Создание развивающей предметно-пространственной среды посредством применения нейротехнологии с детьми старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)
В данной статье подробно описана развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе комбинированной направленности с применением нейротехнологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_razvivayushchey_predmetno-prostranstvennoy_sredy_posredstvom.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание развивающей предметно-пространственной среды посредством
применения нейротехнологии с детьми старшего дошкольного возраста
ФГОС ДО обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса, создании развивающей предметно-пространственной среды таким образом, чтобы эти условия способствовали развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.
В связи с этим, учителю-логопеду необходимо проектировать новые технологии, облегчающие и систематизирующие педагогический процесс, то есть наряду с общепринятыми подходами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.
Основная проблема 21 века – это сохранение и стимулирование здоровья и интеллектуального развития детей. Значительный процент воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для данного контингента воспитанников характерны: системные нарушения речевой деятельности, незрелость всех психических процессов, несформированность общей и мелкой моторики. Решение данной проблемы возможно, на мой взгляд, с помощью применения нейротехнологии.
Эффективность данной технологии доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейротехнология предполагает коррекцию нарушения речи, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Человеку желательно развивать межполушарные связи с самого детства. А развивать их возможно при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование «содружественных» движений двумя руками и развитие их координации. Все эти упражнения улучшают межполушарное взаимодействие.
В работе учителя-логопеда применение нейротехнологии имеет особую значимость, так как основная цель её - повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам детской деятельности, формирования и развития всех компонентов речи, повышения эмоциональной активности, улучшение психических процессов.
Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) Именно исследования этих ученых легли в основу существующей сейчас нейротехнологии, и мне, как специалисту по коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, данный подход наиболее актуален и значим.
Определила для себя цель работы: повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам детской деятельности, повышение эмоциональной активности, улучшение психических процессов, формирования и развития всех компонентов речи.
Реализация цели, заключается в решении следующих задач:
- Проанализировать литературу о применении нейротехнологии в коррекционно - образовательном процессе.
- Разработать и апробировать подобранный комплекс нейроигр и пособий в работе с детьми.
- Пополнить образовательную среду для реализации поставленной цели.
4. Выявить уровень развития детей после применения данной технологии.
Достижение цели и задач невозможно, без грамотного построения развивающей предметно-пространственной среды, которая составляет большую часть пространства жизнедеятельности ребенка во время пребывания в детском саду.
Пространство нашей группы поделено на центры детской активности детей. В каждом из которых, прослеживается реализация применяемой нейротехнологии. Все центры детской активности взаимосвязаны, насыщенны, полифункциональны, доступны и безопасны.
В Центре творческий деятельности была разработана серия раскрасок «Разноцветные дорожки», с учетом принципа нейропсихологических дорожек, для развития межполушарного взаимодействия, требующих от ребенка закрашивания пальцами левой и правой рук одновременно определенными цветами дорожку.
Практикую в работе с детьми в центре «Зеркальное рисование» - это когда ребенок на чистом листе бумаги, берет в обе руки карандаши или фломастеры и старается рисовать одновременно обеими руками. Так же ребята нашей группы любят использовать нейропсихологические прописи и рисунки со специальными заданиями в виде разных узоров для рисования двумя руками. При помощи данных пособий ребята учатся контролировать свою рабочую руку, развивать пространственную ориентацию, а самое главное развивают правое полушарие мозга, что в свою очередь очень важно для развития речи.
Увлекательно занимаемся с пособием «Веселые клеточки», оно развивает зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, ребята учатся ориентироваться на листе, что помогает им в будущем при подготовке руки к письму.
Центр речевого развития – в данном центре много нейротренажоров, кинезилогических карточек, межполушарных досок, которые очень хорошо задействуют пальцы ребенка, тем самым влияют на активизацию межполушарных связей, совершенствуют процесс развития и коррекции речи. На индивидуальных занятиях использую массажные шарики Су Джок для выполнения самомассажа пальцев рук в игровой форме с ребенком.
Также в данном центре размещено авторское многофункциональное пособие «Домик Сибирячка», которое трансформируемо и направлено на развитие межполушарной связи, мелкой моторики, формирования связной речи и лексико – грамматического строя речи у детей. Постаралась включить в данное пособие как можно больше заданий с использованием шнуровки, прищепок, нейролабиринтов, разных видов застежек.
Пособие «Бизиборд» так же является частью реализации принципов нейротехнологии. Разработанное пособие направлено на детей 4-7 лет. Игровые задания развивают игровую моторику, кинестетические и тактильные ощущения.
Активно применяю в работе с детьми кинезиологический тренажёр – с помощью данного тренажера у детей активизируется работа различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь, совершенствуется мелкая моторика и развивается мышление ребенка через движение.
Еще одно пособие, это межполушарные лабиринты – трафареты, их можно использовать при изучении лексических тем. Например, дети проходят по лабиринту пальцами двух рук, проговаривая признаки или действия заданного предмета.
Имеются в центре и речедвигательные игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей, использование которых обеспечивает развитие функционального взаимодействия между речевыми процессами и моторной сферой ребенка.
Центр дидактических игр пополнен дидактическими играми с нейропсихологическим подходом. Например:
Нейропсихологическое лото «Прятки-заплатки», с помощью данного пособия решаются задачи формирования и закрепления зрительного восприятия, памяти, внимания и скорости реакций, развитие вышеперечисленных функций, в том числе относится к задачам нейропсихологической коррекции.
Альбом дидактических игр «Развитие пространственных представлений у детей», данное пособие предлагает множество разнообразных заданий на развитие пространственных представлений у детей.
Центр физической активности в нашей группе представлен в форме яркой и красочной стены, с элементами ладоней рук человека, которые я ее использую в виде специальных кинезиологических упражнений, таких как «Кто быстрее», «Прикоснись к ладошкам определенного цвета», «Проговори слова и выполняй движения» и др. Все эти упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками.
В центре физической активности есть нейроскакалка, которая является отличным тренажером для развития межполушарного взаимодействия мозга у детей. Также занимаемся с детьми на балансировочной доске, которая помогает развивать вестибулярный аппарат, координацию движений, укрепляет все группы мышц и развивает мозжечковую стимуляцию.
Центр экспериментальной деятельности. Здесь размещены различные коллекции: семян разных растений, шишки, камни, «Подарки зимы (весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», песок, глина и многое другое. Данные материалы способствуют развитию тактильных ощущений. Работая с коллекциями у детей развиваются все компоненты высших психических функций, умственные действия и творчество.
Разработала картотеку кинезиологических упражнений «А как это можно показать руками?», такие упражнения развивают очень хорошо двухполушарное мышление, речь, а также крупную и мелкую моторику рук.
Сравнивая результаты диагностики детей за 2022-23 учебный год, можно сделать вывод о том, что используемые приемы дали положительный эффект. Проводимая планомерная и систематическая работа с воспитанниками помогла добиться положительной динамики улучшения всех сторон речи. Повысился уровень сформированности лексико- грамматической стороны речи (больше используют в спонтанной речи глаголы, местоимения, прилагательные), владеют навыками диалогической речи, пользуются в самостоятельной речи распространенными предложениями. Анализ звукопроизношения показал, что нарушение звуковой стороны речи наблюдается по отношению к сонорным, шипящим, свистящим звукам. Так же дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях.
Таким образом опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает положительные результаты. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного освоения адаптированной образовательной программы дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста
Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений ве...
План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста
1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...
Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Развивающие игры В.В. Воскобовича интересны для детей старшего дошкольного возраста, они разнообразны по содержанию и очень динамичны....
План работы по самообразованию. Тема «Дифференциация звуков посредством информационных технологий с детьми старшего дошкольного возраста»
Система коррекционной работы по дифференциации звуков посредством информационных технологий с детьми старшего дошкольного возраста на всех этапах логопедической организованной образовательной дея...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...