Рабочая программа педагога-психолога в ДОУ для детей 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Козакевич Елена Владимировна

        Рабочая программа разработанная в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 4-5 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 4-5 лет в культурной практике «Развиваемся вместе» и направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_4-5.docx61.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Дошкольное Образовательное Учреждение «Новоисетский детский сад»

Принято решением                                                       Утверждаю

Педагогического совета                                             Заведующий МКДОУ

МКДОУ «Новоисетский детский сад»                    «Новоисетский детский сад»

Протокол №___                                                           ____________Н.А.Андреева                

от «___»_______2022г.                                    Приказ № ___от «31» августа 2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основной общеобразовательной программы дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад»

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие»

Образовательная ситуация: «Развиваемся вместе»

Возрастная группа: 4-5 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                               Разработчик программы:              

                                                                  педагог-психолог

Козакевич Елена Владимировна

с. Новоисетское,2022г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Пояснительная записка …………………………………………….............

3

1.1.1.

Цели и задачи реализации Программы……………………………………

3

1.1.2.

Принципы формирования Программы ……………………………………

3

1.1.3.

Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей………………..

5

1.2.

Планируемы результаты реализации Программы ………………………

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Календарно-тематическое планирование ………………………………..

7

2.2.

Содержание Программы …………………………………………………..

9

2.3.

Контроль освоения детьми Программы ………………………………….

27

2.4.

Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников ………………………………………………………………

29

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Материально-техническое обеспечение Программы ……………………

30

3.2.

Учебно-методическое обеспечение Программы …………………............

30

3.3.

Режим реализации Программы ……………………………………………

31

3.4.

Расписание занятий ………………………………………………………...

31

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа разработанная в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Новоисетский детский сад» и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей и развитие познавательной сферы детей. Программа носит коррекционно-развивающий характер и ориентирована на детей 4-5 лет.

   Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно- образовательного процесса детей 4-5 лет в культурной практике «Развиваемся вместе» и направлена на реализацию образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие».

  1. Цели и задачи реализации Программы

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребёнка.

Задачи:

  • Создавать условия для проявления познавательной активности.
  • Способствовать самопознанию ребёнка.
  • Совершенствовать коммуникативные навыки.
  • Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.
  • Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.
  • Создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.
  • Формировать умение подчинять своё поведение нравственным нормам.

  1. Принципы формирования Программы
  • Принцип единства диагностики и коррекции;
  • Принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • Принцип комплексности при организации психолого-педагогического сопровождения;
  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (включение родителей в образовательный процесс);
  • Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие.
  • Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости, т.е. Соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • Соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, приближаясь к разумному «минимуму»;
  • Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в том числе характеристики особенностей развития детей

    В МКДОУ «Новоисетский детский сад» в 2022-2023 учебном году функционирует 1 средняя группа детей в возрасте 4-5 лет.

Психологические особенности детей 4-5 лет.

Показатели

Характеристика

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразования возраста

1.Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

2.развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

  1. Планируемые результаты реализации Программы
  • Позитивное отношение ребёнка к занятиям;
  • Отсутствуют тяжёлые эмоциональные состояния (агрессия, тревожность, враждебность);
  • Выстроена система отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
  • Наблюдается позитивная динамика в развитии познавательных процессов.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Календарно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

№ занятия

Наименование темы

Количество занятий

Сентябрь

1-я неделя

Первичная диагностика

2-я неделя

Первичная диагностика

3-я неделя

Занятие № 1

 «Знакомство»

1

4-я неделя

Занятие № 2

 «Давайте дружить»

1

5-я неделя

Занятие № 3

 «Волшебные слова»

1

Октябрь

1-я неделя

Занятие № 4

 «Правила поведения на занятиях»

1

2-я неделя

Занятие № 5

 «Радость»

1

3-я неделя

Занятие № 6

 «Грусть»

1

4-я неделя

Занятие № 7

 «Гнев»

1

Ноябрь

1-я неделя

Занятие № 8

 «Гнев»

1

2-я неделя

Занятие № 9

 «Удивление»

1

3-я неделя

Занятие № 10

 «Удивление»

1

4-я неделя

Занятие № 11

 «Испуг»

1

Декабрь

1-я неделя

Занятие № 12

 «Испуг»

1

2-я неделя

Занятие № 13

 «Спокойствие»

1

3-я неделя

Занятие № 14

 «Словарик эмоций»

1

4-я неделя

Занятие № 15

 «Диагностика -1»

1

5-я неделя

Новогодний утренник.

Январь

1-я неделя

Каникулы

2-я неделя

Занятие № 16

 «Диагностика -2»

1

3-я неделя

Занятие № 17

 «Восприятие сенсорных эталонов»

1

4-я неделя

Занятие № 18

 «Восприятие свойств предметов»

1

Февраль

1-я неделя

Занятие № 19

 «Мои помощники глазки»

1

2-я неделя

Занятие № 20

 «Мои помощники ушки»

1

3-я неделя

Занятие № 21

 «Мой помощник ротик».

1

4-я неделя

Занятие № 22

 «Из чего же сделаны наши мальчики»

1

Март

1-я неделя

Занятие № 23

 «Из чего же сделаны наши девочки»

1

2-я неделя

Занятие № 24

 «Здравствуй, весна».

1

3-я неделя

Занятие № 25

 «Мой помощник носик».

1

4-я неделя

Занятие № 26

 «Мои помощники ручки».

1

5-я неделя

Занятие № 27

 «Мои помощники ножки».

1

Апрель

1-я неделя

Занятие № 28

 «День смеха».

1

2-я неделя

Занятие № 29

 «Страна Вообразилия».

1

3-я неделя

Занятие № 30

 «Прогулка по городу».

1

4-я неделя

Занятие № 31

 «В гостях у сказки»

1

Май

1-я неделя

Занятие № 32

 «Волшебная игротека»

1

2-я неделя

Занятие № 33

 «Волшебная игротека»

1

3-я неделя

Занятие № 34

 «Итоговая диагностика-1»

1

4-я неделя

Занятие № 35

 «Итоговая диагностика-2»

1

ИТОГО:

35

  1. Содержание Программы

Наименование темы

Задачи

Содержание

Источник

Занятие № 1

«Знакомство»

  1. Познакомить детей друг с другом.
  2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.
  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Паровозик дружбы»
  3. Появление персонажа «Ушастика»
  4. Динамическая пауза «Дует, дует ветер»
  5. Игра «Собери цветочек»
  6. Игра «Давай знакомиться»
  7. Игра «Кто к нам пришёл»
  8. Коллективная работа «Цветочная поляна»
  9. Игра «Раздувайся, пузырь»
  10. Динамическая пауза
  11. Рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 13-17

Занятие № 2

«Давайте дружить»

  1. Продолжать знакомство детей друг с другом.
  2. Сплотить группу. 3.Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.
  1. Приветствие.
  2. Подвижная игра «Паровозик дружбы»
  3. Появление персонажа «Ушастика»
  4. Игра «Незнайка»
  5. Динамическая пауза «Покажи отгадку»
  6. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
  7. Задание «Прятки»
  8. Задание «Лабиринт»
  9. Игра «Замри»
  10. Игра «Раздувайся, пузырь»
  11. Рефлексия, ритуал прощания

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 17-20

Занятие № 3

«Волшебные слова»

  1. Развитие навыков культурного общения.
  2. Продолжать знакомство детей друг с другом.
  3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.
  1. Приветствие.
  2. Послание.
  3. Беседа «Зачем нужно быть вежливым»
  4. Игра «Театр»
  5. Игра «Пожалуйста»
  6. Пальчиковая гимнастика
  7. Задание «Помоги белочке»
  8. Задание «Найди лишнее»
  9. Игра «Вежливо-невежливо»
  10. Игра «Вежливый мячик»
  11. Рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 20-25

Занятие № 4

«Правила поведения на занятиях»

  1. Продолжить знакомство детей друг с другом.
  2. Развивать коммуникативные навыки.
  3. Развивать навыки культурного общения.
  4. Развивать произвольность (умение слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры)

  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа Буратино
  3. Игра «Размышляй-ка»
  4. Игра «Давай поздороваемся»
  5. Динамическая пауза «Танец в круге»
  6. Игра «Кто позвал?»
  7. Подвижная игра «Пожалуйста»
  8. Пальчиковая гимнастика
  9. Здание «Что хорошо, что плохо»
  10. Задание «Дорисуй»
  11. Игра «Мячик правил»
  12. Рефлексия, ритуал прощания.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 25-30

Занятие № 5

«Радость»

  1. Создании благоприятной атмосферы на занятии.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.
  3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.
  4. Обучить выражению радости и её распознаванию.
  1. Приветствие «Облака»
  2. Задание «Я радуюсь, когда…»
  3. Задание «Притворщик»
  4. Динамическая пауза «Весёлые матрёшки»
  5. Игра «Как доставить радость?»
  6. Игра «Найди». Ищут только радость.
  7. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  8. Музыкальное задание
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 30-35

Занятие № 6

«Грусть»

  1. Создании благоприятной атмосферы на занятии.
  2. Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.
  3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.
  4. Обучить выражению грусти и её распознаванию.
  1. Приветствие «Облака»
  2. Задание «Мне грустно, когда…»
  3. Задание «Притворщик»
  4. Игра «Найди». Ищут только грусть.
  5. Задание «Радость и грусть»
  6. Задание «Пиктограммы»
  7. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  8. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 30-35

Занятие № 7

«Гнев»

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков.
  2. Знакомство с эмоцией «гнев».
  3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие.
  2. Задание «Я сержусь, когда…»
  3. Задание «Притворщик»
  4. Подвижная игра «Вулкан»
  5. Задание «Больше не сержусь». Коробочка злости.
  6. Задание «Пиктограммы»
  7. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  8. Задание «Злой волк»
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 35-39

Занятие № 8

«Гнев»

  1. Развитие коммуникативных умений и навыков.
  2. Продолжить знакомство с эмоцией «гнев».
  3. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие.
  2. Вспоминаем пройденный материал.
  3. Психогимнастика «Король Боровик»
  4. Задание «Раздели на группу»
  5. Подвижная игра «Вулкан»
  6. Задание «Больше не сержусь». Подушка-колотушка. Мешочек для криков.
  7. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  8. Музыкальное задание.
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 35-39

Занятие № 9

«Удивление»

  1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.
  1. Приветствие «Облака»
  2. Чтение стихотворения «Чудо». Обсуждение.
  3. Задание «Я удивляюсь, когда..»
  4. Задание «Притворщик»
  5. Подвижная игра «Удивительная газета»
  6. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  7. Задание «Удивительные картинки»
  8. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 39-42

Занятие № 10

«Удивление»

  1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  3. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.
  1. Приветствие «Облака»
  2. Вспоминаем пройденный материал на прошлом занятии.
  3. Подвижная игра «Удивительная газета»
  4. Задание «Пиктограмы»
  5. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  6. Музыкальное задание
  7. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 39-42

Занятие № 11

«Испуг»

  1. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.
  2. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.
  3. Профилактика и коррекция страхов у детей : животных, сказочных персонажей.
  1. Приветствие.
  2. Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…»
  3. Задание «притворщик»
  4. Подвижная игра «Совушка-сова»
  5. Задание «Пиктограммы»
  6. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  7. Задание «Испуганное дерево»
  8. Музыкальное задание.
  9. Конкурс «Боюсек»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 42-45

Занятие № 12

«Испуг»

  1. Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.
  2. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.
  3. Профилактика и коррекция страхов у детей : животных, сказочных персонажей.
  1. Приветствие.
  2. Задание «Я боюсь (мне страшно), когда…»
  3. Задание «притворщик»
  4. Подвижная игра «Совушка-сова»
  5. Задание «Пиктограммы»
  6. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  7. Задание «Испуганное дерево»
  8. Музыкальное задание.
  9. Конкурс «Боюсек»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 42-45

Занятие № 13

«Спокойствие»

  1. Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
  2. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  1. Приветствие.
  2. Беседа.
  3. Задание «Я спокоен, когда…»
  4. Задание «Притворщик»
  5. Спокойная игра.
  6. Задание «Логический квадрат»
  7. Задание «Пиктограммы»
  8. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  9. Задание «Поле эмоций»
  10. Музыкальное задание
  11. Подведение итогов, рефлексия прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 46-49

Занятие № 14

«Словарик эмоций»

  1. Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
  2. Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

  1. Приветствие.
  2. Облака
  3. Задание «Найди друга»
  4. Задание «Собери облако»
  5. Задание «Сказочные герои»
  6. Пальчиковая гимнастика «Облака»
  7. Задания «Оживи облачка»
  8. Задание «Моё настроение»
  9. Подвижная игра «Замри»
  10. Музыкальное задание.
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 49-53

Занятие № 15

«Диагностика -1»

  1. Диагностика зрительной памяти.
  2. Диагностика мышления.
  3. Диагностика внимания (концентрация, распределение).
  4. Диагностика и развитие  коммуникативных навыков.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Мышка-норушка
  3. Задание «запоминайка -1»
  4. Задание «Коврики»
  5. Задание «Назови одним словом»
  6. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежки»
  7. Задание «Новогодние гирлянды»
  8. Задание «Найди лишнее»
  9. Подвижная игра «Выпал беленький снежок»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 60-63

Занятие № 16

«Диагностика -2»

  1. Диагностика слуховой памяти.
  2. Диагностика внимания.
  3. Диагностика воображения.
  4. Диагностика и развитие  коммуникативных навыков.
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа Мышка-норушка
  3. Задание «Запоминайка -2»
  4. Задание «Рукавички»
  5. Задание «Путаница»
  6. Подвижная игра «Сосульки, сугробы, снежинки»
  7. Задание «Оживи кружочек»
  8. Подвижная игра «На ёлку»
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 63-67

Занятие № 17

«Восприятие сенсорных эталонов предметов»

  1. Развитие восприятия сенсорных признаков предметов.
  2. Развитие мыслительных процессов.
  1. Приветствие «Незнайка»
  2. Задание «Будь внимателен»
  3. Задание «Знаки»
  4. Задание «Загадки-схемы»
  5. Динамическая пауза
  6. Задание «Найди лишний»
  7. Задание «Поле чудес»
  8. Игра «Карлики –великаны»
  9. Задание «Дорисуй-ка»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 53-56

Занятие № 18

«Восприятие свойств предметов»

  1. Развитие восприятия свойств предметов.
  2. Развитее мышления (сравнение, исключение, анализ).
  3. Развитие внимания (зрительное, слуховое).
  4. Развитие воображения и логического мышления
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа Филин.
  3. Работа со схемой.
  4. Работа со схемой.
  5. Задание «опиши игрушки»
  6. Игра «Назови»
  7. Динамическая пауза
  8. Задание «Лёгкий-тяжёлый»
  9. Задание «Раскрась лишний предмет»
  10. Игра «Скажи наоборот»
  11. Задание «Найди лишний»
  12. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр.56-60

Занятие № 19

«Мои помощники глазки»

  1. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
  2. Совершенствование восприятия
  3. Тренировка зрительных ощущений.
  4. Развитие зрительного внимания.
  5. Развитие зрительной памяти.
  6. Активизация творческой активности.
  1. Приветствие
  2. Путешествие в лес
  3. Появление персонажа гномика Глазастика
  4. Гимнастика для глаз
  5. Упражнение «запомни своих друзей»
  6. Игра «Прятки»
  7. Упражнение «Прогулка»
  8. Задание «Путаница»
  9. Задание «Коврики»
  10. Игра «Запрещённое движение»
  11. Задание «Найди тень»
  12. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 67-73

Занятие № 20

«Мои помощники ушки»

  1. Тренировка слуховых ощущений.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Развитие слуховой памяти.
  4. Активизация творческой активности.
  5. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
  1. Приветствие
  2. Путешествие в лес
  3. Игра «Лесные звуки»
  4. Появление персонажа гномика Глазка
  5. Игра «Тишина и шум». История про волчонка.
  6. Появление гномика Ушастика
  7. Игра «Чей голос?»
  8. Пальчиковая гимнастика «пальчики в лесу»
  9. Задание «Деревенька»
  10. Задание «Внимательные ушки»
  11. Игра «Музыкальная корзина»
  12. Игра «громкие и тихие звуки»
  13. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 82-87

Занятие № 21

«Мой помощник ротик»

  1. Тренировка слуховых ощущений.
  2. Развитие слухового внимания.
  3. Развитие слуховой памяти.
  4. Активизация творческой активности.
  1. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
  1. Приветствие
  2. Путешествие в лес
  3. Появление персонажа гномика Вкусика
  4. Гимнастика для языка
  5. Упражнение «Вкусы»
  6. Игра «Угощения»
  7. Упражнение «Пальчики»
  8. Задание «Лабиринт»
  9. Задания «Угощения»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 77-82

Занятие № 22

«Из чего же сделаны наши мальчишки?»

  1. Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков.
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Работа по развитию самоконтроля.
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Задание «Спортсмены»
  4. Физкультминутка
  5. Задание «Транспорт»
  6. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
  7. Задание «Найди лишнее»
  8. Игра «Изобрази»
  9. Задание «Настоящий мастер»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 95-99

Занятие № 23

«Из чего же сделаны наши девчонки?»

  1. Развитие коммуникативных навыков.
  2. Закрепление об особенностях поведения девочек.
  3. Способствовать формированию доброжелательного отношения к маме, бабушке, сестре, тёте.
  1. Приветствие.
  2. Появление персонажа игрушки Цветка
  3. Игра «Клумба»
  4. Релаксация «Цветок дружбы»
  5. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
  6. Задание «Куклы»
  7. Задание «Бусы»
  8. Динамическая пауза «Уборка»
  9. Загадки
  10. Задание «Помоги бабушке»
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 99-103

Занятие № 24

«Здравствуй, Весна!»

  1. Развить воображение.
  2. На основе знаний детей о весенних явлениях в природе развивать познавательные психические процессы.
  3. Развивать умение выразительно передавать разнообразие весенней природы в пластике движений, слов.
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Игра «Уходи, Зима!»
  4. Упражнение «Капель»
  5. Игра «Ручеёк»
  6. Пальчиковая гимнастика «Кораблик»
  7. Задание «Кораблик»
  8. Задание «Раскрась мальчика»
  9. Игра «Весенняя берёза»
  10. Игра «Прятки с птицами»
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 114-118

Занятие № 25

«Мой помощник носик»

  1. Тренировка обоняния.
  2. Активизация творческой активности.
  3. Закрепление навыков исследования предметов с помощью соответствующих органов чувств.
  4. Совершенствование восприятия
  1. Приветствие.
  2. Путешествие в лес
  3. Появление персонажа гномика Нюх-Нюха
  4. Гимнастика для носика
  5. Упражнение «Запахи»
  6. Игра «Приятный-неприятный»
  7. Упражнение «Замок»
  8. Задание «Внимательный носик»
  9. Задание «Лабиринт»
  10. Упражнение на расслабление
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр.73-77

Занятие № 26

«Мои помощники ручки»

  1. Тренировка тактильных ощущений.
  2. Формирование позитивной мотивации общения.
  3. Совершенствование восприятия.
  4. Закрепление навыков исследования предметов с помощью органов осязания
  1. Приветствие
  2. Путешествие в лес
  3. Появление персонажа гномика Ладошка
  4. Игра «Волшебные дощечки»
  5. Игра «Ищем клад»
  6. Игра «Волшебный мешочек»
  7. Упражнение «Дружные пальчики»
  8. Задание «Найди пару рукавичек»
  9. Задание «Внимательные ручки»
  10. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр.87-91

Занятие № 27

«Мои помощники ножки»

  1. Развитие двигательной активности.
  2. Совершенствование восприятия.
  3. Формирование позитивной мотивации общения.
  1. Приветствие.
  2. Путешествие в лес
  3. Появление персонажа гномика Топ-Топ
  4. Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
  5. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу»
  6. Задание «Найди пару сапожку»
  7. Задание «Наведём порядок»
  8. Игра «Весёлый хоровод»
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 91-95

Занятие № 28

«День смеха»

  1. Развить воображение.
  2. Развить творческое мышление.
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Игра «трамвайчик»
  4. Упражнение «Билеты»
  5. Игра «Аплодисменты»
  6. Задание «Клоуны»
  7. Задание «Дрессированные жирафы»
  8. Динамическая пауза
  9. Игра «Жонглёры»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр.118-121

Занятие № 29

«Страна Вообразилия»

  1. Развивать воображение.
  2. Продолжать формировать вербальное общение; умение слушать.
  3. Развивать восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление.
  4. Развивать мелкую и общую моторику.
  5. Развивать самосознания.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Гномик
  3. Ритуал входа в сказку
  4. Двигательное упражнение
  5. Задание «Загадочные животные»
  6. Сказка «Путаница»
  7. Анализ сказки
  8. Пальчиковая гимнастика «Помощник капитана»
  9. Задание «Лабиринт»
  10. Задание «Волны»
  11. Подвижная игра «Море волнуется2
  12. Двигательное упражнение
  13. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 103-110

Занятие № 30

Прогулка по городу. Обобщение

  1. Развитие мыслительной операции обобщение, классификация, рассуждение.
  2. Развитие коммуникативной, эмоциональной сферы.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа инопланетянина
  3. Игра «Кушать подано»
  4. Игра «Зоопарк»
  5. Пальчиковая гимнастика «Приглашение в театр»
  6. Задание «Зрители»
  7. Задание «В магазине»
  8. Игра «Едем домой»
  9. Задание «Помогай-ка, собирай-ка»
  10. Игра «Пожелания»
  11. Прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 110-113

Занятие № 31

«В гостях у сказки»

  1. Развить воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.
  2. Закрепить знание содержание сказок.
  3. Развить творческое мышление
  1. Приветствие
  2. Вводная беседа
  3. Игра «Волшебный сундучок»
  4. Задание «Лабиринт»
  5. Игра «Дружные предметы»
  6. Подвижная игра «Буратино»
  7. Игра «Собери картинку»
  8. Пальчиковая гимнастика «Лягушки»
  9. Задание «Сказочные герои»
  10. Задание прятки
  11. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр.122-125

Занятие № 32

«Волшебная игротека»

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.
  3. Повторение пройденного материала.

Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего запомнились.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Занятие № 33

«Волшебная игротека»

  1. Развитие познавательных процессов.
  2. Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.
  3. Повторение пройденного материала.

Психолог проводит с детьми игры, которые им больше всего запомнились.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Занятие № 34

«Итоговая диагностика»

  1. Диагностика зрительной памяти.
  2. Диагностика мышления (мыслительные операции, анализ, обобщения.
  3. Диагностика внимания. 
  4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков.
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Мишутки
  3. Задание «Запоминайка-1»
  4. Задание «Узор»
  5. Подвижная игра «Мы играем»
  6. Задание «Оживи фигурки»
  7. Задание «Назови одним словом»
  8. Задание «Цветок»
  9. Подведение итогов, рефлексия, прощание

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 125-129

Занятие № 35

«Итоговая диагностика»

  1. Диагностика слуховой памяти.
  2. Диагностика мышления (исключение, зрительный синтез, установление причинно-следственных связей).
  3. Диагностика внимания (концентрация, переключение)
  4. Диагностика и развитие коммуникативных навыков
  1. Приветствие
  2. Появление персонажа Мишутки
  3. Задание «Запоминайка-2»
  4. Задание «Бусы»
  5. Задание «Путаница»
  6. Подвижная игра «Не зевай»
  7. Задание «Найди лишнее»
  8. Задание «Заплатка для коврика»
  9. Подвижная игра «Мы играем»
  10. Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.  «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011г.

Стр. 129-131

  1. Контроль освоения детьми Программы

     Коррекционно-педагогический процесс организуется на диагностической основе, что предполагает систематическое проведение мониторинга эмоционального и познавательного развития воспитанников, включающие следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый.

      Первичная диагностика проводится с детьми в сентябре (1-я и 2-я недели). Данная диагностика включает в себя сбор информации о ребёнке (анкетирование родителей), изучение медицинской карты, а также углубленная диагностика познавательного и эмоционального развития детей. Целью первичной диагностики является получение полных информационных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей.

      Для проведения первичной диагностики используются следующие методики и диагностические комплекты:

п/п

Наименование методики или диагностического комплекта

Цель

1

Диагностический комплект: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду.

Выявление уровня развития познавательных процессов.

2

Наблюдение

Выявление уровня социально-коммуникативного развития ребёнка.

      Промежуточная и итоговая диагностика проводится с детьми в виде занятия в декабре и в мае (3-я и 4-я недели). И направлена на выявление динамики в развитии детей в результате коррекционно-развивающих занятий.

       Участие ребёнка к психологической диагностике допускается только с письменного согласия родителей (законных представителей), а полученные результаты могут быть использованы только для задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

  1. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

    Одной из главных задач при взаимодействии педагога-психолога ДОУ с семьей ребенка является не только выдача рекомендаций по развитию и воспитанию ребенка, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем:

  • готовность родителей быть участниками педагогического процесса;
  • распределение ответственности за успешное развитие ребенка;
  • обучение родителей необходимым навыкам и знаниям.

    В таких случаях выработанные в процессе сотрудничества с педагогом-психологом решения родители считают своими и более охотно внедряют их в собственную практику воспитания и обучения ребенка.

      Педагог-психолог информирует и обсуждает с родителями результаты своих обследований и наблюдений. Родители должны знать цели и ожидаемые результаты программы. С самого начала знакомства определяется готовность родителей сотрудничать с педагогом-психологом, объем коррекционной работы, который они способны освоить. Родителей постепенно готовим к сотрудничеству со специалистами, требующему от них немало времени и усилий.

Формы сотрудничества с семьей в рамках образовательной деятельности

   Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей - создание в МКДОУ «Новоисетский детский сад» необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями детей, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей в рамках Программы

№ п/п

Направление работы с родителями

Содержание работы

Периодичность

1

Анкетирование

Сбор информации о ребёнке

Сентябрь

(1-я и 2-я недели)

2

Индивидуальные консультации

Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающей работы.

По запросам

3

Совместное пребывание родителей и детей на занятии

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие.

1 раз в год и по запросам

4

Открытое занятие

Ознакомление родителей с методиками проведения занятия, установление доверительных отношений между родителями и педагогом, определение задач совместного воспитания и их реализация.

Октябрь

Информирование родителей о результатах освоения программы

Май

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-техническое обеспечение программы

Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество мест

1

Кабинет педагога-психолога

14

Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование        технических средств

Количество

1

Ноутбук

0

2

Принтер

0

3

Музыкальный центр        

0

Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Детский стол (регулируемый по высоте)

7

2

Детский стул (регулируемые по высоте)

12

3

Магнитная доска

1

  1. Учебно-методическое обеспечение программы

Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий, игр для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Дидактическая игра «Чувства в домиках»

1

2

Дидактическая игра «Что такое хорошо, а что такое плох»

1

3

Демонстрационный материал «Эмоции»

1

4

Карточки «Эмоции»

1

5

Дидактическая игра «Театр настроений»

1

6

Дидактическая игра «Эмоциональное лото»

1

7

Вписываете свои дидактические игры

1

Сведения об имеющемся в наличии методической литературы для организации образовательной деятельности

№ п/п

Наименование

Количество

1

Куражева Н.Ю. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального, волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011

1

2

Куражева Н.Ю., Козлова И.А. 70 развивающих заданий для дошкольников 4-5 лет.

1

  1. Режим реализации программы

Общее количество образовательных ситуаций в год

Количество образовательных ситуаций в неделю

Длительность образовательной ситуации

Форма организации образовательного процесса

35

1

20 мин.

Групповая

  1. Расписание занятий

День недели

Время

Наименование образовательной ситуации

Количество человек

Четверг

9.30-9.50

«Развиваемся вместе»

8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...

Рабочая программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста(5-7 лет)

Программа построена на основе систематизации психологического и тематического материала. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Структура...

Рабочая программа педагога – психолога по социально – эмоциональному развитию детей 3-6 лет «Я, ты, мы»

Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста составлена с учетом программы «Я -ты -мы», автор О.Л. Князева...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога-психолога «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление

Пояснительная записка. Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от ...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...