«Использование STEM- технологии в коррекционно-развивающей работе»
консультация по коррекционной педагогике
STEM-образование – это модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_stem-tehnologii_v_korrektsionno-razvivayushchey_rabote.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Малыш»
Тверская область, г. Удомля
Консультация для педагогов
на тему: «Использование STEM- технологии
в коррекционно-развивающей работе»
Подготовили:
Учитель-логопед:
Иноземцева Т.В.
г. Удомля, 2020 год
(Слайд)
На современном этапе развития образования детей акцент делается на формировании личности во всём ее разнообразии: любознательности, целеустремленности, самостоятельности, ответственности, креативности. Эти, приобретенные в дошкольном детстве качества в дальнейшем предполагают успешную социализацию.
В настоящее время наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества. В детских образовательных учреждениях, школах и институтах ведущее место начинает занимать робототехника, конструирование, моделирование и проектирование.
По словам Президента РФ В. В. Путина, инженерное образование в РФ нужно вывести на новый более высокий уровень. Министр образования и науки Д. Ливанов подчеркнул: «В целях повышения конкурентоспособности нашей страны требуется усиление технической подготовки кадров». Для решения данной задачи требуется утверждение STEM-образования в России. Это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов, которые внесут большой вклад в развитие нашего общества и государства.
(Слайд)
Инновационные продукты и прогрессивные технологии являются базовой составляющей современной образовательной системы. Они позволяют специалистам наилучшим образом подготовить подрастающее поколение к возможным трудностям взрослой жизни, которые могут возникнуть при выборе подходящей профессиональной деятельности.
Внедрение STEM-образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка. При использовании STEM-технологий дети, играя, развиваются и одновременно обучаются в процессе деятельности, легко преодолевают трудности умственной работы и не замечают усталости.
(Слайд)
Что же такое STEM-образование – это модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.
Ведущая составляющая STEM-образования это экспериментально-инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют новые и неизвестные для себя свойства. Непринужденные занятия в форме увлекательной игры развивают воображение и творческий потенциал.
Изначально этот подход назывался просто STEM, без творческой составляющей, но искусство очень важно для всестороннего развития, поэтому было решено добавить в аббревиатуру букву А.
А-искусство, творческое мышление, основы живописи, создание узоров, разукрашивание раскрасок, лепка из пластилина – все это демонстрирует, как искусство соединяется с моделированием.
STEAM-технологии позволят педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.
Что же входит в программу и какие образовательные задачи решаются.
(Слайд)
Образовательный модуль: «Дидактическая система Фрёбеля»
- Экспериментирование с предметами окружающего мира.
- Освоение математической действительности путем действий с геометрическими телами и фигурами
- Освоение пространственных отношений
- Конструирование в различных ракурсах и проекциях.
(Слайд)
Образовательный модуль: «Математическое развитие»
- Комплексное решение задач математического развития, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей по направлениям: величина, форма, пространство, время, количество и счет.
(Слайд)
Образовательный модуль: «Экспериментирование с живой и неживой природой»
- Формирование представлений об окружающем мире в опытно-экспериментальной деятельности
- Осознание единства всего живого в процессе наглядно-чувственного восприятия
- Формирование экологического сознания.
(Слайд)
Образовательный модуль: «Лего - конструирование»
- Способность к практическому и умственному экспериментированию с новым материалом, обобщению, установлению причинно-следственных связей, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности
- Умение группировать предметы
- Умение создавать новые образы, фантазировать
(Слайд)
Образовательный модуль: «Мультстудия в д/ саду»
- Освоение информационно-коммуникативных и цифровых технологий, освоение медийных технологий
- Организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества
(Слайд)
Образовательный модуль: «Робототехника»
Развитие логики и алгоритмического мышления
- Формирование основ программирования
- Развитие способностей к планированию, моделированию
- Обработка информации
- Развитие способностей к оценке процесса и результатов собственной деятельности
(Слайд)
STEM-образование развивается как один из мировых трендов. Обязательным условием такого обучения является его непрерывность и возможность взаимодействия в рабочих группах, где они могут обмениваться размышлениями. Поэтому модули «Лего-технология», детская опытно-экспериментальная деятельность и исследовательская деятельность входят в основную образовательную программу.
Благодаря STEM -подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучить мир системно и вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывать навык командной работы.
(Слайд)
Преимущества STEM -технологий (слайд)
Трансформированность
Техничность привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу
STEM-игрушки - это дополнительные возможности работы с детьми, имеющие ограниченные возможности
Развитие интереса к техническим дисциплинам
Обеспечивает наглядность игрушками, которые способствуют восприятию и лучшему запоминанию материала
Представлены 11 STEM -игр, чтобы развивать инженерное мышление и творческое воображение у ребенка
(Слайд)
Соленое тесто отлично подходит для детской игры с 3 лет. Поделки из соленого теста - это игрушки, создавая которые ребенок впервые сталкивается с 3 измерениями: высотой, шириной, длиной
(Слайд)
Конструктор из картона прекрасная альтернатива покупному конструктору. Цветные геометрические фигурки из картона помогут ребенку научиться узнавать формы, цвета, а еще неплохо конструировать.
(Слайд)
Геометрик - самым маленьким такая игра помогает изучить геометрические фигуры, осваивать счет. Дети постарше могут выплетать резинками животных, предметы, буквы и цифры, разноцветные узоры. Такие игрушки стимулируют детскую фантазию и помогают малышам лучше ориентироваться в пространстве.
(Слайд)
Астрономический геоборд - малыши с помощью геоборда развивают мелкую моторику рук, а старшие дети используют геоборд для изучения площади и периметра в практических упражнениях. Способен вдохновлять детей на изучение созвездий
(Слайд)
Флексагон считается уникальным симбиозом математики и оригами. Дети, как завороженные будут сидеть и выворачивать бумажную головоломку.
(Слайд)
Деревянная игрушка « Дженга» - это не только веселая игра для всей семьи, но и отличный способ узнать больше о сооружениях
(Слайд)
Спирограф – математика соединилась с искусством. Спирографы стали популярными. Они делают создание сложных форм легкими и увлекательными.
(Слайд)
Деревянный конструктор из блоков его можно использовать как игрушку головоломку, складывая более сложные формы из маленьких блоков.
(Слайд)
Робототехника - наборы позволяют провести время с пользой и приобщить их к творчеству с использованием передовых технологий.
(Слайд)
Пластилин – лепка развивает мелкую моторику и их фантазию, а также показывает, как искусство соединяется с моделированием.
(Слайд)
Конструктор Лего – самый известный в мире. Детям нравится тем, что из одних и тех же блоков можно создавать совершенно разные конструкции.
(Слайд)
Применение Лего на занятиях и в совместной деятельности позитивно отражается на качестве коррекции и обучения, так как способствует:
- Развитию тактильных ощущений, играя с закрытыми глазами на ощупь.
- Овладению звуко-буквенным анализом
- Развитию у детей сенсорных представлений (детали конструктора различной формы и цвета);
- Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- Тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга, что в свою очередь стимулирует развитие речи).
- Развитию лексико-грамматических категорий;
- Автоматизации и дифференциации звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие слоги и слова);
- Формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также развитию и слого-звуковым составом слов (применяются кирпичики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- Формированию пространственной ориентации (классическая профилактика нарушений письма).
Детям интересна деятельность с Лего-конструктором. В непринужденной обстановке учитель-логопед (в кабинете), воспитатели (в групповой комнате или на прогулке), родители (дома) строят свое взаимодействие с ребенком таким образом, что он, сам того не подозревая, обучается новым умениям в комфортной для него обстановке. Играя с Лего-конструктором, дети осваивают лексические темы: «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Обитатели жарких стран», «Мебель» и т.п., что позволяет запоминать смысловые значения незнакомых слов, используя тактильный и зрительный анализаторы.
Лего — не только средство индивидуального умственного и творческого развития, но и эффективное средство коммуникации. Работая в команде, дети не только обсуждают и сравнивают созданные модели, но и вместе их совершенствуют и преобразовывают для последующей игры или в соответствии с заданными условиями. Для этого они учатся договариваться, учитывая мнение партнеров по игре, совместно прогнозировать варианты, продумывать сюжет, использовать дополнительные средства для его воплощения.
(Слайд)
Использование Лего – конструктора
в работе с дошкольниками по развитию речи
«Гусеница»
Цель: закрепить умения придумывать слова на заданный звук; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО.
Ход игры.
Дети, придумывая слова на заданный звук, конструируют из ЛЕГО-элементов гусеницу. Один кирпичик - одно слово. Выигрывает тот, у кого будет длиннее гусеница.
(Слайд)
«Найди половинку»
Цель: закрепление правильного произношения звука «Р» в словах; развитие фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: наклеенные на конструкторе ЛЕГО разрезанные пополам предметные картинки на автоматизируемый звук.
Ход игры.
Педагог называет слово на автоматизируемый звук. Ребенок должен найти 2 половинки с изображением названного слова, соединить их между собой и получить картинку на автоматизируемый звук, назвать слово.
(Слайд)
«Подарки для роботов»
Цель: закрепить умения дифференциации звуков по твердости-мягкости; развитие фонематического восприятия, фонематического слуха, мелкой моторики пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО.
Ход игры.
Дети конструируют синего и зеленого роботов. Необходимо разложить перед ними предметные картинки с нужным звуком. Синий робот – картинки с твердым звуком, зеленый робот – картинки с мягким звуком.
(Слайд)
«Сыщики»
Цель: закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные), соотносить слово с заданной схемой; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: звуковые схемы слов из конструктора ЛЕГО, предметные картинки к сконструированным схемам.
Ход игры.
Ребенок должен подобрать предметную картинку к заданной звуковой схеме.
(Слайд)
«Рисуем буквы»
Цель: закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО, трафареты букв.
Ход игры.
Ребенок должен по трафарету повторить букву, используя детали ЛЕГО конструктора. Или с их помощью на трафарете выложить букву.
(Слайд)
«Построй букву»
Цель: закрепить графический образ букв; развивать внимание, зрительную память, мелкую моторику пальцев рук.
Материал: конструктор ЛЕГО, картотека схем «ЛЕГО буквы».
Ход игры.
Дети конструируют из ЛЕГО-элементов графический образ пройденных букв.
Современная методика непринужденно и легко вовлекает детей в научно-творческую деятельность. Это способствует планомерному развитию интеллектуальных способностей, которые необходимы во взрослой жизни.
Литература:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайловой.
2. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А., STEM –образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста/ - учебно – методическое пособие. –М.:2017. -111с
3. Дыбина О. В., творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр Сфера, 2010. - 126 с.;
4. Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.
5. Ерофеева3. Т., Павлова Л. Н, Новикова В. П. Математика для дошкольников - М.; Просвещение 1992г.
6. Иткин В. Что делает мультипликационный фильм интересным / Искусство в школе 2006. - № 1
7. Заглада Л. Дети и мультипликация. / Мир семьи. – 2005. - №11.
8. Куприянов Н. Занятия анимацией – «витамин игры». / Искусство в школе, 2007, т.в. 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация " Технологии коррекционно-развивающей работы с воспитанниками,имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата"
В презентации представлен материал. который может быть интересен специалистам, работающим с детьми. имеющими НОДА...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Современные игровые технологии коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
ull;Сенсомоторное развитие ребенка с речевыми нарушениями в целом значительно отличается по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Отечественные исследования (Л.С. Выготского,...
«Использование ИТ в коррекционно-развивающей работе логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»
laquo;Использование ИТв коррекционно-развивающей работелогопедической группы как одной из форм инновационных технологий»...
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» 2022 г.
Выступление на тему «Эффективные формы и методы работы по использованию STEM-технологий с детьми дошкольного возраста. Из опыта работы» на семинаре № 1 «Использование...
Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как: - личностно-ориентированная технология обучения; - технологии индивидуализ...
Проект «Использование новой Stem–технологии «Йохокуб» в работе с дошкольниками»
Сейчас в современном образовании очевиден переход к комплексному подходу в обучении, сочетанию естественных наук с новейшими технологиями, основами робототехники, математики. Этот подход очень я...