Выступление на практикуме молодых и вновь назначенных специалистов в МКУ ЦДиК «Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации)
методическая разработка по коррекционной педагогике

Выступление на практикуме молодых и вновь назначенных специалистов в МКУ ЦДиК «Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 81

«МАЛЬВИНА»

Доклад выступления на практикуме молодых

и вновь назначенных специалистов

«Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации»

Тема: «Речевая карта ребенка, как основа для формирования профессионального логопедического заключения»

        Подготовила:

учитель - логопед

МБДОУ № 81 «Мальвина»

Амаханова Регина Мингаджуддиновна

г. Сургут, 2023г

Слайд №1

Речевая карта – это документ, отражающий работу логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты.

Работа логопеда состоит в ведении большого количества документации, в которой фиксируется процесс логопедических обследований и его итоги, проводится оценка работы, и составляются прогнозы дальнейшего развития ребенка.

Одним из таких документов является речевая карта. Этот документ имеет вид бланков, на которых записываются данные речевого обследования и речевой коррекции. Бланки не имеют установленной формы и официального образца. Каждый логопед выбирает свой вид речевой карты, который отражает специфику его деятельности и индивидуальную направленность работы.

Речевая карта выполняет функцию отчета о деятельности логопеда в отношении коррекции речевых отклонений у конкретного ребенка. Речевая карта и ее анализ занимают важное место в работе логопеда. По данным речевой карты можно проанализировать речевое развитие ребенка, начиная от диагностирования его речевого дефекта, проведения коррекционных мероприятий и специального лечения до положительной динамики речевого развития ребенка и полного устранения речевого дефекта.

Благодаря речевой карте происходит:

  • Выявление причин развития различных речевых дефектов.
  • Определение механизма отклонений речи.
  • Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития.
  • Формирование коррекционных направлений работы.

Речевая карта может быть общего типа т.е. содержать общие данные о развитии ребенка и краткие сведения его речевых отклонений и их динамики, а может быть развернутой – в ней содержится детальная информация о всех обследованиях звукопроизношения и иных психических процессов и функций организма, возрастной динамике речевого развития, каждом коррекционном упражнении и итогов его выполнения, перспективах дальнейшего речевого развития, возможные варианты речевого развития и т.д. Такая карта наиболее оптимальный вариант для отражения работы логопеда, анализа ее успешности и целесообразности.

Слайд №2

Существуют три основных типа речевых карт:

  1. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. В ней содержится информация о речевой динамике развития ребенка, имеющего дефекты речи разного рода и направления, специфика их проявления и структура. Кроме того, карта включает перечень заданий по диагностированию речевых дефектов и их коррекции.
  2. Речевая карта ребенка с дисграфией. В ней содержатся данные о речевых сбоях и сопутствующих отклонениях ребенка, у которого диагностирована дисграфия. В карте содержатся данные о выявлении отклонения и динамике его развития, коррекционных направлениях работы.
  3. Речевая карта ребенка с фонетико - фонематическим речевым нарушением. Данная карта содержит подробную характеристику всех сторон речевого развития ребенка: лексика, грамматика, слуховое восприятие звуков, звуковое произношение, навыки анализа и синтеза звукового состава слова, развитость письменной и устной речи. Выявляются конкретные дефекты и степень их проявления, составляется программа коррекционных мероприятий.

Слайд №3

В нашем детском саду мы работаем по речевой карте Натальи Валентиновны Нищевой,  к которой прилагается картинный материал.

Слайд №4

Мы с коллегами упростили печатный вариант речевой карты Н. В. Нищевой и на ее основе разработали свою.

Слайды № 6 по 16

Обзор речевой карты:

Анкетные данные, сбор анамнеза, анатомическое строение артикуляционного аппарата, исследование состояния моторной сферы, состояние общей и мелкой моторики, состояние мимической мускулатуры, состояние артикуляционной моторики, исследование состояния импрессивной речи, понимание различных форм словоизменении, состояние фонематического восприятия, исследование экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи,  состояние связной речи, исследование фонетической стороны речи, состояние звукопроизношения, состояние дыхательной и голосовой функций, состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза, логопедическое заключение, дневник динамического наблюдения.

Слайд №17

Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: « Речевая карта ребенка, как основа для формирования профессионального логопедического заключения » Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 81 « Мальвина » Доклад выступления на практикуме для молодых и вновь назначенных специалистов «Организация и содержание деятельности учителя – логопеда ДОУ, ведение документации» Подготовила: учитель – логопед МБДОУ №81 « Мальвина » Амаханова Регина Мингаджуддиновна г. Сургут, 2023г.

Слайд 2

Речевая карта – это документ, отражающий работу логопеда с ребенком, имеющим речевые дефекты . Благодаря речевой карте происходит: Выявление причин развития различных речевых дефектов. Определение механизма отклонений речи. Определение способностей и возможностей ребенка, уровня его интеллектуального развития. Формирование коррекционных направлений работы.

Слайд 3

Существуют три основных типа речевых карт: Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи. Речевая карта ребенка с дисграфией . Речевая карта ребенка с фонетико - фонематическим речевым нарушением.

Слайд 4

В нашем детском саду мы работаем по речевой карте Н. В. Нищевой , к которой прилагается картинный материал

Слайд 5

Мы с коллегами упростили печатный вариант речевой карты Н. В. Нищевой и на ее основе разработали свою

Слайд 16

Спасибо за внимание Учитель – логопед Амаханова Регина Мингаджуддиновна МБДОУ д /с №81 « Мальвина » г. Сургут, 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция деятельности учителя-логопеда и других специалистов ДОУ в развитие речи детей

Консультация поможет родителям во время обратить внимание на речь своего ребёнка, в дальнейшем устранить эту проблему...

Перспективное планирование совместной деятельности учителя-логопеда с узкими специалистами ДОУ

План взаимосвязи учителя-логопеда и других специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по плаванию, педагог-психолог, воспитатели логопедических групп)...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Образовательный проект «Мой дом, мой город, мой Урал» Проект составлен в соавторстве с учителем-логопедом, отражает идею патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

«Организация и содержание работы учителя-логопеда с использованием дистанционных технологий»

В период карантина, многие занятия перешли в онлайн - пространство. Занятия с логопедом не исключение. В своей сатье, я расскажу об особенностях моих занятий их плюсах,  минусах и способах органи...

Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ

Организация и формы взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и другими специалистами ДОУ...

НАСТАВНИЧЕСТВО. План совместной индивидуальной работы с молодым и вновь принятым специалистом

Цель: Формирование у молодого или вновь принятого специалиста профессиональных умений и навыков для успешного применения на практике....