Нейрографика- современный метод арт-терапии для детей с особыми образовательными потребностями
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Ни для кого не секрет, что в современном мире на всех этапах образовательного процесса происходят изменения: содержание образования усложняется, все больше акцентируя внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Одним из направлений деятельности современного детского сада становится ориентир на инклюзивное образование, т.е. «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». Особенностью инклюзивного образования являются коррекционно - развивающие психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании «особых» детей. На смену традиционным методам активно приходят новые, нетрадиционные методы обучения и воспитания, направленные на всестороннее развитие ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrografika.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕЙРОГРАФИКА- СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Ни для кого не секрет, что в современном мире на всех этапах образовательного процесса происходят изменения: содержание образования усложняется, все больше акцентируя внимание на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Одним из направлений деятельности современного детского сада становится ориентир на инклюзивное образование, т.е. «включение» детей с ограниченными возможностями здоровья в коллектив обычно развивающихся сверстников на правах «равных партнеров». Особенностью инклюзивного образования являются коррекционно - развивающие психолого-педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании «особых» детей. На смену традиционным методам активно приходят новые, нетрадиционные методы обучения и воспитания, направленные на всестороннее развитие ребёнка. Безусловно, современному педагогу необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий и интегрированных подходов к развитию детей с ОВЗ. Очень часто у детей с отклонениями в развитии возникают вторичные эмоциональные расстройства в виде чувства неуверенности, страха речевого общения, тревожности пониженного фона настроения, чрезмерной обидчивости. Все эти эмоциональные расстройства еще больше ослабляют нервную систему ребёнка. Важное значение при работе с детьми с ОВЗ имеет психотерапия и психокоррекция, которая включает в себя различные техники и методики, среди которых особое место занимают арт-терапевтические. Арт-терапия (от англ. art —«искусство»+ терапия) –направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента [1] Арт-терапия используется для реализации скрытой энергии, избавления от тревоги, страха и других деструктивных эмоциональных состояний, особенно она эффективна в коррекционной работе с детьми с нарушениями эмоционально-личностного развития и детей с ограниченными возможностями здоровья. Открыл этот метод в 1939 году британский врач Андриан Хилл. Для детей арт-терапия практически единственный способ рассказать о своих скрытых проблемах или поделиться эмоциями. Ребенок еще не настолько хорошо владеет речью, чтобы рассказывать о том, что его волнует. Занятия арт-терапией помогут малышу с ОВЗ проиграть и пережить внутренний конфликт, снять напряжение и избавиться от стресса, а так же способствует преодолению страхов и коррекции неврозов. Один из направлений арттерапии является сравнительно молодой метод, появившийся в 2014 г - метод нейрографики- работа с подсознанием и эффективный способ улучшить качество жизни. Автор этого метода- Павел Михайлович Пискарёв, доктор психологических наук, профессор, основатель Института Психологии Творчества. (Цюрих, Санкт-Петербург). Цель нейрографического рисования- изобразить неосознаваемые страхи, убеждения, напряжение, найти ресурсы для решения проблем, принять решение, получить ответ на вопрос, исполнить желание. Это новый стиль рисования, который за короткое время ребёнку позволяет успокоиться, расслабиться, а взрослым увидеть решение самой сложной проблемы.
Нейрографикой можно заниматься даже с маленькими детьми, потому что нарисовать некрасиво в этой технике просто невозможно.
1 этап активизирует подкорковые структуры головного мозга. Возьмите любой карандаш (фломастер) в руку и положите перед собой лист бумаги любого размера. Для занятия с ребёнком лучше взять плотную бумагу формата А5. Затем начинаем на бумаге рисовать линии от края до края бумаги в течение 2-3 минут. Нейролинии могут быть разной формы и длины, могут пересекаться с другими нейролиниями. Ведём эту линию так, чтобы она шла спонтанно, изменяя своё направление. Пусть на каждом участке она меняет то частоту колебания, то амплитуду движения, то делает неожиданный поворот. Чем более неожиданны повороты, которые делает линия, тем более она мобилизует психический потенциал.
2 этап позволяет сосредоточиться, сконцентрировать внимание. На листе видим множество пересечений линийуглов. Их нужно скруглить, нарисовать круг, овал. Важно чтобы все углы были «сглажены». При занятии с ребёнком, взрослый может взять на себя часть работы по сглаживанию углов на рисунке, но после небольшого отдыха, во время которого малыш подсказывает педагогу пропущенные углы, ребёнок должен сам продолжить работу.
3 этап - ребенку нужно найти фигуры: круг, треугольник, квадрат. Этим действием мы расширяем воображение и концентрацию внимания. Чем больше таких фигур будет найдено - тем лучше. После того, как обозначили фигуры, просим посмотреть ребенка, есть ли в них углы и, если есть, то их нужно тоже скруглить. Для скругления мы можем использовать ассоциацию с поглаживанием животного - тем самым мы создаем гармоничное пространство в фигуре.
4 этап – закрашиваем, штрихуем – снимаем страхи и тревоги. Работа с цветом помогает ребёнку успокоиться, а взрослым - привести свои мысли в порядок. На этом этапе продолжаем дополнять рисунок, вводя разные цвета и объединяя ими фрагменты. Здесь нет какого-то определённого правила, ребёнок делает так, как чувствует. Лучше использовать яркие карандаши разных цветов обязательное условие - ребёнку должно быть приятно ими рисовать. Например, педагог интересуется у ребёнка какую эмоцию он хотел бы сегодня испытать, тем самым развиваем эмоциональный интеллект ребёнка.
5 этап – выявление главных линий рисунка и их прорисовка. Завершаем рисунок линиями поля. Это нейрографические линии, которые идут через весь лист к краям. Необходимо спросить ребёнка, на что похоже и, если он увидит изображение кого-либо или чего-либо, его нужно тоже обвести. В завершении получается яркий красочный рисунок, состоящий из линий и кругов. Двух одинаковых рисунков не получится никогда. Хочется особо отметить, что содержание занятий должно всегда соответствовать возрасту и уровню умственного и психического развития ребенка. Занятия могут проводиться как в индивидуальной, так и в групповой формах. Практика показывает, что этот метод имеет положительные результаты. Его можно использовать: для детей с дошкольного возраста, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями, а также для родителей и детей на улучшение детскородительских отношений, для педагогов как профилактика «синдрома профессионального выгорания".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа муниципальной опорной площадки "Реализация инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями в условиях современного ДОУ"
Создание модели инклюзивного образования детей дошкольногот возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения....
Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии
При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода...
Публикация в журнале Дошкольник. РФ Тема: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Ребёнок с сохранным интеллектом активно использует уже сложившиеся знаковые системы.Чего нельзя сказать о детях с ОВЗ с их «закрытостью» значений предметного действия и конкретностью воспр...
Текст к видео докладу на региональной конференции «Инклюзивное образование и общество: стратегии, ресурсы, практики» на тему: «Социализация детей с особыми образовательными потребностями посредством изучения знаков и символов современного мира»
Социализация или усвоение ребёнком общечеловеческого опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми.Научить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья говорить, обра...
«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»
Практический опыт работы в коррекционном образовательном учреждении показывает, что традиционные методы работы с детьми не эффективны и не целесообразны при работе с детьми с особыми образовательными ...
«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с особыми образовательными потребностями»
Практический опыт работы в коррекционном образовательном учреждении показывает, что традиционные методы работы с детьми не эффективны и не целесообразны при работе с детьми с особыми образовательными ...
Использование арт-терапии как условие успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями в условиях дошкольной образовательной организации.
Детская Арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами - это лечение творчеством. Основная цель Арт - терапии сост...