Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника ДОУ разработан на основе адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ с учетом диагноза воспитанника по результатам медицинского заключения и заключения ПМПК, с использованием КИМП Мерсибо. В разработке ИОМ участвовали специалисты ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iom_tnr.docx | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 29 «Ёлочка»
ПРИНЯТО | УТВЕРЖДАЮ | |
на педагогическом совете № 1 протокол от 31.08.2023г. № 1 | Исполняющий обязанности заведующего МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка» М.В. Бублей | |
Приказ от 31.08.2023 г. 2023 г. № 360 |
Индивидуальный образовательный маршрут
воспитанника старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет
с ограниченными возможностями здоровья
(тяжёлые нарушения речи)
Иванова Ивана Ивановича
на 2023-2024 учебный год
Маршрут разработали:
учитель-логопед: Саламанова Е.В., Лисыцина И.А.
педагог-психолог: Зайцева И.А.
инструктор по физической культуре: Сергеева М.А.
инструктор по физической культуре (плавание): Бребан С.В.
музыкальный руководитель: Амирова Г.Г.
воспитатели: Ярощук И.Т., Городнова Н.В.
Пояснительная записка
Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ приводит к необходимости организовывать процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы учитывались индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и разработка Индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ). Маршрут составлен на основе:
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и методическим комплексом образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная
- программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
- Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи МАДОУ г.Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка»
В работе с ребенком использованы образовательные технологии:
- Технология игрового обучения;
- Компьютерные технологии;
- Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, логоритмика, артикуляционная гимнастика)
- Технология развития связной речи;
- Технология развития мелкой моторики (биоэнергопластика, су-джок терапия, пальчиковая гимнастика);
- Нейроупражнения;
- Корригирующая гимнастика;
- Самомассаж;
- Подвижные и спортивные игры;
- Динамические паузы;
- Релаксация.
- Общие сведения
Ф.И.О ребенка: Шашкова Екатерина Владимировна.
Дата рождения: 06.02.2019.
Дата поступления в образовательную организацию:
Возрастная группа: группа компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет № 1 для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях компенсирующей группы.
Режим пребывания: группа полного дня
Сопровождение тьютора: нет
Ф.И.О. родителей (законных представителей)
Мама: Шашкова Елена Викторовна;
Папа: Шашков Владимир Сергеевич.
Ф.И.О. воспитателей: Адылшина А..Ю., Бочковая А.А.
Ф.И.О. специалистов сопровождения:
Инструктор по физической культуре: Сергеева М.А.;
Инструктор по физической культуре (плавание): Бребан С.В.
Педагог -психолог: Зайцева И.А.
Учитель -логопед: Лисицына И.А., Саламанова Е.В.
Музыкальный руководитель: Амирова Г.Г
Медицинский работник: Пацук Н.П.
Заключение и рекомендации ТПМПК | Рекомендации для реализации права на образование:
Заключение: № 15830 от 14.03.2023 Предоставление специальных условий образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья: Образовательная программа: Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата. - Уровень образования: дошкольный - Специальные методы обучения: в соответствии с программой - Специальные учебные пособия: в соответствии с программой - Организация пространства: в соответствии с ФГОС - Тьюторское сопровождение обучающихся: не требуется Направления коррекционной работы: -Педагог-психолог: формирование, коррекция и развитие коммуникативных и социальных компетенций, компетенций эмоционально-волевой сферы, пространственных представлений, игровой деятельности |
Психолого-педагогическая характеристика |
|
Основная цель на текущий период в направлении развития и социализации ребенка | Освоение ребенком образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также Примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования ПрАООП для детей с ТНР |
Общие задачи на период реализации ИОМ | Создание коррекционно-педагогических условий для обучения и воспитания с целью уменьшения и устранения недостатков речевой, коммуникативной, организации эмоционально- волевой сферы и компенсации нарушений в развитии. |
II. Специфика индивидуального образовательного маршрута
Модуль 2.1. Создание «безбарьерной» среды: специфика условий представлена в
АООП ДО для детей с ОВЗ (описание преемственно с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и дополнено рекомендациями Г.В. Яковлевой)
Материально-технические условия:
- Для обеспечения образовательной деятельности необходимо в групповых и других помещениях, предназначенных для образовательной деятельности детей (музыкальном, спортивном залах, зимнем саду, изостудии, театре и др.), создавать условия для общения и совместной деятельности детей как со взрослыми, так и со сверстниками в разных групповых сочетаниях. Дети должны иметь возможность собираться для игр и занятий всей группой вместе, а также объединяться в малые группы в соответствии со своими интересами.
- На прилегающих территориях также должны быть выделены зоны для общения и совместной деятельности больших и малых групп детей из разных возрастных групп и взрослых, в том числе для использования методов проектирования как средств познавательно-исследовательской деятельности детей.
Архитектурная среда и учебное пространство
- реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, мячи разных размеров, ленточки, платочки, обручи, скакалки, гимнастические палки).
- музыкальный центр и набор СD дисков с аудиоматериалом;
- интерактивная доска.
Специальное оборудование
Для ребенка с нарушениями речи необходим уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слова, предложения, иллюстративные материалы для закрепления и автоматизации звуков, индивидуальные зеркала для обучающихся.
- Наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для фронтальной и индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития детей с ТНР и коррекции нарушений
развития фонематического слуха и ритмической структуры подбираются музыкально- дидактические игры: на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха; на развитие музыко-слуховой памяти; на развитие тембрового слуха; на развитие чувства ритма.
- Компьютерный логопедический тренажер «Спикер».
- Комплекс интерактивных компьютерных игр и упражнений по развитию и коррекции внимания, восприятия, памяти, мышления (с электронной подпиской на портале Мерсибо)
Модуль 2.2. Общие и специальные условия организации коррекционно- педагогического процесса представлены в АООП детского сада; в соответствии с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья.
Режим пребывания ребенка в ОУ |
|
Соматическое состояние |
|
Рекомендации специалистов медицинского профиля |
|
Противопоказания |
|
Взаимодействие специалистов ОУ |
|
Модуль 2.3. Комплекс реабилитационных медицинских мероприятий
Мероприятие | Срок |
Массаж | 2 раза в год |
ЛФК | 3 раза в год |
- Индивидуальная образовательная программа
Модуль 3.1 Комплексирование программ
- Выбор среди вариативных (примерных) ООП дошкольного образования (в Навигаторе ФИРО):
- Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Выбор среди Примерных АООП для детей с ОВЗ:
- ПрАООП для детей с ТНР
- Выбор среди Вариативных адаптированных ООП для детей с ОВЗ:
- Образовательная программа дошкольного образования «Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет». Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО / Н.В. Нищева
- Выбор среди комплексных программ и технологий воспитания и обучения детей с ОВЗ:
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа). Программа и методические рекомендации. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
- Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: програм.-метод. рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В.
Чиркина. - 2-е изд., стер. - М. : Дрофа , 2010.
План индивидуальной логопедической работы*
Период | Задачи по развитию фонематического восприятия, обучению произношению, грамматического строя | Календарно тематическое планирование по развитию связной речи и лексического строя | Игры и упражнения |
Сентябрь, октябрь, ноябрь |
предложения с прямыми дополнениями
ласкательных суффиксов
несовершенного действия (глаголы повелительного наклонения)
распространенной группы сказуемого
|
осени»
и их детёныши»
детёныши» | Подвижная игра «Жмурки» Обсуждение и рассказ – описание сюжетной картинки «Осень» Пособие на печатной основе «Найти признаки времен года» «Магазин» + Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти: «запомни и купи то, что я скажу» Лепка «Съедобные грибы» + Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания: «Кто чем управляет?» «Назови ласково» + Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми: игры «Ходилки», «Лото Овощи-фрукты» при участии других детей + Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук: «Одень куклу», «Собери игровую комнату», шнуровка «Накорми ежика», «Волшебный мешочек». |
декабрь, январь, февраль |
времени и по числам
конкретного звука в слове выделение звука в прямом и обратном слогах
|
| Пособие на печатной основе «Найти признаки времен года» Обсуждение и рассказ- описание сюжетной картинки «Зима» + Формирование дифференцированных движений пальцев рук и кисти, координации движений обеих рук:
«Расскажи, как одета девочка/мальчик». Расширение объема слуховой, словесной, речевой памяти: «Послушай и одень куклу» Игра «Магазин» Игра «Снежки» Игра «Снежинки» Игра «Снеговик» «Найти домик животным» + Формирование конструктивных умений по образцу и по аналогии с действиями взрослого: конструирование домашних и диких животных |
| Сюжетная картинка «Перелетные птицы» Логоритмика «Жираф» «Найти и скажи где спрятались животные» Просмотр детского документального фильма на военную тематику. Коллективная лепка «Военная техника» | ||
Март, апрель, май |
глаголов приставочным способом
суффиксальным способом
предлоги в предложениях
Р.п., В.п., Тв.п. с предлогами
|
| Аппликация «Открытка для мамы на 8 марта» Лепка «Военная техника». Найди и назови противоположности «Огород» «Водитель» Формирование установки на сосредоточение и переключение, распределение внимания: «Найди нужную остановку» Закончи предложение Назови слова-родственники Инсценировка «Дядя Степа – Милиционер» + Создание условий для координации волевых усилий с другими детьми: инсценировка «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка» |
*Рассчитана на 30 календарных недель тематических занятий и 6 недель диагностики (первичная, промежуточная, итоговая)
Модуль 3.2. Интерактивное сопровождение программ:
- Использование интерактивных программ:
- Мир за твоим окном [Прикладная программа]: Специализированная обучающая компьютерная программа / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 1996. - 1 эл ектрон, опт. диск (CD-ROM): (16 Мб): текстовые, граф., зв. данные.
- Лента времени [Прикладная программа]: Цикл специализированных компьютерных программ "Картина мира". Программа первая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. — М.: Полиграф сервис, 2002. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): (205 Мб): текстовые, граф., зв. данные.
- В городском дворе [Прикладная программа]: Цикл специализированных компьютерных программ "Картина мира". Программа вторая / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM): (205 Мб): текстовые, граф., зв. данные.
3.2.2. Интерактивное сопровождение образовательных областей
Интерактивное сопровождение на основе комплекса компьютерных игр и упражнений портала Мерсибо
3.2.2А. Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Критерии:
1б. – не сформировано;
от 2 до 3б. – частично сформировано;
от 4 до 5б.– сформировано
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ребенок адаптируется в условиях группы | Азбука для мальчиков Болтушки-хохотушки Все гости к нам | 2 | ||
Сам вступает в общение, использует вербальные средства. | Бюро находок | 3 |
3.2.2Б. Образовательная область: Речевое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Различает на слух речевые и неречевые звучания, узнает знакомых людей и детей по голосу, дифференцирует шумы. | Эхо в горах | 2 | ||
Понимает названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека и животных, глаголов, обозначающих движения, действия, эмоциональные состояния человека, прилагательных, обозначающих некоторые свойства предметов. | Рабочий инструмент Фея Снеговик- слоговик | 3 |
3.2.2В. Образовательная область: Познавательное развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Ориентируется в телесном пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя». | Дружные гусеницы Болотная свадьба Пират и клад | 2 | ||
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. | Бобр добр Беличий переполох Весёлый курятник | 3 |
3.2.2Г. Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Проявляет интерес к изобразительной деятельности, эмоционально положительно относится к ее процессу и результатам. | Таинственная картина | 3 | ||
Осваивает изобразительные навыки, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелками. | Незаконченная картина | 3 | ||
Сотрудничает со взрослым в продуктивных видах деятельности (лепке, аппликации, изобразительной деятельности, конструировании др.). | Вокруг мира на плоту Сладкий дом | 4 |
3.2.2Д. Образовательная область: Физическое развитие
Образовательные задачи и критерии мониторинга детского развития | Старший дошкольный возраст (5-7 лет) | Мониторинг детского развития | ||
Начало года | Середина года | Конец года | ||
1 этап организации образовательной деятельности | ||||
Выполняет физические упражнения по показу в сочетании со словесной инструкцией инструктора по физической культуре (воспитателя). | Дорожные работы | 3 | ||
Выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения | Ручные привидения Бежит-лежит | 2 |
3.3. Содержание индивидуального психолого-педагогического сопровождения, в соответствии с ИОП
ИОП строится на основе комплексирования общеразвивающей и АООП дошкольного образования (групповые формы работы), соответствует организации режимных моментов и совместной образовательной деятельности в условиях старшей дошкольной группы.
Особые образовательные потребности ребенка по отношению к группе, в которой он находится | Коррекционные разделы АОП, трансформируемые под ООП ребенка | Задачи | Методические приемы и используемые технологии |
Нарушения мелкой моторики | ОО «Физическое развитие» ОО «Речевое развитие» |
|
|
Быстрая истощаемость | Все образовательные области |
|
|
Нарушения внимания | ОО «Познавательное развитие» ОО «Физическое развитие» |
сосредоточение и переключение, распределение внимания |
|
Нарушения памяти | ОО «Речевое развитие» ОО «Социально- коммуникативное развитие» |
|
использованием мнемотехники в индивидуальные занятия с логопедом |
Нарушения восприятия и несформированность навыков конструирования | ОО «Художественно- эстетическое развитие» |
действиями взрослого, умения ориентироваться на схему |
|
3.4. Адаптированный учебный план и формы индивидуального психолого- педагогического сопровождения (программа коррекционной работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка)
Направление работы | Кол-во занятий в неделю | Количество занятий (часов) в год | Форма проведения | Ф.И.О. специалиста |
Педагогическая помощь |
|
|
| Воспитатели: |
Психологическая помощь |
|
|
| Педагог-психолог: Зайцева И.В. |
Логопедическая помощь |
|
|
| Учитель-логопед: Саламанова Е.В. Лисицына И.В. |
Музыкальные занятия |
|
|
| Музыкальный руководитель: Амирова Г.Г. |
Физкультурные занятия |
|
|
| Инструктор по физической культуре: Сергеева М.А. |
Физкультурные занятия в бассейне |
|
|
| Инструктор по физической культуре (плавание): Бребан С.В. |
ЛФК: |
|
|
| Медсестра физиокабинета Пацук Н.П. |
Массаж |
|
|
| массажист |
- Программа сотрудничества с семьей
Задачи | Мероприятия | Срок проведения и ответственный |
Ознакомление родителей с результатами первичной, промежуточной и итоговой диагностики |
| Сентябрь, февраль, май Воспитатели, специалисты |
Проведение консультаций по освоению ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную образовательную деятельность с детьми |
| В течение года Воспитатели, педагог-психолог, воспитатель по физической культуре, музыкальный руководитель, методист |
Создание условий для социализации детей в обществе, инклюзия в среду нормально развивающихся сверстников |
праздников и досугов
площадки на прогулке | В течение года педагог-психолог, методист |
Проведение консультаций по освоению адаптированной ООП дошкольного образования и вовлечение в совместную коррекционно-развивающую деятельность с детьми |
| В течение года специалисты коррекционного профиля, педагог-психолог, методист, специалисты медицинского профиля |
Обеспечение равных условий при подготовке детей к школе |
| В середине и в конце учебного года в подготовительной к школе группе Воспитатели, педагог-психолог, специалисты коррекционного профиля |
- Мониторинг индивидуального развития
5.1Б. Результаты мониторинга индивидуального развития ребенка на основе совместной экспертной оценки освоения ИОП родителями и специалистами
Освоение образовательных областей | Оценка воспитателями |
ОО «Физическое развитие» | 2.5 |
ОО «Познавательное развитие» | |
ОО «Речевое развитие» | |
ОО «Социально- коммуникативное развитие» | 2.5 |
ОО «Художественно- эстетическое развитие» | 3.3 |
5.2. Итоговый контроль
"Согласовано"
Председатель ППк _________________ Бублей М.В.
Воспитатели:
_______________________________
Ф.И.О.
_______________________________
Ф.И.О.
Педагог-психолог:
_______________________________
Ф.И.О.
Специалист коррекционного профиля (инструктор по физической культуре):
_______________________________
Ф.И.О.
Специалист коррекционного профиля (инструктор по физической культуре (плавание):__________________ ______________________________
Ф.И.О.
Специалист коррекционного профиля (музыкальный руководитель):
_______________________________
Ф.И.О.
Специалист коррекционного профиля (учитель-логопед):
_______________________________
Ф.И.О.
С планом работы ознакомлен. Родитель:
_________________________
Ф.И.О.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2018-2019 учебный год
индивидуальный образовательный маршрут...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с низким уровнем освоения образовательной программы на 2020-2021 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы на 2019-2020 учебный год...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с высоким уровнем освоения образовательной программы
материал Подготовительная группа...