Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР "Птичий двор"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Мотовилова Ирина Владимировна

Содержание конспекта "Птичий двор" направлено на создание условий для разнообразной, активной деятельности детей с ЗПР, с целью  формирования разных видов восприятия с опорой на сохранные анализаторы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_ptichiy_dvor.docx75.19 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект

подгруппового коррекционно-развивающегозанятия                            

с детьми старшего  дошкольного возраста с задержкой психического развития «Птичий двор»

Цель: Создание условий для разнообразной, активной деятельности детей, направленной на формирование разных видов восприятия с опорой на сохранные анализаторы.

Задачи:

Коррекционно - развивающие

  1. Развивать восприятие цвета, формы, пространства (целостность восприятия, прослеживающую, аккомодационную и фиксирующую функции глаза, умение различать оттенки цветов).
  2. Формировать пространственные представления и практическую ориентировку на микроплоскости и в микропространстве.
  3. Упражнять в понимании значений наречий места (слева, справа, спереди, сзади).

Образовательные

  1. Расширять знания детей о домашних птицах, их птенцах.
  2. Продолжать развивать речь, обогащать речь существительными, прилагательными, глаголами, использовать в речи предлоги.

Воспитательные        

  1. Воспитывать умение работать коллективно.

Используемые технологии: технология сохранения и стимулирования здоровья, информационно-коммуникативная технология.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, двигательная.

Предварительная работа: НОД по теме «Домашние птицы», совместная деятельность по формированию  цвета, формы, пространства, индивидуальная работа по практической ориентировке на плоскости, разучивание речевых игр «Гуси серые летели…», «Есть у курицы – цыпленок».

Словарная работа:

Предметный словарь: петух, курица, цыпленок; селезень, утка, утёнок; гусь, гусыня, гусенок; индюк, индюшка, индюшонок, перья, яйца, птенцы, подворье.

Словарь признаков: домашние, водоплавающие, птичий.

Глагольный словарь: ухаживать, клевать, кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать, вылупляться.

Словарь наречий места: слева, справа, спереди, сзади.

Материалы и оборудование:

  • Аудиозапись голосов домашних птиц.
  • Макет с изображением птичьего двора.
  • Игрушечные домашние птицы, подходящие по размеру к макету.
  • Цветовая картинка «Цыплята»
  • Дидактическое пособие «Волшебные колечки»
  • Цветные браслеты
  • Куринные, гусиные перья, яичная скорлупа
  • Листы зеленого картона на каждого ребенка
  • Карточки с изображением домашних птиц
  • Маркеры, карандаши
  • «Фото»- домашних птиц (сюрпризный момент)
  • Ноутбук
  • Мультимедийная презентация к занятию
  • Мультимедийная презентация-физминутка «Цыплята»

Ход НОД:

Мотивационный этап.

Дети входят в кабинет, на столе лежат птичьи перья. Педагог привлекает внимание детей.

-Что это? (Ответы детей)

-Кто мог потерять перья? Как вы думаете? (Ответы детей)

Дети слушаютаудиозапись (голоса домашних птиц).

-Что вы услышали? (Ответы детей)

-Что же за птицы такие побывали у нас в кабинете? Хотите узнать? (Ответы детей)

Деятельностный этап.

1. Просмотр мультимедийной презентации «Домашние птицы», отгадывание загадок.                                                                                                     На слайде (№1) появляется тень петуха. Дети отгадывают загадку. Прослушивают голос петуха. Аналогичная работа проводится с картинками гуся, утки, индюка, курицы (слайды № 2-5).

- Каких птиц мы услышали? Как птицы голос Дети перечисляют:                                    Петух кукарекал.                                                                                                          Курица – кудахтала.Крякала  утка.Гусь – гоготал.

-Как назвать всех этих птиц? (Ответы детей)

- Почему этих птиц называют домашними? (Ответы детей)

- Домашние птицы живут рядом с людьми.  Люди за ними ухаживают: строят им жилище, кормят. Домашние птицы приносят людям пользу.

-Где держат домашних птиц? (Ответы детей)

Предлагаю  отправиться в деревню на машине.

-Заводите моторы! (дети длительно произносят дрррр). Взяли в руки рули – поехали! (дети двигаются по кругу и длительно произносят ш-ш-ш-ш-ш)

2. Моделирование. Игра «Построим птичье подворье»

-Наденьте браслет на правую руку, определять направление нужно с точкой отсчета от себя.

-Давайте построим для домашних птиц птичий двор. (Дети подходят  к столу и встают с двух сторон).Что должно быть на птичьем дворе, чтобы его обитателям было там удобно? Курятник для кур. Небольшой пруд для водоплавающих птиц, деревья, кусты.

Дети расставляют вышеперечисленные предметы на макете, определяя положение предметов с точкой отсчета от себя. Педагог просит детей поставить забор.

-А для чего он нужен? (Чтобы не разбегались по подворью, чтобы большие домашние животные на них не наступили).

3. Дидактическая игра «Что,  где находится»

- Кто хочет рассказать, где находится пруд для уток?

-С какой стороны от тебя находится курятник? Дерево? Дети рассказывают о местоположении всех объектов на макете.  А теперь поменяйтесь местами.

-Что находится слева от тебя, справа от тебя, впереди? Педагог обращается к каждому ребенку.

- Хороший  получился птичий двор. Давайте разместим там домашних птиц (дети расставляют игрушки домашних птиц).

-Каких домашних птиц называют водоплавающими? (уток и гусей). Почему? (У водоплавающих птиц есть перепонки на лапках, они любят плавать и нырять).

5. Физминутка«Гуси серые летели…» (Подвижная игра)

Гуси серые летели(дети машут руками, как крыльями)

На полянку тихо сели  (присаживаются на корточки)

Походили, погуляли… (шагают на месте)

Травку у земли щипали (присаживаются на корточки)

Раз, два — выше голова,(встают, поднимают голову)

Три, четыре — руки шире, (разводят руки в сторону)

Пять, шесть — можно сесть(садятся на стульчики)

-Не только гуси на полянку сели, но и другие домашние птицы решили прогуляться, травки пощипать.

6. Дидактическая игра «Кто, где гуляет?»

Перед детьми лежат листки зеленого картона (лужайки) и картинки домашних птиц.

Педагог предлагает распределить птиц по лужайке в соответствии с инструкцией (утка в верхнем левом углу, цыпленок в нижнем правом и т. д.). Дети выполняют задание. Самоконтроль (слайд № 6).

8. Дидактическая игра «Послушай - повтори»

- Ребята, посмотрите, что это? (скорлупа от  яиц). Смотрите сколько скорлупок от яиц, да у нас тут вылупились птенцы!

Птенцы разбежались по подворью, а на птичьем дворе наступило время обеда, и родители-птицы стали звать птенцов кушать. Поможем собрать малышей? (Ответы детей)

- Чтобы помочь мамам-птицам, нужно повторить песенки, постучав  молоточком в определенном  ритме.

Га---га---га;   ко-ко-ко---ко-ко-ко;кря-кря---кря и т. д.

-Давайте вспомним, как называются птенцы домашних птиц.

9. Пальчиковая гимнастика

Есть у курицы – цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки – индюшонок.

А у утки есть утенок.

У каждой мамы малыши,

Все красивы, хороши!

10. Дидактическая игра «Волшебные колечки»

-Ребята, а кто из вас знает, какая птица самая главная на подворье? (Петух) Почему?(Петух встает раньше всех и будит остальных).

-Вспомните, какой  хвост петуха? Перья в его хвосте разного цвета. Моя рука – это хвост петуха.

-Задание: наденьте колечки также как на моей руке (Дети по образцу выполняют задание).

Образец меняется  2 раза. Каждый раз оцениваем правильность выполнения задания, если необходимо исправляем.

Рефлексивно-оценочный этап.

1. Релаксационная минутка

- Дети закройте глаза и представьте нашеподворье. Постарайтесь вспомнить всё, что на нем расположено. Слышите голоса домашних птиц. Наверное, им удобно и просторно. Пусть их хорошее настроение передаётся вам. Открывайте глаза.

2. Подведение итогасовместной деятельности:

-Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (На подворье). А кого там увидели? (Домашних птиц). Вспомните их названия.

- Вам понравилось?

-Домашним птицам очень понравилось наше подворье. Они решили подарить вам на память свои фотографии. Какой они формы? (овальной). На что они похожи? (на яйцо). Почему фото именно такой формы? (из яйца вылупляются детёныши птиц). Какие детёныши птиц на фото, вы узнаете, когда в группе обведете картинку по точкам (картинки птенцов домашних птиц).  

Педагог анализирует деятельность детей на занятии.

Учитывая индивидуальные особенности детей с ЗПР, дефектологом предусмотрены разноуровневые дополнительные дидактические игры по теме занятия. Приложение 1

В случае быстрого и качественного выполнения основных заданий, педагог может предложить их детям в рамках одного коррекционно-развивающего занятия. Если темп работы на занятии у детей был низкий, то дополнительные занятия переносятся на индивидуальную или совместную деятельность воспитателей группы с детьми.

Дополнительные задания дефектолога:

Дидактическая игра «Найди пару»

-Посмотрите на картинку. Кто это? (Цыплята).Какого цвета все цыплята? (Желтого). А чем отличаются? (Оттенками). Помогите курице найти одинаковых цыплят. K:\ДЛЯ СИНТЕЗА\Цыплята оттенки.png

Дети соединяют стрелками одинаковых по оттенкам цыплят.

Дидактическая игра «Цветные горошки»

-Ребята, что это? Это цветные горошки. Давайте выложим для курочек горошки  по образцу. Каждый ребенок выбирает себе образец и выкладывает цветные кружки в соответствии с образцом.

Дидактическая игра «Один-много» (мультимедийная презентация слайд № 7-11)

Детям предлагается назвать один и много предметов с опорой на слайды:

Одна курица – много куриц

Одна утка – много уток

Один гусь – много гусей и т. д.

Дидактическая интерактивная игра «Угадай, чей голосок»                                                    (мультимедийная презентация слайд №12)

Дети  угадывают голоса домашних птиц. Если угадано верно, то появляется картинка с изображением птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной к школе группы МБДОУ ДСКВ №12.

Конспект коррекционно-развивающего театрализованного занятия в песочнице по сказке «Дюймовочка» для детей подготовительной  к школе группы МБДОУ ДСКВ №12....

Конспект коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия по сказке "Зимовье зверей" для детей с ЗПР старше-подготовительной группы

В конспекте представлен полный конспект открытого занятия, проведенного совместно  с педагогами группы (воспитателем и учителем-дефектологом)....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...