Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ №3
методическая разработка по коррекционной педагогике

Выступление на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ №3

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ». Подготовили: учителя – дефектологи Р. М. Амаханова , Л. Г. Комякова Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 « Мальвина » Заседание МО №3 г. Сургут, 2023г

Слайд 2

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения.

Слайд 3

Коррекционно – развивающая и воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ

Слайд 4

Занятия с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия.

Слайд 5

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ.

Слайд 7

Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми .

Слайд 8

З адания данной программы: -определи, на что похожа буква; - выдели цветом букву среди абстрактного рисунка; -отгадай загадку — запиши отгадку; -собери из букв заданное слово, фразу; -вставь недостающую букву в слово и др.

Слайд 12

Задачи: - развитие речевого дыхания; - коррекция и развитие фонематических процессов; - развитие основных речевых навыков; - формирование словаря; - коррекция грамматического строя речи.

Слайд 15

Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 «Мальвина»

Заседание

методического объединения

специалистов коррекционного профиля

№3

Тема доклада:

«Использование инновационных технологий при работе с детьми с ОВЗ».

        Подготовили:

Учителя – дефектологи

Р.М. Амаханова, Л.Г. Комякова

        г. Сургут, 2023г.

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи и письма. Повсеместная компьютеризация открывает новые, ещё неисследованные варианты обучения.

Коррекционно – развивающая и воспитательная работа с детьми с ОВЗ, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ, главным образом, обучающих, диагностических и развивающих. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать инновационные технологии в систему обучения каждого ребёнка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остаётся поиск оптимальных путей коррекции недостатков письменной и устной речи с помощью компьютерных технологий.

Занятия с применением компьютера — это и актуально и современно, они нравятся детям, выступают в роли дополнительного стимула саморазвития, способствуют преодолению речевого дефекта, активно формируют коммуникативные особенности ребёнка, выступают как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, предпосылки развития логического мышления.

В отечественной специальной литературе вопросами исследований, касающихся применения компьютерной техники в коррекционной работе с учащимися с ОВЗ занимаются Е.П. Синева, О.И. Кукушкина, А.Ю. Исаков и др.

Дефектологи, учителя – логопеды, работающие с детьми подтверждают, что с каждым годом усложняется контингент воспитанников с ОВЗ и требует всё больше и больше необходимости индивидуального подхода, поиска новых методик, приёмов коррекционной работы. Одной из составляющих нового подхода является применение компьютерной технологии  в учебном процессе.

В настоящее время существует достаточно большой арсенал общеразвивающих детских интерактивных игр и компьютерных программ. Мною были изучены и апробированы в коррекционном процессе следующие учебные программы: «Фраза», «Букварь», «Логопедические и дефектологические упражнения», «Игры для Тигры, «Я пишу грамотно» и др.

 Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей, поскольку основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных ранее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной познавательной деятельности.

Одной из эффективных компьютерных программ для коррекции смешанной дисграфии является специализированная компьютерная программа «Букварь». Данная программа позволяет эффективно организовать индивидуальную и групповую работу с детьми.

Программа построена на основе методик обучения детей с ОВЗ (Л.Н. Ефименковой,  Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой и др.). Компьютерная программа «Букварь» в полном объёме учитывает особенности овладения детьми печатным текстом, создаёт условия для поиска новых выразительных средств детского творчества, перехода к фонемному письму.

Работа с использованием компьютерной программы проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над результатами деятельности пользователя. В некоторых упражнениях, вызывающих затруднения, предусмотрена возможность дополнительной опоры на слух. Таким образом, активизируются компенсаторные механизмы, позволяющие сформировать устойчивые визуально-кинестетические условно-рефлекторные связи центральной нервной системы. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корректировать речевые нарушения.

Вот некоторые задания данной программы:

-          определи, на что похожа буква;

-          выдели цветом букву среди абстрактного рисунка

-          отгадай загадку — запиши отгадку;

-          собери из букв заданное слово, фразу;

-          вставь недостающую букву в слово и др.

1. Важный аспект коррекционно-образовательного процесса – здоровьесбережение. На каждом логопедическом занятии можно проводить для учеников зрительную гимнастику. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/478544/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA1.jpg

Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. В таблице - океане плавает рыбка. При каждом щелчке мыши по ячейке таблицы, рыбка переплывает на другой слог, в результате чего получается слово. Ученик читает полученное слово.

2. http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/478544/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA2.jpg

На этапе развития звукового анализа и синтеза проверка навыков проводится с помощью тренажера «Подбери звуковую схему к картинке». Ученик находит верную схему, щелкает по ней и персонажи мультфильмов оценивают его работу.

3.С помощью программы «Игры для Тигры» решаются следующие задачи:

- развитие речевого дыхания;

- коррекция и развитие фонематических процессов;

- развитие основных речевых навыков;

- формирование словаря;

- коррекция грамматического строя речи.

4. Ещё один важный аспект коррекционно – образовательного процесса – игровой. При прохождении темы «Родственные слова» дети знакомятся со сказочными персонажами, которые помогают им в словообразовании, дают задания и оценивают результат.

5. Следующий, не менее важный аспект коррекционно – образовательного процесса – информационный. При прохождении предлогов можно подобрать интересный материал на ориентировку в пространстве, интересную информацию о том или ином предмете, обобщение и проверку знаний по нахождению предметов.

http://www.openclass.ru/sites/default/files/ckeditor/478544/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA4.jpg

Преимущества занятий :

• Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять элементы упражнений более тщательно и в полном объеме;

• Использование анимации и сюрпризных моментов делают коррекционный процесс более интересным и выразительным;

• Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Для ребенка с нарушениями в развитии компьютер не должен быть только игрушкой. Такой ребенок уже в младшем школьном возрасте может освоить компьютер как инструмент решения самых трудных для него учебных задач.

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

     Из 40 минут логопедического занятия в соответствии с гигиеническими требованиями к безопасному использованию компьютерных средств обучения мы можем использовать всего 10-15 минут на работу с компьютером, а все остальное – живое слово, живое человеческое общение.

Для повышения эффективности логопедических занятий используется двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными. Наряду с текстами и устными объяснениями, демонстрационные презентации являются основой каждого занятия.

Таким образом, можно позволить сделать вывод о положительных результатах использования на логопедических занятиях  компьютерных технологий: они позволяют воплощать важный принцип коррекционной работы с детьми с ОВЗ – индивидуальный подход.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на методическом объединении 2011 г: "Организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников".

В выступлении рассматривается организация и методика коррекционно-развивающего обучения математике старших дошкольников....

(Выступление на методическом объединении воспитателей коррекционных групп)

quot;Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи."...

Презентация к выступлению на методическом объединении по теме "Взаимосвязь воспитателей и специалистов"

Презентация подготовлена к выступлению на методическом объединении и посвящена теме: "Взаимомвязь воспитателей и специалистов"....

Конспект открытого мероприятия на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ, деловая игра для педагогов «Один в поле не воин»

Конспект открытого мероприятия на методическом объединении специалистов коррекционного профиля ДОУ, деловая игра для педагогов «Один в поле не воин»...

Консультация для специалистов коррекционного профиля на МО №2

Консультация для специалистов коррекционного профиля на МО №2...