Психолого-педагогическая характеристика на дошкольника с ОНР
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Исяняева Алфира Яшаровна

Психолого-педагогическая характеристика и логопедическое представление на воспитанника компенсирующей группы детского сада с ОНР 4. Дизартрия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._harakteristika_stanin_maksim_11.01.2019.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика  

воспитанника подготовительной группы компенсирующей направленности

Заключение ПМПК: Интеллектуальное развитие в пределах  возрастной нормы. ОНР IV уровня. Дизартрия.

 Мальчик воспитывается в неполной  семье. Воспитанием ребенка занимается мама. К детскому саду отношение в семье положительное.

    Общее физическое развитие мальчика соответствует норме. Телосложение нормальное, пропорциональное.  Ребенок подвижен, координация движений удовлетворительна, но основными движениями по программе возрастной группы, владеет недостаточно, мелкая моторика рук развита слабо: затрудняется в штриховке, плохо владеет ножницами, движения не всегда точные и координированные. Ведущая рука правая.

Концентрация  внимания на занятии неплохая, но работоспособность невысокая: с интересом берется за работу, но недостаточно усидчив и настойчив, быстро устает и отвлекается от задания. Недостаточно развито слуховое восприятие. При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек (дудочки, бубна, колокольчика,  маракасов)  ошибки не допускает, не ошибается при определении направления звука. Допускает ошибки при воспроизведении ритма. После нескольких повторов ритм воспроизводит.

      В игровой деятельности использует предметы – заместители, осмысленно и целенаправленно действует, но, из-за невнимательности не всегда выполняет правила игры. Недостаточно развито творческое воображение. Мышление наглядно-образное.  Сохранение прочное. Лучше запоминает события, стихотворную форму запоминает с трудом. Запоминание осмысленное.  

        Считает до 10. Соотносит цифру, число и количество. Не владеет навыками обратного счета. Задания на классификацию предметов выполняет. Ребенок допускает  ошибки при ориентировке в пространстве и схеме собственного тела (слева-справа). Он складывает  картинку из 6 частей с разными видами разрезов, складывает  по образцу фигуры из палочек с помощью взрослого. При выполнении упражнений требуется внешняя стимуляция. Задания выполняет с организующей помощью педагога. Темп деятельности – средний.  Может прервать  деятельность из-за возникающих трудностей.

У ребенка сформированы представления о себе и ближайшем окружении. Называет  улицу и номер дома, но затрудняется в  названии города проживания. Знает порядок времен года, названия месяцев путает. Не сформировано представление о порядке дней недели.

Мальчик знает и называет основные и оттеночные цвета, любит рисовать карандашами и красками. В рисунке присутствует сюжет, хотя он отображен достаточно схематично. Увлекается конструированием, может воспроизвести постройку как по схеме, так и по собственному замыслу.

       Мальчик достаточно быстро адаптируется в новых условиях. Ребенок общительный, доброжелательный, иногда бывает конфликтным; не всегда использует адекватные способы привлечения внимания к себе.

Культурно-гигиенические навыки ребенка развиты.

Мама интересуется жизнью ребенка в детском саду, выполняет все рекомендации педагогов.

 В качестве положительных черт личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную работу, можно указать следующие: любознательность, активность.

Логопедическое представление.

Органы артикуляции. Строение губ, зубов, мягкого неба, языка  без патологии. Твердое небо высокое, подъязычная связка  немного укороченная.

  Может поднять, нахмурить брови, наморщить нос. Но надувает, втягивает щеки не в полном объеме.  Движения губ, языка медленные, неточные, в неполном объеме; ограничены движения вверх; отсутствуют «Желобок», «Чашечка», «Грибок»,  круговые движения языком и губами; испытывает затруднения в переключении артикуляционных органов с одного движения на другое, в удержании заданной позы; имеют место остаточные явления пареза (девиация кончика языка влево).

 Состояние словаря.  Объём пассивного словаря незначительно превышает объём активного словаря.

Мальчик ориентируется в названиях предметов по темам  «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда»; не обобщает группы «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт».

 Ребенок понимает названия действий: летит, плывет, идет, прыгает, ползет. Он показывает на картинке круглое печенье, квадратное, треугольное, овальное; затрудняется определить, где на картинке сладкое, а где горькое. Мальчик понимает различные формы словоизменения, но может допустить  ошибки.  Он показывает,  где пень, пни, ухо, уши и т.д.  Понимает некоторые предложно-падежные конструкции (выглядывает из шкафа, под шкафом, лежит на столе, летит над цветком,  прыгает со шкафа), уменьшительные суффиксы. Различает  глаголы единственного и множественного числа (где птица летит, птицы летят, машина едет, машины едут). Глаголы с различными приставками  путает.

Затрудняется при подборе слов с противоположным значением.

Может назвать только по 2-3 примера названий птиц, предметов мебели, ягод, насекомых. Из названий частей тела и частей  предметов не может назвать «грудь», «рукав», «манжет», «воротник», «кабину машины».

Глагольный словарь неполный.

Грамматический строй речи. Может образовать  форму множественного числа имен существительных, но допускает ошибки: стол — столы, кот—коты, дом — домы, кукла — куколки, рука — руки, окно — окны, глаз —глаза, рот — роты, река — реки, ухо — ухи, кольцо — кольца. Справляется с заданием образовать форму имен существительных в косвенных падежах также с ошибками  (шаров, ключов, берез, ложек, окнов).

Изменяет существительные множественного числа по падежам, но допускает ошибки (путешествуют на санях, на велосипедав).

Мальчик справляется с согласованием имен прилагательных с именами существительными единственного числа.

Заменяет предлог «из-за» на предлог «из-под», предлог «за» на предлог «в».

 Мальчик делает ошибки при согласовании имен числительных с именами существительными: пять мяча, две розы, пять роз, два окна, пять окна.

Испытывает затруднения при использовании суффиксального способа словообразовании.

При образовании названий детенышей животных встречаются ошибки. (У бобрихи — бобрик). Мальчик справляется с образованием приставочных глаголов («выходит из дома», «отходит от дома», «входит в дом»), но иногда заменяет приставки («переходит улицу» (идет по улице), «обходит лужу» (переходит лужу)).  Образует глаголы совершенного вида.

Связная речь.  Мальчик пересказывает текст из нескольких предложений, опираясь на план и на вопросы. Он отвечает на вопросы по тексту, но затрудняется последовательно изложить события, пропуская некоторые из них. Рассказ - описание составляет, односложно отвечая на вопросы.

    Фонетическая сторона речи. 

При воспроизведении слов различной звукослоговой структуры встречаются антиципации («водопвовотик» — водопроводчик), добавление лишних звуков («микструра» — микстура), усечение слогов («пихмахег» — парикмахер, «скавада» — сковорода), перестановка слогов («петерь» — теперь, масалет – самолет). Правильно воспроизводит следующие слова: скворец, фотограф, парашютист, погремушка.

 При воспроизведении предложений допускает ошибки: «Сестренка вешает простыни». - Сестренка развешивает простыни.  «В универсаме продаются продукты». – В универсаме продают продукты. «Парашютисты готовятся к прыжку» (слово парашютисты произносит со второй попытки).

     Звукопроизношение. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции шипящих звуков и соноров. Произношение шипящих ([ш],[ж]) щечное, звук [ч] заменяет на [ть]. Нечетко дифференцирует на слух звуки [c]-[ш], [ж]-[з],  [ч]-[ть], [л]-[р].  

     Дыхательная и голосовая функция. Тип физиологического дыхания - верхнеключичное, объем дыхания недостаточный,  речевой выдох укорочен, сила голоса - недостаточно громкий.

    Просодические компоненты речи.

Темп речи - нормальный, ритм - нормальный, навык употребления основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, восклицательной) развит недостаточно.

Фонематическое восприятие. 

Повторяет цепочки слогов с оппозиционными звуками с ошибками.

   Фонематический анализ и синтез. 

Выделяет начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, озеро, улей, уши, искры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика психолого-педагогического изучения личности старшего дошкольника

Представлена система мониторинга психодиагностических показателей развития личности старшего дошкольника...

Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ

Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ФГТ И ФГОС

Данный материал отражает анализ статей по проблеме преемственности ФГТ и ФГОС, осуществлению психолого-педагогического сопровождения процесса социализации ребенка....

Психолого-педагогическая поддержка интеллектуально одаренных дошкольников 5-7 лет.

Как построить работу с интеллектуально-одаренными детьми....

Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья

Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических  и медицинских исслед...

Психолого-педагогическая работа с одаренными дошкольниками

Формы и принципы работы с одаренными детьми дошкольного возраста...