Конспекты занятий к методической разработке по майндмэппингу
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Феденых Наталья Владимировна

Пять конспектов занятий к методической разработке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx128.83 КБ
Файл konspekt_2.docx130.18 КБ
Файл konspekt_3.docx202.52 КБ
Файл konspekt_4.docx136.79 КБ
Файл konspekt_5.docx295.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

по составлению интеллектуальной карты

на тему «Города Кузбасса».

Цель: расширение представления у воспитанников о городах Кузбасса.  

Задачи: 

  1. актуализировать и дополнять знания воспитанников о  городах  и  их символике; развивать навыки работы с интеллект-картой;
  2. формировать навыки коммуникативного взаимодействия с детьми и взрослыми в определенной ситуации;
  3. регулировать эмоциональные проявления, уважая чувства окружающих людей, чувство гордости за свой край;
  4. внимательно слушать педагога и сверстника.

Оборудование: карта Кемеровской области, магнитная доска, ватман, клей, фломастеры, картинки по теме (картинки городов и гербов Кузбасса, символы обозначения городов;) карточки с половиной изображения городов; д. и. «Сложи картинку», «Узнай герб», «Прочитай по первым буквам».

Ход:

I. Мотивация:

Педагог в роли картографа входит в группу и обращается к воспитанникам.

- Здравствуйте дети, я – картограф.

- Вы знаете, кто такой картограф? (ответы: Картограф – специалист по составлению карт)

 - Верно. В этом году нашей Кемеровской области исполнится 300 лет. И я решил составить карту памяти нашего края. Она необычная и не похожа на другие карты, напоминает дерево. Но одному мне не справиться. Вот я подумал и решил обратиться к вам за помощью. Поможете мне составить карту?  (ответы: да).

- Ребята, я вам предлагаю провести расследование и узнать, как можно больше о Кемеровской области. Чтобы сохранить полученные знания во время расследования, мы будем размещать их на карте. Вы согласны? (Да)

- А поможет нам в нашем расследовании карта Кемеровской области. (Показ карты Кемеровской области).

II. Основная часть:

- У нашей Кемеровской области есть и второе название – Кузбасс.

- А знаете почему ее называют Кузбассом? – потому что в самом ее центре расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн – сокращенно Кузбасс (показ на карте). Именно он принес известность и славу нашему краю.

- Сейчас мы узнаем, какие города есть в нашей области и отметим их на карте.

- Но для этого вам нужно разделиться на пары. Возьмите каждый по одной карточке с половиной изображения и найдите к ней пару.

- Ваша получившаяся картинка – это образец, по которому вы должны сложить целую картинку из частей и назвать город. 

Д.и. «Сложи картинку» 

(На столах у детей лежат разрезные картинки с изображением городов. Каждая пара составляет свою картинку, используя образец, называет город, педагог отмечает символом этот город на карте)

- Молодцы!  

- У каждого города есть свои отличительные символы.

- Чтобы узнать какой, для этого вам нужно выполнить задание: определить первый звук в слове и поставить букву, прочитать слово, которое получилось.

- Какой самый главный город в Кузбассе? (ответ: г. Кемерово)

- Как называется город, в котором мы с вами живем? (ответ: г. Новокузнецк)

- Сейчас мы с вами определим гербы этих городов.  

   C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_163250.jpg        C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_163332.jpg

Д.и. «Узнай герб»

(На мольберте в хаотичном порядке расставлены картинки с изображением гербов нескольких городов. Дети берут картинку и вместе с педагогом находят нужный.)

- Молодцы. Вы хорошо справились с заданием.

- Приступим к составлению карты-памяти, в которой расскажем о своем расследовании. Работаем парами.

- Для этого предлагаю вам набор картинок-символов и схему.

(Педагог вешает ватман на магнитную доску, дети располагаются так, чтобы карта была доступна для всех.)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_163920.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_164615.jpg C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_164133.jpg   

- Ребята в центре нашей карты обозначена главная тема - Карта Кемеровской области.

- От главной темы сегодня вырастит первая ветвь, которая называется «Города»

- От этой ветви расходятся линии-мысли, назовем их веточки. Одна веточка обозначает г. Кемерово, другая г. Новокузнецк. Мы обозначим эти города их гербами.

 (Дети берут картинки и приклеивают к нужной веточке.)

- Будьте внимательны и правильно расположите материал.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\1 начало города\20210329_165031.jpg

III. Рефлексия:

- О чем мы сегодня вели расследование? (О Кемеровской области)

- Что было самым интересным?

- В чем вы испытывали затруднения?

- О чем бы вы еще хотели узнать?



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по составлению интеллектуальной карты

на тему «7 Чудес Кузбасса»

Цель: формирование представления о природном богатстве и разнообразии Кузбасса, о его историческом, культурном наследии.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с природными, историческими и культурными достопримечательностями родного края;
  2. развивать связную речь, память, внимание, эмоциональную отзывчивость, собственное мнение об окружающей действительности, умение вести диалог;
  3. воспитывать чувство любви к родному краю, его природе и культуре.

Оборудование: мультимедийный комплекс, карта Кузбасса, фотоаппарат, стеки, картон, покрытый пластилином.

Ход:

I. Мотивация:

- Ребята, мы продолжаем вести расследование о Кузбассе.

- В нашей области много красивейших мест, которые мы можем отнести к местам — чудесам.

- Хотите узнать о них? (Да)

- Тогда отправляемся в путешествие по чудесам Кузбасса.

         

II. Основная часть: 

- Перед тем, как отправиться в путь, на нашей карте вырастит новая ветвь - «Чудеса»

- А на чем можно отправиться в путешествие? (мозговой штурм)

- А мы с вами сейчас сыграем в игру «Да-нет-ка»: я загадаю тот вид транспорта, на     котором мы поедем. (Игра «Да-нет-ка»: дети задают вопросы (это электропоезд).

- Вот вам билеты, пройдите на свои места. (Дети находят свое место согласно билету (соотношение цифры).)

- Прежде чем отправится в путь, давайте подумаем, что нам поможет сохранить полученную информацию во время путешествия? (мозговой штурм)

- Мы возьмем фотоаппарат и будем фотографировать чудеса.

- В пути мы совершим несколько остановок, чтобы узнать новое и интересное о   родном крае. 

Слайд 1 (карта)

- Путешествовать нам поможет карта Кемеровской области. Откуда мы начнем наше путешествие? (Из нашего города Новокузнецка)

Слайд 2

- И первое чудо:

Кузнецкая крепость.

Кузнецкая крепость-памятник истории. Кузнецкая крепость была построена для обороны города от нападения неприятелей. На территории крепости располагались пушки, смотровые площадки и башня с большими входными воротами и охраной наверху. Сейчас крепость используют как музей истории и проводятся экскурсии.

Слайд 3

- На слайде показаны экспонаты, которые вы можете увидеть там: пушки, стена, главные ворота.

- Со стен крепости мы можем увидеть город Новокузнецк во всём его величие.

Слайд 4 (карта)

- Наш путь лежит в г. Кемерово.

Слайд 5

Монумент «Память шахтерам Кузбасса»

- Это бронзовая скульптура шахтера, которая является символом героического шахтерского труда и посвящен памяти погибших горняков Кузбасса.

В груди шахтера пылает горящее сердце.

- Чтобы отправиться к следующему чуду, вернемся к карте.

Слайд 6 (карта)

- Теперь наш путь лежит в Яшкинский район.

Слайд 7

Томская Писаница

- Перед нами музей-заповедник «Томская писаница».

- Как вы думаете, что значит музей – заповедник, что такое заповедник мы с вами знаем, а что значит музей? (Это место где хранятся вещи старые, различные экспонаты)

- Свое название Томская писаница получила из-за того, что находиться на берегу реки Томь, а на скалах сохранились следы древней письменности.

Слайд 8

- Дети, посмотрите! Это первые рисунки древнего человека (Петроглифы), так люди изображали сюжеты охоты - тут нарисованы лоси, люди, медведи. На скалах особенно много изображено лосей, возможно лоси были не только объектами охоты, но и поклонения. Они воплощали мощь и источник жизненных сил. Посмотрите, фигуры этих животных широко шагают на длинных, сухих ногах, как бы поднимаясь вверх по склону горы.

- Наши дальние предки оставили нам свои послания в виде наскальных рисунков, в которых запечатлён быт и обряды древних людей.

- Давайте и мы нарисуем послание.

- Перед вами вот такие необычные листы, давайте представим, что это обломки скалы и с помощью стеки нанесем, я бы даже сказала, нацарапаем рисунок. (Дети стекой процарапывают рисунок)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_105039.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_104923.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_110348.jpg

- Таким образом, и мы с вами оставили след в истории.

Слайд 9 (карта)

- А сейчас нам предстоит побывать в г. Мариинске.

Слайд 10

Город Мариинск

- Город Мариинск по праву можно назвать городом – музеем. Главной достопримечательностью города считается музей Бересты. Из бересты Кузбасские мастера делали украшения, предметы быта и многое другое.

Слайд 11 (загадка)

Слайд 12 (памятник картошке)

- Еще в городе есть необычный памятник- памятник Картошке, он единственный в России. Установили этот памятник, потому что именно в этом городе собрали самый большой урожай картофеля.

- Слайд 13(карта)

- Наш путь лежит в г. Междуреченск.

А по пути мы поиграем!

Слайд 14 (видео физминутка)

Слайд 15 (карта)

Слайд 16

Поднебесные Зубья.

- Наше путешествие привело нас в горы, которые называются Поднебесные зубья.

- Поднебесные Зубья (Тигер-Тыш). Это самые высокие горы в Кузбассе. Среди этих гор протекают 3 реки.

- Как вы думаете, ребята, почему эти горы называют Поднебесные зубья?

- Они действительно похожи на зубья, царапающие облака и самые высокие из них вершины называют: Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво.

Слайд 17

Кристально чистый воздух и необыкновенная красота природы привлекают туристов, совершающих летние пешие и зимние походы. Летом широко распространен водный туризм-сплав по горным рекам.

Любите родную природу –

Озёра, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля

На ней мы с тобой родились,

Живём мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе,

Мы к ней относиться добрей!

Слайд 18(карта)

- Отправляемся в г. Таштагол.

Слайд 19

Скульптура «Золотая Шория»

- И мы пришли еще к одному чуду Кузбасса скульптура «Золотая Шория».

- В парке Боевой Славы города Таштогол установлена скульптура «Золотая Шория».

Памятник представляет собой юную шорскую красавицу, сидящую на спине могучего лося. Лось, по шорским поверьям, символизирует дух леса. Могучие рога лося окольцовывают в виде защитного доспеха восседающую хозяйку горы.

Слайд 20 (карта)

Нас ждет Таштагольский район.

Слайд 21

- Следующее чудо Кузбасса: Азасская пещера

Слайд 22

- Памятник природы Азасская пещера расположен в Таштагольском районе. Название ее связано с рекой Азас, протекающей рядом. Общая протяженность пещеры составляет 7 км. В глубине этой пещеры можно увидеть сталактиты (свисающие с потолка наросты) и сталагмиты (выступающие наросты из земли).

Слайд 23 (А чьи, интересно, это следы?)

- Азасская пещера считается местом обитания Снежного человека.

- Это глухое место прославилось несколько лет назад, когда местные охотники увидели недалеко от пещеры «большое лохматое существо трехметрового роста». При приближении людей неведомое чудище скрылось в глубине пещеры, оставив большие следы.

Слайд 24

- Сегодня мы побывали только в некоторых местах нашего родного края. Богата земля Кузнецкая, но все эти богатства необходимо беречь.

- Наше путешествие окончено. Пора возвращаться в детский сад.

- Вот мы и вернулись с вами. Ребята мы ведь не просто так ходили, а наблюдали, рассматривали, изучали и фотографировали. Я предлагаю вам дополнить нашу карту новыми линиями мысли - веточками.

- О каких чудесах Кузбасса мы сегодня узнали? (ответы детей)

(Дети называют чудеса, педагог рисует ветви и помогает приклеивать фотографии)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_105117.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_105235.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\20210330_105945.jpg

III. Рефлексия: 

- О чем мы сегодня вели расследование? (О чудесных местах Кузбасса)

- Что было самым интересным?

- В чем вы испытывали затруднения?

- О чем бы вы еще хотели узнать?

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\7 чудес\IMG_20210330_112320.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по составлению интеллектуальной карты

на тему «Заповедники Кузбасса».

Цель: формирование представлений о роли человека в охраняемых территориях в сохранении природы Кузбасса.

Задачи:

  1. познакомить воспитанников с уникальной природой Кузбасса;
  2. развивать связную речи, мышление, умения устанавливать причинно- следственные связи, обогащать словарного запаса;
  3. воспитывать патриотические чувства, бережное, ответственное отношение к природе и её объектам.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоролики с достопримечательностями Кузнецкого Алатау, национального парка Шорский, Томской писаницы; картинки животных, растений, деревьев.

Ход:

I. Мотивация

- Ребята, сегодня я предлагаю вам побывать биологами.

- Как вы думаете, кто такие биологи? (люди, которые занимаются изучением животных и растений, изучают их жизнь, среду обитания и охраной редких пород и видов.)

- А как вы думаете, как человек может охранять природу, животных, растения? (ответы детей)

- Человек создает охраняемые места, их так и называют «Заповедники». В нашей Кемеровской области есть заповедники. Вы когда-нибудь, были в таких местах? (ответы детей)

- Я вам предлагаю отправится по заповедным местам Кузбасса. Но т. к. мы биологи, будем изучать, наблюдать и зарисовывать увиденное. Поэтому, как вы думаете, что нам нужно взять с собой? (мозговой штурм)

- Мы возьмем блокноты, фотоаппарат и карту.

II. Основная часть.

- Смотрите ребята, какие красивые горы, это заповедник называется Кузнецкий Алатау. (просмотр ролика) 

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_161444.jpg

Давайте посмотрим, чем же богаты эти места. Самая главная достопримечательность Кузнецкого Алатау это – Поднебесные Зубья.  Это самые высокие горы в Кузбассе. В прошлом расследовании мы узнали, что самые высокие из них вершины называют: Старая крепость, Верхний Зуб, Большой Зуб. Здесь очень красиво. На склонах этих гор очень много растений, деревьев, в том числе и редких.

- Посмотрите, как много деревьев растет у подножья гор.

- Здесь есть и сосна и кедр и пихта.

- Какие это деревья? (хвойные)

- Береза, липа, осина, рябина – какие это деревья? (лиственные)

- У вас у каждого на столе лежит картинка с изображением листа или плода с какого либо дерева. Вам нужно найти свое дерево, соответствующее картинки.

Д. и. «С какого дерева лист (плод)»

- Ребята вы знаете как называются эти оранжевые цветы? (ответы детей) Этот цветок называется альпийский мак.

- А что это за ягода? (черника)

- Посмотрите, какие красивые камни у подножья гор. Это скалистые камни называют курумники. В горах очень красиво, зимой очень много снега, поэтому на Поднебесных зубьях всегда очень много туристов, они просто путешествуют, любуются природой, летом сплавляются по горным рекам.

- Слышите шум воды? (звучит аудиозапись шума воды). Это шумит водопад, а находимся мы с вами в национальном парке Шорский (просмотр ролика).

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_161513.jpg

- Этот водопад называется «Сага», он самый большой водопад в Горной Шории. Высота этого водопада 15 метров, вода впадает в маленькое студеное озеро.      

- Национальный парк Шорский, ещё богат и пещерами, смотрите перед нами пещера.

- Можете зарисовать или сфотографировать.

- Мы с вами попали в Азасскую пещеру - одно из самых удивительных и загадочных мест в Кузбассе. Находиться она в Таштагольском районе, в скале на берегу реки Азасс. Это самая глубокая пещера, для изучения этой пещеры были проведены экспедиции и ученые установили, что в этой пещере может жить йети - снежный человек. Азасская пещера – его дом, в ней он скрывается от людей. Об этом мы с вами узнали в прошлом путешествии по Чудесам Кузбасса.

- Ну что же в пещере побывали, пора и дальше, вы случайно не устали? Давайте отдохнем. Вставайте в круг, беритесь за руки.

Физкультминутка.

Мы сегодня не скучали,

В заповеднике гуляли, (идут друг за другом)

Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)

Любовались облаками (встают и смотрят вверх)

Нам деревья песни пели,

На ветру листвой шумели (поднимают руки вверх и качаются в стороны)

Птицы часто подлетали,

Все кружились, ворковали, («машут крыльями» и кружатся)

Рыба в озере играла,

Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой,  

делают волнообразные движения)

Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу на носочках)

И скакали по оврагам. (прыжки на двух ногах)

Мы скакали, мы играли

И несколько не устали. (идут друг за другом, останавливаются и гладят ноги).

- Смотрите ребята, пока мы с вами играли, здесь кто-то побывал. Как вы думаете чьи это следы? (следы животных)

Давайте пойдем по следу. (дети идут друг за другом по следам) 

- Мы с вами подошли к музею - заповеднику «Томская писаница» (показ ролика).  

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_161601.jpg

- Природа музея - заповедника очень разнообразна. На территории заповедника

много трав, кустарников, которые занесены в красную книгу.

- Что это значит? (ответы детей)

- Посмотрите, а эти растения вам знакомы? Это папоротник орляк и лилия кудреватая.

- На территории заповедника большую площадь занимают сосновые леса.

- Ещё в Томской писанице есть единственный зоопарк в Кузбассе. 

- Отгадайте загадки и вы узнаете какие животные живут в зоопарке. (Дети отгадывают загадку и находят картинку с отгадкой)

1. Ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув высоко? (лось)

2. Зимой спит, а летом улья ворошит? (медведь)

3. Чутко спит большая кошка, уши в кисточках - сережках, ей не скажешь слово брысь, потому что это? (рысь)

4. На овчарку он похож, что ни зуб- то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть? (волк)

5. У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора? (заяц)

6. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая, в сарай попала, кур пересчитала? (лиса).

- Молодцы ребята всех животных отгадали. Именно этих животных можно встретить в местах заповедника. 

Д. и. «Чей, чья, чьи?»

(Ребенок рассматривает большую карточку с изображением животного,  называет его и отбирает соответствующие карточки с частями тела.)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_171230.jpg    C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_171249.jpg   C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_171257.jpg

- А ещё здесь обитают косули, соболь, глухари, козы, белка, тетерев, рябчики и множество других мелких зверьков и птиц (показ картинок с этими животными)

- Ребята скажите, а как вы думаете, какую пользу человек приносит этим животным в заповеднике(ответы детей) 

- Правильно, работники заповедника ухаживают, кормят и иногда даже лечат, ведь в заповедник чаще всего животное попадает раненное, пострадавшее от рук браконьеров, а вы знаете кто такие браконьеры? (ответы детей).

- А ещё ребята, в Томской писанице находиться резиденция сибирского Деда Мороза. Каждый желающий может посетить её и встретиться с ним.

- Наше путешествие подошло к концу. Мы собрали много информации, фотографий и зарисовок, которые понадобятся нам для составления нашей карты. И нам пора возвращаться в детский сад.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_165015.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_165432.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_165942.jpg

  1. Рефлексия.

- Вот мы и вернулись с вами. Я предлагаю вам дополнить нашу карту рисунками и картинками того, о чем мы сегодня узнали.

Дети работают совместно с педагогом.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Заповед\20210331_170237.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект беседы

 по теме: «Промышленность Кузбасса»

для составления интеллектуальной карты.

Цель: Формировать эмоционально-положительное отношение к родному краю, к  труду шахтеров и людей металлургических профессий.

Задачи:

  1. Развивать познавательный интерес к труду шахтеров и металлургов, к результатам их труда.
  2. Формировать представление о процессе добычи угля, плавления металлов.
  3. Обогащать активный словарь детей;
  4. Развивать воображение и наглядно-образное мышление. 
  5. Воспитывать чувство патриотизма.

Ход.

Мотивация к деятельности. 

Кузбасс - земля особенного рода,

Ее не спутать ни с какой другой.

И днем и ночью жаркая работа

Кипит и на земле и под землей.

Хранит земля несметные запасы….

 Дети, как вы думаете,  о каких запасах говорится в стихотворении? (о полезных ископаемых).

Воспитатель: А кто мне скажет, что такое полезные ископаемые? (Это природные богатства, которые используют люди).

 Воспитатель: Наша страна большая и богатств у неё много, но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми.

Посмотрите внимательно на карту, наша область небольшая  по размеру, но все знают о ней. В Кемеровской области расположен Кузнецкий каменноугольный бассейн - сокращенно Кузбасс. Уголь - это самое главное богатство нашего края. Именно он принес славу и известность Кузбассу.

Обратите внимание, сколько на карте много разных значков. Каждый из них говорит нам о том, что здесь лежит какое-либо полезное ископаемое. А каких символов на карте изображено больше всего? Правильно, черных квадратов. Этот символ обозначает залежи черного угля. Ребята, а где добывается уголь? ( В шахтах и на разрезах).

Дети, давайте посмотрим, кто  и как добывает уголь. (Просмотр презентации)

Шахтеры – отважные, сильные, мужественные, внимательные и дисциплинированные люди. Они работают под землей, на глубине более 800 метров.

А есть еще очень важная, одна из самых главных профессий кузбассовцев и, особенно, новокузнечан, профессия металлург. Их называют покорителям огня и металла, потому что они работают с расплавленным металлом. Дети, давайте посмотрим, и узнаем, как работают металлурги. (Просмотр презентации).

Мини-викторина
1. Как называется наш родной город? (ответы детей)
2.Как называется наш край, в котором так много лесов, гор, полезных ископаемых, столько – что хватит на всю нашу страну? (ответы детей)
3. А как называется наша страна? (ответы детей)
4. Что добывают на шахтах? (ответы детей)
5. Где, на каких крупных предприятиях в нашем городе работают металлурги? (ответы детей)
6. А что же изготавливают на КМК И ЗСМК из металла? (ответы детей)

Отгадайте загадки

1.Прикрывается рукой

Он от огненного жара,

И течёт металл рекой

По команде (сталевара)

2. А сейчас вопрос такой:

Скажи, как называют

Рабочего, что под землей,

Нам уголь добывает (шахтер)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились и с этим заданием! А сейчас мы поиграем в игру «Кому, что нужно для работы?».  

На доске помещены фотографии шахтеров и металлургов. У детей карточки  с изображением элементов спецодежды, инструментов, орудий труда металлургов и шахтеров. Дети подбирают нужные карточки и размещают их вокруг фото шахтера или металлурга.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\IMG_20210402_075836.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\IMG_20210402_075929.jpg

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\IMG_20210402_075949.jpg

Воспитатель: Сегодня вы узнали много нового о богатствах нашего края, о трудных, но очень нужных профессиях металлург и шахтер, о том, что делают люди этих профессий. Одним словом это можно назвать промышленность Кузбасса. Ветвь, которую мы нарисуем на нашей карте, будет так и называться «Промышленность Кузбасса», а от нее отходят две веточки под названием «Шахты» и  «Металлургические заводы». На картинках, которые мы сегодня приклеим на  нашу карту памяти, изображены предметы, сделанные из металла и угля.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\20210401_094403.jpgC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\20210401_094634.jpg C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\20210401_095132.jpg

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\Промыш\20210401_095320.jpg



Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по составлению интеллектуальной карты

на тему  «Коренные жители Кузбасса»

Цель: Расширять представления детей о коренных жителях Кузбасса (телеуты, шорцы).

Задачи:

  1. Формировать у детей желание узнать о культуре, традициях народов родного края;
  2. Совершенствовать речь, развивать память, внимание, эмоциональную отзывчивость;
  3. Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучая народным подвижным играм с правилами;
  4. Развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
  5. Воспитывать любовь к своему краю, толерантное отношение к людям разных национальностей.

Оборудование: Презентация «Коренные жители Кузбасса», изображения национальных костюмов: шорцев, телеутов. Изображения  жилищ шорцев и телеутов в разные периоды. Атрибуты для игр.

Ход.

  1. Мотивация

Доброе утро, ребята! Давайте встанем все в круг, возьмемся за руки, и подарим друг другу хорошее настроение! Вместе, хором:

Придумано кем – то

Просто и мудро

При встрече здороваться!

- Доброе утро!

- Доброе утро

Солнцу и птицам!

- Доброе утро!

Приветливым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым!

Доброе утро длится до вечера!

Спасибо! Все присаживаются на свои места.

2.Основная часть.

Воспитатель: Ребята, вот вы ходите в один детский сад, вам 6 лет, и вы скоро пойдете в школу. А что еще у вас общего? А что разного?

Ребята, скажите, мы живем в городе Новокузнецк и называют нас?..... (новокузнечанами), мы живем в Кузбассе, и называют нас? ……… (кузбассовцами), мы живем в России, и называют нас?......... (россиянами) .

Ребята, а вот если мы живем в России, обязательно ли мы все русские?

Почему, какие еще национальности вы знаете?

Ребята, как вы думаете, чем отличаются люди разных национальностей друг от друга?

Люди разных национальностей отличаются друг от друга национальным или родным языком, национальными одеждами, обычаями, традициями, национальной кухней, праздниками, песнями, танцами, музыкальными инструментами, или, точнее говоря, культурой. Своей внешностью, характером.

Существуют еще и малые народности. Народности, которые исчезают. Людей этих национальностей так мало, что скоро они совсем могут исчезнуть. В нашей области тоже есть такие народы.

Телеуты и шорцы являются коренными народами Сибири, они проживали здесь не одну сотню лет.

На юге нашей области есть красивейшее место Горная Шория, именно там, в лесах, по берегам горных рек встречались основные поселения этих народов, и название они получили созвучное – шорцы.

(Просмотр  видеосюжета)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\кор.ж.куз\прос. видеосюж..JPG

 

Вопросы после просмотра:

1. Почему шорцев так называют? (От названия реки Шора)

2.Чем занимались шорцы ? ( были охотниками и рыболовами, собирали плоды и коренья, занимались земледелием, пчеловодством).

3.Почему шорцев называли «кузнецами»? (за их умение плавить железо и делать оружие и орудия труда.)

3.Как назывались жилища  шорцев? (шалаши, юрты)

4.Чем занимались шорские женщины? (Из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне)

5.Как называется одежда шорцев? (Халаты, рубахи, штаны)

6.Что едят шорцы? (Вареные и жареные мясо и рыба, любимое блюдо -пельмени)

Другие коренные жители Кузбасса - телеуты не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам рек. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, служила средством передвижения.

(Просмотр  видеосюжета)

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\кор.ж.куз\просмотр видеосюжета.JPG

Вопросы после просмотра:

1.Чем занимались телеуты? (Они разводили лошадей, овец, коз)

2. Как называлось жилище телеутов? (чум, юрта)

3. В кого верили телеуты? (в  злых и добрых богов и духов)

4. Что делали шаманы?( Предсказывали погоду, просили духов вылечить больных, помогали в охоте)

5.Какие прически носили телеуты?(женщины -3 косы, мужчины -выбритые виски и плели одну косу)

6.Как называется одежда телеутов? (Шаровары, туники, шапки с мехом)

7.Какие блюда готовят телеуты? Суп с разным мясом и кусочками теста, пельмени, пирожки.)

8.Как встречают гостей (Песней, чаепитием)

Сейчас эти народы живут так же, как и мы с вами, но они очень ценят свои традиции и обычаи. Они отмечают праздники так же, как и раньше, умеют строить юрты, охотиться, ловить рыбу. Обучают своих детей национальным танцам, песням, рассказывают им сказки и играют в ними в национальные игры.

Мы сейчас тоже поиграем в шорские и телеутские игры.

Игра «Учтен койон» (Три зайца) Телеутская народная игра

Игроки становятся в три шеренги по 3-5 человек (т.е. по трое в ряд). Голящий становится лицом к первому ряду. Из последнего ряда все три игрока неожиданно разбегаются в разные стороны, а голящий пытается кого-нибудь догнать. Пойманный «заяц» становится голящим, а двое других игроков и бывший голящий образуют первый ряд. 

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\кор.ж.куз\3 зайца.JPG

Игра «Плат кабыжарга» (Ловить платок). Телеутская народная игра

Участники игры выстраиваются в одну шеренгу. Игрок, стоящий в шеренге первым, держит платок. Два игрока из конца шеренги бегут наперегонки, их цель – первым схватить платок. Игрок, схвативший платок, становится первым, а проигравший возвращается в конец шеренги и соревнуется с игроком, который теперь стоит последним.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\кор.ж.куз\петух1.JPGC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\кор.ж.куз\Ловить платок.JPG

Игра «Окрас» (петух) Шорская народная игра.

Участники делятся на две команды (чётное количество). Согласно правилам, надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая большее количество «врагов», т.е. поставив соперника на обе ноги.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\Фото к МР\кор.ж.куз\петух.JPG

3.Рефлексия.

В заключении хочу вам сказать, что мы все разные, и можем быть даже разных национальностей, но в этом и есть  наша сила. Не стесняйтесь спрашивать у родителей об обычаях и традициях вашего народа. Мы должны уважать представителей всех народов, быть гостеприимными и честными в нашей дружбе.

Сейчас я нарисую еще одну ветвь на нашей карте, которая будет называться Коренные жители Кузбасса. А от нее отходят две веточки-телеуты и шорцы. Вы сейчас наклеите картинки с изображением этих народов в национальных костюмах.

Ребята, спасибо вам за занятие, мне было с вами очень интересно, надеюсь, что вам тоже! - А на прощанье мы не станем говорить «До свиданья». А почему?

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\накл.карт\DSC05392.JPGВ языке телеутов, коренных жителей Земли Кузнецкой, нет слова «до свидания». Вместо этого они говорят: «Приходите в гости!». И мы вам говорим: «Приходите в гости!» чтобы поиграть, поговорить узнать новое о нашей малой родине.

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\накл.карт\DSC05389.JPGC:\Users\БУРУНДУК\Desktop\накл.карт\DSC05393.JPG

C:\Users\БУРУНДУК\Desktop\накл.карт\DSC05398.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игрового занятия "Мышка в норке" (конспект занятия)

Методическая разработка. Конспект игры-занятия "Мышка в норке" с детьми старшего возраста (оригами + грамота)...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Конспект занятия к методической разработке "Радуга".

Методическая разработка «Радуга»реализуется через организацию различных видов детской деятельности: игровой,  двигательной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, конс...

Конспект открытого занятия "Весна" методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Создание условий для развития у детей навыков сотрудничества (умение договариваться друг с другом, распределять деятельность, согласовывать действия с партнёром) в процессе заучивания стихотворения в ...

Методическая разработка по теме: «Кузбассу – 300» (МАЙНДМЭППИНГ-технология) для детей старшего дошкольного возраста с ТНР

Сегодня патриотизм - одно из важнейших направлений в образовании. Главная задача дошкольных учреждений сделать так, чтобы воспитанники гордились своей малой родиной, как можно больше знали о ней, о ее...

конспект по ПДД "Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"

1 испытание: «Препятствия на дороге»  2 испытание: «А как добраться в Бурашкино?» 3 испытание: «Какие знаки встретит Чебурашка?» 4 испытание: &l...