«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Практический опыт работы в коррекционном образовательном учреждении показывает, что традиционные методы работы с детьми не эффективны и не целесообразны при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для эффективного получения новых знаний такими детьми, важно задействовать у детей как можно больше каналов восприятия: зрение, слух, осязание и т. д. С этой целью, в своей работе я использую пособие «Нумикон». Это программа для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании. Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной образовательной программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»
Не секрет, что обучение детей с особыми образовательными потребностями требует особого подхода.
Наше образовательное учреждение посещают дети с повышенной возбудимостью утомляемостью, сниженной работоспособностью, склонные к резкой смене настроения, гиперактивные, с отсутствием активного и устойчивого внимания. Обучение таких детей сопряжено со многими трудностями и усвоение программного материала очень сложная задача, особенно при изучении математики. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно.
Практический опыт работы в коррекционном образовательном учреждении показывает, что традиционные методы работы с детьми не эффективны и не целесообразны при работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Для эффективного получения новых знаний такими детьми, важно задействовать у детей как можно больше каналов восприятия: зрение, слух, осязание и т. д. С этой целью, в своей работе я использую пособие «Нумикон». Это программа для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста математическим навыкам, испытывающих трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход и набор наглядного материала, разработанный в Великобритании. Нумикон используется совместно с другими обучающими материалами и призван помочь в освоении основной образовательной программы.
Я хочу познакомить вас с системой Нумикон, которая предназначена для детей с целью изучения чисел и счету. Учитывая, что ведущий вид деятельности дошкольников – игра, в нашем случае учить ребенка с помощью Нумикон очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции — сложение, вычитание.
Этапы работы с Нумиконом несколько условны. Многие игры из первоначальных этапов можно использовать и во время формирования математических представлений, усложняя и изменяя инструкции и в свободной игровой деятельности. На начальном этапе мы использовали детали Нумикона для игр с крупой, нанизывали их как бусы, шнуровали. Очень нравится детям игры с «Волшебным мешочком» где задействуется не только зрительное, но и тактильное восприятие. В мешочке надо искать и находить формы Нумикона, узнавая их на ощупь, найти самую большую форму или самую маленькую и т. д.
Использовали в свободной изобразительной деятельности, обводили детали, делали оттиски на бумаге, отпечатывать на пластилине. Все это нужно для того, чтобы дети как можно больше их рассматривали и трогали руками и таким образом запоминали, как они выглядят и какие они на ощупь, узнавали, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой фигуре есть разное количество отверстий.
Следующим этапом были математические игры. Игры на сравнение форм Нумикона по размеру. Дети сравнивали методами наложения и приложения. Детям предлагалось выложить формы последовательно от меньшей к большей, произнося числа по порядку, начиная с одного, и одновременно указывать на соответствующие формы. Таким образом, каждая форма Нумикона приобретала новое числовое имя: желтую, красную и розовую формы теперь называли «три», «пять» и «семь» соответственно. Однако на этом этапе детям не предлагалось пересчитывать количество отверстий в каждой форме. Все детали воспринимаются целостно.
Одновременно в работе с Нумиконом, дети знакомятся с графическим изображением чисел с помощью других методик и материалов. На доске вешается полоска с числовым рядом, где под каждым числом нарисована соответствующая ему форма Нумикона. Дети учатся находить соответствие между числами, написанными на карточках, и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета отверстий. Для закрепления навыков, усвоенных в процессе практической деятельности детей, мы использовали графические задания с использованием Нумикона: соединить одинаковые формы Нумикона, соединить форму Нумикона и тень, соединить формы Нумикона с соответствующими им числами, сравнить две формы Нумикона, обвести все формы Нумикона, которые больше, чем образец.
Также дети используют формы Нумикона при знакомстве с составом числа.
Далее дети использовали Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве со сложением. Так, чтобы решить пример 2 + 1, нужно взять голубую форму («двойку») и приложить к ней оранжевую форму («единицу»), тогда получится некоторая фигура, по форме напоминающая «тройку». Чтобы проверить результат, нужно взять желтую «форму» («тройку») и наложить сверху.
С помощью форм Нумикона можно продемонстрировать вычитание. Так например, если нужно из пяти вычесть четыре, то нужно светло-зеленую форму наложить на красную, и тогда сразу будет видна эта математическая разница, которая и составляет единицу.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в работе по формированию математических представлений у наших детей. Применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные нозологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс: «Нумикон - как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»
Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных игровых технологий в дошкольном обучении....
Использование игровых технологий в обучении детей с особыми образовательными потребностями для развитие звукового и тактильного анализаторов
Представленные материалы развивают умение ориентироваться на звуковой и тактильный анализаторы. Вместе с тем развивая их...
«Использование технологии «Нумикон» в процессе формирования математических представлений у детей с особыми образовательными потребностями»
Вопрос подготовки ребенка к школьному обучению волнует и педагогов. и родителей. В современных условиях растет количество детей не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Желание родителей с...
Семинар-практикум для педагогов Прeзентация " Развитие математических способностей детей с особыми образовательными потребностями посредством применения пособия "Нумикон"
laquo;Нумикон» – это программа и набор наглядного материала, для тех детей, которым сложно изучать математику. Система Нумикона разработана с целью, помочь ребенку увидеть связь между чис...
Нейрографика- современный метод арт-терапии для детей с особыми образовательными потребностями
Ни для кого не секрет, что в современном мире на всех этапах образовательного процесса происходят изменения: содержание образования усложняется, все больше акцентируя внимание на развитие творческих и...
Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей.
Нумикон-это уникальная игра для обучения детей математике....
«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»
Практический опыт работы в коррекционном образовательном учреждении показывает, что традиционные методы работы с детьми не эффективны и не целесообразны при работе с детьми с особыми образовательными ...