Технологии работы с неблагополучной семьёй
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Старостина Ирина Владимировна

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении современной семьи оказывается, что это не так...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовили:

педагог-психолог

Старостина И.В.

воспитатель вкк

Тихомирова А.С.

ГБДОУ ДС №4

Санкт-Петербург г.

Неблагополучная семья и общество.

Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении современной семьи оказывается, что это не так.

Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось, что все это дела деликатные, внутрисемейные. Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться "частным делом”. Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, дисбалансу в сфере общения, педагогической запущенности и т.д. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

 А неблагополучная семья – это семья, имеющая низкий социальный статус, низкие материально-бытовые условия, не справляющаяся с возложенными на неё функциями, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, для неё характерны низкий уровень культуры, признаки отклоняющегося и делинквентного поведения.

В организации работы с неблагополучной семьёй необходимо, чтобы родители приняли детский сад как дом, где комфортно их детям. А педагогический коллектив, в свою очередь помог бы родителям установить со своими детьми такие отношения, чтобы каждый член семьи был  самым необходимым.  Задача педагогов-психологов  видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. В этом помогают психолого- педагогические технологии работы с неблагополучной семьёй.

Психолого-педагогические технологии работы с неблагополучной семьёй.

Психологическое консультирование.

Говоря о психологической помощи семьям группы риска, воспитывающих детей раннего возраста, следует выделить психологическое консультирование.  Консультирование и беседа как психолого-педагогические технологии призваны оказывать основную психологическую поддержку неблагополучным семьям.

Другие  технологии помощи неблагополучной семье осуществляются в большей степени параллельно с систематическим консультированием родителей.

Беседа с неблагополучным родителем.

Чтобы настроить родителей на плодотворную совместную работу проводится доверительная беседа с педагогом-психологом. Беседа направлена на поиск путей решения проблем и исправлению сложившейся ситуации. В беседе постепенно педагог- психолог подводит   родителей к созданию благоприятной семейной атмосферы дома. На данном этапе очень важно, чтобы родители поняли, что их не собираются поучать или наставлять. В этот момент им хотят помочь. Пример с мамой одного мальчика, обучающегося во 2ой младшей гр. Эта семья состоит на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Мы долгое время ждали ее на беседу. И когда она пришла, после вступительных слов приветствия, я дала ей в руки листок со словами неизвестного автора «Спасибо за то, что я видел, пока вы думали, что я не смотрю..» Я попросила ее прочитать вслух эти слова. В конце чтения Мама расплакалась и сказала, как же много полезных вещей не видел ее сын, и как много не нужного видел, когда она думала, что он не смотрит. Я выразила слова поддержки маме, сказав, что теперь у них много дел и совместных занятий. И на всё это еще есть время, еще не поздно. Положительные результаты нашей беседы мы увидели очень скоро. Буквально через несколько дней мама с гордостью сообщила нам, что устроилась на работу и теперь Сына будет забирать чуть в другое время. Мальчик приходил в садик и рассказывал, что они с мамой делали вечером, куда ходили вместе и что видели.

Художественное творчество.

Как пример улучшения качества детско- родительских отношений мы берем все тех же ребенка из 2ой младшей группы и его маму. Мама согласилась прийти в детский сад, что бы помочь сыну сделать поделку своими руками на день матери. Это должен был быть рисунок в технике рисования «Фроттаж»-это художественная техника, использующая натирающие движения карандаша. Мама  пришла, и они  с сыном вместе, сообща сделали эту поделку. И через несколько дней Ребенок из дома принес нам  подарки. С мамой они сделали нам по зонтику, используя туже технику Фроттаж для рисунов.

Тренинг-практикум «Всё начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения.

Для повышения осведомленности родителей относительно воспитания детей, расширении представлений об общении с ребенком проводятся тренинги, практические занятия, совместные практические семинары. Такие мероприятия также направлены на гармоничное взаимодействие родителей со своими детьми.

Для этого мы проводили тренинг- практикум для родителей « Все начинается с семьи: ребенок и общество, культура общения. В ходе этого мероприятия  воспитатель группы и педагог- психолог  обсудили с родителями тот факт, что идеальных родителей не бывает, родители не боги, а живые люди со своими интересами и слабостями; следующий факт — это то, что какой бы выдающийся педагог не работал с ними, изменения наступят лишь тогда, когда родители начнут действовать, используя теорию на практике . И третий аспект нашей встречи, который мы затронули- это то, что без творческого подхода и чувства сердцем общение с детьми будет не эффективным. В заключении нашего тренинга мы раздали родителям «письма Деду Морозу» и просили написать, что они почерпнули из нашего мероприятия, чего не хватало или, наоборот, было лишним и о чем хотят поговорить на следующей встрече. Прочитав письма, мы были очень растроганы тем, что, в основном это были слова благодарности за нашу работу.

Заключение.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то, как мы с вами убедились, всё обстоит очень непросто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. По этому в организации психолого-педагогической и социально-педагогической помощи неблагополучным семьям крайне важна система.

В заключение хочу привести строки всемирно известного воспитателя, педагога и писателя Антона Семёновича Макаренко «Воспитывает всё: люди, вещи, явления. Но прежде всего и дольше всего — люди! Из них на первом месте — родители и педагоги.» Главной целью работы педагогов и психологов является формирование позитивного отношения родителей к детям, как высшей ценности человеческих отношений, и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с неблагополучными семьями

Акт обследования жилищно - бытовых условий дошкольника...

Формы и методы работы с неблагополучными семьями

 Совместная работа воспитателей и родителей в формировании личности ребенка с первых лет его жизни имеет не только педагогическое, но и глубоко общественное, социально-педагогическое значение. Неповто...

Тренинг: «Психологическая готовность педагога к работе с неблагополучными семьями»

Чтобы эффективно общаться с людьми, нужно побуждать их к общению на основе вербальных и невербальных реакций. Вербальные реакции – то, что мы говорим. Невербальные – то, что сопровождает нашу ре...

Методы работы с неблагополучными семьями

При подготовке  консультации для педагогов "Методы работы с неблагополучными семьями" я  составила  "шпаргалку" - подсказку, в которой рассматриваются наиболее типичные проблемы при вза...

Перспективный план по работе с социально неблагополучной семьёй в подготовительной группе.

В наше время всё чаще встречаются сложные семьи. Поэтому наша помощь этим семьям очень нужна....

Технологии работы с неблагополучными семьями воспитанников Дома ребенка.

Материал содержит рекомендации по организации работы с неблагополучными семьями....

Алгоритм работы с неблагополучной семьёй

В статье описаны факторы определения социального неблагополучия и далее по пунктам описан алгорит работыс данными семьями....