РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме
Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 38.38 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
Составила: педагог-психолог
Орлова Н.А.
Москва. 2016
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).
В связи с этим написание данной программы является актуальным.
Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:
- Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)
К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная, эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.
Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.
Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.
Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы. Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.
Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются в создании специальных условий воспитания и обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт, дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и умений, не допускающем их механического использования для аутостимуляции.
Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие личности ребенка.
Цель программы: психологическое сопровождение воспитанников с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития личности ребенка.
Задачи:
- содействие социально-личностному развитию;
- развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
- развитие произвольной регуляции деятельности и поведения;
- развитие познавательной активности и высших психических функций ;
- развитие коммуникативных навыков
Данная программа составлена на 2016-2017 учебный год, может быть адаптирована под нужды определенных детей с учетом индивидуальных особенностей онтогенеза. Использование программы предполагает определенную гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.
При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
- деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
- личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,
А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)
Принципы построения программы:
- единства диагностики, коррекции и развития;
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
- принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
- принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
- принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
- принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной, личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;
- максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).
Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.
Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.
Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями
воспитанников и педагогами ДОУ.
Формы и методы работы:
- Психотехнические упражнения
- Игровые сеансы
- Ролевые игры
- Психогимнастические этюды
- Релаксационные методы
- Игры-драматизации;
- Сюжетно-ролевые игры;
- Коммуникативные игры;
- Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
- Сказки;
- Игры, направленные на развитие произвольности;
- Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
- Дискуссии и беседы;
- Сказки;
- Творческая деятельность;
- Рисование (совместное или индивидуальное)
Взаимодействие с другими специалистами и педагогами:
- Консультации
- Семинары, круглые столы
- ППК
- Интегрированная образовательная деятельность
Взаимодействие с семьями воспитанников
Формы работы
- Родительские собрания
- Консультации (индивидуальные, групповые)
- Тренинги
- Семинары, круглые столы
- Проектная деятельность
Содержание работы
- Оказание помощи по вопросам воспитания и развития ребенка:
- Использование эффективной коммуникации членов семьи с ребенком
- Понимание потребностей и возможностей ребенка
- Поддержание и развитие темы общения
- Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
- Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.
- Знакомство с результатами диагностики
- Поддержка в период адаптации к ДОУ
- Помощь в выборе адекватных игровых средств
- Оказание помощи при переходе к школьному обучению
- Поддержка родителей, воспитывающих приемных детей
- Изучение особенностей взаимодействия по линии «родитель-ребенок»
для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы (Приложение 6,7,8)
- Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу
- Организационный раздел
Структура реализации образовательного процесса
Форма проведения занятий подгрупповая с периодичностью 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение занятий в мини-группах, а также индивидуальной форме в зависимости от нарушений конкретного ребенка.
Длительность определяется возрастом детей:
3-4 года -15 минут;
4-5 лет – 20 минут;
5-6 лет – 25 минут;
- лет – 30 минут.
Условия реализации образовательной программы:
- психолого-педагогические (комплексное сопровождение обучающихся специалистами комплекса)
- интегрированная образовательная деятельность
- психолого-педагогический консилиум
- материально-технические:
учебно-методические материалы:
• картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;
• игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);
• альбомы;
• цветные карандаши;
• фломастеры;
• маркеры;
• ватман;
• пальчиковые краски
- пластилин
Оборудование:
Магнитофон, диски |
Набор психолога «Пертра» |
Магнитный лабиринт |
Зеркальный уголок для создания оптических эффектов |
Игра «Мир эмоций» |
Перчаточные куклы |
Конструктор деревянный (сказка) |
Набор «Рисуем на песке» |
Палитра |
Стол с подсветкой |
Мольберт прозрачный |
Звучащие куклы |
Набор полупрозрачных строительных кубиков |
Игра «Мое лицо» |
Игра «Домино» |
Настенный деревянный лабиринт |
Книга-лабиринт |
Черепаха |
Кубики Никитина |
Пособие «Пицца» |
Магнитная доска |
Сенсибар |
Зоопарк из Тарамбуко |
Стол |
Стул |
Мягкие подушки |
- организационные
Наличие рабочих секторов:
- Консультативный
- Диагностический
- Коррекционно-развивающий
- Организационно-методический
- методическое обеспечение
- Дидактические пособия
- Программы, технологии работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»
Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...
Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)
Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление
Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)
Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...
Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).
Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...
Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»
Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...