Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка (из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга).
методическая разработка
Данные методические разработки призваны помочь сотрудникам дома ребенка и других учреждений стационарного типа, где дети находятся в течение длительного времени, организовать условия таким образом, чтобы у детей была возможность формировать отношения привязанности со взрослыми, а следовательно сохранять свое психическое здоровье и иметь возможность развиваться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для формирования отношений привязанности у детей в доме ребенка
(из опыта работы Дома ребенка №13 г. Санкт-Петербурга)
Обобщая результаты научных трудов по теории привязанности можно выделить ряд необходимых условий, для формирования безопасных отношений привязанности:
- стабильность и предсказуемость социального окружения (то есть в окружении ребенка должно находиться ограниченное число взрослых, которые близко взаимодействуют с ним, осуществляют уход, а их поведение должно быть предсказуемым, то есть ребенок должен быть уверен, что когда он демонстрирует признаки тревоги, взрослые одинаковым образом обратятся к нему с утешением).
2) эмоциональная доступность близкого взрослого (т.е. способность взрослого откликнуться на обращения и сигналы ребенка. Такое поведение часто недоступно у взрослых с небезопасными типами привязанности, а также у взрослых, находящихся в депрессии).
3) способность взрослого видеть, понимать и адекватно реагировать на сигналы и потребности ребенка (например, в случае боли утешать, а не ругаться, что ребенок сам виноват и полез туда, куда не следует).
Эти характеристики ближайшего социального окружения ребенка необходимы для удовлетворения потребностей социально-эмоционального развития, психического здоровья и благополучия ребенка вне зависимости от места его проживания – семья или учреждение.
В доме ребенка № 13 г. Санкт-Петербурга эти условия достигаются как внутренними структурными особенностями, так и системой поддержки и контроля сотрудников внутри дома ребенка. В частности:
- Количество детей в группе не превышает 6-7 человек (это позволяет каждому ребенку иметь возможность индивидуального общения со взрослым, а взрослому видеть каждого ребенка и своевременно реагировать на его потребности и сигналы)
- Дети не переводятся из одной группы в другие, а взрослые закреплены за конкретной группой и не подменяют коллег на других группах (это позволяет создавать стабильное и предсказуемое социально-эмоциональное окружение для детей)
- Группы являются интегрированными по возрасту, уровню развития и особенностям здоровья детей (нормотипично развивающимся детям и детям с особенностями здоровья одинаково внимательное отношение, кроме того, дети со сложностями здоровья имеют возможность получать одинаковый опыт общения и взаимодействия со взрослыми)
- Дважды в день проводится "Семейный час", когда ограничивается посещения группы другими сотрудниками (позволяет взрослым быть полностью вовлеченными во взаимодействие с детьми и быть абсолютно доступными)
- Все занятия для малышей проводятся в группе, в присутствии близких взрослых, в случае необходимости выхода за пределы группы близкий взрослый сопровождает ребенка. Так же родители и кандидаты в замещающие родители встречаются с детьми в группе, в присутствии близких взрослых ребенка, это уменьшает уровень стресса ребенка и позволяет взрослому быть доступным для ребенка в случае потребности в поддержке и утешении.
- Детям предоставляется возможность общаться со сверстниками в специально организованных группах.
- Во время ухода и общения с ребенком взрослые используют принципы заботы с уважением (инициируют и поддерживают эмоциональный контакт, внимательны к сигналам ребенка и следуют за его инициативной и интересом, отражают его эмоции и состояния, действия взрослых предупредительны и бережны по отношению к телу ребенка).
Кроме структурных особенностей в доме ребенка выработаны механизмы, поддерживающие стабильное и отзывчивое социально-эмоциональное окружение для детей.
- Проводятся регулярные супервизии (система наблюдения специалистами за взаимодействием взрослых и детей с формулированием позитивной обратной связи и пожеланий изменения конкретных специфических поведений взрослого по отношению к ребенку).
- Проводится ежегодное обучение персонала дома ребенка (оно носит преимущественно тренинговый характер и направлено на поддержание способности быть отзывчивыми и внимательными к сигналам и потребностям ребенка).
- Случаи и сложные вопросы обсуждаются на командных встречах (поддерживает командный дух и способствует оказанию быстрой и квалифицированной помощи ребенку).
- Активная включенность специалистов в жизнь группы (обеспечивает поддержку групповых сотрудников специалистами дома ребенка, например, руководитель группы, дефектолог, ежедневно проводит много времени в группе, участвуя во взаимодействии с детьми, наблюдая за поведением детей и их взаимодействием со взрослыми; дефектолог может дать своевременные рекомендации по общению с конкретным ребенком и проконсультировать близких взрослых по актуальным вопросам).
- Тренинги профилактики эмоционального выгорания сотрудников, работающих с детьми (групповые тренинги, направленные на восстановление сил и профилактику эмоционального выгорания).
Все сотрудники дома ребенка стараются поддерживать атмосферу заботы и уважения не только по отношению к детям, но и ко взрослым, работающим в учреждении.
Одной из задач нашего учреждения является дать возможность ребенку, оставшемуся без попечения родителей дать возможность выстроить качественные отношения со взрослым, для того , чтобы сделать его среду максимально терапевтичной и обеспечить залог психического здоровья в будущем.
Для достижения этой цели в доме ребенка 13 в рамках проекта 2000 -2005 гг. были проведены масштабные изменения – обучение всего персонала дома ребенка и произведены структурные изменения: сократилось количество детей в группах (от 12-14 стало 5-7), а соотношение количества детей на одного взрослого (3-4 ребенка на одного взрослого), было уменьшено число сотрудников, работающих с детьми, а так же сотрудники стали закреплены за одной группой, и дети перестали переводиться из одной группы в другую – это дало возможность организация групп по семейному типу – спальня, игровая, кухня, прихожая, ванна с туалетос. . также количество т\детей, приходящихся на одного взрослого,
Дальше ученые выяснили, что ключевым для развития ребенка является не уход, а качество отношений между ним и ухаживающим взрослым.
- Забота
- Следование за инициативой ребенка
- Радость во взаимодействии с ребенком
- Избегание пугающего поведения по отношению к ребенку.
Ainsworth M.D.S., Blehar M., Waters E.,Wall S. Patterns of attachments: a psychological study of the strange situation. New Jersey , 1978
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)
Статья "Организация адаптационного периода (из опыта работы ГДОУ № 23 Пушкинского района Санкт-Петербурга)" опубликована в сборнике "Традиции и инновации в специальном образовании": материалы XIV...

Создание условий для формирования интегративных качеств у детей дошкольного возраста
В современном дошкольном образовании существовало несколько комплексных программ, на основании которых осуществлялся воспитательно-образовательный процесс в дошкольных учреждениях. На данный момент эт...

Создание условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в рамках дополнительного образования (презентация опыта работы)
Презентация из опыта кружковой работы...

Создание условий для формирования элементов экологической культуры детей среднего дошкольного возраста.
Выступление на городском метод объядинение....

Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей.
Создание условий для формирования положительного самоощущения у детей....

Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста".
Эссе на тему "Создание условий для формирования здоровьеформирующей культуры личности детей дошкольного возраста"....

Работа с родителями по созданию условий для формирования математических представлений у детей дошкольного возраста.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное обр...
- Мне нравится (1)