Активизация всех ВПФ у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ, через психомоторное развитие
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Комплескная деятельность учителя-логопеда и учителя-дефектолога с детьми, имеющих ОВЗ, на занятиях по психомоторному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_2.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА

№ 24 «ПЧЕЛКА»

633004, Новосибирская область, г. Бердск, К-Маркса, д. 51.

т. (38341) 5-04-54;  

e-mail: bsk_du24@mail.ru

Методическая разработка

по теме:

 «Активизация всех ВПФ у детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ, через психомоторное развитие »

Разработали:

 Учитель-логопед

Высшей квалификационной категорией

Медведева Мария Сергеевна

 

Учитель-дефектолог

Высшей квалификационной категорией

Бояршинова Валентина Александровна

г.Бердск

2023-2024г.

Цель: Создание условий, для развития ВПФ у детей с ОВЗ,  воздействуя на сенсомоторный уровень, исходя из общих закономерностей онтогенеза.

Задачи:

— развитие высших психических функций;

— функциональная активация подкорковых образований мозга;

— обеспечение и регуляция общего энергетического, активационного фона, на котором развиваются все психические функции;

— стабилизация межполушарного взаимодействия;

— обеспечение приемов и тонкого анализа модально-специфической информации;

— обеспечение регуляции, программирования и контроля за протеканием психической деятельности, управление работой нижележащих уровней.

Актуальность  

Психомоторное развитие ребенка подразумевает приобретение ряда навыков в двигательной и эмоциональной сферах, формирование поведенческих реакций. Оно начинается с самого рождения, пик его приходится на младший возраст. Каждому периоду во время взросления детей характерны свои особенности психомоторного развития.

В настоящее время проблема психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и тяжелыми нарушениями речи не теряет своей актуальности. Это обусловлено тем, что психомоторное развитие оказывает влияние на общее развитие детей, и является одной из основных причин задержки психического развития и нарушения речи.
Комплексная нейропсихологическая коррекция исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень должно оказываться исходя из общих закономерностей онтогенеза. Это вызывает активизацию в развитии всех ВПФ ребенка. К таким методам относится метод замещающего онтогенеза (МЗО).

Эта методика направлена на реализацию технологий, направленных на сохранение здоровья и активизацию двигательной деятельности дошкольников, коррекцию психических и моторных функций детей с особыми потребностями. 

В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптированные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему:

• первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и стато-кинестетического баланса психических процессов»;

• второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсо-

моторного взаимодействия с внешним миром»;

• третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».

Данные уровни выделяются на основании представления об определенных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности. Методы, разработанные для первого уровня, направлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для третьего уровня — на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни.

Основные (базальные) нейропсихологические факторы:

  • Фактор энергетического обеспечения связан с работой глубинных отделов мозга, которые регулируют витальные (жизненные) потребности, биологические ритмы, системы жизнеобеспечения организма. Неразвитость этого фактора обнаруживается в первую очередь в процессах памяти и внимания. 
  • Модально-специфический фактор связан с работой тех отделов мозга, куда поступает информация от органов чувств (тактильных, слуховых и зрительных)
  • Кинестетический фактор обеспечивает передачу сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах.
  • Кинетический фактор участвует в формировании представлений о собственном теле, в создании и реализации целостных моторных программ
  • Пространственный фактор отвечает за восприятие и переработку. пространственных характеристик и является одной из наиболее сложных форм психического отражения и адаптации.
  • Фактор произвольной регуляции психической деятельности принимает участие в осуществлении всех психических функций, особенно связанных с обучением.
  • Фактор межполушарного взаимодействия обеспечивает обмен информацией между полушариями, а также гармоничные последовательность и одновременность познавательных процессов. 

Этапы коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста, имеющих статус ОВЗ,  на 2023-2024г.:

I этап: Стабилизация и активация энергетического потенциала организма. Повышение  пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов
(1-й ФБМ).

  1. Дыхательные упражнения.
  2. Массаж и самомассаж.
  3. Работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.
  • Оптимизация и стабилизация общего тонуса  тела. Растяжки. Релаксация.        
  •  Работа с локальными мышечными зажимами и дистониями. Расширение сенсомоторного репертуара.
  •  Преодоление патологических ригидных  телесных установок и синкинезий.
  1. Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

II этап:  Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (2-й ФБМ).

Соматогностические, тактильные и кинестетические процессы.

2.  Зрительный гнозис.

3.  Пространственные и «квазипространственные» представления:

  • освоение телесного пространства,
  • освоение внешнего пространства,
  • пространственные схемы и диктанты,
  • конструирование и копирование,
  •  «Квазипространственные»(логико-грамматические) речевые конструкции.

        .  Кинетические процессы:

  •  динамическая организация двигательного акта. Ловкость,
  •  графические способности,
  •  последовательность, ряд. Время,

 5.  Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы:

  • неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма,
  • речевое звукоразличение. Фонематический слух,

6.  Мнестические процессы:

  •  тактильная и двигательная память,
  • зрительная память,
  • слухо-речевая память.

7.  Номинативные процессы.

III этап:  Формирование смыслоообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции (3-й ФБМ).

1.  Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов.

2.  Программирование, целеполагание и самоконтроль. Ритуалы, правила игры и роли.        

3.  Коммуникативные навыки.

4.  Причинно-следственные отношения. Последовательность.

5.  Произвольное внимание. Синестезии.

6.  Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы.

7.  Роль инициации. Наказание и поощрение.

Основные принципы нейропсихологической коррекции в детском возрасте

1. Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребенка. Учитываются индивидуальные особенности ребенка, сформированности эмоционально-волевой сферы, особенности темперамента и характера.

2.Принцип опоры на сохранные формы деятельности. Опора на сохранные формы деятельности в процессе нейропсихологической коррекции позволяет временно перевести пострадавшую функцию на другой, более низкий и доступный для ребенка уровень ее осуществления.

3.Принцип опоры на предметную деятельность и ее организацию. В коррекционной работе необходимо использовать методы восстановления и формирования через деятельность, как вербальную, так и невербальную. Усвоение материала происходит через деятельность субъекта, которую необходимо организовывать.

4.Принцип программированного обучения.  Коррекционные программы должны соответствовать следующим требованиям: индивидуальность в содержании программы (программа составляется по индивидуальному нейропсихологическому профилю ребенка), многократная повторяемость частей программы ребенком (упражнения), опора на внешние вспомогательные средства.

5.Принцип от простого к сложному. Известный дидактический принцип «от простого — к сложному» необходимо учитывать при коррекционно-развивающем обучении.

  6.Принцип использования игровой деятельности. Поскольку игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, необходимо строить коррекционную работу в игровой форме. В более младшем возрасте коррекционную программу можно вплетать в сказочный сюжет, для школьников используются варианты игр с правилами.

7. Эмоциональный контакт с ребенком. Одним из важных компонентов работы с ребенком является установление эмоционального контакта. Эмоциональное подкрепление в коррекционной работе обеспечивает естественное повышение работоспособности, повышение эффективности работы мозга.

Этапы коррекционной работы:

  1. На диагностическом этапе используется методика Л.С. Цветковой, в импритации Г.М. Вартапетовой.

На  основании  диагностических  данных  составляется карта особенностей функционирования мозговых структур и разрабатывается  коррекционная  программа,  индивидуальная  для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.

  1. Цель установочного этапа — создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. На этом этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе.

3. На коррекционном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.

4. Этап оценки эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы.

Для реализации методической разработки, мы  используем «Программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребенка ( А.Л. Сиротюк), в ней представлены кинезиологические упражнения (адаптированный вариант) — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий, а также телесно-ориентированные, арттерапевтичес-кие, восточные (йога, тай-чи, ушу-таолу) психотехники и элементы психодрамы; упражнения из «Методики замещающего онтогенеза» Б.А. Архипова и А.В. Семенович.

Описываемая программа рассчитана на специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.

Она состоит из 24 занятий и заключительной эстафеты.

Занятие проводятся 1 раз в неделю, каждое занятие дублируется два раза,  цикл рассчитан на шесть месяцев. Время занятия 40 минут. Число участников группы 8 человек

Структура занятия:

  • Разминка;
  • растяжка — 5—6 минут;
  • •дыхательные упражнения — 4—5 минут;
  • •глазодвигательные упражнения — 4—5 минут;
  • •телесные упражнения — 15 минут;
  • •упражнения для развития мелкой моторики рук — 10 минут;
  • игра с правилами.
  • •упражнения для релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы — 10—15 минут.

Упражнения «Тоннель» являются аналогией рождения. Они будут выполняться на нескольких первых занятиях для активизации работы стволовых структур мозга. Дальнейшее усложнение упражнений соответствует стадиям онтогенеза ребенка.

Упражнения 1—3 выполняются в положении лежа на спине или животе; упражнения 4—6 — в положении сидя; упражнения 7—19 — ползая на животе, на спине или на четвереньках; упражнения 20—24 — стоя.

Взаимодействие с воспитателями:

Для более успешного выполнения детьми упражнений, мы привлекаем воспитателей. В группе педагоги будут закреплять упражнения с занятий, для этого мы разработали рекомендации.

Взаимодействия с родителями:

Для родителей нами подготовлены консультации и рекомендации, по проведению с детьми игр, и самомассажу.

Список использованной литературы

  • Программа формирования нейропсихологического пространства
  • проблемного ребенка ( А.Л. Сиротюк).
  • Картотека игр, с дидактическим пособием «Парашют».
  • Картотека игр с «нейро-ковром».
  • Русские народные сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие» "Путешествие в сказку"

Программное  содержание: развивать умение логически мыслить; закреплять порядковый счёт до 5; познакомить детей с цифрой 6; учить сравнивать полоски по длине, пользуясь словами самый длинный, пок...

Конспект открытого показа: «Развитие интереса и потребностей к двигательной активности и физическому совершенствованию у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность» с детьми группы «А» 4-5лет «Путешествие в зимний лес»

Задачи:-  развивать интерес и потребность к двигательной активности у детей среднего дошкольного возраста на прогулке через досуговую деятельность - развивать бег, ловкость, умение перевопло...

Конспект НОД для детей среднего дошкольного возраста "Путешествие с капелькой" (познавательное развитие).

Данный материал был разработан с целью ознакомления детей 4-5 лет со свойствами воды....

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В своей работе я стараюсь, чтобы литература была интересна детям, высокохудожественна, разнообразна.В данной работе я показала некоторые  методы ознакомления детей средней группы с художественной...

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир б...