«Использование ИТ в коррекционно-развивающей работе логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
«Использование ИТ
в коррекционно-развивающей работе
логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование ИТ
в коррекционно-развивающей работе
логопедической группы как одной из форм инновационных технологий»
Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационная деятельность обладает огромными способностями повышения качества образования.
На современном этапе, в связи с введением в действие ФГОС, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, направленного на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе.
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения в школе. В качестве основных показателей готовности ребенка к школе рассматриваются учебная мотивация и произвольность поведения. Формы и методы обучения в первом классе предполагают наличие у ребенка определенного уровня сформированности умений и личностных качеств, которые делают его учеником.
Установлено, что у детей, которые в дошкольном возрасте имели проблемы речевого развития, при обучении в школе проявляются остаточные явления недоразвития речи, выражающиеся:
- в недостаточной грамотности письма и понимания правил русского языка;
-в затруднениях при планировании своей деятельности, в использовании знаково-символических действий;
- в недостаточном развитии словесно-логического мышления.
Моя задача, как педагога, свести к минимуму проявление этих явлений у своих воспитанников.
В целях предотвращения нежелательных последствий при обучении в школе задачу коррекции речи воспитанников я реализую с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Информатизация воспитательно-образовательной деятельности – это большой простор для проявления творчества педагогов, побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми; она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне.
В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний.
Основная идея моего опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Исходя из цели, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи;
2. Развитие интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсация у него первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений.
3. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.
4. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.
5. Использование средств ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам коррекции речи детей;
Преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.
Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность.
Преимущества ИКТ:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);
6. ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
В практике работы я использую:
-электронные пособия - электронные книги, DVD, CD диски с аудиозаписями («Уроки тетушки Совы», «Звуки, голоса и шумы окружающего мира» и др.);
- компьютерные игры и программы развивающего и образовательного характера («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Учимся читать », «Прочитай по слогам», «Времена года», «Баба-Яга учится читать» и др.);
-мультимедийные презентации, по следующим направлениям работы:
-Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.
На подготовительном этапе при проведении артикуляционной гимнастики, когда ребёнок уже устаёт от многократного повторения перед зеркалом одних и тех же движений в течение достаточно длительного времени. Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление.
С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.
Презентационные материалы применяются для:
-Различные гимнастики для развития просодических функций и т д
-Автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;
-Развития фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
-Формирование лексико-грамматических средств языка.
-Развития навыков словообразования и словоизменения;
-Развитие связной речи и познавательных способностей
-Усвоения лексических тем;
При составлении описательных рассказов использую опорные картинки. Последовательно меняющиеся иллюстрации или схемы служат наглядным планом для пересказа или заучивания стихотворений. Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.
Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его коррекционной работе?
-Подбор иллюстративного материала по лексическим темам.
-Подбор дополнительного познавательного материала.
-Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
-Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми.
Для реализации данных направлений деятельности применяю оборудование:
-компьютер,
-мультимедийный проектор,
-принтер,
-магнитофон,
На занятиях, с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведётся речь, внимание детей удерживается дольше.
И еще один положительный момент:я считаю, что использование ИКТ может помочь в осуществлении взаимодействия с семьями по вопросам развития речи детей.
Данное направление можно представить следующим образом:
1. Привлечение родителей к созданию мультимедийных презентаций
2. Использование средств ИКТ для психолого-педагогического просвещения родителей .
3. Использование Интернет-ресурсов для взаимодействия с родителями.
Для подготовки презентаций я привлекаю родителей. По лексической теме: «Профессии» родители создавали презентации в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Я считаю, что использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы в целом. Их применение интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при работе с детьми.
позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога ДОУ, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. И конечно же способствует повышению уровня мотивации к учебному процессу в школе.
При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманного, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.
Вывод.
Использование информационных технологий помогает воспитателю повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
-Обогащает дошкольников знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности, психологически облегчает процесс усвоения материала, расширяет общий кругозор детей, повышается познавательная активность
-Позволяет сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным
-В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве –
умение самостоятельно приобретать новые знания.
-Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
-Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Широкий спектр решаемых задач. 2. Интересная для детей интерактивная форма. 3. Индивидуализация решения конкретной коррекционной задачи по содержанию, темпу и скорости для каждого ребенка. 4. Многообразие игровых сюжетов для решения каждой коррекционной задачи. 5. Активация самостоятельной детской деятельности в коррекционной работе. 6. Развитие коммуникативных, социальных навыков детей в совместных интерактивных играх. 7. Быстрая сменяемость дидактического материала. 8. Повышение КПД работы педагога. 9. Повышение качества коррекционной работы с детьми. Преимущества ИТ в коррекционной работе с детьми
З доровьесберегающие технологии
Слуховое и зрительное внимание -Услышь нужный звук? Слово? -Звукоподражание -Найди определенный предмет -Сложи узор, букву
Дидактические игры и упражнения для активизации словаря
Развитие фонематического восприятия
Развитие связной речи Составь предложение Составь рассказ Что изображено неправильно
Развитие математического и логического мышления Создать базу для дальнейшего изучения математики, развития мышления. Развивать навыки творческого и логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»
Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности в логопедической группе для детей с системным нарушением речи "Ромашка"
Программа «Ромашка» составлена для ведения в логопедических группах коррекционно-воспитательной работы, направленной на: Ø Развитие психических процессов, общей и мелкой моторикиØ Обс...
Работа творческих групп, как одна из форм повышения компетенции воспитателей ДОУ
Творческая группа педагогов – эффективное добровольное профессиональное объединение педагогов, заинтересованных во взаимном творчестве по изучению, разработке, обобщению материалов по заявленной...
Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...
Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе: «В гостях у Душечки-Ватрушечки».
Сегодня вашему вниманию представлено комплексное итоговое занятие по изученным ранее темам.Цель: Развивать у детей сенсорные эталоны: слух, обоняние, вкусовые ощущения, зрительное вн...
Конспект НОД коррекционно-развивающей направленности в логопедической группе для детей старшего и подготовительного возраста «В гостях у Душечки-Ватрушечки»
Дошкольный возраст – это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное воспитание в этот период занимает важнейшее место.Успешность физического, умственного и э...
Сообщение "Проектная деятельность, как одна из форм инновационных технологий способствующая творческому развитию музыкального руководителя и детей"
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Задача музыкального руководителя - создать благоприятную творческую атмосферу....