Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.
статья (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сыроватко Елена Ивановна

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сыроватко Елена Ивановна

воспитатель,

МБДОУ д/с № 25 «Умка»

Муниципальное образование г.Саяногорск

Республики Хакасия

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Цель работы - выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В статье также рассматривается влияние метода проектов на когнитивную деятельность детей.

Проект; познавательная инициатива; реализация; презентация; рефлексия; предметно-содержательная область.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями важную и достаточно ясную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.

В основных программах дошкольного образования прописаны требования, которым на сегодняшний день должен отвечать выпускник детского сада. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывает на то, что реализация основных программ дошкольного образования происходит в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности. Цель педагога - научить ребенка стремлению получать новые знания самостоятельно, по желанию, а не по принуждению, поэтому в процессе воспитания любознательного человека педагогу необходимо активно использовать проектную деятельность. Важно также понимать роль проектно-исследовательской работы с детьми, в поддержке детской познавательной инициативы. Этим обусловлена актуальность исследования особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, проектная деятельность способствует тому, чтобы система дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) стала открытой площадкой для активного участия родителей. Именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически: без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. Воспитатель – организатор детской продуктивной деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник ребенка в его саморазвитии. Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.

В ДОУ проект понимается, прежде всего, как способ усвоения ребенком знаний об окружающем мире, при котором он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматическую ценность, а ребенок должен понимать, какие конкретно данные он получает и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения придерживаются практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: воспитатель – ребенок, ребенок – ребенок, дети – родители. Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных усилий группы. Проектировочные способности проявляются во взаимодействии основных систем управления любой социальной организацией (человек, коллектив, деятельность). Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий. Реализация технологии проектирования в практике работы дошкольных образовательных учреждений начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомства с циклами проектирования. Процесс проектирования состоит из трех этапов: разработки проекта, их реализации, анализа результатов. Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов, как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства. Условием освоения каждого этапа является коллективная мыслительная деятельность воспитателей, что позволяет:

  • ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения;
  • усвоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
  •  уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
  • объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.

            Отличие проектной деятельности от продуктивной состоит в том, что первая предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что, прежде всего дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям.

1) По предметно-содержательной области:

- монопроекты;

- межпредметные проекты.

2) По характеру доминирующей в проекте детской деятельности:

- творческо-игровые;

- исследовательско-творческие;

- информационно-практические;

- творческие;

- продуктивные.

3) По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

- парные;

- коллективные;

-массовые.

4) По длительности реализации:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные

Среднестатистический план работы над проектом. Чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы:

- создание положительной мотивации воспитанников;

- введение в проблему и рассказ о ее важности;

- выработка поэтапного плана решения задач, который реализуется в ходе исследовательской деятельности.

После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных, изыскивается возможность показа детьми полученных на практике навыков.

Специфика работы с дошкольниками. Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? В большинстве случаев ребенка приходится «наводить» - способствовать обнаружению проблемы, а иногда, даже ее возникновению. Нужно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой. На каждом из этапов необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, так как способности одного ребенка могут значительно отличаться от способностей другого, что является причиной для обучения дошкольников так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени. Итак, проектная деятельность в ДОУ характеризуется тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время.

            К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающийся уровень проектирования. Перестраиваются отношения с взрослыми: дошкольники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Дети способны адекватно оценивать собственные действия и решения, терпеливо выслушивать мнения взрослого и других участников совместной деятельности.

            Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

            Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

             Кроме того, развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. В адаптивном виде метод проектов может быть полезен и эффективен в работе дошкольного образовательного учреждения. В современной методике обучения детей (как на занятиях, так и вне их) метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграции на основе единого проекта).

 Планирование проекта. С чего начинать планирование проекта? Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт?».

На этапе планирования предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком. Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми, способными заинтересовать каждого ребенка.

Работа над проектом. На первом этапе работы над проектом важно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять детей. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать. Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точки зрения их пользы в повседневной деятельности .

Реализация проекта. Необходимо помнить, что проектно- исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация. Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные средства общения (мимика, жесты и прочее).

Итак, в ходе реализации проекта у каждого ребёнка формируется определённая позиция по конкретному вопросу, вместе с тем появляется возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, что крайне благоприятно сказывается на развитии личности, способствует формированию нормальной самооценки и, как следствие, познавательной инициативы дошкольника.

          Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.

     Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п.1.2,пп. 4)
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г. Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс»,2014.-321 с.
  3. Веракса Н.Е, Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез Москва, 2008
  4. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ: Методическое пособие. ТЦ «СФЕРА», 2008
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/авт.-сост.: Л.С.Киселев, Т.А.Данилина и др.М.:Аркти, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность»

Развитие позновательной активности детей дошкольного возраста через исследовательскую деятельность...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Презентация на тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Презентация на  тему: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»      Полноценное развитие личности соврем...

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...