"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРОВАННЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ"
статья по коррекционной педагогике

Основной целью нашей коррекционно-развивающей работы стало формирование у детей с нарушениями интеллекта социально-адаптированных навыков посредством экологического воспитания. Для решения данной проблемы, мы используем в своей работе с детьми с ОВЗ природный материал, который доступен, понятен и интересен для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование природного материала при формировании социально-адаптированных навыков у детей с ОВЗ.

 Социализация-это личная адаптация, овладения навыками  взаимодействия с людьми, усвоение социальных и культурных ценностей общества.

 Дети с ограниченными возможностями здоровья не адаптированы в обществе.  Им сложно осознать себя как индивида, выполнять целенаправленные действия, адекватно реагировать на окружающее. Детям часто  бывает сложно выстроить отношение с другими людьми,  они не владеют элементарными нормами  поведения, у них снижена способность к общению и процесс социализации крайне затруднен.        

Задача педагога: помочь этим детям адаптироваться в обществе. Для этого необходимо сформировать у детей с ОВЗ определенный уровень развития личности и навыков общественных действий. Одним из способов формирования навыков социально-адаптивного поведения у детей с ОВЗ является знакомство с природой.                                                                                                              

Мы постоянно находимся в окружении различных объектов природы. Разнообразие мира окружающей среды пробуждает у детей интерес, любознательность, побуждает к игре, художественной и другим видам деятельности. При знакомстве с природой, ребенок приобретает  определенный опыт взаимодействия с окружающей средой. Видя ее красоту, у него формируется бережное и заботливое отношение к ней. Ознакомление с растениями, животными, явлениями живой и неживой природы является естественным процессом окружающего мира и приобретения социального опыта.

    У детей, имеющих  нарушения в развитии, отмечается низкая познавательная активность.   Представления об объектах живой и неживой природы недостаточно точны. Детям  бывает  сложно понять и объяснить причинно-следственную зависимость между объектами и явлениями окружающего мира. Также  у детей с ОВЗ  возникают проблемы при общении с природой, они часто испытывают негативные чувства, тревожность при общении с ней. Все это затрудняет их социализацию в обществе.

    Правильно сформированные представления о природе помогут ребенку с нарушением интеллекта адаптироваться в окружающем социуме. Поэтому важно вести с детьми ОВЗ целенаправленную коррекционную  работу по ознакомлению с природой, способствовать коррекции психических процессов.

   Основной целью нашей коррекционно-развивающей работы стало формирование у детей с нарушениями интеллекта социально-адаптированных навыков посредством экологического воспитания.

   Для решения данной проблемы, мы используем в своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья природный материал. Природный материал доступен, понятен и интересен для детей. Они ненавязчиво в игровой форме знакомятся со свойствами объектов живой и неживой природы, приобретают новый чувственный опыт. Игры и упражнения  с природным материалом повышают активность и инициативность детей, усиливают интерес к новому, а также снижают эмоциональное напряжение. Также совершенствуют предпосылки игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно ролевой игры и коммуникативных навыков у детей.

     Из наблюдений за  детьми с нарушением интеллекта можно отметить, что у них  нарушено тактильное восприятие, многие эмоционально и негативно реагируют даже на легкое прикосновение: тактильный контакт им кажется неприятным, они уходят в себя. Используя природный материал, мы ненавязчиво, постепенно знакомим детей с новыми тактильными ощущениями.   Например, играя в игру “Поймай перышко”, прикасаемся перышком к различным частям тела ребенка. Дети получают тактильные ощущения, но ненавязчивые, мягкие,  приобретают знания о  свойствах и качествах(перо мягкое, пушистое, легкое), при этом    получают положительные эмоции.

   Используем в своей работе такие игры и упражнения, как:

  • “Найди желуди для мишки”. Дети в емкости с горохом,фасолью ищут желуди и выкладывают на тарелочку для мишки.
  • “Дары осени”. В емкости  с фасолью находят различный природный материал (веточки, гроздья рябины, разноцветные листья, желуди, орехи и т.д.).Дети могут перебирать, трогать, перекладывать.
  •  “Золушка”, “Прятки”, “Составь узор”, “Волшебный мешочек” и другие. Все эти игры развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, активизируют речь, усиливают желание узнать что то новое, помогают снизить тревожность у детей.

Также используем в своей работе с детьми с ОВЗ игры с песком. Они  засыпают, пересыпают песок в разные емкости, рисуют на нем пальчиками, делают отпечатки ладошек.  Для игр с песком используем мелкие игрушки, которые ребенок может спрятать в песке. Во время этих игр, ребенок накапливает чувственный опыт, знакомиться со свойствами и качествами песка. Детям с ОВЗ очень нравятся игры с песком, они  снимают напряженность, неуверенность перед окружающими, дают детям возможность раскрыться.

       Кроме этого с детьми  проводим  самомассаж с помощью природного материала (шишек, деревянных чурок, орехов, фасоли, гороха).Самомассаж способствует развитию мелкой моторики, знакомству со свойствами природных материалов, а также снижает накопленный стресс у детей с нарушением интеллекта.  Самомассаж проводим всегда в игровой занимательной форме, используя стихи и музыку.

Массаж ладоней и пальцев рук с использованием шишек.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем мы катать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Еловая шишка колет ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Шишку я в руках держу,

То сожму, то разожму.

Поиграю с ней немножко-

И ладошку разогрею.

Вот сжимаю правую,

Вот сжимаю левую.

Буду шишку я сжимать,

Буду ручки укреплять.

От ладошки до локтя

Покатила шишку я.

От локтя и до ладошки

Катит шишка по ладошке.

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

Белки шутят, белки играют:

Шишки, как мячики, деткам кидают.

С белками весело мы поиграем,

Все шишки руками ловко поймаем.

Если  упали, скорей подберем

И снова бросать их белкам начнем.

Игровой самомассаж с палками и веточками.

В лес с ребятами пойдем.

Много веточек найдем!

Ветки Быстро соберем.

С ними мы играть начнем. 

(крепко сжимаем  веточки в кулачках).

 

Вот лисичка к нам подходит,

С веток глаз она не сводит.

Не дадим лисичке ветки,

 Мы сожмем их крепко-крепко!

Волк зубастый к нам идет.

 Ветки крепкие несет.

Будем с ветками играть,

 Наши руки развивать.

Упражнения  с грецким орехом.

  Взять грецкий орех в правую руку и крепко сжать на счет 5. Повторить упражнение для левой руки.

Мы с орешком поиграем,

Его с горочки катаем.
Его с горочки катаем.
Вверх  вниз, вверх и вниз
Ты по пальчикам катись!

      Еще одной формой коррекционной- развивающей работы с детьми с ОВЗ  является творческие игры с природным материалом.  С помощью взрослого дети изготавливают несложные поделки из шишек, семян подсолнуха, крылаток, скорлупы грецких орехов. Например, такие как ёжик, гусеница, черепашка и др.   Создавая поделки и композиции из природных материалов, дети  ближе знакомится с растительным миром, учатся бережно относиться к окружающей среде. Во время совместного изготовления поделок со взрослым  у них повышается эмоциональный настрой и радость от полученного результата.   Раскрашиваем с детьми камни, шишки, составляем  из камней, ракушек, веточек различные узоры и  даже картинки. В процессе продуктивной деятельности дети становятся более открытыми, лучше идут  на контакт с окружающими.

     Пополнить предметно-развивающую среду нам помогают родители. Они вместе с детьми собирают природный материал (шишки, камни, семена, крылатки). В группе, педагоги  вместе с детьми рассматривают и обследуют  собранный материал.

    Мы систематически проводим с родителями консультации, оформляем буклеты с рекомендациями “Как вести себя в лесу”,  “Прогулка к водоему”,  “Играем с ребенком дома”, “За чем можно наблюдать осенью”, “Гуляем и наблюдаем”. В окрестностях нашего города находится лес и озеро. Мы помогаем родителям правильно организовать воскресную прогулку по лесу или к водоему. Предложили родителям вести дневник наблюдений. на что родители сразу же откликнулись. В дневнике они вместе с детьми отмечают что или кого видели во время прогулки, что делали. Например, с помощью картинок, зарисовок отмечают, что сегодня видели белку, насыпали ей семечек. Или сегодня слушали как кукует кукушка; видели на озере уток, покормили их; слушали, как шумит листва и так далее. Во время прогулок у детей складывается представление об окружающем мире, они учатся  устанавливать взаимосвязь  между живой и неживой природой, учатся наблюдать, правильно вести себя  в природе. Во время таких прогулок дети получают эмоциональный заряд, радость и удовольствие.

    Можно отметить, что в результате коррекционно-развивающей работы,   у детей с ограниченными возможностями здоровья сформировались  определенные представления об объектах природы, их свойствах и качествах, они получили новый чувственный опыт. Предметно-игровая деятельность стала более усовершенствованной. Дети научились открытому проявлению эмоций различными социально-приемлемыми способами. Также, у них стало четко проявляться потребность в общении со сверстниками, взрослыми и природой.

 

Список литературы.

1.Барсукова О.В. Значение игр с песком и другими природными материалами для развития детей раннего возраста //Молодой ученый.2012.5.

2. Ежанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. 1999.6.

3. Ежанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных  образовательных  учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М.: “Просвещение”, 2005.

4. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нетрадиционного оборудования. СПБ: ООО Издательство  “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2012.

5.Катаева А.А., Козлова С.А. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. М.: “ЛИНКА-ПРЕСС”,2000.

6. Косымова А.Н. Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта //Дефектология. 2006.5.

7.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры у дошкольников. М.”ЛИНКА-ПРЕСС”, 2010.

8.Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.”Просвещение”,1999.

9. Сергеенко Н.И. Общение с природой как средство коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с нарушениями  развития / Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2007. 1, с 22-25

10. Комплекс упражнений с сосновыми шишками для развития мелкой  моторики детей дошкольного возраста. “Игры и игрушки. Эксперт” 1, 2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет

Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в де...

Статья на тему "Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений у детей 4-5 лет"

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий.  В этих условиях математическое развитие дошкольника не может св...

Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР

Использование природного материала, как средство развития мелкой моторики у детей с ЗПР...

Использование занимательного материала при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Занимательный математический материал, в силу свойственных ему занимательных задач, не только увлекает детей, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребёнка, оживля...

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Материал для формирования культурно-гигиенических навыков у детей с использованием проектной деятельности....

Конспект занятия с использованием природного материала для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста

Цель: создание системы работы по формированию мелкой моторики рук с целью развития активной речи у детей раннего возраста посредством игры с природным материалом.Задачи:Образовательные:&bull...

«Использование природного материала при формировании социально-адаптированных навыков у детей с ОВЗ.»

Социализация-это личная адаптация, овладения навыками  взаимодействия с людьми, усвоение социальных и культурных ценностей общества.Дети с ограниченными возможностями здоровья не адаптированы в о...