Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития
статья по художественной литературе (средняя группа)

Кукурузова Олимпиада Александровна

В своей работе я стараюсь, чтобы литература была интересна детям, высокохудожественна, разнообразна.

В данной работе я показала некоторые  методы ознакомления детей средней группы с художественной литературой. Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмысливать, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publikatsiyu.docx21.51 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

Уважаемые коллеги, сегодня мне бы хотелось обсудить с Вами проблему приобщения детей к художественной литературе.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи. Народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

В своей работе я стараюсь, чтобы литература была интересна детям, высокохудожественна, разнообразна.

В работе с детьми по данной теме можно выделить  2 этапа.

На первом этапе учимся воспринимать художественное произведение согласно авторскому замыслу, понимать смысл, характерные особенности. Учимся анализировать художественное произведение, понимать художественные особенности и художественные приемы, высказывать свое отношение к прочитанному, размышлять, оценивать, делать выводы.

На втором этапе работы учим применять полученные знания, переносить их в различные ситуации: в игру, в беседу, воплощать их в рисунке, в поделки, в других видах деятельности.

 Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.

В своей работе я использую методы ознакомления детей средней группы с художественной литературой, ЭТО:

1. Чтение по книге. Это дословная передача текста. Воспитатель, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства воспитанника. Также воспитатель зачитывает по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, помогая становлению личностного отношения к произведению.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование), которая дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3.Ознакомление с художественной литературой. С помощью литературных произведений разных жанров педагог формирует интерес к книге предлагая вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. И дети узнают также, что важны и книжные иллюстрации.

4. Инсценирование. Театральные постановки. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением. Театральные постановки позволяют развить у ребёнка выразительность речи, прививает любовь к родной культуре, помогает почувствовать уверенность к себе.

5. Заучивание наизусть. Для развития связной речи детей, большая роль отводится заучиванию стихотворений. Заучивание детьми стихов — один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Детские стихи для заучивания наизусть мелодичны, они не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Дети прекрасно запоминают стихи, а затем с удовольствием демонстрируют свое умение взрослым. Короткие и легкие стишки тренируют память, развивают речь и помогают в дальнейшем при обучении чтению.

    6. Прослушивание аудиозаписи. После прослушивания аудиозаписи проводится беседа о прочитанном с целью уточнения содержания, здесь необходимо учить детей дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

7. Использование дидактических, познавательных игр Игра — основной вид деятельности детей. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей
глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Игры помогают знакомиться детям с произведениями художественной литературы, дети учатся связано и последовательно излагать свои мысли, пополняется и активизируется словарный запас, формируется правильное звукопроизношение.

 8. Оформление книжных выставок. 

Это использование разных красочных литературных произведений для создания благоприятных условий знакомства детей с миром художественной литературы, для формирования умений детально рассматривать иллюстрации, называть средства выразительности, которые использовали автор или художник.

   9. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:   Чтение и рассказывание сопровождается использованием какой-либо игрушки.

10. Использование мультимедийного оборудования 

В этом случае задействуются различные каналы восприятия ребенка, что позволяет заложить информацию не только в фотографическом, но и в ассоциативном виде в память детей. Данный метод позволяет глубже погрузить ребенка в предмет изучения, учит сопереживания героям. Дети с удовольствием погружаются в сказку, рассказывают дома об увиденном на экране.

11. Рисование или закрашивание.

Свое отношение к сказкам, рассказам, басням и стихам дети наиболее ярко выражают в рисунке, поэтому героев литературных произведений дети рисуют или закрашивают уже готовый рисунок.

12. Сочинение сказки (истории) с помощью какой-либо картины

После знакомства с произведением дети учатся составлять рассказы, сказки или истории с помощью какой-либо картины, описывают предмет, действие на картине.  Воспитатель задает вопрос детям, ответ на который они “находят”, посмотрев на картину. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.

Итак, подводя итог, можно отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения.

Книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, но и заставляет думать, осмысливать, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность.

Используемая литература:

1. Андриянова Т. Н., Гуткович И. Я., Самойлова О. Н. Учимся системно думать// Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников. Под ред. Т. А. Сидорчук – Ульяновск, 2001.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.

3. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М. : Айрис – Пресс, 2004.

4. Дубинина Т. Н. Умей объяснить и доказать: развитие связной речи у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Беларусь. – 2002.

5. Зизатуллина Д. Х. Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления, воображения на занятиях по русому языку. – СПб, 1998.

6. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : Издательство института психотерапии, 2001.

7. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. – Ульяновск, 1997.

8. Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Технология составления творческих текстов по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений). – Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ – инфо". 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по приобщению к чтению художественной литературыдетей старшего дошкольного возраста средствамипознавательно-исследовательской деятельности...

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности».

Карта инновационной деятельности по теме: «По приобщению к чтению художественной литературы детей старшего дошкольного возраста средствами познавательно-исследовательской деятельности»....

Приобщению дошкольников к художественной литературе в среднем дошкольном возрасте». Квест–игра «Русские народные сказки»

        Действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребёнка в детском саду служит художественная литература. Детские книги играют важную роль...

Приобщение к художественной литературе детей среднего дошкольного возраста одна из форм речевого развития

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Сегодня невозможно представить мир б...