Создание развивающей предметно-пространственной среды посредством применения нейротехнологии с детьми старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (старшая группа)

Василенкова Татьяна Сергеевна

В данной статье подробно описана развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе комбинированной направленности с применением нейротехнологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание развивающей предметно-пространственной среды посредством

применения нейротехнологии с детьми старшего дошкольного возраста

ФГОС ДО обусловил необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса, создании развивающей предметно-пространственной среды таким образом, чтобы эти условия способствовали развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

В связи с этим, учителю-логопеду необходимо проектировать новые технологии, облегчающие  и систематизирующие педагогический процесс, то есть наряду с общепринятыми подходами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик – современных образовательных технологий, эффективность которых очевидна.

Основная проблема 21 века – это сохранение и стимулирование здоровья и интеллектуального развития детей. Значительный процент воспитанников нашего дошкольного учреждения составляют дети с ограниченными возможностями здоровья, а именно дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Для данного контингента воспитанников характерны: системные нарушения речевой деятельности,  незрелость всех психических процессов, несформированность общей и мелкой моторики. Решение данной проблемы возможно, на мой взгляд, с помощью применения нейротехнологии. 

Эффективность данной технологии доказана наукой и практикой. Она является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейротехнология предполагает коррекцию нарушения речи, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.

Всем известно, что мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Человеку желательно развивать межполушарные связи с самого детства. А развивать их возможно  при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование «содружественных» движений двумя руками и развитие их координации. Все эти упражнения улучшают межполушарное взаимодействие.

В работе учителя-логопеда применение нейротехнологии имеет особую значимость, так как основная цель её -  повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам детской деятельности, формирования и развития всех компонентов  речи, повышения эмоциональной активности, улучшение психических процессов.

Теоретическая основа метода нейропсихологического воздействия была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной и др.) Именно исследования этих ученых легли в основу существующей сейчас нейротехнологии, и мне, как специалисту по коррекционной работе с детьми, имеющими ТНР, данный подход наиболее актуален и значим.

Определила для себя цель работы: повышение результативности коррекционно-образовательного процесса посредством применения нейротехнологии, как средства стимулирования детей к различным видам детской деятельности, повышение эмоциональной активности, улучшение психических процессов, формирования и развития всех компонентов  речи.

Реализация цели, заключается в решении следующих задач:

  1. Проанализировать литературу о применении нейротехнологии в коррекционно - образовательном процессе.
  2. Разработать и апробировать подобранный комплекс нейроигр и пособий в работе с детьми.
  3. Пополнить образовательную среду для реализации поставленной цели.

4.        Выявить уровень развития детей после применения данной технологии.

Достижение цели и задач невозможно, без грамотного построения развивающей предметно-пространственной среды, которая составляет большую часть  пространства жизнедеятельности ребенка во время пребывания в детском саду.

Пространство нашей группы поделено на центры детской активности детей. В каждом из которых, прослеживается реализация применяемой нейротехнологии. Все центры детской активности взаимосвязаны, насыщенны, полифункциональны, доступны и безопасны.

В Центре творческий деятельности  была разработана серия раскрасок «Разноцветные дорожки», с учетом принципа нейропсихологических дорожек, для развития межполушарного взаимодействия, требующих от ребенка закрашивания пальцами левой и правой рук одновременно определенными цветами дорожку.

Практикую в работе с детьми в центре «Зеркальное рисование» - это когда ребенок на чистом листе бумаги, берет в обе руки карандаши или фломастеры и старается рисовать одновременно обеими руками. Так же ребята нашей группы любят использовать нейропсихологические прописи и рисунки со специальными заданиями в виде разных узоров для рисования двумя руками.  При помощи данных пособий ребята учатся контролировать  свою рабочую руку, развивать пространственную ориентацию, а самое главное развивают правое полушарие мозга, что в свою очередь очень важно для развития речи.

Увлекательно занимаемся с пособием «Веселые клеточки», оно развивает  зрительное восприятие, внимание, мелкую моторику рук, ребята учатся ориентироваться на листе, что помогает им в будущем при подготовке руки к письму.

Центр речевого развития – в данном центре много нейротренажоров, кинезилогических карточек, межполушарных досок, которые очень хорошо задействуют пальцы ребенка, тем самым влияют на активизацию межполушарных связей, совершенствуют процесс развития и коррекции речи. На индивидуальных занятиях использую массажные шарики Су Джок для выполнения самомассажа пальцев рук в игровой форме с ребенком.

Также в данном центре размещено авторское многофункциональное пособие «Домик Сибирячка», которое трансформируемо и направлено на развитие межполушарной связи, мелкой моторики, формирования связной речи  и лексико – грамматического строя речи у детей.  Постаралась включить в данное пособие как можно больше заданий с использованием шнуровки, прищепок, нейролабиринтов, разных видов застежек.

Пособие «Бизиборд» так же является частью реализации принципов нейротехнологии. Разработанное пособие направлено на детей 4-7 лет. Игровые задания развивают игровую моторику, кинестетические и тактильные ощущения.

Активно применяю в работе с детьми кинезиологический тренажёр – с помощью данного тренажера у детей активизируется работа различных отделов коры больших полушарий мозга, их взаимосвязь, совершенствуется мелкая моторика и развивается мышление ребенка через движение.

Еще одно пособие, это межполушарные лабиринты – трафареты, их можно использовать при изучении лексических тем. Например, дети проходят по лабиринту пальцами двух рук, проговаривая признаки или действия заданного предмета.

Имеются в центре и речедвигательные игры на развитие межполушарного взаимодействия у детей, использование которых обеспечивает развитие функционального взаимодействия между речевыми процессами и моторной сферой ребенка.

Центр дидактических игр пополнен дидактическими играми с нейропсихологическим подходом. Например:

Нейропсихологическое лото «Прятки-заплатки», с помощью данного пособия решаются задачи формирования и закрепления зрительного восприятия, памяти, внимания и скорости реакций, развитие вышеперечисленных функций, в том числе относится к задачам нейропсихологической коррекции.

Альбом дидактических игр «Развитие пространственных представлений у детей», данное пособие предлагает множество разнообразных заданий на развитие пространственных представлений у детей.  

Центр физической активности в нашей группе представлен в форме яркой и красочной стены, с элементами ладоней рук человека, которые я ее использую в виде специальных кинезиологических упражнений, таких как «Кто быстрее», «Прикоснись к ладошкам определенного цвета», «Проговори слова и выполняй движения» и др. Все эти упражнения направлены на развитие общей двигательной координации, формирование  крупных содружественных движений двумя руками.

В центре физической активности есть нейроскакалка, которая является отличным тренажером для развития межполушарного взаимодействия мозга у детей. Также занимаемся с детьми на балансировочной доске, которая помогает развивать вестибулярный аппарат, координацию движений, укрепляет все группы мышц и развивает мозжечковую стимуляцию.

Центр экспериментальной деятельности.  Здесь размещены различные коллекции: семян разных растений, шишки, камни, «Подарки зимы (весны, осени)», «Ткани», «Бумага», «Пуговицы», песок, глина и многое  другое. Данные материалы способствуют развитию тактильных ощущений.   Работая с коллекциями у детей развиваются все компоненты высших психических функций, умственные действия и творчество.

Разработала картотеку кинезиологических упражнений «А как это можно показать руками?», такие упражнения развивают очень хорошо двухполушарное мышление, речь, а также крупную и мелкую моторику рук.

Сравнивая результаты диагностики детей за 2022-23 учебный год, можно сделать вывод о том, что используемые приемы дали положительный  эффект. Проводимая планомерная и систематическая работа с воспитанниками помогла добиться  положительной динамики улучшения всех сторон речи. Повысился уровень сформированности лексико- грамматической стороны речи (больше  используют в спонтанной речи глаголы, местоимения, прилагательные),  владеют навыками диалогической речи, пользуются в самостоятельной речи распространенными предложениями.  Анализ звукопроизношения показал, что нарушение звуковой стороны речи наблюдается по отношению к сонорным, шипящим, свистящим звукам. Так же  дети стали более активны, инициативны, работоспособны, уверены в своих силах и возможностях.

Таким образом опыт использования нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает положительные результаты. Активизация межполушарных взаимодействий дает возможность более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства и способствует созданию базы для успешного освоения  адаптированной образовательной программы дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Примеры создания проблемных ситуаций на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста

Проблемную ситуацию на занятиях по развитию речи с дошкольниками можно создать, побуждая детей к сравнению, сопоставлению и противопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, а также мнений ве...

План работы по формированию основ безопасного поведения посредством художественной литературы с детьми старшего дошкольного возраста

1. Методика работы с художественным произведением.2. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного поведения на улице.3. Примерный план работы по ознакомлению с правилами безопасного п...

Применение развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Развивающие игры В.В. Воскобовича интересны для детей старшего дошкольного возраста, они разнообразны по содержанию и очень динамичны....

План работы по самообразованию. Тема «Дифференциация звуков посредством информационных технологий с детьми старшего дошкольного возраста»

Система коррекционной работы по дифференциации звуков посредством информационных технологий с детьми старшего дошкольного возраста на всех этапах логопедической организованной образовательной дея...