Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»
проект по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Моисеева Людмила Мидхатовна

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»

Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.; воспитатель Митрофанова В.Э.

Актуальность

Цель социализации детей с ОВЗ — приобщить «особых» детей к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.

Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями.

1. Естественно-культурные: познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека. Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность. Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.

2. Социально-культурные: создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности. Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление. Научить оценивать свои навыки и способности. Воспитать чувство уверенности в своих возможностях. Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности. В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые. Заложить фундамент морально-нравственных качеств. Воспитать толерантное отношение к социуму. Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры. Сформировать адекватную жизненную позицию. Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.

4. Социально-психологические. Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний. Сформировать положительную реальную Я-концепцию. Показателем успешной социализации детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью. Необходимость формировать навыки, значимые для дальнейшей жизни ребенка, ставит перед взрослым задачу обучения ребенка способам усвоения и присвоения общественного опыта.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую необходимо ставить перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения). А также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников учреждения: Для этого мы используем: - проектный метод в организации непосредственно образовательной деятельности детей; - педагогическую технологию «Портфолио»; - вовлекаем детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д, проводимые в образовательном учреждении и группе. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

Поэтому на первом этапе социализации ребенка с ОВЗ в детском саду необходимо создать условия комфортного пребывания в группе, благоприятной психологической обстановки, а также физиолого-гигиенические факторы необходимые для сохранения и укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ. На здоровье дошкольников оказывают влияние разные факторы, и одним из этих факторов является среда, в которой ребенок растет и развивается. Очень важным фактором сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни дошкольников является применение здоровье сберегающих технологий так как в дошкольном образовании эти технологии направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья всех субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Необходимо создавать условия для качественного изменения детей, такие как: -создание санитарно-гигиенических условий: В дошкольном возрасте детям сообщаются знания и прививаются гигиенические навыки и привычки, направленные на предупреждение групп многих заболеваний, охрану и укрепление здоровья. Все сведения даются с постепенным усложнением от одной возрастной группы к другой. Гигиеническое обучение должно носить целенаправленный характер. Важно исключить стихийное образование навыков и привычек, при котором они часто закрепляются неправильно, поэтому взрослые должны своевременно обучать ребенка гигиеническим приемам. Обязательным условием выработки гигиенических навыков и превращения их в привычку является систематическое повторение всех гигиенических правил. Не менее важно для этой цели обеспечить ребенку самостоятельность действий: в быту, игре, учебе, во время физкультурных и трудовых занятий. Поэтому необходимо, чтобы требования, предъявляемые детям, были едиными в дошкольных учреждениях и в семье. Кроме того, в домашних условиях также должен осуществляться принцип единства требований всех членов семьи. Стремление взрослых все делать за ребенка нарушает систематичность применения навыка, и, следовательно, привычка не сформируется. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать русскую народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...». Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах. Гигиеническое воспитание способствует приобретению трудовых умений, с ранних лет подготавливая и приобщая детей к трудовой деятельности: сами убирают постель, игрушки, свой стол, поддерживают порядок и чистоту в комнате. Дошкольники должны твердо усвоить и гигиенические запреты: не брать различные предметы, игрушки в рот, есть только мытые фрукты и овощи; не есть пищу, упавшую на пол, на землю; летом не есть неизвестную зелень, ягоды с куста; во время сна нельзя ребенку закрываться одеялом с головой, так как ему приходится дышать не свежим воздухом, а своими испарениями; перед сном следует снять дневное нательное белье и надеть ночное, нельзя спать только на одном боку или «калачиком», лучше всего спать на спине, в свободной позе, для предупреждения деформации черепа, грудной клетки, позвоночника. По утрам ребенок не должен долго лежать в постели, проснувшись, следует сразу вставать и делать утреннюю зарядку. Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.). Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера. - создание условий для закаливания: Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям. Существуют несколько обязательных правил: Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их. Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы. В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре. Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей. - создание условий для правильного рационального питания: Одним из важнейших факторов, определяющих здоровье детей, является полноценное в количественном и качественном отношении питание. Продукты питания в организме ребенка выполняют как строительную (пластическую), так и энергетическую функцию. Состав пищи должен соответствовать физиологическим и биохимическим особенностям организма ребенка, а по своему количеству и качеству отвечать особенностям пищеварительного тракта, удовлетворять его потребность в пластических веществах и энергии (содержать в достаточном количестве нужные ребенку белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и воду). Актуальность данного проекта заключается в постепенном создании условий для приучения детей к гигиеническим процедурам, режиму дня и правильному питанию с применением здоровье сберегающих технологий. Поэтому ДОУ должно оказать практическую помощь родителям в укреплении и сохранении психологического и физического здоровья детей. С этой целью мы разработали проект по социализации детей с ОВЗ «Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» на 2021-2025 учебный год. Участники проекта: дети разновозрастной группы с 3-8 лет, воспитатели, родители, медсестра ДОУ, психолог, дефектолог, логопед. Цель проекта: создать условия для получения физиолого-гигиенических практических навыков детьми в условиях ДОУ. Задачи: - культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому; расширить на этой основе адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости к негативным факторам); - закрепить отдельные оздоровительные меры в виде постоянных психо - соматических состояний ребенка;

Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительный, познавательно-исследовательский, групповой.

Срок реализации: каждый учебный год.

Формы реализации проекта:

1. Специально организованная деятельность: -гимнастика (утренняя, после сна, ритмическая, на свежем воздухе в теплое время года), -занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе в теплое время года, -гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов, -динамические паузы, пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, логотерапия, -сказкотерапия, -закаливающие процедуры.

2. Индивидуальная работа с детьми в спортивном уголке в соответствии с возрастом детей. - упражнения на развитие основных движений, - рассматривание книг по ЗОЖ, - знакомство с разными видами спорта,

3. Совместная деятельность с детьми: - подвижные игры, -участие в экскурсиях и походах в рощу, -спортивные развлечения и праздники, - беседы, чтение художественной литературы.

4. Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическая культура.

5. Внешние связи: - с Экскурсионным агентством «Нерпёнок», - с Детской библиотекой № 30

6. Взаимодействие со специалистами: консультации инструктора по ФК, медицинского работника, дефектолога, педагога-психолога, логопеда.

Принципы построения педагогического процесса: -принцип разностороннего развития личности, -принцип гуманизации, -принцип цикличности и систематичности, -принцип индивидуального подхода.

Предполагаемые результаты: дети будут уметь самостоятельно использовать культурно-гигиенические навыки соблюдать режим, правильно питаться.

Этапы проведения и реализации проекта: 1 этап - Диагностический 2 этап - Практическая работа 3 этап - Подведение итогов работы

Практическая работа: разработка перспективного плана, конспектов занятий, разработка анкет для воспитателей и родителей, изготовление практического материала (дидактических игр), создание РППС, пополнение «Центра физической культуры».

Формы и методы работы с детьми: - игровая форма занятий, -чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения, -совместная деятельность ребенка с взрослыми в развивающих занятиях.

На сегодняшний день ведущее место должно быть отведено использованию технологий сохранения и стимулирования здоровья, а также технологиям обучения здоровому образу жизни и коррекционным технологиям.

Создание РППС Необходимым условием для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей является создание развивающей среды. В группе есть «Центр физического здоровья». Он оснащен как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками: 1. Коврик из пробок, пуговиц, крупы - для массажа стопы ног. 2. Тканевая дорожка для солевого закаливания. 3. Султанчики, вертушки - для развития речевого дыхания и увеличения объема легких. 4. Различные массажеры, в том числе и самодельные. Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. 5. Коврики: веревки с узелками, нашитые фломастеры - для массажа ступней ног и развития координации движений 6. Спортивные мешочки, мячи, атрибуты для спортивных игр и др. В «Центре физического здоровья» находятся каштаны «Су-Джок», грецкие орехи, шишки, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, схемы для выражения эмоций, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами, незаметно для себя укрепляют свое здоровье.

В «Центре книги» также находятся книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы, рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью; дидактические игры: «Структура человеческого тела», «Спорт – это здоровье», «Чистим зубы правильно», «Бережём уши», лэпбук «ЗОЖ» и т.д. Все эти игры научат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепят культурно – гигиенические навыки, заставят задумываться о здоровье.

Работа с родителями: Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей. Некоторые родители не принимают своего ребенка, не могут или не хотят признать его особенность, научиться с этим, жить. Другие воспринимают дефект ребенка как некую кару, видят свое предназначение в служении ему, что приводит к гиперопеке, не позволяет ребенку становиться самостоятельным, сильным, он надолго остается зависимым, у него не развиваются стойкость, характер, уверенность в себе. Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства группы и семьи, используются разнообразные формы работы: - открытая НОД с детьми для родителей; - педагогические беседы с родителями; - родительские собрания; - консультации; - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; - дни открытых дверей; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; - совместное создание развивающей предметно-пространственной среды; - работа с родительским комитетом группы, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках, буклетах («Если хочешь быть здоров - закаляйся!», Правильное питание», «Режим дня» и т. д.).

Летняя оздоровительная работа должна усиленно проводиться и в летний период и представляет собой комплекс мероприятий, направленных на восстановление функционального состояния детского организма. Центральное место в этом комплексе занимает режим дня, который предусматривает максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующую возрасту продолжительность сна и других видов отдыха. Вся деятельность, связанная с физическими нагрузками (подвижные игры, труд, занятия физической культурой) проводятся в часы наименьшей инсоляции. При осуществлении летней оздоровительной работы необходимо придерживаться следующих принципов: комплексное использование профилактических, закаливающих и оздоровительных технологий; непрерывное проведение профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; преимущественное использование немедикаментозных средств оздоровления; использование простых и доступных технологий; формирование положительной мотивации у детей к проведению профилактических, закаливающих и оздоровительных мероприятий; интеграция программы профилактики закаливания в семью; повышение эффективности системы профилактических, закаливающих и оздоровительных - мероприятий за счет соблюдения в ДОУ санитарных норм и правил, оптимального двигательного режима и физической нагрузки, санитарного состояния учреждения, организации питания, воздушно-теплового режима и использования различных форм оздоровительной работы.

Подведение итогов работы: обобщение и оформление материалов по проекту, выступление с обобщенным опытом на педагогическом совете, фотовыставка, презентация по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация проекта102.62 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения» Педагогический проект

Слайд 2

Цель и задачи проекта: Создание условий для социальной адаптации детей с ОВЗ путём максимального расширения их социальных связей. Задачи: 1. Организовать развивающую предметно-пространственную среду. 2. Формирование навыков поведения. 3. Формировать социально-бытовые навыки. 4. Формировать навыки игровой деятельности. 5. Формировать познавательные функции. 6. Формировать речевые навыки и навыки общения. 7. Привлекать родителей к социальному партнёрству.

Слайд 3

Основное содержание проекта: Социализация ребенка с ОВЗ начинается с детского дошкольного учреждения, так как именно пребывание в детском коллективе позволит малышу идентифицировать себя как личность и часть социума, его вхождение «в большой мир».

Слайд 4

Новизна педагогического опыта заключается в следующем: • создание системы взаимодействия специалистов детского сада, направленной на социализацию детей с ОВЗ; • разработка диагностического обследования детей, в том числе степени их социализации (выявления формы общения, характерной для каждого ребёнка: эмоционально-личностная, проявление эмоциональных реакций на окружающих, положительная реакция на сотрудничество с детьми и взрослыми); • разработка практического программно - методического материала по организации различных видов организационной и педагогической деятельности как условия обеспечения качества и социально-эмоционального развития детей. • разработка и внедрение мероприятий с семьями воспитанников, направленных на обучение родителей приёмам работы с детьми ОВЗ.

Слайд 5

Ожидаемые результаты: • создание специальной развивающей предметно-пространственной среды обеспечивает эффективность коррекционно-развивающей работы; • успешное овладение детьми с ОВЗ социально-бытовыми навыками является опорой для дальнейшей социализации; • проведение с детьми ОВЗ специально организованных игр, которые способствует обучению различным формам взаимодействия; • в результате коррекционно-развивающей работы будет повышаеться познавательный интерес и познавательная активность. Максимальный результат работы достигается при взаимодействии всех специалистов; • улучшится формирование речевых навыков и навыков общения у детей; • улучшится социальное поведения: уменьшатся неадекватные свойства поведения и снизятся негативные эмоционально-поведенческие проявления – стереотипий, аффективные вспышки; • улучшится овладение социально-бытовыми навыками и навыки в игровой деятельности; • в произвольной двигательной активности дети смогут выполнять инструкции и сознательно контролировать свои движения; • будет создана и функционировать модель взаимодействия специалистов детского сада и семьи, направленная на практическое психолого-педагогическое просвещение родителей.

Слайд 6

План реализации проекта: Диагностический этап Коррекционно-развивающий этап Мини-проекты: - «Формирование социально-бытовых навыков дошкольников» - « Физиолого-гигиенические факторы как условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников » - «Развитие игровой деятельности дошкольников с ЗПР через разные виды игр: предметных , сенсорных, элементов сюжетно-ролевой игры» Контрольный этап

Слайд 7

Перспективы проекта: • Видим дальнейшую необходимость в реализации данного проекта для «особых» детей, где мы смогли бы применить разработанный нами проект. • Мы предлагаем продолжить данную систему работы с детьми в группах имеющих данную категорию детей, т.к. дети нуждаются в постоянном психолого-педагогическом сопровождении. • Разработанный нами проект может быть использован в качестве основы для работы с детьми с ОВЗ, которые посещают в детском саду группы компенсирующей направленности.

Слайд 8

Спасибо за внимание! Подготовила: Моисеева Л.М. МБДОУ г. Иркутска Детский сад № 77


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"

• создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;• обогащение предметной среды активизирующим  игровым и дидактическим материалом;• организация и пр...

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада

Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада

Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"...

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада» Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.; воспитатель Митрофанова В.Э.АктуальностьЦель социализации...