Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР через проектную деятельность
методическая разработка по коррекционной педагогике
Материал , направленный на реализацию задач развития коммуникативной компетенции детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnoy_kompetentsii_detey_s_tnr.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативной компетенции детей с ТНР
через проектную деятельность
Для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, нами был разработан образовательный проект «Знакомимся с профессией – ремесленники России».
Мы определили тему проекта, состав участников, тип проекта.
Тип проекта – долгосрочный (с октября по декабрь 2023 года), познавательно-творческий, профориентационной направленности.
Цель проекта: Создание условий для развития познавательной и речевой активности через формирование представлений о ремесленных профессиях: резчик по дереву, художник по росписи, гончар, кружевница, кузнец.
Определили задачи для всех участников проекта. Так как у нас дети с тяжелыми нарушениями речи, то основное внимание в проекте мы уделили задачам развития коммуникативной компетенции.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формировать представления о профессиях ремесленников.
- Обогащать, закреплять и активизировать словарь по теме «Ремесленники России»;
- Формировать связность речи при построении развернутого высказывания
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать познавательную и речевую активность; творческие и социально-коммуникативные навыки; творческое мышление.
Коррекционно–воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, инициативности.
- Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к результатам труда.
Составили план-схему реализации проекта.
Определили направленность проекта по линиям развития личности ребенка через речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие.
Для реализации проектировочного этапа проекта мы использовали различные виды детской деятельности. В работе над проектом использовали традиционные и нетрадиционные формы работы. Я немного подробнее остановлюсь на использовании в проекте интеллект-карт (карт ума, ментальные карты).
Интеллект-карты – это представление информации в рисунках. Также – это коллективная работа детей, родителей, педагогов, а следовательно это развитие навыков взаимодействия, развитие коммуникационных навыков детей.
Интеллектуальная карта – это простой метод запоминания информации, с помощью которого развиваются творческие, социально-коммуникативные навыки, речевые способности детей, развивается творческое мышление, развивается умение работать в команде.
Покажу, что у нас получилось на примере интеллект-карты «Дымковская игрушка».
Детей заинтересовал рассказ о том, что в заречной слободе Дымково живут удивительные мастера, которые делают игрушки из глины и расписывают их в яркой цветовой палитре. Детям было предложено составить интеллектуальную карту в ходе обсуждения предмета (дымковской игрушки).
В центре листа расположили картинку – символ «Дымковская роспись» (главная идея). От нее провели линии, которые ведут к определенному фрагменту изучаемой темы (под-идее).
Линия № 1 — материал, из которого изготавливаются игрушки. В процессе изучения дети узнали, что игрушки делают из красной глины, смешанной с песком. Воспитанники познакомились с глиной, её свойствам, попробовали полепить из неё.
Линия № 2 — цвета, используемые для росписи игрушек. В процессе рассматривания иллюстраций и мультимедийных презентаций дети узнали, что для росписи игрушек традиционно используются яркие цвета.
Далее мы приступили к изучению элементов росписи и проводим от главной идеи линию № 3 — элементы орнамента, украшающие игрушки. В процессе знакомства с элементами дымковской росписи дети узнали, что это простейшие геометрические элементы: круги, колечки, точечки, полоски, волнистые линии. Ребята составляли узоры из знакомых элементов, украшали орнаментом рисунки, силуэты игрушек.
Линия № 4 – виды дымковских игрушек. В процессе просмотра презентации «Дымковская глиняная игрушка» дети узнали, что все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп.
- Первая группа — женские образы (барышни и барыни, няньки-кормилицы с ребенком на руках, водоноски);
- вторая — мужские образы (горожанин, кавалер);
- третья — животные (кони, козлики, бараны, олени);
- четвёртая — птицы (петухи, индюки, утки);
- пятая — композиции (разнообразные сцены из русской городской и деревенской жизни: чаепитие, народное гулянье, катание на санях и многие другие). Снова детализировали под-идею соответствующими картинками.
Интеллектуальная карта готова.
Опираясь на «карту ума», дети составили рассказ о дымковской игрушке. У детей сформировались представления о данном народном промысле; о процессе изготовления игрушек, цветовой гамме и многообразии форм. Пополнился активный и пассивный словарь, совершенствуется связная речь, процессы мышления (анализ, синтез, аналогия, обобщение).
На презентационном этапе мы организовали выставку «Ремесла России».
В результате реализации проекта воспитанники активно участвовали во всех видах деятельности, предлагали свои идеи. Участники проекта многое узнали о ремеслах России. Свои впечатления, полученные эмоции дети воплотили в продуктивных видах деятельности.
У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «Развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
План разработан на 2016 - 2020 учебные года....
Сообщение из опыта работы «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Дошкольный возраст – это благоприятный период для развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому наша задача заключается не в том, чт...
Отчет о работе кружка театрализованной деятельности в средней группе № 8 «Теремок». За 2014 – 2015 учебный год. (по развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность)
«Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…» (Б. М. Теплов) ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня.Тема" Развитие личностных качеств детей дошкольного возраста через проектную деятельность в контексте ФГОС ДО"
Индивидуальный план профессионального уровня поможет вам разработать план , по ваше теме....
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность» Полноценное развитие личности соврем...