Согласованность действий специалистов различного профиля, как важнейшее условие комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ
консультация на тему

Предлагаемый материал может быть полезен для учителей-логопедов, педагогов-психологов и воспитателей ДО, работающих с дошкольниками с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласованность действий специалистов различного профиля, как важнейшее условие комплексного воздействия на ребенка с ОВЗ

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и способностей и выявление особых образовательных потребностей.

Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической  и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, психических процессов, оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, воспитателя. Эта работа должна носить согласованный  характер, она строится на принципе комплексности и взаимодействия: на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, которые осуществляют работу с такими детьми; на межведомственном уровне:  учреждений образования и здравоохранения.

Таким образом, системный подход – это работа каждого специалиста в зоне его профессиональной деятельности и согласованность всех служб в процессе психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ. Достижение успеха в учебно-воспитательном процессе непосредственно зависит от степени организации этого процесса, как целенаправленной системы, в которой все компоненты подчинены единой цели. Иными словами, если хотя бы одна из составляющих: оздоровительная, развивающая или коррекционная выпадает, то эффективность работы понижается.

Коррекционная работа осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня, в том числе Законом РФ «Об образовании, ФГОС ДО, в которых отражено, что детский сад комбинированного вида реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с учетом особенностей психофизического развития и возможностей  детей с ОВЗ.

 Для осуществления индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ необходимо учитывать особенности психофизического развития и индивидуальных возможностей детей

Содержание общеобразовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, специальной психологии и коррекционной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач.

В наше ДОУ дети поступают по решению ПМПК, основной диагноз ортопедический (чаще всего диспластический синдром, плосковальгусные деформации, сколиозы, гипермобильность суставов); у большинства второй диагноз неврологический (ДЦП, миатонический синдром, гипотония).

 Кроме этого примерно у 40% детей еще и речевые нарушения (общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, заикание) иногда  бывают дети с ЗПР. Получается у одного ребенка 2-3 диагноза плюс несформированность мелкой и общей моторики, неуверенная пространственная ориентация.

Поэтому в основу нашей коррекционной работы, которая направлена  на преодоление у детей психофизических и речевых нарушений, положены принципы системности, целостности и конкретности. Целостность выражается в полном представлении всех элементов интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции, а конкретность – в сохранении индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Действуя в едином коррекционно-образовательном пространстве, все участники согласуют свои действия, а результаты можно видеть на выходе.

В нашем детском саду индивидуально ориентированную помощь детям  с ОВЗ осуществляют учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инструктор ЛФК, массажист, музыкальный руководитель, воспитатели.  В детском саду функционируют физкультурный и музыкальный залы, кабинеты психолога и логопеда

Основная задача нашей коррекционной работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для формирования здорового образа жизни. От того насколько грамотно организована работа с детьми по здоровьесбережению, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения зависит здоровье детей.

Приоритетным направлением деятельности ДОО является: создание условий для сохранения психического и физического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия детей, оказание педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка. Все это представляет собой здоровьесберегающую среду ДОО. В нашем ДОО здоровьесберегающая образовательная среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей. Она создана с учетом индивидуально-дифференцированного подхода..

Особое значение в деятельности по созданию здоровьесберегающей среды придается подбору здоровьесберегающих технологий. Основная цель – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, воружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков.

Используем два вида технологий в своей работе

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- логоритмика

- динамические паузы (физминутки)

- релаксация

- гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз

- массаж органов артикуляционного аппарата

- песочная терапия

2.Коррекционные технологии:

- логопедические технологии (обследование, коррекция звукопроизношения, формирование фонематического слуха и т.д.)

- новые логопедические технологии (су-джок терапия, зондовый массаж)

Ведущими принципами организации здоровьесберегающей среды являются:

- динамизм

- открытость

- гибкость        

- взаимосвязи педагогических подсистем

Поиски новых форм и методов работы с детьми с ОВЗ привели к необходимости планирования и организации четкой, скоординированной работы всех специалистов.

.Содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, освоение ими образовательной программы ДОУ отражено в тематическом планировании специалистов.

На основе тематического планирования специалисты составляют перспективные планы коррекционной работы.

Нами разработаны и активно используются циклограммы календарно-тематического планирования  воспитательно-образовательного процесса в совместной деятельности учителя-логопеда с воспитателями, инструктором  по физической культуре, музыкальным руководителем;  педагога-психолога с учителем-логопедом. Разработаны и успешно реализуются рабочие программы по логоритмике, подготовке к обучению грамоте.  

Комплексное сопровождение невозможно без участия родителей. Они должны осознавать, что только совместными усилиями возможно добиться положительных результатов. В нашем ДОУ все специалисты участвуют в родительских собраниях, проводят групповые и индивидуальные консультации для родителей, а также консультации по запросам. Мы регулярно приглашаем родителей на занятия, ежегодно проводим открытые мероприятия с участием родителей ( физкультурно-логопедические праздники, логоритмические  занятия, совместные  занятия, которые проводят и психолог и логопед.

В течение нескольких лет работаю над темой «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в процессе взаимодействия учителя-логопеда со специалистами в условиях ДОУ комбинированного вида» и на основании результатов мониторинга  могу сделать вывод: согласованность, взаимодействие всех педагогов, использование в работе единого календарно-тематического планирования, постоянная взаимосвязь с родителями позволяют преодолевать психофизические и речевые нарушения, наши дети выходят в школу физически крепкими, с чистой речью, успешно социализированными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете"Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду".

Согласованность действий родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации ребёнка в детском саду....

Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка.

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач              воспитания личности ребёнка дошкольного возраста” В.А....

Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка....

Консультация "Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка"

Воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств при подготовке к школе....

Рубрика "Воспитатель года" Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»

Пояснительная записка к методической разработке «Взаимодействие с семьей как важнейшее условие обеспечения целостного развития ребенка»...

«Согласованность действия родителей и воспитателей, как необходимое условие успешной адаптации детей в детском саду» (консультация для педагогов на ГОМ)

Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со слезами и когда этот «ужас» закончится?» Действительно, у большей части детей младших групп адаптаци...