования и кружковой деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» 72 часа
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального развития воспитателя
Пономаревой Ольги Николаевны
Сроки реализации: 2023-2024 гг.
Тема самообразования: «Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр»
Актуальность:
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут
и который призваны изменить»
М. Горький
Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития детей в современном мире.
Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Пояснительная записка
ИКТ игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
- Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;
- Развитие эмоционально- волевой сферы;
- Обогащение представлений об окружающем мире;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Формирование культурного поведения;
- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
- Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Я стараюсь в свою воспитательную, образовательную работу включать мультимедийные дидактические игры, для развития познавательного интереса.
Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала.
Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?
Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде. На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою компьютерную грамотность. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим средством обучения детей.
Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения.
Цель включения мультимедийной игровой продукции в воспитательно – образовательный процесс заключается в формировании устойчивого интереса к познавательной и развивающей деятельности.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- развивать познавательный интерес и познавательную активность;
- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление);
- воспитывать эмоционально - положительный отклик на игровые действия компьютерной игры;
- вовлекать родительское сообщество в процесс воспитания и образования детей в условиях семьи с использованием мультимедийных игр.
Теоретическая часть
Одна из главных задач деятельности дошкольных учреждений в условиях перехода на новое качество образования – это обеспечение индивидуализации и интерактивности образовательного пространства.
Мультимедийные дидактические игры на основе различных компьютерных программ очень интересны дошкольникам. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Интерактивная форма таких игр позволяет ребёнку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.
Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.
Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.
В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.
Противоречия, препятствующие достижению цели | Пути решения противоречий |
Большая нагрузка на глаза | Использование гимнастики для глаз |
Воздействие электромагнитного излучения монитора | Соблюдение максимальной работы по СанПину в каждой возрастной группе |
Психическая нагрузка | Соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей |
Компьютерная зависимость | Замена различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д. |
Нарушение осанки детей | Применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину) |
Как видите, у мультимедийных технологий есть и положительные и отрицательные стороны.
Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.
Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.
В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:
Принцип доступности.
Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.
Принцип систематичности и последовательности.
Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.
Принцип научности.
Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.
Принцип творческой активности.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов
Принцип наглядности.
Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры.
Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.
Работа с детьми построена по следующим направлениям:
- Интеллектуальное развитие;
- Развитие внимания;
- Развитие восприятия и памяти;
- Развитие речи.
В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.
Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.
На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.
Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.
Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.
Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.
Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.
Практическая часть
1. Цели профессионального развития
Цель: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической интерактивной игры.
Задачи:
1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.
2. Создание картотеки дидактических интерактивных игр, презентаций.
3. Развитие познавательных навыков детей при помощи дидактических интерактивных игр.
4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических интерактивных игр.
Предполагаемый результат:
1. Умеют применять полученные знания и навыки в практике.
2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
3. Развивается способность к воображению;
4. В играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
2. Формы и содержание профессионального развития
1. Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.
2. Принимать участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях.
3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах в дошкольном учреждении.
4. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.
5. Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.
6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях.
7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.
8. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах и т.д.
9. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).
10. Подготовка к прохождению аттестации.
11. Фестиваль-конкурс творчества детей с ОВЗ дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района «Вместе мы сможем больше» (ДОУ № 75) (ноябрь)
12. Зональный семинар – практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование в практике инновационных технологий» (ДОУ № 84) (март)
3. План работы в средней группе на 2023-2024г.
Месяц | Изучаемая тема | Формы работы |
Сентябрь | Ягоды, грибы. | Презентации к занятиям. |
Октябрь | Лес, Деревья. Овощи, фрукты. | Игра «Деревья осенью» Игра «Урожай собирай» |
Ноябрь | Животные и птицы – наши друзья | Игра «Четвёртый лишний» Игра «Найди семью» |
Декабрь | Одежда, обувь, мебель. Новый год. | Игра «Чего не хватает?» Игра «Подарки Деда Мороза» |
Январь | Зимние забавы Транспорт | Мультфильмы из серии «Смешарики» Интерактивное пособие «Светофоркин приглашает» |
Февраль | Музыкальные инструменты Профессии | Игра «Что делают в домике?» (жанры) Интерактивная игра «Город мастеров» |
Март | Семья Весна | Рассматривание картин Ига «Времена Года» |
Апрель | День космонавтики Улицы города. Правила дорожного движения. | Презентация Интерактивное пособие «Светофоркин приглашает» |
Май | День Победы Насекомые Здравствуй, лето! | Презентация Игра «Кто где спрятался» Мультфильм «Дед Мороз и лето» |
Литература
1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004.
2. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003
4. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия»-М. ;-2010
5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.
6. Акчулпанова Р.У. Средства ИКТ на занятиях в дошкольных учреждениях [Текст] / Р.У. Акчулпанова, Л.У. Жданова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. – с. 40-43.
7. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Просвещение, 2016. – с. 48-65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»
Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...
«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя Фаритова Ольга Ивановна 2015-2020 г.г
Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя 2015-2020 г.г...
Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»
laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...
Коррекция и развитие сенсорных эталонов у детей с нарушением зрения посредством экспериментальной деятельности
Развитие сенсорных эталонов в эспериментальной деятельности...
Индивидуальный план профессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения «Фиалки»
Индивидуальный планпрофессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группыкомбинированной направленностидля детей с нарушениями зрения «Фиалки» ...
Консультация для родителей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством дидактических игр и упражнений"
Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие для детей с нарушением зрения...