РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике по теме

Орлова Наталья Анатольевна

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа38.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Составила: педагог-психолог

Орлова Н.А.

Москва. 2016

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями не могут быть включены в имеющиеся образовательные программы вследствие тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к социальной дезадаптации. К таким нарушениям можно отнести умственную отсталость, задержку психического развития, выраженные эмоциональные, поведенческие, коммуникативные расстройства и т.д. Дети указанных категорий нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок обучения, оптимизацию детско-родительского взаимодействия. Специальные исследования показали, что отсутствие адекватной коррекционной помощи этим детям в сензитивные периоды, какими являются раннее и дошкольное детство, приводит к возникновению вторичных нарушений в развитии (Л. С. Выготский квалифицировал их как социальные).

 В связи с этим написание данной программы является актуальным.

Рабочая программа по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с основными нормативно-правовыми актами:

  • Законом РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15. 05. 2013 г. № 26)

К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения. Это дети с интеллектуальной недостаточностью, расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, со сложной структурой дефекта, общим недоразвитием речи.

 Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют представительную группу среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В подавляющем большинстве интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Деструктивное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка — мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная,  эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и качественном своеобразии всех психических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности развития.

Дети с ЗПР представляют собой разнородную группу, с широким диапазоном проблем. Задержка психического развития - сложное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. Однако, необходимо выделить особенности, характерные для большинства детей с ЗПР: эмоционально-волевую незрелость, нарушения познавательной деятельности, слабость произвольной регуляции.

Многочисленные исследования показывают, что представление о себе, о своем прошлом и будущем, а также отношение к себе у детей с ЗПР преимущественно слабо дифференцировано и неустойчиво. У большинства дошкольников с ЗПР отмечается отрицательное отношение к взрослению, отсутствие позитивного интереса к себе, трудности в дифференциации эмоциональных состояний, несформированность эмоциональной децентрации.

Дошкольники с общим недоразвитием речи имеют выраженные трудности коммуникативной сферы.  Речевая активность детей снижена; речь имеет неправильное звуковое и грамматическое оформление. Вследствие неполноценной речевой деятельности страдает память, внимание, мыслительные операции. Дети испытывают трудности во взаимодействии, произвольной регуляции деятельности.

Расстройства аутистического спектра в настоящее время рассматриваются как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются проблемы эмоционально-волевой сферы и трудности в общении, которые определяют их потребность в сохранении постоянства в окружающем мире и стереотипность собственного поведения. У детей с РАС ограничены когнитивные возможности, и прежде всего это трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах. Такие дети нуждаются  в создании специальных условий воспитания и  обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт,  дозированное введение в их жизнь новизны; в специальной отработке форм адекватного взаимодействия и  коммуникации с педагогами и сверстниками, а также требуется особая психолого-педагогическая поддержка в осмыслении усваиваемых навыков и  умений, не допускающем их механического  использования для аутостимуляции.

Данная программа является коррекционно-развивающей, направлена на коррекцию и развитие  личности ребенка.

Цель программы: психологическое сопровождение воспитанников с особыми потребностями в развитии, создание благоприятных условий для развития личности ребенка.

Задачи:

  • содействие  социально-личностному развитию;
  • развитие и коррекция эмоционально-личностной сферы;
  • развитие произвольной регуляции деятельности  и поведения;
  • развитие познавательной активности и высших психических функций ;
  • развитие коммуникативных навыков

Данная программа составлена на 2016-2017 учебный год,  может быть адаптирована под нужды определенных детей с учетом индивидуальных особенностей онтогенеза.  Использование программы предполагает определенную гибкость. Время освоения содержания каждого этапа строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка.

При разработке программы учитывались научные подходы к формированию личности ребенка:

- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)

- деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)

- личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.)

Принципы построения программы:

  • единства диагностики, коррекции и развития;
  • индивидуальный и дифференцированный подход;
  • принципы личностно-ориентированной педагогики (безусловное принятие любого ребенка, предоставление ему возможности свободного выбора в рамках регламентированной деятельности);
  • принцип доступности (опора на уровень развития ребенка);
  • принцип наглядности - демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр, помощь ребёнку в выполнении заданий;
  • принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы;
  • принцип научности лежит в основе применения технологий, способствующих развитию эмоциональной-волевой, коммуникативной,  личностно-социальной сферы детей с нарушениями психологического здоровья;
  • максимальное использование организации жизнедеятельности детей для формирования элементов самосознания и социализации (режимные моменты, прогулка, свободная игра, образовательная деятельность и т.д.).

Данная программа разработана на основе основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и адаптирована с учетом потребностей и особенностей развития обучающихся с ОВЗ.

Программа составлена с учетом характера ведущей деятельности; структуры и степени выраженности нарушения; ведущих мотивов и потребностей ребенка в различные периоды детства.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям:  психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями

воспитанников и педагогами ДОУ.

Формы и методы  работы:

  • Психотехнические упражнения
  • Игровые сеансы
  • Ролевые игры
  • Психогимнастические этюды
  • Релаксационные методы
  • Игры-драматизации;
  • Сюжетно-ролевые игры;
  • Коммуникативные игры;
  • Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера;
  • Сказки;
  • Игры, направленные на развитие произвольности;
  • Чтение и анализ фольклорных и литературных произведений;
  • Дискуссии и беседы;
  • Сказки;
  • Творческая деятельность;
  • Рисование (совместное или индивидуальное)

Взаимодействие с другими специалистами и педагогами:

  • Консультации
  • Семинары, круглые столы
  • ППК
  • Интегрированная образовательная деятельность

Взаимодействие с семьями воспитанников

Формы работы

  • Родительские собрания
  • Консультации (индивидуальные, групповые)
  • Тренинги
  • Семинары, круглые столы
  • Проектная деятельность

Содержание работы

  • Оказание помощи по вопросам воспитания и развития ребенка:
  • Использование эффективной коммуникации членов семьи с ребенком
  • Понимание потребностей и возможностей ребенка
  • Поддержание и развитие темы  общения
  • Оказание необходимой и достаточной помощи ребенку для обеспечения успешности и развития самостоятельности
  • Навыки игрового взаимодействия с ребенком и т.д.

        

  • Знакомство с результатами диагностики

  • Поддержка в период адаптации к ДОУ

  • Помощь в выборе адекватных игровых средств

  • Оказание помощи при переходе к школьному обучению

  • Поддержка родителей, воспитывающих приемных детей

  • Изучение особенностей взаимодействия по линии «родитель-ребенок»

для последующего учета при планировании и проведении психолого-педагогической работы  (Приложение 6,7,8)

  • Создание у родителей активной установки на психокоррекционную работу

  1. Организационный раздел

 Структура реализации образовательного процесса 

Форма проведения занятий подгрупповая с периодичностью 1 раз в неделю. Программа предполагает проведение занятий в мини-группах, а также  индивидуальной форме в зависимости от нарушений конкретного ребенка.

Длительность определяется возрастом детей:

3-4 года -15 минут;

4-5 лет – 20 минут;

5-6 лет – 25 минут;

  1. лет – 30 минут.

Условия реализации образовательной программы:

  1. психолого-педагогические (комплексное сопровождение обучающихся специалистами комплекса)
  • интегрированная образовательная деятельность
  • психолого-педагогический консилиум
  1. материально-технические:

учебно-методические материалы:

•        картинки с изображением людей в различных эмоциональных состояниях;

•        игра «Азбука эмоций» (Н.Л. Белопольская);

•        альбомы;

•        цветные карандаши;

•        фломастеры;

•        маркеры;

•        ватман;

•        пальчиковые краски

  • пластилин

Оборудование:

Магнитофон, диски

Набор психолога «Пертра»

Магнитный лабиринт

Зеркальный уголок  для создания оптических  эффектов

Игра «Мир эмоций»

Перчаточные куклы

Конструктор деревянный (сказка)

Набор «Рисуем на песке»

Палитра

Стол с подсветкой

Мольберт прозрачный

Звучащие куклы

Набор полупрозрачных строительных кубиков

Игра «Мое лицо»

Игра «Домино»

Настенный деревянный лабиринт

Книга-лабиринт

Черепаха

Кубики Никитина

Пособие «Пицца»

Магнитная доска

Сенсибар

Зоопарк из Тарамбуко

Стол

Стул

Мягкие подушки

  1. организационные

Наличие рабочих секторов:  

  • Консультативный  
  • Диагностический  
  • Коррекционно-развивающий  
  • Организационно-методический  
  1. методическое обеспечение

  • Дидактические пособия
  • Программы, технологии работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Здравствуй, детский сад!» (на основе материалов А.С. Роньжиной)

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем во...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...

Рабочая программа педагога-психолога по психологическому сопровождению процесса адаптации детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ "Счастливое детство!" (на основе материалов А.С.Роньжиной).

Рабочая программа "Счастливое детство!" определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраст...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...