Интеграция деятельности учителя-логопеда и других специалистов ДОУ в развитие речи детей
консультация по логопедии на тему

Хижняк Наталья Валериевна

Консультация поможет родителям во время обратить внимание на речь своего ребёнка, в дальнейшем устранить эту проблему

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integraciya_uchitelya_logopeda_i_dr.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131»

Консультация

«Интеграция деятельности учителя-логопеда  и других специалистов ДОУ в развитие речи детей».

                                                                                                       Составила

                                                                                    Хижняк Наталья Валериевна

                                                                                                   учитель-логопед

                                                                                                       

Саратов 2013г.

-1-

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся  развитием выдвигает коррекционно-развивающие  и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наибольше значимых и приоритетных.

Дети с отклонениями  в развитии сегодня составляют самую многочисленную группу  до 80%  от всех детей.

Полноценное развитие всех средств речи  и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения  нервно-психологического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обучению.

Актуальная потребность и задача   дошкольного образования на современном этапе – всестороння проработка организационно – содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Алгоритм коррекционно- развивающей деятельности  основывается на интегративном плане взаимодействия субъектов, разработанном творческой группой педагогического коллектива МДОУ «Детский сад комбинированного вида №131». Работа осуществляется  по двум  направлениям: тематическому и фонетическому.

Тематическое направление  предполагает изучение в течении недели одной лексической темы специалистами (учитель – логопед, воспитатели логопедической группы, педагог -  психолог, музыкальный руководитель,  инструктор по ФИЗО, что способствует восприятию и прочному усвоению материала.

Фонетическое направление необходимо для того, чтобы звуки/буквы, изучаемые  с учителем – логопедом на групповых занятиях, закреплялись другими специалистами специфическими методами: одно-два упражнения на развитие дыхания, просодических компонентов речи, мимических способностей,  двигательно-ритмических. Динамические игры с речевым сопровождением позволяет  обиться эффективных результатов и избежать переутомлений при соблюдении здоровье - сберегающих принципов.

Задачи субъектов коррекционно -развивающей работы.

Учитель логопед:

- Постановка  диафрагмального  речевого дыхания.

- Укрепление мышечного аппарата речевых органов средствами логопедического массажа.

- Формирование артикуляторной базы для исправления неправильного произносимых звуков.

-Коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация.

- Развитие  фонематического восприятия, анализа и синтеза.

-Совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

-Обучение умению  связно выражать свои мысли.

-Обучение  грамоте, профилактика дисграфии, дислексии.

-2-

-Развитие психологической базы речи.

-Совершенствование мелкой моторики.

-Логопедизация занятий и режимных моментов.

Педагог-психолог.

Развитие и коррекция познавательных процессов:

-внимание (развитие отдельных свойств внимания: объема, переключаемости, концентрации, устойчивости).

-мышление (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно- логического).

-восприятия (слухового, зрительного, тактильного).

-воображения  (воспроизводящего и творческого).

Развитие мелкой моторики.

Коррекция  эмоционально-волевой сферы, формирование произвольности поведения.(Проведение игр индивидуально и по подгруппам, использование психогимнастики).

Формирование правильной речи:

-развитие связной речи

-активизация словаря.

Музыкальный руководитель:

 Развитие и формирование:

-слухового внимания и слуховой памяти;

-оптико–пространственных представлений;

-зрительной ориентировки на собеседника;

-координация движений;

-умение передавать несложный  музыкальный ритмический рисунок

Воспитание:

-темп и ритм дыхания речи;

-орального праксиса;

-просодии;

-фонематического слуха;

Автоматизации правильно произносимых звуков.

Активизация словаря

Инструктор по ФИЗО:

Развитие:

- оптико-пространственных представлений и навыков.

- зрительной ориентировки на говорящего.

- мелкой моторики и пальцев рук.

Использование психогимнастики с целью коррекции психических процессов детей с нарушением речи.

-3-

Формирование психофизической основы речи путём развития процессов восприятия, внимания, мышления на занятиях.

Закрепление правильно произносимых звуков с помощью подвижных игр и самомассажа с речевым сопровождением.

Соблюдение оптимального двигательного режима на занятиях.

Воспитатели логопедических групп.

Формирование пассивного и активного словаря, расширение кругозора.

Развитие связной речи на занятиях и в нерегламентированной деятельности.

Автоматизация и дифференциация поставленных звуков по заданию логопеда.

Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

Развитие графических навыков.

Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Развитие познавательных способностей.

Научно-методическая работа с педагогическим коллективом и формы взаимодействия специалистов.

1.Совместное обследование.

2. Планирование и проведение занятий различными специалистами в соответствии с единым интегративным календарном планом.

3.Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ.

4. Тематические педсоветы.

5.Консультации для специалистов.

6.Взаимопосещение и анализ занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение к педсовету "Взаимодейтсвие специалистов ДОУ по развитию речи детей"

В сообщении отражено, как в нашем ДОУ происходит взаимодействие специалистов и воспитателей в работе над развитием грамматически правильной и связной речи детей....

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"

Презентация "Интеграция образовательных областей" Художественное творчество " и "Коммуникация" в развитии речи детей с ОНР"...

Проектная деятельность в старше-подготовительной группе на тему: «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми (чаще финансовыми) семе...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста. Интеграция задач развития связной речи в образовательном процессе.

Чтобы  у дошкольников не страдала речевая деятельность и в дальнейшем у детей не было дезадаптации, дискомфорта  и соответственно коммуникативной трудности в школе, необходимо предусмотреть ...

Взаимодействие специалистов ДОО в развитии речи детей.

Коррекционно- развивающая работа с детьми в детском саду строится во взаимодействии всех специалистов ДОО : учителя-логопеда, психолога, воспитателей., обеспечивая необходимую познавательную и мотивац...

Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр для развития речи детей.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтвер...