Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.
статья по коррекционной педагогике на тему

Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов массовых, не понимают особенностей детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, не могут взаимодействовать со специалистами группы и сада, затрудняются проводить диагностику развития и составлять индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывают сложности с подбором технологий и адекватных методов обучения воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Готовность специалиста коррекционного ДОУ к построению индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Начатые ещё в конце XX века перемены в парадигме образования привели к разработке Федеральных государственных требований и Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения.

 В данной ситуации на педагога ложится большая ответственность по соответствию современным требованиям, предъявляемым к учителю, как к активному участнику образовательного процесса с одной стороны, а с другой стороны педагогу необходимо разработать учесть особенности конкретного воспитанника для составления его индивидуального образовательного маршрута.

Для многих коррекционных садов существует проблема подготовки воспитателей для работы с воспитанниками, которые имеют проблемы в развитии. Воспитатели, переходя на работу в коррекционный сад из садов массовых, не понимают особенностей детей с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, не могут взаимодействовать со специалистами группы и сада, затрудняются проводить диагностику развития и составлять индивидуальные образовательные маршруты учащихся, испытывают сложности с подбором технологий и адекватных методов обучения воспитанников. Педагог коррекционного сада, в частности для дошкольников с задержкой психического развития и интеллектуальной недостаточностью, должен обладать несомненно большими знаниями, по сравнению с педагогами массовых садов. В частности, педагогу коррекционного сада необходимы знания основ коррекционной педагогики и психологии, особенности семейной психологии, возрастные нормы.  Без опоры на эти знания, воспитателям чрезвычайно сложно разобраться в особенностях своих воспитанников, провести диагностику развития детей, создать для них такой индивидуальный образовательный маршрут, который действительно б отражал физические, интеллектуальные, психические и иные особенности ребенка.

Мы единственный сад в районе, в котором проходят обучение учителя-дефектологи РГПУ им. Герцена, ЛГУ им. А.С. Пушкина, ЛОИРО, института им. Р.Валленберга.  Являясь практической базой для освоения и повышения квалификации мы разрабатываем, современные, практические формы работы с педагогами, родителями, детьми.

Индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления педагога ДОУ складывается из:

  • Определения ведущих профессиональных интересов;
  • Постоянного повышения профессиональной квалификации на базе АППО, РГПУ им. А.И.Герцена и т.д.
  • Самообразования педагога путем:

- участия в семинарах, конференциях, методических объединениях, мастер-классах, компьютерных курсов и т.д.;

- посещения открытых мероприятий других педагогов района, города;

- участия в конкурсы профессионального мастерства;

  • Проведение открытых мероприятий для педагогов и родителей;
  • Распространение информационно-компьютерных форм взаимодействия с семьей и педагогами.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления выступает, как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта педагога, который позволяет использовать гибкие модели организации процесса профессионального становления, который приобретает для педагогв личностно-значимый характер, становится более мотивированным[14,22,24,36,76,79,89,122,123]. В результате осуществляется избирательное и адекватное влияние процесса самообразования на личность в целом, создаются благоприятные предпосылки для профессионального становления педагога ДОУ.

К  особенностям построения индивидуального образовательного маршрута профессионального становления в вузе относится,  ориентация на научно-педагогическую и научно-исследовательскую деятельность с использованием двухуровневой, модульной, кредитно-зачетной  систем через анализ образовательных, личностных и профессиональных потребностей каждого студента.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут профессионального становления выступает, как сложный синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта студента.

Отмечая постепенную гуманизацию общественных процессов (учет личностных особенностей и потребностей человека, субъект-субъктные отношения в образовательном процессе и т.д.), специалисты разных стран[153,175] обращают внимание на тот факт, что процесс обучения в вузе оказывает большое влияние на изменение таких личностных характеристик, как социальная ответственность, надежность, толерантность, коммункабельность студентов. Именно по показателям личностных характеристик, а не по данным успеваемости определяется в настоящее время эффективность организации жизни вуза на Западе [22].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОУ с использованием современных коррекционно-развивающих технологий

В представленном материале содержится информация о понятии "индивидуальный образовательный маршрут", принципы его разработки, направления, методы и приемы реализации (использование современн...

Методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2016-2017

Содержание  материала представляет собой задачи  развития ребенка  с ОВЗ а 2016-2017 учебный год, с учетом  рекомендаций ЦПМПК, при соблюдении специальных условий обучения и воспит...

Методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ на 2017-2018

Содержание данного материала представляют собой задачи развития ребенка 4 лет на 2917-2018 учебный год, в соответствии с рекомендациями ЦПМПК, соблюдая специальные условия развития и обучения ре...

Актуальность построения индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ

Актуальность построения ИОМ:•Растет число детей с ОВЗ, которые включены в обучение в общеобразовательных группах.•Часть обучающихся осваивают образовательную программу дошкольного образовани...

«Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида»

В статье представлена структура модели индивидуально образовательно маршрута для воспитанника, имеющего трудности в освоении образовательной программы ДОУ....

Построение индивидуального образовательного маршрута в ДОУ общеразвивающего вида

В статье описаны основные направления, методы работы, этапы и план конструирования индивидуального образовательного маршрута в целях создания в детском саду условий, способствующих позитивной социализ...

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника.

Реализация программы индивидуальной работы с воспитанниками. Наличие и реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанника. Индивидуальная работа с воспитанниками в детском саду - э...