Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима".
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели "Зимушка-зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zima.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Зимушка-зима»

Старшая группа

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и голоса

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц.

Упражнения для щёк и губ:

  • Снеговики радуются морозу: надуть щёки, весёлое выражение глаз.
  • Грустные снеговики весной: опустить уголки губ вниз, передать печальный взгляд.

Развитие речевого дыхания и голоса:

  • Мороз трещит [ЩЩЩЩЩЩщщщщщщ] (громко, тихо);
  • Ветер свистит [СССССССсссссссс] (громко, тихо);
  • Вьюга завывает [уууууууУУУУУУУУууууу] (тихо, громко, тихо);
  • «Лошадка» на санях детей катает (цокаем язычком);
  • Погреем ладошки [ХХХХХхххххх] (сильно, слабо).

2. Развитие общей моторики

«Наконец пришла зима, 

Стали белыми дома, 

Снег на улице идёт, 

Дворник улицу метёт, 

Мы катаемся на санках, 

Пишем на катке круги, 

Ловко бегаем на лыжах, 

И играем все в снежки. 

(Дети разводят руки в стороны)

(Складывают руки домиком над головой)

(Двигают руками сверху вниз)

(Имитируют)

(Приседают, руки вытягивают вперёд)

(Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

(Имитируют)

(Лепят и бросают снежки)

3. Развитие мелкой моторики

1, 2, 3, 4, 5.

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

(загибать пальчики)

(«идти» по столу двумя пальчиками)

(«лепить» комочек двумя ладонями)

(крошащие движения всеми пальчиками)

(вести указательным пальцем по ладони)

(класть ладошки на стол то одной, то другой стороной.)

4. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Один – много» (закрепление в речи детей множественного числа имен существительных).

Ёлка - ёлки,

узор - узоры,

снегопад - снегопады,

ночь - ночи,

снежинка - снежинки,

снеговик - снеговики,

буря - бури,

вьюга - вьюги,

стужа - стужи,

мороз - морозы.

2. Игра «Назови ласково» (образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).

Снег - снежок,

мороз - морозец,

ветер - ветерок,

лед - ледок,

зима - зимушка,

 метель - метелица,

санки - саночки,

холод - холодок,

дерево - деревце,

звезда - звездочка,

солнце - солнышко,

день - денек,

ночь - ночка.

3. Игра «Подбирай, называй, запоминай».

Снег какой? – белый, пушистый, легкий, искристый, холодный.

Зима какая? – холодная, суровая, морозная, ветреная.

Лёд какой? – гладкий, блестящий, холодный, твердый.

Мороз какой? - … Метель какая? - … Снежинка какая? - …

4. Игровое упражнение: «Я, мы, он, она, вместе – дружная семья» (закрепление навыка изменения глаголов по лицам и числам).

Взрослый произносит фразу: «Я катаюсь на санках». Затем просит детей повторить предложение, но вместо «я» сказать «ты», «мы» «он», «они»…

- Я гуляю по зимнему лесу - Ты … (гуляешь) по зимнему лесу.

- Я играю в хоккей - Мы …

- Я играю в снежки - Они …

- Я леплю снеговика - Вы …

5. Игра «Скажи наоборот» (закрепление в речи слов антонимов).

Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее.

Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).

5. Развитие связной речи

1. Игра «Закончи предложение».

Зимой реки и озера покрываются гладким, прозрачным, блестящим ... (льдом).

Земля покрылась белым, пушистым ... (снегом).

Дети слепили большую снежную ... (бабу).

Зимой дети любят кататься на ... (санках, лыжах, коньках).

2. Составление предложений по опорным словам по теме «Зима».

Дети, снеговик, слепили.

Дети, санки, на, катаются.

Снежки, мальчики, играют.

Земля, покрыть, снег.

Снежинки, падать, тихо.

6. Развитие фонематического слуха и восприятия

1. Игра «Доскажи словечко».

  • Тихо, тихо, как во сне падает на землю… (снег).
  • С неба всё скользят пушинки - серебристые…(снежинки).
  • На поселок, на лесок все снижается…. (снежок).
  • Вот веселье для ребят все сильнее…. (снегопад).
  • Все бегут вперегонки все хотят играть в ….. (снежки).
  • Словно в белый пуховик нарядился…. (снеговик).
  • Рядом снежная фигурка это девочка…. (снегурка).
  • На снегу-то посмотри с красной грудкой….. (снегири).
  • Словно в сказке, как во сне Землю всю украсил…. (снег)

2. Игра «Хлопни в ладоши» на зимние слова.

Педагог произносит слова, если дети слышат слово, связанное с зимой - хлопают в ладоши. (Снежинка, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи).

Подготовил учитель-логопед Филиппова И.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя - старшая группа

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитаеля содержит игры и упражнения для развития дыхания, общей, мелкой и  артикуляционной моторики, лексико-грамматической стороны речи и связной речи...

Тетрадь взаимодействия учителя - логопеда и воспитателя старшая группа

подбор групповых и индивидуальных заданий по лексической теме...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями старшей и подготовительной к школе группы

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями старшей и подготовительной к школе группы к программе Н.В. НищевойВ тетради взаимодействия представлены игры и упражнения, пальчиковые гимнастик...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы компенсирующей направленности

Представлена тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, которая составлена с учётом комплексно-тематического планирования подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для ...

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя старшей группы для детей с ОВЗ.

Если говорить вам сложно – музыка всегда поможет!В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкальног...

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни».

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Одежда и головные уборы в нашей жизни»....

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Весенние работы в поле, огороде и саду. Прилет птиц».

Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы. Тема недели: «Весенние работы в поле, огороде и саду. Прилет птиц»....