Использование современных образовательных технологий коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
В статье описаны образовательные технологии в работе с детьми с ОВЗ, такие как:
- личностно-ориентированная технология обучения;
- технологии индивидуализированного и дифференцированного обучения;
- игровая технология;
- информационно-коммуникационная технология;
– здоровьесберегающие технологии.
В результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_sovremennyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование современных образовательных технологий
коррекционно-развивающего обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ
Н.Г. Ярдухина, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 184 «Калейдоскоп» г. Чебоксары
ong03101973@mail.ru
Согласно взглядам, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других выдающихся отечественных психологов, психика человека больше всего активно меняется и трансформируется в процессе деятельности. Педагогический процесс непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ, как правило, используются такие технологии как:
- личностно-ориентированная технология обучения;
- технологии индивидуализированного и дифференцированного обучения;
- игровая технология;
- информационно-коммуникационная технология;
– здоровьесберегающие технологии.
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированные технологии - личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Технологии индивидуализированного обучения и уровневой дифференциации проявляются в учёте особенностей детей с ОВЗ. При применении данных технологий, детей можно разделить (условно) на группы. В зависимости от уровня развития каждой группе предъявляется свой разноуровневый дидактический материал и задания для выполнения, различающиеся по содержанию, объему, методам и приемам выполнения.
Игровая технология. Данный вид технологии включает в себя различные дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, настольные игры. Занятия проходят в игровой форме. Для привлечения внимания детей используются сказочные персонажи. Герои участвуют в процессе коррекционной работы.
Информационно-коммуникационная технология — это технология как неотъемленная часть совершенствования работы педагога в условиях внедрения ФГОС. Учитывая требования, на занятиях должны использоваться различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от лексических тем может использоваться мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки.
Здоровьесберегающие технологии рассматриваются как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Здоровьесберегающая деятельность в течение всего дня осуществляется в следующих формах:
- Закаливающие процедуры. Одна из важных частей физической культуры, способствует формированию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Умывание и мытьё рук холодной водой.
- Двигательная разминка. Главной целью - предупредить развитие утомления у детей с ОВЗ, снятие эмоционального напряжения в процессе занятий. Игровые упражнения должны быть упрощены по содержанию, с небольшим количеством правил, кратковременны, доступны детям.
- Утренняя гимнастика — основа здорового образа жизни. Утренняя гимнастика — комплекс упражнений для того, чтобы повысить общий тонус и настроение, устранить сонливость и вялость. Она необходима для укрепления здоровья, воспитания воли. Чтобы выполнение зарядки проходило увлекательно, задания для выполнения подбираются с учетом индивидуальных особенностей детей, отличаются доступностью, повторяемостью. Упражнения лучше всего проводить под музыку в игровой форме.
- Проведение физкультминуток. Время проведения физминутки определяет педагог во время занятия самостоятельно. Выполнение упражнений сопровождается стихотворным текстом в ритме движений. Проведение физминуток способствуют повышению общего тонуса, моторики, снятию психоэмоционального напряжения, а также улучают настроение.
- Гимнастика после дневного сна - помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус.
- Дыхательная гимнастика. Данный вид здоровьесберегающей технологии также направлен на оздоровление организма. Дыхательная гимнастика проводится как на занятиях, так и в течение всего дня, в разных формах оздоровительной работы. Проведение дыхательной гимнастики способствует развитию психических процессов, улучшает нервно-психическое состояние, развивает дыхательную систему ребенка.
- Игры на свежем воздухе и подвижные игры. При выборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать дефект, двигательные возможности, величину нагрузки. Подбор игр происходит от легких к усложненным, при этом учитывается интенсивность и продолжительность.
Таким образом, в результате применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов, развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем социальной адаптации.
Литература:
1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000 г. № 2.
2. Давлятчина Н. Н. Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий, журнал «Начальная школа» № 10, 2010.
3. Журавлев А. Л., Джидарьян И. А., Барабанщиков В. А., Селиванов В. В., Ушаков Д. В. Психология человека в современном мире. Том 2. Проблема сознания в трудах С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе, Л. С. Выготского. Проблема деятельности в отечественной психологии. Исследование мышления и познавательных процессов. Творчество, способности, одаренность — М.: Изд.- во «Институт психологии РАН», 2009.
4. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья– СПб, 1997. 5. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений— 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование современных образовательных технологий с детьми старшего дошкольного возраста
Опыт работы по использованию ИКТ в работе с детьми....
«Современные представления о процессе обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смыслов, человеческих отношений, осознания себя в системе предметног...
ПРОЕКТ по использованию современных технологий в ранней профориентации детей дошкольного возраста Тема: «Деятельность детей в игровом центре «Кафе»
Проект помогает познакомить детей с работой кафе, расширить представления о работе сотрудников общепита....
Методическая разработка «Использование современных образовательных технологий в обучении детей пению».
В данной методической разработке отображены современные педагогические технологии и их использование в работе музыкального руководителя при обучении детей пению. В тексте материала дана формулировка к...
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: «Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста»
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы на тему: "Использование современных образовательных технологий музыкального развития детей дошкольного возраста"...
Использование современных образовательных технологий в обучении детей грамоте "Путешествие в Волшебном лесу"
Открытое занятие по использованию дидактических игр в обучении грамоте старших дошкольников «Путешествие в Волшебный лес» Цель:обучение грамоте дошкольников в процессе использования дидакт...
«Использование мультипликации, как современной ИКТ-технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Как с помощью мультипликации формировать у детей представления о безопасности на дороге....