«Использование природного материала при формировании социально-адаптированных навыков у детей с ОВЗ.»
статья по коррекционной педагогике
Социализация-это личная адаптация, овладения навыками взаимодействия с людьми, усвоение социальных и культурных ценностей общества.
Дети с ограниченными возможностями здоровья не адаптированы в обществе. Им сложно осознать себя как индивида, выполнять целенаправленные действия, адекватно реагировать на окружающее. Детям часто бывает сложно выстроить отношение с другими людьми, они не владеют элементарными нормами поведения, у них снижена способность к общению и процесс социализации крайне затруднен.
Задача педагога: помочь этим детям адаптироваться в обществе. Для этого необходимо сформировать у детей с ОВЗ определенный уровень развития личности и навыков общественных действий. Одним из способов формирования навыков социально-адаптивного поведения у детей с ОВЗ является знакомство с природой.
Мы постоянно находимся в окружении различных объектов природы. Разнообразие мира окружающей среды пробуждает у детей интерес, любознательность, побуждает к игре, художественной и другим видам деятельности. При знакомстве с природой, ребенок приобретает определенный опыт взаимодействия с окружающей средой. Видя ее красоту, у него формируется бережное и заботливое отношение к ней. Ознакомление с растениями, животными, явлениями живой и неживой природы является естественным процессом окружающего мира и приобретения социального опыта.
У детей, имеющих нарушения в развитии, отмечается низкая познавательная активность. Представления об объектах живой и неживой природы недостаточно точны. Детям бывает сложно понять и объяснить причинно-следственную зависимость между объектами и явлениями окружающего мира. Также у детей с ОВЗ возникают проблемы при общении с природой, они часто испытывают негативные чувства, тревожность при общении с ней. Все это затрудняет их социализацию в обществе.
Правильно сформированные представления о природе помогут ребенку с нарушением интеллекта адаптироваться в окружающем социуме. Поэтому важно вести с детьми ОВЗ целенаправленную коррекционную работу по ознакомлению с природой, способствовать коррекции психических процессов.
Основной целью нашей коррекционно-развивающей работы стало формирование у детей с нарушениями интеллекта социально-адаптированных навыков посредством экологического воспитания.
Для решения данной проблемы, мы используем в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья природный материал. Природный материал доступен, понятен и интересен для детей. Они ненавязчиво в игровой форме знакомятся со свойствами объектов живой и неживой природы, приобретают новый чувственный опыт. Игры и упражнения с природным материалом повышают активность и инициативность детей, усиливают интерес к новому, а также снижают эмоциональное напряжение. Также совершенствуют предпосылки игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков у детей.
Из наблюдений за детьми с нарушением интеллекта можно отметить, что у них нарушено тактильное восприятие, многие эмоционально и негативно реагируют даже на легкое прикосновение: тактильный контакт им кажется неприятным, они уходят в себя. Используя природный материал, мы ненавязчиво, постепенно знакомим детей с новыми тактильными ощущениями. Например, играя в игру “Поймай перышко”, прикасаемся перышком к различным частям тела ребенка. Дети получают тактильные ощущения, но ненавязчивые, мягкие, приобретают знания о свойствах и качествах(перо мягкое, пушистое, легкое), при этом получают положительные эмоции.
Используем в своей работе такие игры и упражнения, как:
• “Найди желуди для мишки”. Дети в емкости с горохом, фасолью ищут желуди и выкладывают на тарелочку для мишки.
• “Дары осени”. В емкости с фасолью находят различный природный материал (веточки, гроздья рябины, разноцветные листья, желуди, орехи и т.д.).Дети могут перебирать, трогать, перекладывать.
• “Золушка”, “Прятки”, “Составь узор”, “Волшебный мешочек” и другие. Все эти игры развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, активизируют речь, усиливают желание узнать что то новое, помогают снизить тревожность у детей.
Также используем в своей работе с детьми с ОВЗ игры с песком. Они засыпают, пересыпают песок в разные емкости, рисуют на нем пальчиками, делают отпечатки ладошек. Для игр с песком используем мелкие игрушки, которые ребенок может спрятать в песке. Во время этих игр, ребенок накапливает чувственный опыт, знакомиться со свойствами и качествами песка. Детям с ОВЗ очень нравятся игры с песком, они снимают напряженность, неуверенность перед окружающими, дают детям возможность раскрыться.
Кроме этого с детьми проводим самомассаж с помощью природного материала (шишек, деревянных чурок, орехов, фасоли, гороха).Самомассаж способствует развитию мелкой моторики, знакомству со свойствами природных материалов, а также снижает накопленный стресс у детей с нарушением интеллекта. Самомассаж проводим всегда в игровой занимательной форме, используя стихи и музыку.
Массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек.
Раз, два, три, четыре, пять,
Шишку будем мы катать.
Раз, два, три, четыре, пять,
Еловая шишка колет ладошки,
Мы покатаем шишку немножко.
Шишку я в руках держу,
То сожму, то разожму.
Поиграю с ней немножко-
И ладошку разогрею.
Вот сжимаю правую,
Вот сжимаю левую.
Буду шишку я сжимать,
Буду ручки укреплять.
От ладошки до локтя
Покатила шишку я.
От локтя и до ладошки
Катит шишка по ладошке.
Мишка с шишкою играет,
Между лап ее катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут.
Колются не больно,
Малыши довольны.
Белки шутят, белки играют:
Шишки, как мячики, деткам кидают.
С белками весело мы поиграем,
Все шишки руками ловко поймаем.
Если упали, скорей подберем
И снова бросать их белкам начнем.
Игровой самомассаж с палками и веточками.
В лес с ребятами пойдем.
Много веточек найдем!
Ветки Быстро соберем.
С ними мы играть начнем.
(крепко сжимаем веточки в кулачках).
Вот лисичка к нам подходит,
С веток глаз она не сводит.
Не дадим лисичке ветки,
Мы сожмем их крепко-крепко!
Волк зубастый к нам идет.
Ветки крепкие несет.
Будем с ветками играть,
Наши руки развивать.
Упражнения с грецким орехом.
Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.
Мы с орешком поиграем,
Его с горочки катаем.Его с горочки катаем. Вверх вниз, вверх и вниз Ты по пальчикам катись!
Еще одной формой коррекционной- развивающей работы с детьми с ОВЗ является творческие игры с природным материалом. С помощью взрослого дети изготавливают несложные поделки из шишек, семян подсолнуха, крылаток, скорлупы грецких орехов. Например, такие как ёжик, гусеница, черепашка и др. Создавая поделки и композиции из природных материалов, дети ближе знакомится с растительным миром, учатся бережно относиться к окружающей среде. Во время совместного изготовления поделок со взрослым у них повышается эмоциональный настрой и радость от полученного результата. Раскрашиваем с детьми камни, шишки, составляем из камней, ракушек, веточек различные узоры и даже картинки. В процессе продуктивной деятельности дети становятся более открытыми, лучше идут на контакт с окружающими.
Пополнить предметно-развивающую среду нам помогают родители. Они вместе с детьми собирают природный материал (шишки, камни, семена, крылатки). В группе, педагоги вместе с детьми рассматривают и обследуют собранный материал.
Мы систематически проводим с родителями консультации, оформляем буклеты с рекомендациями “Как вести себя в лесу”, “Прогулка к водоему”, “Играем с ребенком дома”, “За чем можно наблюдать осенью”, “Гуляем и наблюдаем”. В окрестностях нашего города находится лес и озеро. Мы помогаем родителям правильно организовать воскресную прогулку по лесу или к водоему. Предложили родителям вести дневник наблюдений. на что родители сразу же откликнулись. В дневнике они вместе с детьми отмечают что или кого видели во время прогулки, что делали. Например, с помощью картинок, зарисовок отмечают, что сегодня видели белку, насыпали ей семечек. Или сегодня слушали как кукует кукушка; видели на озере уток, покормили их; слушали, как шумит листва и так далее. Во время прогулок у детей складывается представление об окружающем мире, они учатся устанавливать взаимосвязь между живой и неживой природой, учатся наблюдать, правильно вести себя в природе. Во время таких прогулок дети получают эмоциональный заряд, радость и удовольствие.
Можно отметить, что в результате коррекционно-развивающей работы, у детей с ограниченными возможностями здоровья сформировались определенные представления об объектах природы, их свойствах и качествах, они получили новый чувственный опыт. Предметно-игровая деятельность стала более усовершенствованной. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами. Также, у них стало четко проявляться потребность в общении со сверстниками, взрослыми и природой.
Список литературы.
1.Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста //Молодой ученый.2012.№5.
2. Ежанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1999.№6.
3. Ежанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: “Просвещение”, 2005.
4. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования. СПБ: ООО Издательство “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2012.
5.Катаева А.А., Козлова С.А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”,2000.
6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2006.№5.
7.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников. М.”ЛИНКА-ПРЕСС”, 2010.
8.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.”Просвещение”,1999.
9. Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. №1, с 22-25
10. Комплекс упражнений с сосновыми шишками для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. “Игры и игрушки. Эксперт” №1, 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...
Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...
Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР
Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР...
Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...
Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....
Конспект занятия с использованием природного материала для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста
Цель: создание системы работы по формированию мелкой моторики рук с целью развития активной речи у детей раннего возраста посредством игры с природным материалом.Задачи:Образовательные:&bull...
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ"
Основной целью нашей коррекционно-развивающей работы стало формирование у детей с нарушениями интеллекта социально-адаптированных навыков посредством экологического воспитания. Для решения данной проб...