Проект по адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада "В детский сад хожу без слез"
проект (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по адаптации детей к условиям детского сада:
«В детский сад хожу без слез».
(первая младшая группа)
Информационная карта проекта:
- Полное название проекта: «В детский сад хожу без слез»
- Авторы проекта: Стаханова Ю.В.
- Руководитель проекта: Шлыкова С.В.
- Кадры: воспитатели группы №2.
- Город, представивший проект: г.Дзержинский Московской области
- Адрес организации: 140093, г.Дзержинский, ул.Томилинская д.16
- Телефон: 8-495-551-61-09
- Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный, социальный
- Цель, направление деятельности проекта: Адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет.
- Краткое содержание проекта:
- накопление информационной базы по теме адаптации и ранней социализации детей 2-3 лет;
- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный поход к ребенку, среды;
- обогащение предметной среды активизирующим игровым и дидактическим материалом;
- организация и проведение интегрированных занятий с целью развития речи, ознакомления с природой и психологического развития детей;
- организация и проведение режимных моментов, направленных на физическое, психологическое и сенсорное развитие малышей;
- создание картотеки коммуникативных игр в период адаптации для детей 2-3 лет.
- Место проведения: г.Дзержинский, МБДОУ КВ «Детский сад №6»
- Сроки проведения: сентябрь-ноябрь 2012-2013 учебный год
- Форма проведения: дневная (в повседневной жизни и на занятиях).
- Количество участников: воспитатели (2), младший воспитатель(1), дети(28), родители (28).
План реализации проекта
1. Накопление информации и материалов.
1.1. Анкетирование родителей вновь приходящих детей.
1.2. Разработка и оформление адаптационной карты на каждого ребенка.
1.3. Подготовка информационного материала для родителей по проблеме адаптации детей к детскому саду.
1.4. Разработка и оформление картотеки коммуникативных игр в период адаптации для детей 2-3 лет.
2. Реализация проекта.
3. Подведение итогов
3.1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей
3.2. Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единства требований воспитания детского сада и дома.
3.3. Анкетирование родителей по итогам адаптации.
Актуальность:
Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режим дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада не нова, и давно находится в центре внимания многих исследователей. Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. Ведь до сих пор, оказываясь в новой ситуации, ребенок получал поддержку матери, ее присутствие рядом создавало психологический комфорт. Также следует учесть и то, что у ребенка младшего дошкольного возраста пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты.
С поступлением ребенка 2 -летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление, и как следствие, следуют яростные отказы от дальнейшего посещения, слезы, истерики, психосоматические заболевания. Исходя из этой проблемы, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненным. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду «В детский сад хожу без слез».
Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Этим определяются основные задачи, решаемые проектом:
-преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
-обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
-формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
-снятие эмоционального и мышечного напряжения;
-снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
-развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
-развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
-развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Базовыми средствами работы служат разнообразные игры с речевым воображением: игровая деятельность, дидактические игры, беседы, пальчиковые игры, творческий проект «Музыка в движении». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.
Сроки реализации – Сентябрь-ноябрь.
Основные психологические особенности детей 2-3 лет
- Мышление наглядно-действенное.
- Взрослый интересен как источник защиты и помощи, ласки.
- Сверстник малоинтересен; общаться трудно.
- Речь словосочетаниями.
- Отвечает на вопрос « Кто (что) это?». Учится понимать речь (глаголы).
- Способ передачи информации – показ предмета.
- Эмоции сильные, легко переключаемые.
- С 2,5 лет – кризис « Я САМ». Возраст, конфликтный со взрослыми.
- Объект познания – предметы «здесь и теперь», их внутреннее устройство.
- Способ познания – разбор предмета на части; манипулирование с предметами.
- Условие успешности: разнообразная и часто сменяемая развивающая среда.
- Игра индивидуальная, манипуляции с предметами.
- Внимание, память - непроизвольны.
- Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.
Перспективное планирование по гибкому режиму
на адаптационной период для детей третьего года жизни
Сентябрь
1 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Давайте познакомимся» | «Кто это» | «Покажи, кого назову» | «Поездка на машине в магазин игрушек» | «Кто с нами рядом живет» |
Подвижные игры | «Карусель» | «Пузырь» | «Зайчик серенький сидит» | «Соберем мячи в корзину» | «Солнышко и дождик» |
Пальчиковые игры | «Сорока, сорока кашу варила» | «Сидит белка на тележке» | «Пароход плывет по речке» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» | «Стол», «Стул» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Кто из нас хороший» | Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» | Чтение потешки «Ладушки, ладушки» | Чтение стихотворения А. Барто «Кораблик» | Потешка во время прогулки «Солнышко» |
3 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Превращение в зверушек» | «Чудесный мешочек» | «Кто это?» | «Шли-шли, что-то нашли» | «Кто с нами рядом живет» |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» | «Бегите ко мне» | «Мы топаем ногами» | «Котята» | «Пузырь» |
Пальчиковые игры | «Стол», «Стул» | «Домик» | «Лодка» | «Где же наши ручки?» | «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Водичка, водичка, умой мое личико» | Чтение песенки- потешки «Баю, бай …» | Потешка «Петушок» | Рассказывание сказки «Курочка Ряба» | Потешка «Баю-баюшки, баю, не ложися на краю» |
Конструктивная деятельность | Лесенка из кирпичиков | Машина | Стул | Построим теремок | Стол |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Узнай и назови» | «Поручения» | «Листопад» Выкладывание цветной мозаики | «Сделай как я» | «Угадай, кто поет песенку» (домашние животные) |
Элементы театрализованной деятельности | Инсценировка сказки «Репка» |
4 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Бегите ко мне» | «Напоим куклу чаем» | «Найди что назову» | «Чудесный мешочек» | «Кто что услышит» |
Подвижные игры | «Самолеты» | «Лохматый пес» | «Поезд» | «Кто попадет в корзину?» | «Догони мяч» |
Пальчиковые игры | «Сорока, сорока кашу варила» | «Шарик» | «Дождик, дождик кап, кап, кап» | «Домик» | «Лодка» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Ладушки, ладушки» | Рассказывание сказки «Теремок» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Репка» | Потешка «Чики, чики, чикалочки» |
Конструктивная деятельность | Стол и стул | Диванчик | «Домик из кирпичиков» | Башенка из кубиков | «Домик» из конструктора |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Поручения» | Выкладывание цветной мозаики | «Узнай и назови овощи» | Дидактическая игра «Спрячь мышку» | Дидактическая игра «Принеси игрушку» |
Элементы театрализованной деятельности | Инсценировка сказки «Колобок» |
Октябрь
1 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Паровозик» | «Принеси игрушку» | «Курочка и цыплята» | «Покажи, кого назову» | «Угадай, что делать» |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» | «Огуречик» | «Птички летают» | «Карусель» | «Мы топаем ногами» |
Пальчиковые игры | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» | «Цветок» | «Лодка» | «Шарик» |
Фольклор, художественная литература | Разучивание потешки «Петушок» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» | Потешка «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку» | Чтение стихотворения «Смотрит солнышко в окошко» |
Конструктивная деятельность | «Широкая дорога» | «Лесенка из кирпичиков» | Строим из конструктора | «Башенка из кубиков» | «Скамейка для кукол» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Парные картинки» | «Назови овощи, фрукты» | «Узнай и назови зверей» | Выкладывание цветной мозаики | Шнуровка «Разноцветные цветы» |
Элементы театрализованной деятельности | Настольный театр «Репка» |
2 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Поручения» | «Часы тикают» | «Чудесный мешочек» | «Найди и принеси» | «Паровозик» |
Подвижные игры | «Лохматый пес» | «Самолеты» | «Догони мяч» | «Огуречик» | «Бегите ко мне» |
Пальчиковые игры | «Домик» | «Сорока - белобока, кашу варила» | «Пальчик-мальчик, где ты был?» | «Засолка капусты» | «Цветок» |
Фольклор, художественная литература | Чтение стихотворения А.Барто «Зайка» | Потешка «Петушок и его семья» | Потешка «Солнышко – ведрышко» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Теремок» |
Конструктивная деятельность | «Узкая дорожка» | Строим из конструктора | «Дом» (крупный строитель) | «Заборчик» | «Мостик» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | Выкладывание цветной мозаики | «Найди маму» | «Кто как кричит» | «Разложи по цвету» | «Узнай и назови овощи» |
Элементы театрализованной деятельности | Инсценирование потешки «Курочка Рябушка, куда ты пошла?» |
3 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Принеси игрушку» | «Курочка и цыплята» | «Покажи, кого назову» | «Угадай, что делать» | «Найди и принеси» |
Подвижные игры | «Поезд» | «Пузырь» | «Воробышки и автомобиль» | «Огуречик» | «Птички летают» |
Пальчиковые игры | «Дождик» | «Лодка» | «Шарик» | «Пальчик-мальчик, где ты был?» | «Засолка капусты» |
Фольклор, художественная литература | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Чтение стихотворения А.Барто «Мишка» | Рассказывание сказки «Заячьи слезы» | Чтение стихотворения Е.Благининой «Маша обедает» | Чтение стихотворения А.Барто «Кто как кричит» |
Конструктивная деятельность | «Стул для Мишутки» | «Диванчик» | «Дорожка и ворота» | «Заборчик для цыплят» | «Башенка с заборчиком» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Парные картинки» | Дидактическая игра «Спрячь мышку» | Шнуровка «Разноцветные цветы» | Выкладывание цветной мозаики | «Разложи по цвету» |
Элементы театрализованной деятельности | Инсценирование потешки «Киска, киска брысь!» |
4 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Что в корзиночке лежит?» | «К Мишутке в гости» | «Шли, шли, что-то нашли» | «Кто что ест?» | «Поездка на автобусе» |
Подвижные игры | «Пузырь» | «Воробышки и автомобиль» | «Птички летают» | «Лохматый пес» | «Самолеты» |
Пальчиковые игры | Пальчики здороваются | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» | «Дождик, дождик кап, кап, кап» | «Ладушки, ладушки» |
Фольклор, художественная литература | Чтение стихотворения А.Барто «Лошадка» | Потешка «Вот они сапожки» | Рассказывание сказки «Козлята и волк» | Потешка «Солнышко – ведрышко» | Чтение стихотворения А.Барто «Слон» |
Конструктивная деятельность | Загородка для цыплят | Ворота | Лодка для зайчат | Ступеньки из кубиков | Постройки из крупного строителя |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Чудесный мешочек» | «Разложи по цвету» | Выкладывание цветной мозаики | Шнуровка «Разноцветные цветы» | «Узнай и назови зверей» |
Элементы театрализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь, бабочка |
Ноябрь
1 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Кто живет в лесу?» | «Воздушные шарики» (игра на развитие речевого дыхания) | «Самолеты» | «Мы топаем ногами» | «Напоим куклу чаем» |
Подвижные игры | «Поезд» | «Солнышко и дождик» | «Догони мяч» | «Бегите ко мне» | «Птички летают» |
Пальчиковые игры | «Где же наши ручки?» | Пальчики здороваются | «Засолка капусты» | «Веселый оркестр» | «Пароход» |
Фольклор, художественная литература | Разучивание потешки «Дождик, дождик кап, кап, кап» | Потешка «Тень-тень, потетень» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет» | Рассказывание сказки «Маша и медведь» |
Конструктивная деятельность | Высокие и низкие ворота | «Кроватка» | Строим из конструктора «ЛЕГО» | «Диванчик» | «Гараж для машины» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «У кого какая мама?» | «Что лежит в корзине?» («Овощи-фрукты») | «Кто к нам в гости пришел?» | Игры с прищепками | Выкладывание цветной мозаики |
Элементы театрализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь, бабочка |
2 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Найди, что назову» | «Чудесный мешочек» | «Шла коза по лесу» | «Надень и попляши» | «Воздушные шарики» (игра на развитие речевого дыхания) |
Подвижные игры | «Карусель» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Воробышки и автомобиль» | «Огуречик» | «Лохматый пес» |
Пальчиковые игры | «Пальчик-мальчик» | «Цветок» | «Веселый оркестр» | «Пароход» | «Где же наши ручки?» |
Фольклор, художественная литература | Потешка «Ладушки, ладушки» | Рассказывание сказки «Теремок» | Потешка «Пошел котик на Торжок» | Рассказывание сказки «Козлята и волк» | Потешка «Петушок» |
Конструктивная деятельность | «Стол и стул» | «Широкая дорожка» | «Башенка из кубиков» | «Кроватка, Диванчик» | Строим из конструктора |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Чудесный мешочек» | «На птичьем дворе» | Игры с прищепками | «Разложи по цвету» | «Спрячь мышку» |
3 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Назови друга ласково» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Мы топаем ногами» | «Шла коза по лесу» | «Ветерок» (игра на развитие речевого дыхания) |
Подвижные игры | «Зайка беленький сидит» | «Птички летают» | «Самолеты» | «Поезд» | «Пузырь» |
Пальчиковые игры | «Веселый оркестр» | «Засолка капусты» | «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» | «Пальчик-мальчик» | «Цветок» |
Фольклор, художественная литература | Чтение С.Я. Маршак «Детки в клетке» | Рассказывание сказки «Колобок» | Чтение стихотворения А. Барто «Зайка» | Потешка «Тень-тень, потетень» | Потешка «Вот они сапожки» |
Конструктивная деятельность | «Башенка с заборчиком» | Строим из конструктора | «Стол для Чебурашки» | «Домик для матрешки» | «Ворота и заборчик» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «На птичьем дворе» | «Кто где живет?» | «У кого какая Мама?» | Игры с прищепками | «Разложи по цвету» |
Элементы театрализованной деятельности | Игра имитация «Медведь» |
4 неделя | |||||
Совместная деятельность | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Игры с воспитателем | «Шла коза по лесу» | «Назови что покажу» | «Бабочка лети» (игра на развитие речевого дыхания) | «Кто к нам в гости пришел» (домашние животные) | «Помоги найти маму» |
Подвижные игры | «Догони меня» | «Воробышки и автомобиль» | «Зайка беленький сидит» | «Мой веселый звонкий мяч» | «Карусель» |
Пальчиковые игры | «1,2,3,4,5 вышли пальчики гулять» | «Шарик» | «Пароход» | «Где же наши ручки?» | «Веселый оркестр» |
Фольклор, художественная литература | Рассказывание сказки «Маша и медведь» | Чтение стихотворения А.Барто «Грузовик» | Потешка «Пошел котик на Торжок» | Рассказывание сказки «Репка» | Чтение стихотворения Е.Благининой «Маша обедает» |
Конструктивная деятельность | «Дорожка узкая и широкая» | Постройки из крупного строителя | «Башенка из кубиков» | Строим из конструктора | «Кроватка, Диванчик» |
Сенсорное воспитание Дидактические игры | «Цветное домино» | «Что лежит в корзине?» («Овощи-фрукты») | «Разложи по цвету» | Игры с прищепками | Выкладывание цветной мозаики |
Элементы театрализованной деятельности | Имитация животных: заяц, медведь |
Анализ уровня адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада
В МБДОУ КВ «Детский сад №6 «Солнышко» (сентябрь-ноябрь 2012-2013 уч.г.).
После внедрения проекта по адаптации детей к условиям детского сада «В детский сад хожу без слез», был проведен анализ уровня адаптации.
Результаты анализа уровня адаптации детей:
Высокий уровень адаптации – 12 детей;
Средний уровень адаптации – 8 детей;
Низкий уровень адаптации – 8 детей;
Вывод. Считать проведение периода адаптации детей младшего возраста к условиям детского сада в 2012-2013 учебном году успешным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, ...
Проект "Адаптация детей младшего возраста к условиям детского сада. "Здравствуй, детский сад!""
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требова...
Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ " В детский сад без слез"
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде...
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД»
ПАСПОРТ ПРОЕКТАПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА«ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД» (социально-значимый)...
Проект успешной адаптации детей младшего возраста к условиям дошкольного учреждения «В детский сад без слёз!»
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться пр...
Брошюра для родителей по успешной адаптации детей раннего возраста к условиям пребывания в детском саду
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28511811","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Брошюра д...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ...