Консультация для специалистов коррекционного профиля на МО №2
методическая разработка по коррекционной педагогике
Консультация для специалистов коррекционного профиля на МО №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
приказ о создании МО 2022-2023 уч.год | 1.34 МБ |
Консультация для специалистов коррекционного профиля на МО №2 | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 81 «Мальвина»
Консультация
для специалистов коррекционного профиля
на МО №2
Тема:
«Нейропсихологическая гимнастика для мозга - как средство развития речи»
Подготовила:
учитель-логопед
Р.М. Амаханова
г. Сургут, 2022г.
В системе дошкольного образования, все чаще в работе с детьми используется нейропсихологический подход.
Ценность данного подхода возрастает в связи с насущной проблемой современного образования, а именно – ростом количества детей с различными отклонениями в развитии. При этом речь идет не столько о росте грубых дефектов психики, сколько о фиксации варианта развития в пределах нижних нормативных границ.
Так, один ребёнок начинает говорить в год, а в четыре — уже читать. А другой, учась в школе, порой уже не в первом классе, с трудом усваивает послоговое чтение, неуверенно узнаёт или вообще путает буквы. И такие проблемы возникают не только у детей с тем или иным диагнозом, но и у абсолютно здоровых детишек. Причиной трудностей обучения может быть несформированность различных отделов головного мозга. Чтобы помочь ребенку справиться с трудностями, специалистам, работающим с ним, необходимы знания нейропсихологии.
Нейропсихология — это наука о мозговой организации высших психических функций человека, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.
Педагогическая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет три направления:
- Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.
- Развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в неё компонентов.
- Развитие и восстановление межполушарных взаимодействий.
С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, решаются следующие задачи:
- Ребенок учится чувствовать в пространстве свое тело.
- Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
- Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
- Развивается слуховое и зрительное внимание.
- Ребенок учится последовательно выполнять действия.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» Иван Петрович Павлов.
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Преимущества использования нейроигр:
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;
- активизация работы с родителями.
Такие упражнения полезны и детям, и взрослым.
«Нейротаблицы на внимание»
В данных играх необходимо одновременно двумя руками находить одинаковые объекты слева и справа. Объекты могут быть абсолютно разные: дикие и домашние животные, цифры, числа, фрукты или овощи и т. д. Можно полностью изменить изображения по Вашим педагогическим потребностям. Можно играть всей группой на скорость. Можно делиться на команды или научить детей играть вдвоем. Также в эту игру можно играть одному.
Игра «Соедини точки», цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к середине или наоборот.
Для развития межполушарных связей полезно играть со специальными тренажерами (межполушарными досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка одновременно. Эта игра стимулирует работу обоих полушарий головного мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра «Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами обеих рук по дорожке.
«Веселые пальчики». Здесь ребенок называет картинку и поднимает пальчик с нужным цветом. Сначала играем с одной картинкой на две руки, а затем на каждую руку используем разные картинки.
«Найди такую же цифру».
Перед ребенком выкладываются цифры, вырезанные из разных материалов: дерева, ткани и других материалов. Ему нужно найти одинаковые цифры, например, все 3.
«Узнай цифру на ощупь».
В мешочек складываются вырезанные цифры, ребенок в него запускает руку и ищет предложенную цифру.
«Составь фигуру».
Ребенку предлагают из нескольких частей сложить геометрическую фигуру: квадрат, круг, прямоугольник.
«Большие, маленькие, средние».
Перед ребенком раскладываются предметы разного размера, и предлагают ему на три кучки разложить их по размеру.
«Зеркальное рисование».
Ребёнку даётся рисунок в перевёрнутом виде. Рисунок может быть любой, разного уровня сложности, в зависимости от возраста ребёнка. Желательно, чтобы присутствовало много мелких деталей. Ребёнку нужно внимательно посмотреть на рисунок и нарисовать такой же, но не перевёрнутый.
Так же возможно использование кинезиологические упражнения. Кинезиологические упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног, развитие крупной моторики, развитие межполушарных связей в упражнениях по развитию мелкой моторики рук, одновременное использование речи и движений.
«Ухо – нос», где ребенок левой рукой держится за кончик носа, а правой – за мочку уха. По хлопку ребенок меняет положения рук. Выполнять это упражнение нужно стоя на балансировочной доске.
«Цветочек»
Сложить пальцы руки в «цветок», попеременно опускать по 2 «лепестка» (пальцы руки, чередуя «лепестки»). Усложнить: одновременно выполняя обеими руками синхронно.
«Коза-корова»
Попеременно менять положение пальцев обоих рук с «козы»(указательный и средний палец не согнуты в кулак) на «корову» (указательный и мизинец не согнуты)
«Молчу — шепчу — кричу»
Следует придумать знаки, которые обозначают, что именно нужно делать: молчать, шептать или кричать и показывать их ребенку. Он должен реагировать соответствующим образом.
«Прикосновения»
Для игры потребуются предметы, сделанные из различных материалов: стекла, дерева, меха и т. д. Их следует положить на стол возле ребенка, завязать ему глаза. Предложить определить, что именно за предмет у него в руках.
Основоположник отечественной нейропсихологии Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов.
Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и специалистов коррекционных групп
Особенности речевого развития детей с нарушением интеллекта....
Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов ...
Особенности организации работы специалиста коррекционного процесса с родителями в условиях лекотеки
Особенности организации работы специалиста коррекционного процесса с родителями в условиях лекотеки...
Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами коррекционного дошкольного образовательного учреждения
Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...
Согласованность действий специалистов различного профиля, как важнейшее условие комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ
Предлагаемый материал может быть полезен для учителей-логопедов, педагогов-психологов и воспитателей ДО, работающих с дошкольниками с ОВЗ...
Конспект открытого мероприятия на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ, деловая игра для педагогов «Один в поле не воин»
Конспект открытого мероприятия на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ, деловая игра для педагогов «Один в поле не воин»...
Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ №3
Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ №3...