Принципы и методы внедрения коррекционно-развивающих технологий в работу воспитателя домов ребенка
методическая разработка на тему
В этой работе рассмотрен ряд принципов и технологий реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
principy_i_metody_vnedreniya_korrekcionno.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы и методы внедрения коррекционно-развивающих технологий в
работу воспитателя домов ребенка.
Воспитатель: Шелмакова Л.В.
Принципы в данном контексте - это закономерности, определяющие и организующие воспитание; это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.
Технология - это процесс моделирования средств, методов и приемов воздействия на ребенка, в результатах которого происходят определенные преобразования в личности.
В нашем варианте "коррекционно-развивающие технологии" - это система специально разработанных занятий, тренингов, игр, упражнений, направленных на нейтрализацию стрессовых состояний личности ребенка и развитие у него адекватной самооценки, освоение им соответствующих возрасту норм коммуникативного поведения и на этой основе решение задач социальной адаптации в жизни.
Эффективность организации воспитательного процесса в доме ребенка зависит от многих факторов. Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно. И наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости воспитания, малой его эффективности.
Коррекционно-развивающие сопровождение воспитательного процесса - это организация и проведение всех воспитательных мероприятий, это общение взрослого и ребенка, в ходе которых происходит коррекция каких-либо отклонений, недостатков личности ребенка на основе развития его потенциальных возможностей. Воспитание в доме ребенка не должно сводиться лишь к показу моделей, форм поведения, подлежащих усвоению путем многократных упражнений. Тут предлагается несколько иной вариант.
Суть его заключается в следующем.
Планируя воспитательный процесс, организатор во главу угла ставит личность ребенка с его недостатками и возможностями; различные отрицательные черты характера (импульсивность, впечатлительность, аффективная чувствительность, тупая бесчувственность, медлительность, безволие, беспринципное отношение к своим поступкам, немотивированное поведение и пр.) включаются в планируемую воспитательную работу в качестве направлений коррекционного воздействия.
Коррекционное воздействие - это специально разработанная система:
- воспитательных мероприятий;
- оформления окружающей среды;
- разработки коррекционно-развивающих упражнений;
- овладения воспитателями технологиями обучения, обеспечивающими возможность быть услышанными и увиденными другими, позволяющими и побуждающими каждого высказать свое "Я" и т.п.
Принципами планирования и методами реализации такой коррекционно-развивающей направленности являются следующие:
Принцип мотивации, предполагающий наличие побуждения, стремления у ребенка к достижению цели, поставленной перед ним воспитателем.
Иначе говоря, задача занятия ("познакомить с машинкой") должна быть предъявлена воспитанникам в такой форме, чтобы дети захотели ее решать ("знакомить с этой машинкой, осваивать способы обращения с ней").
Постановка задач занятия должна служить цели развития мотива деятельности наших детей как осмысленного побуждения для определенных действий:
слушать воспитателя, смотреть , читать и т.д. Нельзя навязывать, а тем более малышам, готовые формы, догмы, правила. Надо создавать ситуации, в ходе которых они сами бы искали решение.
Но наши дети зачастую не хотят ничего делать; у них не развита мотивационная сфера; у них плохо работает анализаторная система, через которую поступает, должна поступать информация. Что делать?
Вот с этой целью и предлагается включать в занятия воспитателя специально оформленные, разработанные задания и упражнения.
Реализация принципа мотивации достигается следующими приемами и методами:
а) постановка проблемных заданий;
Детям демонстрируется картина, слайд, на котором изображена машинка, но без колес.
Колеса лежат рядом. Чего не хватает?
б) постановка познавательных задач, предлагающих активизацию интеллектуального компонента познавательной деятельности, эмоциональной активности.
Например, дается альбомный лист с прорезанными окошечками. Под этим листом находится картинка, которую ребенок может увидеть лишь по частям (яблоко, кошка, чашка, пирамидка и т.д.). Догадайся, что (кто) там спрятано?
Или, детям демонстрируется экран и воспитатель говорит: "К нам сейчас придут гости.
Они должны появиться где-то здесь (показывает границы экрана). Будьте внимательны. Назовите, кто пришел к нам? Воспитатель в разных местах (вверху и слева из-за экрана) одновременно показывает куклу и мишку; пирамидку и мячик, и т.д. Вариант можно усложнить, используя серию демонстраций (3-4 раза) разных групп предметов: яблоко и пирамидку; печенье и мяч; банан и машинку и т.п., которые дети затем должны разложить в разные коробки. Коробка, на которой нарисован мальчик с едой; коробка, на которой нарисованы кубики. Другими словами, помимо концентрации зрительного восприятия, расширения поля зрения (увидеть предметы в разных направлениях) дети упражняются в классификации и обобщении, т.е. задействуют сразу несколько интеллектуальных операций.
Эти упражнения развивают аналитико-синтетическую деятельность мышления, с одной стороны, и стимулирует интерес детей, т.е. формирует мотивацию. А если еще к этому добавить текст: "Кто поможет мне..." или "Я не могу справиться с этим заданием", или "Кто сможет найти домик для наших предметов и т.п.
При таких постановках задач воспитатель формирует мотивы деятельности детей, в которую они включаются. Следовательно, речь будет идти не просто об этапе "Введения в тему занятия" и знакомстве детей с темой, а о развитии личности ребенка посредством формирования его мотивационной сферы.
Еще один прием, который служит цели развития мотивации:
в) аргументированная оценка, похвала, поощрение.
В значительной мере именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Поэтому практически очень важно правильно ее организовать, раскрыть ее механизм.
Было бы ошибочно думать, что оценка является лишь регистрацией того, что сделал ребенок: плюс или минус. Оценка совершается на основании результатов деятельности, ее достижений или провалов и поэтому она сама, т.е. деятельность должна быть результатом, а не целью деятельности.
Необходимо, чтобы ребенок, выполняя какое-то задание, думал о самом задании, о том, как он его делает, а не что он получит по его выполнению.
Вот почему высказывания воспитателей типа: "Смотри внимательно, а то у тебя не получится; слушайте меня, а то не справитесь с заданием; делайте так, как я" и т.п. - недопустимы в работе.
Учитывая фактор оценки, как личностно образующей, нам необходимо учитывать характер отношения ребенка и оценивающего его окружения. Намного легче делать свое дело в доброжелательном окружении: "Не бойся, я с тобой, у тебя получится, ты можешь".
Речь идет об оценке проявления личности в процессе выполнения задания, а не просто о регистрации результата. Для наших малышей ( с нарушенной эмоционально-волевой сферой, с психопатоподобным поведением, с чувством социальной неполноценности, с заниженной самооценкой и т.п.) аргументированная, распространенная оценка его деятельности - выступает очень мощным средством коррекции указанных выше отклонений. Воспитатель должен знать, как озвучивать оценочную информацию, применительно к каждому ребенку. Не только положительная, но и отрицательная оценка может оказать благотворное влияние, если она объективно обоснована и мотивирована.
Принцип продуктивной обработки информации - это создание воспитателем педагогических ситуаций, в ходе которых дети будут самостоятельно осваивать способы обработки учебной информации, используя алгоритм, схему решения, только что показанную воспитателем. Речь идет о включении в занятие заданий, побуждающих, мотивирующих детей использовать информацию, уже полученную от воспитателя, но на своем индивидуальном задании, т.е. перенести способ обработки информации: изготовление поделок, ИЗО-деятельность и т.п. на персональное задание.
Принцип продуктивной обработки информации реализуется через:
- индивидуальные упражнения и задания, в ходе выполнения которых дети отрабатывают только что показанный вариант решения педагогической задачи на своем задании:
- дозированную, поэтапную помощь педагога:
- задания с опорой на несколько анализаторов.
Например - упражнение "Сложи осколочную картинку"
Каждому ребенку, с учетом его особенностей, дается разрезанная на 2-4-6-8 частей картинка с изображением цветка (розы, пиона, ромашки). Дети складывают картинку (работает аналитико-синтетическая деятельность, т.е. познавательная), а затем им предлагается выбрать из картинок на столе воспитателя те, которые подходят к картинке, которую они сложили; затем из цветных полос (10 штук полосок разного цвета) - выбрать ту, цвет которой соотносится с цветом цветка (зрительный анализатор).
Принцип развития и коррекции высших психических функций - это следующая закономерность, которую необходимо учитывать, планируя работу воспитателя в специализированном учреждении.
Речь идет об обязательном включении в занятие специальных упражнений, нацеленных на исправление недостатков слухового восприятия или зрительного восприятия, или вербальной памяти, или двигательной памяти, или эмоционально-волевой сферы, или мелкой моторики рук и пр.
Работа воспитателя должна быть сориентирована не в сторону тренировочных упражнений, многократного повторения догм и истин поведения, а в направлении развития мышления, памяти, внимания, речи и т.д. Именно акцент на развитии различными методами и приемами высших психических функций в ходе каждого занятия воспитателя позволит нам не приспосабливаться к дефекту, а преодолевать его. Речь пойдет не о традиционном подходе в решении коррекционной задачи, который заключался в написании формулировки в конспекте типа: "коррекция речи, памяти, внимания, мышления" и за этим, как правило, не стояла специальная коррекционная работа. Воспитатель включал в свое занятие беседу, рассказ, игры, самостоятельную работу и т.п. Но ведь это - дидактические методы, направленные на передачу знаний, умений и навыков. А где же коррекция недостатков личности ребенка, о которой мы постоянно заявляем?
Практически все занятия не включают в свою структуру специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, четко нацеленных на исправление какого-то конкретного психического процесса или его компонента. Это объясняется очень просто. Воспитатели не всегда четко представляют себе, что же такое эти коррекционные упражнения.
Нередко мы сталкиваемся с такой позицией: "Но дети в ходе занятия и отвечали на вопросы, и рассказывали, и играли и т.д."
Коррекция - это исправление недостатков личности ребенка. Какие же недостатки личности имеют наши воспитанники? Как правило, большинство имеет недоразвитие познавательной деятельности, мышления, памяти, внимания. Особо остро стоит проблема коррекции эмоционально-волевой сферы, деструктивного поведения.
Познавательная, когнитивная деятельность - это мышление; сложный многоплановый процесс, протекающий в ходе всех видов деятельности воспитанника: режимные моменты (самоподготовка, прогулка, игра и т.д.). Для того, чтобы мыслительная деятельность работала, необходима четкая и слаженная работа основных операций мышления: анализ-синтез, сравнение, классификация, суждение-умозаключение, обобщение. Каждая из этих операций может быть конкретно включена в коррекционную работу на том или ином занятии. Это происходит при условии, что воспитатель включает специальное упражнение, направленное на исправление именно этой операции.
Приведем пример. Занятие "Лепка мячика".
От детей требуется интенсивная работа мышления, познавательной деятельности. Выбираем какую-то конкретную операцию, например классификацию, и формулируем задачу: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации.
В ходе занятия воспитатель дает детям "Упражнение убрать лишний предмет". Детям демонстрируется 3 мячика разной величины и 1 кубик.
Или, при упражнениях с пирамидкой воспитатель вывешивает на доске три картинки с разными пирамидками; одна из них подходит к той, которая стоит на столе. Дети должны соотнести картинку и предмет. Затем они упражняются в ее складывании. Воспитанники не просто выполняют учебные задания, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации.
Наиболее трудно сформировать коррекционную задачу по отношению к эмоционально-волевой сфере. Здесь необходимо очень четко представлять последовательность развития эмоций, чувств, воли. Работа по формированию эмоционально-волевой сферы находится на стыке различных параметров личности. Традиционным является подход, рассматривающий эмоционально-волевую сферу в рамках индивидуального сознания: представлений о добре и зле, о нормах морального поведения, о правильных и неправильных поступках. Именно нравственное воспитание является важной составной частью большинства воспитательных мероприятий.
Анализ методов морального воспитания в домах ребенка показал, что в подавляющем большинстве случаев они направлены на формирование моральных суждений, представлений и оценок.
Данный подход опирается на положение о том, что морально-нравственные представления перерастают в соответствующие действия ребенка и становятся залогом его морального поведения. Нравственное развитие нельзя свести к последовательному и однозначному воспроизведению заданных образцов поведения. Значительно более ценной является способность ребенка к моральному поведению в широком спектре жизненных ситуаций, не предусмотренных конкретными правилами поведения. Главным побудителем нравственного поведения являются непосредственные чувства, отражающие внутренний строй личности и отношение к другим.
Основной вектор стратегии коррекции и развития эмоционально-волевой сферы должен быть направлен не на осознание ребенком своих качеств и переживаний, и не на усвоение правил и норм поведения (хотя это тоже нужно), а на развитие сопричастности, чувства общности с другими.
Принцип динамичности восприятия - это последний принцип в нашей системе коррекционного сопровождения, суть которого заключается в следующем. Организация воспитательных занятий, предусматривающих постепенное разноуровневое и разновариантное общение взрослого и ребенка. Речь идет о включении ребенка в различные задания, игры, упражнения, которые побуждали бы его к освоению поведения через различные виды деятельности: познавательную, трудовую, физкультурно-оздоровительную, творческую. Речь идет о постепенно усложняющихся заданиях, в ходе которых будут корригироваться (исправляться) основные характеристики восприятия: константность (относительное постоянство восприятия формы, величины, цвета); осмысленность (восприятие предметов, имеющих определенное значение), осознание предмета, который воспринимает ребенок; сознательно регенерируемый процесс (сознательное наблюдение, сопровождающееся эмоциональным отношением).
При нарушении восприятия резко снижается эффективность работы воспитателя по различным направлениям. Необходима специальная длительная работа по коррекции и развитию этого процесса во всех видах деятельности ребенка. Принцип динамичности восприятия предполагает включение в занятия воспитателя игр и упражнений, непосредственно развивающих этот процесс, корригирующий отклонения в его характеристиках. Инструментами для разработки таких заданий могут служить следующие позиции:
- Использование различных видов инструкций - от самой простой, типа "описать, что изображено до сложной, мотивирующей деятельность ребенка. Инструкция должна выступать в роли смыслообразующего мотива деятельности ребенка, т.е. , что хорошего может продемонстрировать наш воспитанник в процессе выполнения задания.
- Включать в занятия наглядность с разной степенью неопределенности изображения: нечеткие снимки объектов, пятна Роршаха, предметы на заштрихованном фоне и пр.
Такая неопределенность материала служит непосредственным побудителем деятельности.
- Мотив, обеспечивающий активность динамичности восприятия.
Физиологически этот процесс наиболее эффективно развивается у ребенка при условии систематической загрузки анализаторов. Речь идет о включении в занятия заданий, выполнение которых предполагает использование работы разных комбинаций анализаторов: речедвигательный + слуховой + тактильный; слуховой + речедвигательный + зрительный; зрительный + мышление + двигательный и т.д. Причем, каждый раз (при последующем задании) происходит смена доминантного (опорного в работе) анализатора; то акцент на глазки, то - на ушки, то - на руки и т.п. При таком подходе сохраняется интенсивность познавательной активности и реализуется охранительный режим в обучении. Последовательная смена работы доминантного анализатора позволяет избежать однотипности занятий, их монотонности ( беседа в ходе всего занятия с разной наглядностью), что в конечном итоге способствует "раскручиванию" потенциальных возможностей ребенка и тем самым решается проблема компенсации дефекта.
Итак, принцип мотивации, принцип продуктивной обработки информации, принцип развития и коррекции высших психических функций, принцип динамичности восприятия - вот ряд закономерностей, реализация которых через систему заданий и упражнений воспитателя повысит эффективность коррекционно-развивающего сопровождения воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии в коррекционно-развивающем процессе учителя-дефектолога в условиях дома ребенка специализированного
Мероприятия, направленные на охрану и здоровье детей раннего возраста. Оснащение кабинета учителя-дефектолога, формы и виды деятельности коррекционно-оздаровительного направления, используемые на корр...
Статья на тему "Коррекционно - развивающие технологии в работе воспитателя с детьми дошкольного возраста"
Данная статья содержит актуальность проблемы речевого развития детей. Анализ коррекционно-развивающих технологий, которые может применять любой педагог ДОО, различных авторов....
Внедрение проектного метода в коррекционно-развивающую работу с детьми с ОВЗ
В данной статья приведен теоретический и практический материал по использованию проектного метода в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ. Освещены преимущества данной педагогической технолог...
Роль игры в сохранении физического и психического здоровья детей (из опыта работы воспитателя дома ребенка)
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особо важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребёнк...
«Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя логопеда и деффектолога ДОУ»
Современная дошкольная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Учитывая, что...
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда в ДОУ.
Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедиче...
«Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ».
Начиная с раннего возраста, любой ребёнок с умственными и физическими недостатками может посещать общеобразовательную дошкольную организацию. Ребёнок может получать квалифицированную помощь специалист...
Комментарии
Знание закономерностей
Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно и наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости воспитания, малой его эффективности.
Знание закономерностей
Знание закономерностей позволяет воспитателю работать эффективно и наоборот - отсутствие таковых ведет к трудоемкости воспитания, малой его эффективности