Рабочая программа педагога-психолога по подготовке детей 6 - 7 лет к обучению в школе
рабочая программа по коррекционной педагогике
В целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для под-готовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей дея-тельности – школьному обучению.
Таким образом, актуальность программы заключается в умелом индивидуальном подходе к ре-бёнку, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности воз-раста детей.
Целью программы является развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникатив-ной сферы личности ребенка, позволяющее им в дальнейшем успешно адаптироваться к новым ус-ловиям и овладеть школьной программой.
Данная программа решает следующие задачи:
- Снятие психологического стресса перед школой;
- Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
- Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2019-20.docx | 77.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ДЕТСКИЙ САД «ЁЛОЧКА»
665740, Иркутская область, Братский район, с. Покосное, ул. Сибирская 17
«Утверждаю» Заведующий МКДОУ д/с «Ёлочка» _____________А.Ю. Сливинская «____»______________2019 г. |
Рабочая программа педагога-психолога
по подготовке детей 6 -7 лет к обучению в школе
на 2019-2020 учебный год
Педагог-психолог
Шкарупа Валентина Николаевна
высшая категория
с. Покосное
2019 г
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стан-дарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программа опирается на Федеральный закон «Об образовании в Рос-сийской Федерации» и научно-методическую литературу по данной проблеме. Программа предна-значена для организации подготовки детей 6-7лет к обучению в школе.
Актуальность программы
Настоящее время, когда обучение в начальных классах приобретает особую актуальность, важ-нейшей задачей становится разработка новых технологий в области подготовки детей к школе.
- целях обеспечения преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой разработан ряд методических вопросов создания благоприятных условий для под-готовки детей к школе, что обеспечивает адаптацию дошкольников к условиям новой ведущей дея-тельности – школьному обучению.
Таким образом, актуальность программы заключается в умелом индивидуальном подходе к ре-бёнку, направленных на развитие личности ребёнка, с опорой на психологические особенности воз-раста детей.
Целью программы является развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникатив-ной сферы личности ребенка, позволяющее им в дальнейшем успешно адаптироваться к новым ус-ловиям и овладеть школьной программой.
Данная программа решает следующие задачи:
- Снятие психологического стресса перед школой;
- Развитие памяти, внимания, мышления, творческих способностей;
- Развитие речи, расширение словарного запаса.
- Знакомство с правилами поведения в школе, развитие саморегуляции;
- Развитие коммуникативных качеств, умение общаться в коллективе.
- программе выделены основные принципы работы при подготовке детей к обучению:
- Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса ока-
зания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога.
- Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического раз-вития, это значит, что при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме учи-тывались следующие характеристики:
1)
Особенности социальной ситуации развития (например, изменение круга
общения
ребенка,
включая
сверстников, взрослых,
семейное окружение и т.д.).
- Уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе воз-растного развития.
- Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
- Принцип коррекции «сверху вниз». В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием развивающей деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка.
- Деятельностный принцип. Развивающая работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписы-вающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
Важнейшим новообразованием дошкольного возраста выступает готовность к школьному обу-
чению. Являясь итогом развития ребенка на протяжении 7 лет, она обеспечивает переход к позиции школьника. В широком смысле ее можно определить, как систему потребностей и стремлений ре-бенка, связанных со школой, когда причастность к ним переживается ребенком, как его собственная потребность. (Урунтаева Г.А.).
Важной особенностью психического развития старшего дошкольника является обостренная чув-ствительность (сензитивность), во-первых, к усвоению нравственно-психологических норм и правил
поведения и, во-вторых, готовность детей к овладению целями и способами систематического обу-чения. В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном воз-расте деятельности — учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка со-ответствующих умений.
Владение этими умениями, как показало исследование советского педагога А. П. Усовой, обес-печивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. (Коломинский Я.Л.).
- дошкольном детстве главным видом деятельности является игра, однако к 7 годам дошкольник меняется социальная ситуация развития, специфические дошкольные виды деятельности теряют для ребенка привлекательность, ребенок хочет стать школьником, при этом осознавая себя как дошколь-ник.
Содержание работы по подготовке к школе определяется компонентами готовности к школе ука-занными Урунтаевой Г.А.:
- новая внутренняя позиция дошкольника, проявляющаяся в стремлении к общественно значи-мой и общественно полезной деятельности;
- в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замеще-нию, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;
- в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;
- в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого
регулировать свою деятельность.
Ценностные ориентиры содержания программы
- формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и друж-
бе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на
собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нрав-ственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;
- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов позна-
ния и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию,
контролю, оценке);
- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоак-
туализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их резуль-таты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодо-лению трудностей и жизненного оптимизма;
формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Основные направления деятельности педагога-психолога
Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога-психолога является: психологическая диагностика, психологическое просвещение, психологическая профилактика, развивающая и коррекционная работа, психологическое консультирование.
Структура занятий включает в себя следующие этапы:
- Ритуал приветствия. Он позволяет создавать атмосферу группового доверия и принятия.
- Разминка. Является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
- Основное содержание занятия. Представляет совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы.
- Рефлексия. Представляет эмоциональную и смысловую оценку занятия, подведение итогов.
- Ритуал прощания. Способствует групповому сплочению детского коллектива.
- Перечень диагностического инструментария для определения уровня готовности детей к обучению в школе
Диагностика проводится в два этапа:
1 ЭТАП – групповая
2 ЭТАП – индивидуальная
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА:
Порядок предъявления тестовых заданий:
- Кратковременная речевая память (Методика «10 слов» Л.А. Ясюкова)
- Кратковременная зрительная память (Методика «Узнавание фигур» Т.Е.Рыбаков)
- Речевые классификации (Методика «4 лишний») (Ясюкова Л.А.)
- Последовательность событий (Бернштейн А.Н.). Рассказ по картинкам «Зайчик и снеговик». Установление причинно-следственных связей. Критерии речевого развития по Вицлаху.
- Стандартная беседа Т.А. Нежновой. Готовность ребенка к школе.
ГРУППОВАЯ ДИАГНОСТИКА:
Порядок предъявления методик:
- Визуальные классификации (Балашова Е., Ковязина М.)
- Методика «Домик» (Гуткина Н.И.). Зрительно-моторная координация. Смотрим ведущую руку (Левая, правая).
НАБЛЮДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ:
- Произвольная регуляция поведения. Организация действий.
- Дополнительная информация.
- Календарно - тематическое планирование занятий.
№ | Кол-во | Цель занятия | Характеристика деятельности | Дата про- | |
часов | ведения | ||||
1. | 1 | Развитие на- блюдательности, про- странственной ориен- тации. | Игра – разминка «Именной круг» Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека; Упражнение «Бусы»; Физкультминутка «Воздух-земля-огонь-вода» Упражнение «Разноцветный лист» Итог занятия. | декабрь | |
2. | 1 | Развитие мелкой мо- торики руки, разви- тие процессов мыш- ления. | Игра – разминка «Ласковое имя» Упражнение «Продолжи узор» Физкультминутка «Ветер дует» Методика «Нелепицы». Методика «Рисунок человека»; Итог занятия. | декабрь | |
3. | 1 | Развитие внимания, произвольной памяти, логического мышле- ния, наблюдательно- сти. | Игра – разминка «Собираемся в школу» Упражнение «Шифровка» Физкультминутка «Собираем цветы» Упражнение «Поиск закономерностей»; Упражнение «Продолжи ряд»; Определения мотивационной готовности к школе «Я в школе». Итог занятия. | декабрь | |
4. | 1 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи наблюдательно- сти. | Игра – разминка «Доброе слово»; Тест «Куглера»; Тест Бернштейна «Узнавание фигур»; Пальчиковая гимнастика «Капустка» Тест «Рисунок семьи»; Задания-загадки на сообразительность. Итог занятия. | декабрь | |
5. | 1 | Счет до 10, цифры 6, 9, образование чисел 6,7,8,9,10, состав чисел; порядковый счет; Развитие наблюдательности, пространственной ориентации. | Игра – разминка «Здравствуйте»; Упражнение «Что раньше-что позже» Счет до 10 Пальчиковая гимнастика «Дикие животные» «Дорисуй вторую половину» Упражнение «Школа для животных». Упражнение «Что получится?» Итог занятия. | декабрь | |
6. | 1 | Развитие произволь- ной памяти, внима- ния, логического мышления, речи. | Игра – разминка «Пожелания»; «Что лишнее в ряду» Физкультминутка «Тропический ливень» «Ищем нелепости» Игра «Будь внимательным» Игра «Большой-маленький» Итог занятия. | январь | |
7. | 2 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления. | Игра – разминка «Доброе слово»; «Продолжи слово» Физкультминутка «У оленя дом большой» «Занимательные задания» «Найди лишнее животное» Методика «Рисунок человека»; Итог занятия. | январь | |
8. | 1 | Развитие творческого воображения, зри- тельного восприятия, мелкой моторики ру- ки. | Игра – разминка «Передай улыбку»; Упражнение «Кто где живет» Упражнение «На что похоже» Физкультминутка «Собираем цветы» «Дорисуй нужную фигуру» «Пропущенные цифры» Определения мотивационной готовности к школе «Я в школе». Итог занятия. | январь | |
9. | 1 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюда- тельности. | Игра – разминка «Ласковое имя»; Методика «Рисунок человека»; Упражнение «Найди одинаковых бабочек» Физкультминутка «Воздух-земля-огонь-вода» Упражнение «Третий лишний» Упражнение «Зашифрованные слова» Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека; Итог занятия. | февраль | |
10. | 1 | Развитие внимания, произвольной памяти, речи, логического мышления, наблюда- тельности. | Игра – разминка «Моя игрушка»; «Проведи насекомых по дорожкам» Упражнение «Ищем нелепости» Физкультминутка «Ветер дует» «Дорисуй до предмета» Упражнение «Найди пять отличий» Упражнение «Запомни» Упражнение «Дай ответ на вопрос» | февраль | |
11. | 2 | Развитие логического мышления, произ- вольной памяти и внимания, воли, Раз- витие мелкой мото- рики руки. | Игра – разминка «Передай настроение»; «Дорисуй вторую половину» Задачи-загадки на сообразительность Физкультминутка «Зайцы бегали в лесу» Упражнение «Перепутанные линии» Упражнение «Найди лишнюю картинку»» Упражнение «Обобщающие слова» Упражнение «Называйте подходящие слова» Итог занятия. | февраль | |
12. | 1 | Времена года, части суток, дни недели | «Назови по порядку» (части суток, времена года, дни недели), «Что пропущено?» «Исправь ошибки», «Угадай-ка», «Что перед, что после?» Физкультминутка «Зайцы бегали в лесу» Итог занятия. | февраль | |
13. | 1 | Величина (длина, ширина, высота, толщина), сравнение по размеру; | «Подбери по размеру», «Найди пару», Физкультминутка «Ветер дует», «Скажи наоборот», «Сравни предметы» и др. Итог занятия. | март | |
15. | 1 | Сравнение множеств (больше, меньше, одинаково, поровну), уравнивание групп предметов. | «Чего больше, чего меньше?», «Сделай поровну», «На сколько больше, на сколько меньше» Упражнение «Обобщающие слова» Упражнение «Называйте подходящие слова» Итог занятия. | март | |
16. | 1 | Количество, счет, вычислительные навыки | «Какая цифра потерялась?», «Числовая улица», «Проверь соседа», «Угадай число», «Сравни числа», «Исправь ошибки», Итог занятия. | март | |
17. | 2 | Система ориентировки в пространстве (на себе, от себя, от объекта). | «Что справа, что слева?», «Сзади – спереди», «Пол – потолок» Упражнение «Дай ответ на вопрос» Итог занятия. | март | |
18. | 2 | Мышление. Память. Овощи. Фрукты. Ягоды. Общие и существенные признаки. Сезонные изменения. Составление рассказов. | «Лото», «Что растет на огороде, что растет в саду?» «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Что раньше, что позже?», «Времена года», «Готовим блюда из овощей, фруктов, ягод». Итог занятия. | апрель | |
19. | 1 | Птицы (домашние, дикие - перелетные и зимующие): внешний вид, повадки, детеныши, пища, жилище. Составление рассказов. Сравнение с животными, дифференциация, классификация | «Кто живет в лесу, кто живет на ферме?», «Лото», «Сходства и отличия», «Узнай по описанию», «Помоги малышам», «Четвертый лишний», «Кто где живет?», «Составь рассказ», «Что не правильно?» «Кого много зимой в городе?». Итог занятия. | апрель | |
20. | 1 | Насекомые. Рыбы. Особенности строения тела, питание, вред и польз для человека. Дифференциация. Составление рассказов. | «Кто где живет?», «Лото», «Отгадай загадку», «Загадай загадку», «Кто лишний?», «Сходства и отличия», «Что перепутал художник?» Итог занятия. | апрель | |
21. | 1 Итого 24 | Диагностика готовно- сти ребенка к школь- ному обучению. | Психолого-педагогический мониторинг готовности к обучению в школе. | апрель | |
IV. Планируемые результаты
- принятие детьми основных правил поведения в школе и новой социальной позиции ученика;
- формирование умений общаться со сверстниками и взрослыми, быть терпимыми друг к другу;
- снижение уровня личностной тревожности;
- формирование умения контролировать себя на учебном занятии, внимательно слушать, прини-мать задачу, адекватно реагировать и давать оценку своим действиям;
- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мыслительных операций;
- развитие мелкой моторики.
V. Условия реализации программы
Занятия проводится в оборудованных учебных кабинетах с использованием учебно-материальной
базы, соответствующей установленным требованиям
1 раз в неделю, по 1 занятию продолжительностью 30 минут декабрь и апрель месяц. Наполняемость учебной группы не должна превышать 8 человек.
VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ
РЕАЛИЗАЦИЮ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
- Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий.
- Панфилова М.А. Психопрофилактические и коррекционные сказки для школьной адаптации.
- «Руководство по использованию психодиагностических методик психологами дошкольных образовательных учреждений» подготовлено под редакцией А.Н. Гусева.
- Узорова О.В Нефедова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Редактор-составитель Райгородский Д. Я.
- Зинкевис-Евстегнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.
- Истратова О.Н. Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педаго-гов, врачей и специалистов, работающих с детьми.
- Салмина Н.Г., Филимонова О.Г. Психологическая диагностика развития младшего школьника.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной про-граммы дошкольного образования.
Интернет-ресурсы
- Психолого-педагогический скриннинг готовности к обучению в школе (Семаго Н. Семаго М.)
– Режим доступа:http://psy.1september.ru/article.php?ID=200300904
- Физкультминутки – Режим доступа: http://pedsovet.su/load/244-1-0-45671
- Педагогическая диагностика готовности ребенка к обучению в школе Скворцова Т. О. – Ре-
жим доступа: http://festival.1september.ru/articles/508483/
Методики:
1. Кратковременная речевая память (Методика «10 слов» Л.А. Ясюкова)
2. Кратковременная зрительная память (Методика «Узнавание фигур» Т.Е. Рыбаков)
3. Речевые классификации (Методика «4 лишний» Л.А. Ясюкова)
4. Визуальные классификации (Е. Балашова, М. Ковязина)
5. Речевые аналогии (Е. Балашова, М. Ковязина)
6. Визуальные аналогии (Е. Балашова, М. Ковязина)
7. Последовательность событий (Рассказ по картинкам «Зайчик и снеговик» А.Н.
Бернштейн, установление причинно-следственных связей, критерии речевого развития
по Вицлаку)
8. Методика «Проставь значки» (модификация теста Пьерона-Рузера, распределение и переключение внимания, скорость переработки информации)
9. Методика «Домик» (Н.И. Гуткина, зрительно-моторная координация)
10. Стандартная беседа Нежновой. Готовность к школе.
Приложение
КРАТКОВРЕМЕННАЯ РЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ
МЕТОДИКА «10 СЛОВ» (Л.А. Ясюкова)
Инструкция:
«Сейчас я тебе буду говорить слова, а ты слушай внимательно и запоминай. Когда я перестану говорить, сразу повторяй все, что запомнилось, в любом порядке». Четко произнесите слова с интервалом в полсекунды, по окончании кивните головой и тихо скажите: «Говори».
трава, шляпа, цветок, шерсть, гроза, ухо, поляна, яблоко, радость, стол
Слова для вспоминания предъявляются только один раз. Если с первого предъявления ребенок ничего не запомнил, можно повторить слова еще раз и после того выслушать ребенка, чтобы у него не осталось ощущения неуспеха. Однако при интерпретации будет учитываться первый «нулевой» вариант.
Запишите все, что скажет ребенок (слова, которые он придумал сам, повторы и т. п.), не поправляя и не критикуя его ответы. Записывайте слова так, как они произнесены ребенком, помечая для себя искажения и дефекты произношения. В конце работы обязательно похвалите ребенка, сказав: «Задание было трудное, и ты - молодец, много запомнил» (даже если ребенок запомнил всего 2-3 слова).
Обработка осуществляется посредством сравнения слов, воспроизведенных ребенком с первого предъявления, с теми словами, которые ему были зачитаны. За каждое совпадение выставляется 1 балл. Порядок воспроизведения не учитывается. Засчитываются только точно воспроизведенные слова, допустимы лишь незначительные отклонения от стимульных слов, например, «зонтик» вместо «зонт». Если ребенок говорит «гром» вместо «гроза» или «ткань» вместо «шерсть», то за такие ответы дается 0 баллов. Оценка уровня развития кратковременной памяти происходит посредством сравнения полученной суммы баллов с нормативными данными.
УРОВНИ:
очень высокий – 7-10 слов;
высокий уровень – 5-6 слов;
средний (возрастная норма) – 3-4 слова;
низкий уровень – 2 слова;
очень низкий – 0-1 слово.
Прежде, чем сделать вывод о способности ребенка воспринимать информацию на слух в процессе обучения, следует оценить уровень развития зрительной (образной) памяти, так как она может в определенной степени компенсировать недостатки развития речевой памяти.
Если ребенок запоминает меньше трех слов (низкий и очень низкий уровень), и при этом развитие его зрительной памяти не превышает среднего уровня, он будет не сразу понимать объяснения учителя или обращенные к нему вопросы, если каждую фразу ему не повторят 2-3 раза. Особые сложности ребенок будет испытывать при восприятии нового материала.
УЗНАВАНИЕ ФИГУР (Т.Е. Рыбаков)
Назначение теста: Исследование процессов восприятия и узнавания детей и взрослых.
Описание теста: Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы. Стимульный материал см. Приложение 1.
Инструкция к тесту:
Первая инструкция: «Сейчас я покажу тебе на короткое время картинки с различными изображениями. Будь очень внимательным и постарайся их запомнить».
Вторая инструкция: «На следующем рисунке среди нарисованных фигур выбери те, которые видел на первой картинке». Время воспроизведения 1 минута.
Обработка результатов теста:
Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:
E = M/9 + N, где
М – число правильно узнанных фигур,
N – число неправильно узнанных фигур.
Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.
Оценка результатов:
Очень высокий – 9 фигур
Высокий уровень – 7-8 фигур
Средний уровень – 5-6 фигур
Низкий уровень – 4 фигуры
Очень низкий – 0-3 фигуры
Классификации (речевые и визуальные)
4 задания выполняются на слух (индивидуально) и 4 задания зрительно (в группе).
Классификации речевые
Ребенку предлагается четыре ряда слов, в каждом из которых он должен найти лишнее слово. За каждый правильный ответ ребенок получает один балл.
Задания:
- Огурец, капуста, виноград, свекла, лук.
- Лев, воробей, тигр, слон, носорог.
- Троллейбус, транспорт, автомобиль, автобус, трамвай.
- Большой, маленький, темный, средний, крупный.
ИНСТРУКЦИЯ: «А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно - неподходящее, лишнее, его и называй».
Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии.
Если ребенок неправильно выполним первое задание или не понимает, как это - найти лишнее слово, разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка». Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему вы брать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам. Выполнение примера при подсчете результатов не учитывается.
Если в первом задании ребенок в качестве лишнего назвал последнее слово в ряду, а до этого он плохо справился с заданием на кратковременную речевую память, спросите у него, все ли слова он запомнил. Прочитайте слова еще раз. Если после этого ребенок дает правильный ответ, следующие ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Все повторные предъявления слов отмечаются в Бланке ответов для того, чтобы потом при интерпретации выяснить причину, анализируя показатели скорости переработки информации, внимательности, речевой памяти, мышления, тревожности.
Пояснения:
Если в качестве лишнего ребенок постоянно называет последнее слово в строке, следует обратить внимание на объем его речевой памяти. Если объем памяти мал, можно сделать вывод о том, что ребенок просто не может запомнить весь ряд и называет то, что помнит, то есть последнее слово. В этом случае выводы о развитии речевого мышлении будут некорректными.
С медлительными, а также тревожными детьми перед повторным предъявлением слов надо выдерживать паузу. Частые повторения, лишние разговоры и пояснения могут сбивать их и еще больше тормозить ответ.
Классификации визуальные
Ребенку предлагается четыре ряда картинок, в каждом из которых он должен найти лишнюю картинку (см. Приложение 2). Все эти задания выполняются детьми самостоятельно в процессе групповой работы.
ИНСТРУКЦИЯ:
«А теперь посмотрите на эти картинки. Кто в верхнем рядочке лишний? Закройте фишкой. А в следующем рядочке какая картинка лишняя?» И так далее.
Занесите ответы в протокол. Если ребенок медлит с выполнением задания, спросите его: «Ты понимаешь, что нарисовано на картинках?». Если ему не понятно - назовите сами.
Если ребенок говорит, что лишних картинок нет, отметьте это в Бланке ответов. Затем попросите ребенка поискать еще и запишите, какую картинку он после этого выберет. Если ребенок отказывается искать, не настаивайте.
Правильные ответы:
- туфли
- солнце
- очки
- книга
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1 балл - начисляется за каждый правильный ответ.
0 баллов - любые другие ответы, даже если ребенок их обосновывает.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СОБЫТИЙ (4 картинки)
ЦЕЛЬ: Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению.
В качестве экспериментального материала используются сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития ребенка: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Ребенок должен выстроить из сюжетных рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. После того как испытуемый разложил все картинки, экспериментатор просит рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребенок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых помочь установить противоречие в его рассуждениях, выявить допущенные ошибки.
ИНСТРУКЦИЯ: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего все началось, что было дальше и чем дело окончилось. Вот сюда (экспериментатор указывает место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда вторую, третью..., а сюда последнюю».
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. При анализе результатов следует обращать внимание на то, как ребенок реагирует на наводящие вопросы, «подхватывает» ли он эту помощь или не понимает ее.
Затруднения в установлении сюжета по серии рисунков свидетельствуют о недостаточности уровня процессов обобщения и отвлечения.
Очень высокий уровень установления причинно-следственных связей – ребенок самостоятельно нашел последовательность четырех картинок, очень хорошо ухватил смысловую связь всех картинок и акцентировал рассказ на главном. В резюме существенное было подчеркнуто правильно.
Выше возрастной нормы - Смысловая нить между картинами хорошо ухвачена. Второстепенные детали и существенное описаны равноценно. Резюмировав, ребенок наряду с существенным добавил и второстепенные детали.
Возрастная норма – ребенок правильно нашел последовательность, но не смог составить хорошего рассказа. Составление рассказа с помощью наводящих вопросов экспериментатора.
ИЛИ: При неправильно найденной последовательности рисунков испытуемый, тем не менее, сочиняет логичную версию рассказа.
Слабый уровень – если: ребенок не смог найти последовательность картинок и отказался от рассказа;
- по найденной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
- составленная ребенком последовательность не соответствует рассказу;
- каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связана с остальными – в результате не получается рассказа;
- на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.
Очень слабый уровень: рассказ не получился.
СХЕМА ПРОТОКОЛИРОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПО МЕТОДИКЕ «РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ»
№ | Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования | Частота употребления |
1 | Существительные | |
2 | Глаголы | |
3 | Прилагательные в обычной форме | |
4 | Прилагательные в сравнительной степени | |
5 | Прилагательные в превосходной степени | |
6 | Наречия | |
7 | Местоимения | |
8 | Союзы | |
9 | Предлоги | |
10 | Сложные предложения и конструкции |
Оценка результатов
10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи
8-9 баллов – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи
6-7 баллов – в речи ребенка встречаются 6-7 из включенных в таблицу фрагментов речи
4-5 баллов – в речи ребенка имеются только 4-5 из включенных в таблицу фрагментов речи
2-3 балла - в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи
- балл - в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.
Выводы об уровне развития:
10-8 баллов – выше возрастной нормы
4-7 баллов – возрастная норма
3-0 балла – слабый уровень
МЕТОДИКА «ДОМИК» (по Гуткиной Н.И.)
Цель: выявить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Описание: ребенку предлагают срисовать домик на листе формата А5, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсорной координации и тонкой моторики руки.
Оборудование: простой карандаш, лист бумаги, образец с изображением домика см. Приложение 6, протокол для фиксации параметров, лист формата А5.
Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш, тебе нужно нарисовать точно такую картинку как на этом рисунке. Не торопись, будь внимателен. Постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как образец. Если ты что-то не так нарисовал, то стирать резинкой или пальцем нельзя, а поверх неправильного нужно нарисовать правильное. Тебе задание понятно? Тогда приступай к работе» (уточняющих инструкций нет).
По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать:
- какой рукой ребенок рисует (правой или левой)
- как он работает с образцом: часто смотрит ли на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти
- быстро или медленно проводит линии
- отвлекается ли во время работы
- высказывания и вопросы во время рисования
- сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, всё ли у него верно. Если он увидит неточности в своём рисунке, он может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.
Фиксируемые параметры: ошибки при выполнении задания. Проводится подсчет баллов, начисляемых за ошибки. Ошибками являются:
- отсутствие какой-либо детали (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика);
- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка;
- неправильно изображенный элемент рисунка;
- неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.);
- отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления;
- разрывы в линиях там, где их не должно быть;
- одна линия заходит за другую.
ОЦЕНКА ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ по методике «Домик»:
Выше возрастной нормы – нет ошибок
Возрастная норма – 1-2 ошибки
Слабый уровень - много ошибок
Стандартная беседа Т.А. Нежновой. Готовность ребенка к школе.
Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.
В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.
Возможные варианты ответов и их оценка:
А - Ориентация на содержание учебной деятельности……2 балла
Б - Ориентации на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни……1 балл
В - Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………. 0 баллов
Вопросы беседы | Варианты ответов | Баллы |
1. Хочешь ли ты идти в школу? | А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу | 2 1 0 |
2. Почему ты хочешь идти в школу? | А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала» | 2 1 0 |
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты готовишься (тебя готовят к школе)? | А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б — приобретение формы, школьных принадлежностей. В — занятия, не относящиеся к школе | 2 1 0 |
4. (Предварительно у ребенка спрашивают, был ли он в школе?) Нравится ли тебе в школе? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? | А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно-физкультурного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе | 2 1 0 |
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты занимался дома, как бы проводил свой день? | А — занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными | 2 1 0 |
Интерпретация результатов:
Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована) – выше возрастной нормы;
8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника) – возрастная норма;
4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не формирована) – слабый уровень.
ВОСПРИЯТИЕ УСТАНОВКИ
Выше возрастной нормы – чаще всего берет установку с первого раза.
Возрастная норма – чаще всего берет установку со второго раза.
Слабый уровень – чаще всего нужно повторять задание три и более раз.
ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
Произвольная регуляция поведения отслеживается по наблюдениям за ребенком на занятиях, групповом и индивидуальном тестировании готовности к школе.
Произвольность включает следующие умения:
- Четко осознавать необходимость подчинять поведение конкретному правилу.
- Ориентироваться на выполнение заданных требований.
- Быть внимательным к говорящему; готовность выполнять задания говорящего.
- Выполнять задание в самостоятельной деятельности, если есть наглядный образец.
- Управлять своими поступками, контролировать свое настроение.
Выше возрастной нормы – поведение регулируется вполне осознанно. Умеет контролировать и направлять свои поступки согласно нормам морали в обществе.
Возрастная норма – чаще ориентируется на выполнение заданных требований, иногда отвлекается, реагирует на замечания взрослого.
Слабый уровень - быстро отвлекается, неусидчивый, ёрзает, постоянно роняет предметы, разговаривает, теребит что-то в руках, не реагирует на замечания взрослого, поведение меняет на короткий срок.
Список детей
- Алешкевич Влад
- Артемьев Герман
- Иванов Артем
- Касаткин Артем
- Малиновский А.
- Мельник Иван
- Примакин Матвей
- Рогов Сергей
- Челозерцева Таня
№ | Фамилия, имя ребенка | Индивидуальная работа по направлениям |
1 | Алешкевич Влад | Произвольность регуляции деятельности, отсутствие самостоятельности. Зрительное восприятие и зрительная память. Логическое мышление, составление рассказа по картинке. Мелкая моторика. |
2 | Артемьев Герман | Зрительное восприятие и зрительная память. Логическое мышление, составление рассказа по картинке. Мелкая моторика. |
3 | Иванов Артем | Произвольность регуляции деятельности, отсутствие самостоятельности. Зрительное восприятие и зрительная память. Логическое мышление, составление рассказа по картинке. Мелкая моторика. Школьная мотивация |
4 | Касаткин Артем | Произвольность регуляции деятельности. |
5 | Малиновский А. | Произвольность регуляции деятельности, отсутствие самостоятельности. Зрительное восприятие. Логическое мышление, составление рассказа по картинке. Мелкая моторика. Школьная мотивация |
6 | Мельник Иван | Произвольность регуляции деятельности, отсутствие самостоятельности. Зрительное восприятие. Логическое мышление, составление рассказа по картинке. Мелкая моторика. Школьная мотивация |
7 | Примакин Матвей | Произвольность регуляции деятельности. Зрительное восприятие, составление рассказа по картинкам, мотивация. Мелкая моторика. |
8 | Рогов Сергей | Мелкая моторика. Произвольность регуляции деятельности. Зрительное восприятие, мотивация |
9 | Челозерцева Таня | Произвольность регуляции деятельности, отсутствие самостоятельности. Мелкая моторика. Зрительное восприятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...
Рабочая программа педагога-психолога по индивидуальному сопровождению детей «группы риска»
Актуальность избранной проблемы определяется ее значимостью для успешного развития и воспитания ребенка в условиях дошкольного учреждения. Благодаря индивидуальному сопровождению ребенка «...
Рабочая программа педагога – психолога в адаптационный период детей
- ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, адаптация ребенка к жизни в детском саду, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.- оказание помощи (содействие) ребенку ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...
Рабочая программа педагога -психолога в ДОУ для детей 5-6 лет
Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отно...
Рабочая программа педагога-психолога в ДОУ для детей 4-5 лет
Рабочая программа разработанная в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена н...
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...