Психолого - педагогические основы музыкального развития дошкольников в контексте с ФГТ
методическая разработка на тему
Понятие универсальных учебных действий применительно к новым условиям дошкольного образования в области "Музыка"
Совместная деятельность педагога и детей с выделением методов и приемов формирования УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo.docx | 22.2 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические основы музыкального развития дошкольников.
Формирование художественного восприятия дошкольников - одна из важнейших проблем современного дошкольного образования.
Один из важнейших вопросов педагогики и психологии - вопрос о творчестве детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребёнка. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем возрасте.
Создание творческой личности, устремлённой в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем.
Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека.
Слушание музыки — один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В процессе слушания дети приобретают самый большой, в сравнении с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений; учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее; у них развивается музыкальное восприятие-мышление — универсальная музыкальная способность, необходимая для любого вида музицирования.
В последнее время внимание, общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения. Еще в начале 30-х годов ХХ в. выдающийся отечественный психолог-гуманист Л.С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению, «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний день, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Яркие музыкальные произведения, выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способные вызвать эмоциональный отклик, воздействуя на эстетическую сторону души, становятся источником и средством воспитания.
Музыкальное искусство - один из специфичных и сложных видов искусства. Специфичность заключена в использовании особых средств выразительности - звука, ритма, темпа, сила звучания, ладо-гармонической окраски. Сложность состоит в том, что звуковой образ, созданный с помощью перечисленных средств выразительности воспринимается и трактуется каждым слушателем по-своему, индивидуально. Из всего многообразия художественных образов, музыкальные образы наиболее сложны для восприятия, особенно в дошкольном возрасте, так как они лишены непосредственности как в изобразительном искусстве, не имеют конкретности как литературные образы.
Ребенок-дошкольник приобщается к искусству исходя из своих личных особенностей, своих чувств, своего творчества, эмоционального контакта с произведением искусства.
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом, возможно через формирование музыкальных способностей, развитие которых остается актуальным в современном музыкальном воспитании.
Способности к определенному виду деятельности развиваются на основе природных задатков, связанных с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов, сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Способности развиваются только в деятельности, и нельзя говорить об отсутствии у человека каких-либо способностей до тех пор, пока он не испробует себя в данной сфере. Нередко интересы к тому или иному виду деятельности указывают на способности, которые могут проявиться в будущем. Центральным в проблеме способностей является вопрос об их наследуемости.
Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Они развиваются из задатков человека, природных предрасположенностей, которые находятся в скрытом, потенциальном виде до тех пор, пока он не начнет заниматься какой-либо конкретной деятельностью
Способности - это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе его взаимодействия с внешним миром.
Музыка как часть культуры, искусство, отражающее окружающую действительность в звуковых художественных образах, является одним из средств социализации детей дошкольного возраста.
Основные задачи психолого-педагогической работы:
- приобщение ребенка к культуре и музыкальному искусству;
- развитие музыкально-художественной деятельности.
Основными видами музыкально-художественной деятельности при реализации Программы являются: восприятие музыки (слушание), исполнение музыки (пение, музыкально-ритмические движения, элементарное музицирование), элементарное музыкальное творчество.
- развивать любознательность, активность, интерес к звуку, музыкальному звуку, манипулированию с музыкальными и немузыкальными звуками (Социализация, Познание);
- развивать эмоциональную отзывчивость на простые музыкальные образы, выраженные контрастными средствами (Социализация, Художественное творчество, Чтение);
- формировать первичные представления о свойствах музыкального звука, простейших средствах музыкальной выразительности, характере музыки (Познание);
- стимулировать развитие способностей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным экспериментированием с музыкальными звуками, звукоизвлечением, созданием элементарных образов-звукоподражаний (Познание, Чтение);
- способствовать овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками в элементарной совместной музыкальной деятельности (подвижные музыкальные игры) (Коммуникация);
- учить соблюдать элементарные правила поведения в коллективной деятельности, не отвлекаться во время музыкальных занятий (Социализация, Коммуникация);
Универсальные учебные действия-
это умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта или совокупность способов действия ребенка (а также связанных с ними навыков учения), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Способность самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса (умение учиться), обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся широкие ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Функции универсальных учебных действий:
- обеспечение возможностей ребенка самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.
Реализация деятельностного подхода в образовании осуществляется в ходе решения следующих задач:
- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
- построение содержания образовательных областей и образования в целом с ориентацией на сущностные знания;
- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;
- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития воспитанников;
- определение круга образовательных областей, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;
- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.
Содержание дошкольного образования в части приобщения детей к музыкальному искусству может быть реализовано в детском саду с помощью следующей формы работы: совместное слушание произведений.
Сначала приучаем внимательно слушать музыку, не разговаривать во время исполнения, уметь внимательно слушать небольшое музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, сопереживая настроение. Педагог включает музыкально- дидактические игры с определенным содержанием и правилами. Подбирая детские инструменты и игрушки, предлагаем детям поиграть с ними, угадать, на чем он играет, сравнить тихое и громкое звучание. Постепенно музыкально-дидактические игры усложняются. Основой методики слушания музыки является выразительное исполнение произведения, теплота и задушевность педагога, передающего его отношение к художественному образу.Необходимы наглядные приемы, в частности показ игрушки, что доставляет радость слушать музыку и смотреть на игрушку, о которой поется в песне. Применяем персонажи кукольного театра. Можно применять короткие пояснения. Такой эмоциональный фон настраивает малышей внимательно и с интересом слушать песню, усваивая знакомые слова. Более разнообразный музыкальный репертуар помогает заинтересовать ребенка музыкой, вызвать и поддержать его радостные переживания. Этому способствует качественное исполнение произведения. Развитию интереса к музыке помогают и некоторые яркие особенности произведения, в частности изобразительные. Нужно проигрывать эти моменты отдельно, заостряя внимание детей. Разученные на занятии дидактические игры должны закрепляться воспитателем в часы досуга.
Используемая литература:
Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1953, 1955; Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр, М., 1958...
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Н. А. Метлов - Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях М.: «Издательство Учпедгиз», 1939
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. М. -л.: апн РСФСР, 1947.
Кабалевский Д.Б. Как слушать и понимать музыку. – М.: Музыка, 1974
Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1997-255с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М, 2005
Усова А.П., Обучение в детском саду. – М.: «Просвещение», 1970. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого –педагогические основы проблемы развития рисования у детей 4 – 5 лет
теоретический материал по развитию рисования у детей 4 – 5 лет....
Статья "Психолого-педагогические основы проблемы развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста".
Интерес к исследованию проблемы развития логического мышления, логического компонента, связан с поиском стратегий его оптимального развития, определение эффективности условий и средств его совершенств...
Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.
Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...
Психолого-педагогические основы познавательного развития детей.
Ведущей деятельностью ребенка в раннем возрасте является предметная деятельность, она определяет психическое развитие ребёнка. Предметная деятельность создаёт благоприятные условия для раз...
Психолого-педагогические основы речевого развития дошкольников 4-5 лет
Речь человека является особым видом его деятельности и отражает мышление человека, реализуя его языковыми средствами (словом, словосочетанием, предложением).Процесс речевого развития дошкольника являе...
«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»
1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...
«Психолого-педагогические основы нравственного развития в дошкольном возрасте» на тему:«Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста."
Формирование основ моральных качеств человека начинается ещё в дошкольном детстве. В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, с...