Технологии работы с неблагополучными семьями воспитанников Дома ребенка.
статья по коррекционной педагогике

Головлёва Галина Степановна

Материал содержит рекомендации по организации работы с неблагополучными семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ns.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Головлёва Галина Степановна, учитель-дефектолог

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Тамбовский областной специализирванный дом ребёнка», г.Тамбов

Технологии работы с неблагополучными семьями

воспитанников Дома ребенка.

Семья является самым главным институтом социализации, с помощью которого ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе.

Именно семья призвана обеспечивать основные базовые потребности ребенка. А это удовлетворение не только физиологических потребностей, потребности в социальной и материальной защищенности, но и потребности в любви и уважении.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Зачастую именно социальное неблагополучие служит поводом для изъятия органами опеки ребенка из семьи и помещения его в Дом ребенка - учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Задачами специализированного учреждения является:

1) содержание детей на основе полного государственного обеспечения;

2) обеспечение защиты прав детей в период их пребывания в Доме ребенка;

3) создание для детей благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности;

4) обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, оказание им медико-социальной помощи, организация комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, их социальной адаптации;

5) поддержание и сохранение контактов с родителями (законными представителями), родственниками детей и иными гражданами.

Условия детей, находящихся под надзором в учреждении, соответствуют всем действующим нормам законодательства Российской Федерации.

Многолетний анализ и статистика подтверждают, что чаще всего в Дом ребенка поступают дети, в анамнезе которых неблагоприятное течение беременности и родов у матери; заболевания периода новорожденности, нервно-психические заболевания, врожденные патологии развития различных систем и, как правило, отягощенный генетический и социальный фон. Практически все дети в различной степени имеют те или иные нарушения в состоянии здоровья, а также тяжелую сопутствующую патологию (анемия железодефицитная, рахит, гипотрофия, атопический дерматит, дисбактериоз кишечника).

В этом году увеличилось количество детей с перинатальным носительством антител к ВИЧ и сифилису; среди воспитанников учреждения был ребенок, при обследовании которого выявлен туберкулез. Большинство детей, поступивших из неблагополучных семей, педагогически и социально запущены, отстают в развитии, не имеют необходимых прививок.

Категорию «неблагополучных семей» можно условно разделить на:

- семьи с низким материальным достатком;

- семьи, ведущие асоциальный образ жизни;

- семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (то есть имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие).

Однако каким бы фактором ни было обусловлено неблагополучие семьи, в период нахождения изъятого ребенка в учреждении работать с ней предстоит педагогам-психологам, специалисту по социальной работе, юрисконсульту Дома ребенка в рамках своих полномочий.

Эта работа многоэтапная.

1. Начинается она с диагностики.

Необходимо собрать как можно больше информации о семье для определения ее проблемного поля. Для этого предварительно проводится изучение и анализ имеющихся в деле документов, сведений, обращений семьи за помощью. Постановка социального диагноза.

2. Затем беседа с родителями.

Ее эффективность напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Зачастую первый разговор бывает трудным, и к нему необходимо тщательно подготовиться, обдумать содержание и форму беседы. Чтобы разговор получился продуктивным, необходимо расположить к себе собеседника. В начале встречи следует отметить выявленные благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение в момент общения, а также упреки, устрашения. Желательно, чтобы родитель сам проговаривал вслух свою проблему, если он ее осознает. Либо необходимо выстроить беседу так, чтобы он пришел к нужному умозаключению о наличии и характере своей проблемы, о потребности в ее оперативном решении. Успешная работа с семьей возможна лишь в атмосфере дружеских, партнерских отношений.

Наблюдение за родителем во время беседы также может помочь специалисту определить ряд проблем.

3. После реализации двух этапов, как правило, уже удается определить пол, возраст, национальность, материальное положение родителя; черты характера, уровень интеллектуального развития и состояние психики. Теперь необходимо грамотно выстроить тактику и форму дальнейшей работы с родителями с учетом ресурса семьи и перспективы возвращения в нее ребенка.

4. Непосредственная работа с семьей имеет два варианта развития:

- помощь ресурсной семье для возвращения в нее ребенка;

- лишение родительских прав и работа по устройству ребенка в замещающую семью.

В работе с родителями сотрудникам Дома ребенка следует соблюдать этические принципы:

- конфиденциальность;

- степень открытости;

- невмешательство в частную жизнь.

Система психолого-педагогической работы Дома ребенка направлена на решение следующих задач:

1) обеспечение полноценной образовательной среды учреждения как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка;

2) организация развивающей предметно – пространственной среды как средства полноценного развития детской деятельности и личности ребенка;

3) применение целостного подхода к укреплению здоровья детей, обеспечение их физического и психологического благополучия;

4) совершенствование педагогического проектирования воспитательного процесса, содействующего целостному развитию ребенка;

5) активизация взаимодействия с семьями воспитанников (кровными, лицами, желающими взять на воспитание ребенка) в целях создания условий для полноценного развития детей, используя разнообразную методическую помощь родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей раннего возраста.

В целях обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе права жить и воспитываться в семье, в течение года специалистами Дома ребенка коллегиально разрабатываются и реализуются индивидуальные планы развития и жизнеустройства на каждого ребенка. План утверждается соответствующим актом органа опеки и попечительства и пересматривается не реже одного раза в полгода.

Основной контингент кровных родителей воспитанников Дома ребенка - социально дезорганизованные жители, выпускники интернатных учреждений, у которых не хватает жизненного опыта, чтобы обратиться в ту или иную организацию для оформления адресной социальной помощи, материнского капитала, детских пособий, медицинского полиса; записаться на прием к врачу, оформить пенсию на ребенка-инвалида и тому подобное. Исходя из этого, задача специалистов Дома ребенка состоит в том, чтобы повышать компетентность семьи, направлять действия родителей с учетом их индивидуальных повседневных жизненных ситуаций, пожеланий и условий.

В связи с вышеизложенным сотрудниками Дома ребенка с кровными родителями проводится следующая работа:

- организуется индивидуальное консультирование по социально-правовым вопросам.

- предоставляется информация об услугах сопровождения и поддержки семьи уже по их месту жительства;

- в целях укрепления семейных отношений, для возврата ребенка в семью посредством телефонных переговоров и личных встреч создаются условия для общения родственников с детьми;

- организовываются беседы с кровными родителями в целях профилактики жестокого обращения с детьми;

- оказывается содействие в получении бесплатной медицинской помощи – кодировании от алкогольной зависимости родителей;

- осуществляется подготовка ходатайств в различные учреждения и ведомства по вопросам получения места для ребенка в детском саду, оказания адресной социальной помощи нуждающейся семье, решения проблем, связанных с трудоустройством.

Работа сотрудников Дома ребенка с кровными родителями из числа неблагополучных дает свои результаты и нередки случаи возврата детей в родные семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Принципы и методы внедрения коррекционно-развивающих технологий в работу воспитателя домов ребенка

В этой работе рассмотрен ряд принципов и технологий реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательног...

Технологии работы с неблагополучной семьёй

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении современной семьи оказывается, что это не так......

Работа узких специалистов Дома ребенка по организации здоровьесберегающих технологий

   Игнорирование вопроса здорового образа жизни, как правило, приводит к самым плачевным результатам, когда даже самый мощный запас здоровья ребенка  истощается и  он ...

Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).

Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чт...

Проектная деятельность в практике работы воспитателя в условиях дома ребенка

актуальной проблемой развития детей является проектирование какого-либо вида их деятельности, а также обеспечение преемственности и продуктивное формирование необходимых навыков, большое значение сред...