Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Весенние работы в поле, огороде и саду. Прилет птиц».
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Весенние работы в поле, огороде и саду. Прилет птиц».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Апрель 1-я неделя        

Тема: «Весенние работы в поле, огороде и саду. Прилет птиц»

Старшая группа

Дата выполнения/ роспись

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса

1. Упражнения на дыхание и голос.

«Посмотрим, будет ли дождик». Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонить голову вперед вниз (выдох носом). Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом, вернуться в исходную позицию (выдох носом).

«Ветерок»

Дует легкий ветерок - ф-ф-ф...

И качает так листок - ф-ф-ф...     Дети делают спокойный выдох.

Дует сильный ветерок - ф-ф-ф...

И качает так листок - ф-ф-ф...     Делают активный выдох.

2. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким вдохом (имитация зевания).

«На реке трескается лед, плывут льдины». Двигать нижней челюстью вправо-влево.

Заводим мотор у трактора. «Тр-р-р-р-р»«Тдд».

2. Развитие общей моторики

Граблями сгребаем мы мусор с земли,

Чтоб к свету росточки пробиться могли.

Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев (на ударные слоги).

3. Развитие мелкой моторики

 «Пугало»

В огороде у меня пугало стояло.

«Не ушло ли?» - каждый день птица проверяла.

И мечтала: «Вот уйдет - Все бы поклевала».

Так что пугало не зря

День и ночь стояло.

Покачиваем левую ладонь, пальцы выпрямлены. Правая ладонь, как птица, порхает вокруг

левой руки.

Пальцы вместе, клюют.

Указательный палец вверх.

Правая рука улетает от левой.

4. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один – много».

Грач - грачи, ласточка - ласточки, скворец - скворцы, дятел - дятлы, кукушка - кукушки, журавль - журавли, соловей - соловьи, жаворонок -жаворонки, цапля - цапли, аист - аисты.

2. Игра «Исправь ошибки» (развитие слухового внимания).

Лопата нужна, чтобы поливать огород.

Грабли нужны, чтобы копать землю.

Лейка нужна, чтобы рыхлить грядки.

Ведра нужны, чтобы поливать огород.

Шланг нужен, чтобы носить воду.

3. Игра «Подбери». Подобрать как можно больше:

- Признаков к существительному:

Весна (какая?) - ранняя ...

- Подобрать родственные слова:

Трава - травка, травушка, травяной, травянистый, травинка, травник... .

 - Подобрать предметы к признакам:

Весенний - день..., весенняя - гроза..., весеннее - солнышко..., весенние - дни... .

- Подобрать существительные к действиям:

(Кто? Что?): тает..., распускаются..., появляются..., бегут..., зеленеет..., прилетают..., цветут... .

4. Игра «Скажи ласково».

Сад - садик, огород - огородик, грядка - грядочка, яблоня - яблонька, клумба - клумбочка и .т.п.

5. Упражнение  «Весной бывает - не бывает».

Воробьи возвращаются из жарких стран.

Птицы вьют гнезда.

На деревьях распускаются почки.

Птицы улетают в теплые края.

Листья желтеют и опадают.

Листья распускаются.

Расцветают цветы.

На реке тает лед.

Солнышко светит все ярче.

Сильный мороз.

Появляется первая травка.

Становится тепло.

Люди собирают урожай.

Люди сажают рассаду в огородах и саженцы деревьев в саду.

6. Игра «Скажи наоборот» (формирование навыка подбора антонимов).
Тепло – … День – … Грязно – … Утро – … Светло – …

Снег зимой чистый, а весной - ... Зимой дни холодные, а весной - ... Зимой солнце тусклое, весной - ... Зимой погода пасмурная, а весной ...

5. Развитие связной речи

1. Пересказать текст.

Весенние заботы

Много забот у людей весной. Надо прорастить семена, подготовить грядки, посадить картошку, лук, посеять укроп, петрушку, морковь, свёклу. В саду -окопать деревья, обрезать сухие сучки, а на клумбах высадить красивые цветы. Тогда и лето будет красивое, и осень с урожаем, а зима - с запасами.

 (по Т. Шорыгиной)

 Вопросы:

 - Что делают люди в саду?

 - Что делают люди в огороде?

 - Для чего они всё это делают?

2. Упражнение «Чем работают люди?» (формирование навыка полного ответа на вопрос).

Ответьте  полным предложением на вопросы.

Чем копают грядки? (Грядки копают лопатой).

Чем гребут прошлогодние листья? (Листья гребут граблями).

Чем поливают растения? (Растения поливают водой).

Чем рыхлят грядки? (Грядки рыхлят граблями).

Чем пашут поля? (Поля пашут трактором).

6. Развитие фонематического слуха и восприятия

1. Игра «Доскажи словечко!». 

Огород она копала

От рассвета до заката

Уморилась и упала

На земле лежит…    (Лопата)
Листья, опавшие в кучу гребли,

По весне к нам с юга мчится                    

Черная, как ворон, птица.                              

Для деревьев наших врач -      

Ест букашек разных …  (Грач)

Землю на грядке рыхлили, скребли

Долго трудились -  ослабли.

Спят между грядками…       (Грабли)

Под весенний птичий свист

Пашет землю….(Тракторист).

Груши, яблони, крыжовник

Посадил весной ... (Садовник). 

Чтоб амбар нам был с зерном,

Нужен в поле ... (Агроном).

2. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой».

Педагог бросает мяч ребёнку и задает ему вопрос. Возвращая мяч, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

Подготовил учитель-логопед Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - старшая группа

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитаеля содержит игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и  артикуляционной моторики, лексико-грамматической стороны речи и связной речи...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя старшей группы для детей с ОВЗ.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкальног...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима".

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима"....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни».

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни»....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы. Тема недели "Весна красна".

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя подготовительной группы. Тема недели "Весна красна"....

план "Весенние работы в поле, огороде и саду"

Дата: 1.04.2024-5.04.2024Тема недели «Весенние работы в поле, огороде и саду»       Цель недели: формировать представления у детей о работах, проводимых весно...