Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности
методическая разработка
Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с детьми и взрослыми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности»
Социализация или усвоение ребенком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с детьми и взрослыми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Социальная независимость ребенка с ОВЗ подразумевает достижение им возможного уровня самостоятельного участия и использования своего потенциала в доступной ему деятельности. В соответствии с ФГОС дошкольного образования личностно значимыми видами деятельности для детей дошкольного возраста являются общение, игра, познавательно-исследовательская, художественно-продуктивная, конструктивная, двигательная. В ходе образовательной деятельности одна из главных задач, которую мы ставим перед собой - это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений с помощью выше перечисленных видов детской деятельности. Все эти виды деятельности можно использовать в рамках различных мероприятий, проводимых в ДОУ, в городских мероприятиях. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми. Данная система работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ может показать высокую эффективность при её реализации:
-использование проектно-исследовательского метода в организации деятельности детей;
-вовлечение детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, квесты, конкурсы чтецов, клубный час, спортивные соревнования, вокальные конкурсы, проводимые как в образовательном учреждении, так и за его пределами).
Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25-30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребенка в семье, отсутствие «дворовой» социализации и другие тенденции негативно сказываются на социализации современных детей.
Поэтому, одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в современном мире становится социализация детей в обществе. Родители и педагоги стараются, чтобы ребенок, стал уверенным, успешным и не терялся в незнакомой ситуации. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и уверенно адаптироваться к меняющейся социальной среде, выделить «свое Я» среди других людей.
Социализация ребенка — процесс длительный и очень сложный. С одной стороны, любое общество, прежде всего само заинтересовано в том, чтобы каждый ребенок, приняв и усвоив систему социальных и нравственных ценностей, нормы и правила поведения, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни. Рассматривая проблему социализации и ее соотношение с обучением и воспитанием, можно определить ее как развитие и самореализацию человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Как показывает практика, процесс позитивной интеграции детей с ОВЗ в социум является для них сложным этапом социализации.
Опишите, какие педагогические ценности лежат в основе данной практики/технологии: При организации образовательно-воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из общеобразовательных групп. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует толерантность у других. В отличие от образовательного процесса, который ограничен рамками образовательных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому тематическому плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в рамках мероприятий, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха. Таким образом, дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.
Для эффективной работы необходимо взаимодействие с родителями детей ОВЗ. Постоянная работа с ними, вовлечение их в разные виды деятельности, совместные события позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Именно родители дают ребенку первый опыт взаимодействия с людьми, учат общению, доверию, умению слушать, оценивать свои поступки. Личный пример родителей бывает более эффективен, чем назидательные беседы. Поэтому родители – это первые помощники для своих детей. Родители дают свое согласие на участие в мероприятиях разного уровня и активно включаются в работу вместе с детьми, помогают им, поддерживают и принимают сами активное участие.
Опишите этапы и содержание профессиональных действий при реализации данной практики:
Первый этап предполагает участие детей в мероприятиях на уровне группы:
- Участие в конкурсах, соревнованиях, проектах в группе;
- Выступление перед детьми своей группы;
- Вхождение детей в технологию «Клубный час»
Второй этап предполагает участие детей в мероприятиях на уровне ДОУ:
На данном этапе дети выступают перед другими детьми детского сада. Это даёт возможность ребёнку осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, принять взрослого и других детей, проникнуться доверием и активно общаться с ними, учатся презентовать себя и свою работу. Дети свободно ориентируются в пространстве детского сада и самостоятельно делают выбор клуба при реализации технологии «Клубный час».
Третий этап предполагает участие детей в мероприятиях на уровне г. Канска и региональном уровне:
На данном этапе дети выступают перед детьми из других детских садов. Это расширяет круг взаимодействия детей. Появляется большая уверенность в себе и в своих действиях, появляется умение контактировать с незнакомыми детьми и взрослыми, отвечать на их вопросы и задавать свои.
Для успешной социализации детей в нашем дошкольном учреждении мы активно используем следующие виды деятельности:
- Проектно-исследовательская деятельность.
На протяжении пяти лет в нашем детском саду проходит площадка детских исследовательских проектов, на которой успешно выступают и наши дети с ОВЗ. Так были реализованы проекты по темам «Как построить дом?», «Танк Т-34», «Путешествие в космос». В реализацию данных проектов также были активно включены родители воспитанников (изготавливали презентации по проектам). На начальном этапе работы в группе воспитатели совместно с детьми реализовывали проект по методу «Трех вопросов». Дети совместно с родителями готовили проекты, затем самостоятельно защищали их в своей группе. Один из проектов был отобран на конкурс детско-исследовательских проектов детского сада. В ходе защиты проектов на базе нашей организации, проект Егора «Танк Т-34» был отобран на городской конкурс, где он также с успехом защитил свой проект.
- Технология «Социальные акции» (автор Н. П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН) — одно из направлений позитивной социализации дошкольников. Они направлены на формирование активной жизненной позиции, дают представления о том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький ребенок способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение. С помощью акции можно быстро, без назидательности донести до большого количества людей нужную идею, привлечь внимание к проблеме. Совместно с воспитателями компенсирующей группы и детьми активно участвуем в различных социальных акциях городского уровня. Социальные акции («Живи ёлочка», «Не рубите деревья», «Красный, желтый, зелёный», «Три П: Понимаем. Принимаем. Помогаем», «Твори добро»). Несколько лет подряд мы принимаем активное участие в акциях «Пристегнись», «Засветись» в ходе которых мы изготавливаем листовки для прохожих с напоминанием о правилах безопасной перевозки детей в транспортном средстве и использование светоотражающих элементов в одежде. Памятки наши дети раздавали прохожим, как на территории детского сада, так и на остановках в микрорайоне.
- Конкурс чтецов как одна из форм досуговой деятельности, является лучшим средством для самореализации каждого ребенка. Как правило, возможность выступать на дошкольных праздниках, других мероприятиях предоставляется детям с хорошей дикцией, самостоятельным и активным. Детям застенчивым, имеющим нарушение речи, меньше возможностей для упражнения в чтении стихотворений. На подготовительном этапе дети компенсирующей группы пробовали рассказать короткие стихотворения в своей группе или музыкальном зале перед сверстниками. Затем на конкурсе среди сверстников всего детского сада. И после того, как мы заметили, что дети успешно выступают на конкурсах внутри учреждения, мы стали принимать участие в городских конкурсах чтецов среди компенсирующих групп, где ребята также успешно выступают и получают сертификаты участников.
- Технология «Клубный час» (автор Н. П. Гришаева, старший научный сотрудник ИС РАН) направленная на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, обеспечивающие воспитанникам с ОВЗ полноценное проживание дошкольного детства, достижения ими целевых ориентиров ФГОС ДО. Данная технология позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада, разным помещениям, осваивать новые пространства, выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Сделав работу в одном клубе, ребенок уже самостоятельно может отправиться в другой.
Для успешного воплощения данной технологии на практике необходимо было выдержать ряд формальностей, в числе которых была предварительная работа с родителями и детьми. Для организации безопасности и эффективности «Клубного часа» помогают правила, направленные на формирование и развитие у дошкольников коммуникативных, нравственных, волевых качеств, саморегуляции, а также умения планировать свои действия. Совместно с воспитателями дети разработали правила поведения для участников «Клубного часа».
А затем провели несколько пробных «клубов» внутри группового помещения с приглашением педагогов других групп. Изначально дети выбирали только клубы тех педагогов, которые им были хорошо знакомы. А после уже с большим желанием шли и к другим педагогам. Затем, мы приняли решение отправить детей на «Клубный час», который реализуется в корпусе детского сада. Мы заметили, что дети очень скромно перемещались по кабинетам (в сопровождении воспитателя группы) и только на первом этаже. А также появились дети, которые не хотели посетить второй клуб и возвращались в группу. И только спустя несколько недель дети смогли самостоятельно ориентироваться в пространстве детского сада по всем заявленным клубам. На рефлексивном круге дети с удовольствием делятся своими впечатлениями.
Какое время необходимо на реализацию всей практики и каждого этапа: со старшего дошкольного возраста начинается подготовительный этап на уровне группы и далее реализация практик продолжается до выпуска в школу.
За время реализации практик получены следующие результаты:
- у наших ребят компенсирующей группы повысилась мотивация к речевому высказыванию, активизировалась коммуникативная сторона речи, расширился активный словарь.
- снизился уровень тревожности и стресса. Раньше некоторые дети, которые не решались самостоятельно, без сопровождения взрослого, покидать группу, боялись «закрытых дверей» и большого пространства преодолели эту проблему. На данный момент не осталось таких воспитанников, которые хотят остаться в группе во время какого-либо мероприятия;
- повысился уровень самостоятельности и произвольности поведения. Сначала многие дети не могли определиться с выбором клуба, не шли на контакт. Сейчас все дети самостоятельно могут сделать выбор без помощи визуального расписания, идут на контакт в повседневной жизни;
- у детей формируется самоконтроль, саморегуляция, ответственность. Мы наблюдали ситуации, когда они объясняли друг другу, как важно не нарушать правила;
- дети стали более дружелюбными, открытыми и уверенными в себе. Они открыто сообщают о своих потребностях детям из других групп, воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
- родители меняют своё отношение к работе ДОО и стремятся к активному сотрудничеству, у них возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности.
Социализация ребенка возможна только при комплексном подходе, учете всех факторов, влияющих на социальное развитие ребенка. Наши дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения (школу), о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов и специалистов школ, предоставляемые на ежегодном «круглом столе», проводимом в рамках сотрудничества.
Задачи проекта:
∙ Создать комфортные условия для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении;
∙ Вовлечь детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом медицинских показаний в позитивную деятельность, адекватную их возможностям, интересам и способностям,
∙ Развивать навыки общения детей ОВЗ с детьми нормы,
∙ Способствовать воспитанию толерантности и эмпатии к детям с особыми образовательными потребностями
В современном представлении понятие качество образования не сводится к «обученности» воспитанников дошкольных образовательных учреждений набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, коррекцию нарушений.
В центре нашей модели стоит ребенок (дошкольник с ОВЗ), вокруг него задействованы и находятся в тесном партнерстве, взаимосвязи все субъекты социального окружения: сообщество сверстников, семья, сотрудники, социальные партнеры ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Интеграция и социализация детей после КИ в условиях детского сада
Поддержка и помощь психолога необходима не только детям после кохлеарной имплантации, но в том числе и их родителям, так как детям очень важно интегрироваться и адаптироваться в ДОУ. Родителям требует...

Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида.
Комплексное занятие как один из способов интеграции и социализации детей с ОВЗ в условиях детского сада комбинированного вида....
Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада
Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада...
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Развитие речи детей через театрализованную деятельность...

Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"
Консультация для педагогов "Адаптация и социализация детей группы риска в условиях детского сада"...

Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"
Презентация "Социализация детей раннего возраста к условиям детского сада!"...

Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»
Долгосрочный проект (цикличный) «Социализация детей с ОВЗ в условиях детского сада»Подготовили: учитель-дефектолог Моисеева Л.М.; воспитатель Митрофанова В.Э.АктуальностьЦель социализации ...