Создание развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенности и рекомендации создания развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_s_ovz.docx | 23.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №35»
Ставропольский край, Шпаковский район, г. Михайловск, ул. Ленина, 206.
Тел/факс8(86553) 5-57-02,эл. почта – svetlanagudim19754@mail.ru,
официальный сайт https://ds35.stv.prosadiki.ru/
ОКПО 43369282 ОГРН 1202600001670 ИНН/КПП 2623030977/262301001
Доклад
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовил:
Учитель-логопед
Анахатунян А.В.
МБДОУ «Детский сад №35»
Дата:18.03.2024
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».
Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
Функция педагога заключается в том, чтобы, используя развивающую предметно-пространственную среду и ее средства, помочь ребенку обнаружить в себе и развивать то, что присуще ребенку. Поэтому особое внимание в детском саду уделяется конструированию среды, в которой происходит обучение и саморазвитие творческой активности дошкольника.
Развивающую среду необходимо организовывать в соответствии с санитарными правилами, а также в зависимости от особенностей здоровья и развития воспитанников. В работе мы опираемся на нормативные документы, определяющих специфику дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты Российской Академии Образования предлагают три варианта проектирования развивающей предметно-пространственной среды: по пространствам, функциональным модулям и в виде центров детской активности.
При создании специальных образовательных условий в группах мы учитываем перечень условий, установленных психолого-медико-педагогической комиссией для каждого конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При этом необходимо придерживаться принципов коррекционной работы с детьми:
- Принцип развития. Обеспечить развитие ребенка по основным целевым ориентирам воспитания: речевое, физическое, социально-коммуникативное, познавательное и эстетическое развитие.
- Принцип природосообразности. В обучении и воспитании ориентироваться воспитания на отклонение дошкольника. Относиться с пониманием к внутренней природе ребенка:
— у многих детей с ОВЗ снижен темп речемыслительной деятельности;
— детям трудно наладить контакт со сверстниками и взрослыми;
— есть дети с моторными нарушениями трех видов: нарушения тонких движений, равновесия или зрительно-пространственной координации.
Их движения отличаются от движения нормально развивающихся детей. Дети путаются в пространстве, им трудно участвовать в подвижных играх.
- Принцип психологической комфортности. Обеспечить ребенку положительные эмоции: создать в группе благоприятный микроклимат.
- Принцип взаимодействия. Обеспечить взаимодействие воспитателей, педагогов и родителей в течение всего периода коррекционно-развивающей работы.
- Принцип доверительного сотрудничества. Давать ребенку свободно выражать свои чувства. Не давить на него психологически, не навязывать свое мнение.
- Принцип обучения деятельности. Научить ребенка преодолевать трудности, ставить цели и добиваться их. Поощрять его самостоятельную деятельность.
- Здоровьесберегающий принцип.
— Заботиться о психологическом, физическом и душевном здоровье ребенка;
— устранять факторы стресса, которые плохо влияют на здоровье ребенка;
— подобрать специальное оборудование и материалы, чтобы бороться с отклонениями. К примеру, для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) — крупные мягкие конструкторы, мячи-массажеры на ручке, ручные тренажеры и эспандеры. Для детей с психическими отклонениями — специальные игрушки для игр и занятий с педагогом-психологом, логопедом и дефектологом.
- Принцип вариативной развивающей среды. Обеспечить выбор оборудования, пособий, игрушек и материалов для различных видов активности детей и работы специалистов.
Независимо от того, какой вариант проектирования развивающей предметно-пространственной среды используется в вашем дошкольном учреждении, создавайте развивающую среду для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, их уровня активности и интересов.
Выделите отдельные зоны в группах для игр, конструирования и уединения. Периодически меняйте игровой материал, чтобы развитие детей не стояло на месте. Дизайн и формы предметов должны соответствовать возрасту воспитанников и их уровню развития.
Для каждой категории детей организуйте развивающую среду по-разному. Выделите в группах специальные зоны для детей каждой категории.
Так, например, для детей с ТНР важно способствовать развитию речи и соответствующе подбирать материал: предметные и сюжетные картинки; игрушки для обыгрывания стихов и потешек; карточки с правилами по артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложений.
Для детей с нарушениями зрения необходимо создать условия, расширяющие их представления об окружающем мире. Из-за плохого зрения детям сложно ориентироваться в пространстве, в разговоре они могут не понимать, о чем идет речь. Такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и быстроутомляемы.
Для развития зрительного, слухового и осязательного восприятия детей с нарушением зрения, подготовьте игры и упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве. Например, игры с ориентировкой «на себя»: «Расскажи, где сидит кукла» или «Покажи рукой, флажком влево, вверх, направо, вперед».
В работе с детьми, имеющими нарушение слуха, необходимо развивать зрительное, слухового, тактильно-двигательного восприятия и мышление. Наша задача сформировать целостные образы предметов и явлений; сформировать понятия «цвет», «форма», «величина»; сформировать наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. А также нам необходимо научить ориентироваться в пространстве, реагировать на внешние раздражающие звуки-раздражители, понимать устную речь и жесты собеседника; научить различать звуки различных музыкальных инструментов, воспринимать речевые и неречевые звуки и слова-звукоподражания; научить определять форму, величину, материал и другие свойства предмета на ощупь.
Детям с задержкой психического развития трудно общаться со взрослыми и сверстниками. Чтобы помочь ребенку побороть дискомфорт во время общения с другими людьми, установить эмоциональный контакт с ним, создайте для него комфортную ситуацию. Для этого включите в развивающую предметно-пространственную среду последовательные картинки с актуальной информацией: режим дня или календарь событий на день, последовательные задания. Такие картинки помогают ребенку понять, что его ожидает в течение дня. Воспитанник сразу видит общие режимные моменты, такие как игры со сверстниками, занятия, и больше не пугается внезапного общения.
Еще приобретите для развивающей среды картинки с разными эмоциональными состояниями. Рекомендую педагогам включить картинки в общие игры. Картинки помогают ребенку определить эмоции других людей, понять, как они меняются. Также для взаимодействия с другими детьми подойдет кукольный театр. От имени куклы ребенку легче вступать в общение.
Чтобы дети эмоционально не перегружались, расположите в группе уголок для уединения и отдыха. Разместите в уголке музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений.
В работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата важно развивать двигательные функции ребенка: обучать захватывать и отпускать предметы, работать пальцами, самостоятельно ходить. Для этого выбирайте материалы для разных видов детской деятельности, в том числе предметно-манипулятивной.
Детям с нарушением интеллекта сложно мыслить абстрактно, у них не развит познавательный навык. Поэтому основные задачи развивающей предметно-пространственной среды:
- сформировать у дошкольников предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление;
- научить детей элементарным навыкам самообслуживания;
- обогатить практический и сенсорный опыт воспитанников.
Главное помнить, что наша задача помочь детям развиваться, познавать, изучать, раскрыть творческие способности. Педагог не настаивает, а создает условия, направляет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Работа с кинетическим песком».
Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
«Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в ДОО. Роль воспитателя в организации игр детьми дошкольного возраста»
laquo;Создание развивающей предметно-пространственной среды для сюжетно-ролевых игр в ДОО. Роль воспитателя в организации игр детьми дошкольного возраста» Подготовила: Балашова Е. В.воспит...
Создание развивающей предметно-пространственной среды посредством применения нейротехнологии с детьми старшего дошкольного возраста
В данной статье подробно описана развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе комбинированной направленности с применением нейротехнологии....
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...