Индивидуальный план профессионального развития Пономаревой Ольги Николаевны, воспитателя группы с нарушением зрения на 2023-2024 гг. "Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр"
календарно-тематическое планирование

Пономарева Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения № 70»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития

Пономаревой Ольги Николаевны,

воспитателя группы с нарушением зрения

на 2023-2024 гг.

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр»

РТ, Нижнекамск

ФИО: Пономарева Ольга Николаевна

Дата рождения: 30.08.1976г.

Образование: высшее

Образовательная деятельность-Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения №70" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Педагогический стаж: 27 лет

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Прохождение курсов: Курсы повышения квалификации при КИУ(ИЭУП) – 2023 г., «Организация дополнительного образования и кружковой деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО» 72 часа

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития воспитателя

Пономаревой Ольги Николаевны

Сроки реализации: 2023-2024 гг.

Тема самообразования: «Развитие познавательного интереса у детей с нарушениями зрения посредством интерактивных игр»

Актуальность: 

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут

и который призваны изменить»

М. Горький

Ребенок проводит в игре много времени. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития детей в современном мире.

Современное информационное пространство требует владения компьютером не только в начальной школе, но и в дошкольном детстве. На сегодня информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере раннего обучения. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

Пояснительная записка

ИКТ игра решает следующие коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:

- Развитие познавательной деятельности ребёнка с ОВЗ;

- Развитие эмоционально- волевой сферы;

- Обогащение представлений об окружающем мире;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Формирование культурного поведения;

- Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;

- Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.

Я стараюсь в свою воспитательную, образовательную работу включать мультимедийные дидактические игры, для развития познавательного интереса.

Познавательный интерес - ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания. Как показали исследования (А. П. Архипова, Н. А. Беляева, Л. И. Божович и др., подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний; развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей; создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов. Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его потенциала.

Стремительное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности человека затронуло и систему образования. Новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют повысить уровень информационной культуры педагога, а, следовательно, и его профессионализм. Что же такое «информационная культура»?

Информационная культура – это осмысление современной картины мира, широкое использование информационных потоков и их анализ, реализация прямых и обратных связей с целью их адаптации, приспособление к окружающему миру, грамотное владение языками общения с компьютером, понимание его возможностей, места и роли человека в интеллектуальной среде. На этапе введения ФГОС в ДО задача воспитателя – повысить свою компьютерную грамотность. Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать их в своей педагогической деятельности. Применение ИКТ в ДОУ становится мощным техническим средством обучения детей.

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно- образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности раннего образования. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Мультимедийные игры в данном случае выполняют функцию средств обучения.

Цель включения мультимедийной игровой продукции в воспитательно – образовательный процесс заключается в формировании устойчивого интереса к познавательной и развивающей деятельности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- развивать познавательный интерес и познавательную активность;

- развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, речь, мышление);

- воспитывать эмоционально - положительный отклик на игровые действия компьютерной игры;

- вовлекать родительское сообщество в процесс воспитания и образования детей в условиях семьи с использованием мультимедийных игр.

Теоретическая часть

Одна из главных задач деятельности дошкольных учреждений в условиях перехода на новое качество образования – это обеспечение индивидуализации и интерактивности образовательного пространства.

Мультимедийные дидактические игры на основе различных компьютерных программ очень интересны дошкольникам. Они привлекательны своей красочностью, динамичностью, включают в себя музыкальное сопровождение, различные звуковые и анимационные эффекты. Интерактивная форма таких игр позволяет ребёнку с увлечением выполнять разнообразные задания, испытывать радость познания, открывать новое.

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду, которую мы используем в своей работе, – проведение НОД с использованием мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого количества иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Одним из самых популярных программных средств, используемых нами – воспитателями ДОУ, на занятиях с использованием информационно- коммуникационных технологий, является программа компании Microsoft – Power Point. Ею владеют все воспитатели и узкие специалисты ДОУ. Поскольку на сегодняшний день для нас актуальной является проблема внедрения информационных технологий в процесс обучения, то программа Power Point одна из тех программ, с которой мы начали изучение компьютера.

Подача информации на экране или мониторе компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

В современном мире ребенок фактически не обходится без мультимедийных технологий. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста: предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. Вместе с тем, в настоящее время существует множество противоречий по поводу включения компьютера в жизнь ребенка.

Противоречия, препятствующие достижению цели

Пути решения противоречий

Большая нагрузка на глаза

Использование гимнастики для глаз

Воздействие электромагнитного излучения монитора

Соблюдение максимальной работы по СанПину в каждой возрастной группе

Психическая нагрузка

Соблюдение нагрузки информации с учетом возраста детей

Компьютерная зависимость

Замена различными видами игр на свежем воздухе, сюжетно-ролевыми играми, настольно-дидактическими играми и т. д.

Нарушение осанки детей 

Применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутки, гимнастики для осанки, соблюдение максимальной работы по СанПину)

Как видите, у мультимедийных технологий есть и положительные и отрицательные стороны.

Таким образом, ИКТ вполне естественно вписывается в жизнь детского сада и семьи, являясь одним из эффективных современных технических средств, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, обучения и развития малыша. ИКТ уже сам по себе привлекателен для ребенка, вызывает у детей познавательный интерес. Каждое занятие с применением ИКТ вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, желание добиться успехов, сделать задание до конца.

Но использование ИКТ должно идти в соответствии с требованиями СанПина, главное не навредить здоровье дошкольника. Необходимо умелое составление здоровье сберегающих технологий и применение ИКТ.

В своей работе я руководствовалась следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные игры я создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом.

Принцип научности.

Руководствуясь принципом научности, я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь, что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию принципу научности. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям по развитию речи за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов

Принцип наглядности.

       Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные игры.

     

Обучение детей строится на основе программы «От рождения до школы». Основной формой познавательного развития является игровая мотивация.

Работа с детьми построена по следующим направлениям:

- Интеллектуальное развитие;

- Развитие внимания;

- Развитие восприятия и памяти;

- Развитие речи.

В развитии интеллектуальных способностей дошкольников особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усваивать и закреплять знания, а также овладевать способами познавательной деятельности. Благодаря электронным дидактическим играм в образовательной деятельности дошкольники учатся классифицировать, сравнивать и обобщать.

Внимание – это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень его развития во многом определяет успешность ребенка при обучении. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой, познавательной.

На протяжении дошкольного возраста внимание развивается от непроизвольного, то есть возникающего само собой под влиянием внешних впечатлений, до произвольного, управляемого сознательным усилием воли.

Для того чтобы развить у малыша целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Память ребенка – это его интерес. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Развитию памяти способствует дидактические игры. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности.

Развитие восприятия у дошкольников является важным условием для полноценного становления личности ребенка. Этот процесс сложный и многоаспектный, который способствует правильному отображению окружающего мира, адаптации и комфортному пребыванию в обществе.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте позволяет понимать окружающий мир, воспринимать и осознавать предметы и явления.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В процессе электронно-дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, а также дидактическая игра помогает закрепить полученные знания при обучении.

Практическая часть

1. Цели профессионального развития

Цель: развитие познавательной активности и внимания у дошкольников в процессе дидактической интерактивной игры.

Задачи:

1. Создание предметно-развивающей среды для развития познавательной активности.

2. Создание картотеки дидактических интерактивных игр, презентаций.

3. Развитие познавательных навыков детей при помощи дидактических интерактивных игр.

4. Уточнять и закреплять знания и практические умения при использовании дидактических интерактивных игр.

Предполагаемый результат:

1. Умеют применять полученные знания и навыки в практике.

2. Развиваются операции мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.

3. Развивается способность к воображению;

4. В играх могут выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.

2. Формы и содержание профессионального развития

1. Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.

2. Принимать участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях.

3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах в дошкольном учреждении.

4. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

5. Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах и т.д.

9. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

10. Подготовка к прохождению аттестации.

11. Фестиваль-конкурс творчества детей с ОВЗ дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района «Вместе мы сможем больше» (ДОУ № 75) (ноябрь)

12. Зональный семинар – практикум «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование в практике инновационных технологий» (ДОУ № 84) (март)

3. План работы в средней группе на 2023-2024г.

Месяц

Изучаемая тема

Формы работы

Сентябрь

Ягоды, грибы.

Презентации к занятиям.

Октябрь

Лес, Деревья.

Овощи, фрукты.

Игра «Деревья осенью»

Игра «Урожай собирай»

Ноябрь

Животные и птицы – наши друзья

Игра «Четвёртый лишний»

Игра «Найди семью»

Декабрь

Одежда, обувь, мебель.

Новый год.

Игра «Чего не хватает?»

Игра «Подарки Деда Мороза»

Январь

Зимние забавы

Транспорт

Мультфильмы из серии «Смешарики»

Интерактивное пособие «Светофоркин приглашает»

Февраль

Музыкальные инструменты

Профессии

Игра «Что делают в домике?» (жанры)

Интерактивная игра «Город мастеров»

Март

Семья

Весна

Рассматривание картин

Ига «Времена Года»

Апрель

День космонавтики

Улицы города. Правила дорожного движения.

Презентация

Интерактивное пособие «Светофоркин приглашает»

Май

День Победы

Насекомые

Здравствуй, лето!

Презентация

Игра «Кто где спрятался»

Мультфильм «Дед Мороз и лето»

Литература

1. Дошкольник и компьютер/под ред. Л. А.Леоновой - М., 2004.

2. Информационные технологии в образовании/под ред. И. Г. Захаровой-М., Академия, 2003.

3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2003

4. И. А Лыкова «Дидактические игры и занятия»-М. ;-2010

5. Ходченкова О. А. Использование ИКТ в работе воспитателя детского сада.

6. Акчулпанова Р.У. Средства ИКТ на занятиях в дошкольных учреждениях [Текст] / Р.У. Акчулпанова, Л.У. Жданова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.).  - СПб.: Заневская площадь, 2014. – с. 40-43.

7. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Просвещение, 2016. – с. 48-65


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения посредством использования схематизации и моделирования в различных видах деятельности»

Нарушение зрения у детей отрицательно влияет на развитие всех познавательных процессов (зрительного ощущения и зрительного восприятия, образное мышление, речь, память, внимание). Поэтому обучение и во...

«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

Проект«Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя Фаритова Ольга Ивановна 2015-2020 г.г

Индивидуальный план профессионального развития на межаттестационный период воспитателя  2015-2020 г.г...

Проект «Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»

laquo;Развитие цветового восприятия у детей с нарушением зрения посредством игр игровых упражнений»...

Индивидуальный план профессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группы комбинированной направленности для детей с нарушениями зрения «Фиалки»

Индивидуальный планпрофессионального развития Забавчук Любовь Николаевны, воспитателя старшей группыкомбинированной направленностидля детей с нарушениями зрения «Фиалки» ...