Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников в области здоровья
методическая разработка на тему
Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы в психологических,педагогических и медицинских исследованиях все большее внимание уделяется психологическим факторам в детерминации здоровья, акцентируется значении формирования активной позиции личности в отношении к собственному здоровью. В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего потенциала личности ребенка становится одной из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций
дошкольников в области здоровья
Буторина Елена Борисовна
Старший воспитатель
ГБДОУ д/с№ 103
Фрунзенский район СПб
Позднякова Янина Юрьевна
Заведующий
ГБДОУ д/с № 103
Фрунзенский район СПб
Хороших Валерия Викторовна
кандидат психологических наук
Руководитель ОЭП
ГБДОУ д/с № 103
Фрунзенский район СПб
Сохранение и укрепление здоровья детей - одно из приоритетных направлений
в работе дошкольного образовательного учреждения. В последние годы
в психологических,педагогических и медицинских исследованиях все большее внимание
уделяется психологическим факторам в детерминации здоровья, акцентируется значение
задачи первичной профилактики и формирования здорового образа жизни,
формирования активной позиции личности в отношении к собственному здоровью.
В этой связи психолого-педагогический мониторинг здоровьесберегающего
потенциала личности ребенка становится одной из важнейших проблем детской
и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной
программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной
учебной деятельности учащихся начальных классов.
Современные требования к организации воспитания и обучения дошкольников
интенсифицируют поиски новых, более эффективных психолого-педагогических
подходов, нацеленных на приведение методов обучения детей в дошкольном
учреждении в соответствие с требованиями жизни. В этом контексте проведение
психологического мониторинга здоровьесберегающего потенциала личности ребенка
в условиях ГДОУ приобретает особое значение, поскольку позволяет решать задачи
формирования гармоничной личности, подготовить детей к будущему преодолению
трудностей в обучении и предотвратить их возникновение, разработать
индивидуальный здоровьесберегающий маршрут, способствующий успешной
адаптации к дошкольному учреждению и дальнейшей адаптации ребенка в школе.
В рамках первого этапа опытно-экспериментальной работы, проводящейся
в ДОУ № 103 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга была предложена модель
психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций дошкольников
в области здоровья, включающая в себя: цели и задачи мониторинга, предмет
мониторинга, описание основных факторов, определяющих эффективность
мониторинга, технологии психолого-педагогического сопровождения как практическое
применение результатов диагностической составляющей мониторинга. Графическое
изображение модели представлено на рисунке 1. Сама модель структурно включает
в себя два основных блока: системно-организационный и процессуальный.
Системно-организационный блок представлен факторами, определяющими
эффективность мониторинга личностных компетенций дошкольника в области
здоровья. К таким факторам были отнесены: теоретико-методологические принципы
психолого-педагогического мониторинга, готовность педагогического коллектива
к работе в инновационном режиме, поддержка родителей.
Теоретико-методологические принципы являются определяющими
при планировании педагогической работы и оценке ее эффективности. К
таким принципам были отнесены: принцип структурно-динамической целостности
при изучении личностных компетенций дошкольника ( Н. Семаго, М. Семаго),
означающий ориентацию на изучение отдельных сторон психического с позиции
целой, единой системы; принцип учета логики и последовательности нормативного
развития (Н. Семаго, М. Семаго), подчеркивающий необходимость ориентации
в процессе психолого-педагогической диагностики и коррекции на возрастные
закономерности развития и становления различных психических функций,
необходимость учета логики и последовательности становления отдельных
психических функций, их временной согласованности.
С последним принципом тесно связан принцип соответствия диагностических
и развивающих возможностей используемых в работе методик возрастным
особенностям обследуемых детей. Принцип единства воспитания и изучения
(А.И. Кочетов) предполагает необходимость всесторонненого учета результатов
изучения детей в планировании и организации деятельности педагогов, ориентирует
работу ДОУ на постоянное изучение воспитанников.
Готовность педагогического коллектива к работе в инновационном режиме
представляет собой установку, выражающуюся в осознании целей и задач
инновационной деятельности, позитивном отношении, позитивной оценке опытно-
экспериментальной работы, проводящейся в ДОУ, активном участии в отдельных
программах в рамках опытно-экспериментальной работы.
Поддержка родителей как заинтересованных субъектов педагогического процесса
является необходимым условием эффективности психолого-педагогического
мониторинга.
Процессуальный блок представлен компонентами, отражающими логику
и последовательность процесса психолого-педагогического мониторинга. Эта работа
начинается с постановки цели, формулирования задач, способствующих ее реализации,
определения предмета мониторинга.
В нашем случае предметом мониторинга являются интеллектуальные, регуляторные,
телесные, эмоциональные, коммуникативные, креативные и духовно-нравственные
компетенции личности в области здоровья, выделенные на основе холистической
модели здоровья В.А. Ананьева «Цветок потенциалов», предполагающей гармоничное
раскрытие целой группы здоровьесберегающих потенциалов (тогда как раскрытие
отдельных компетенций - потенциалов личности ребенка будет свидетельствовать
о наличии «фрагментарного здоровья»).
- Интеллектуальные компетенции (интеллектуальный аспект здоровья) –
способность ребенка приобретать знания о здоровье, здоровом образе жизни,
владение универсальными предпосылками учебной деятельности.
- Волевые компетенции (личностный аспект здоровья) – предполагает
формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять
за себя. Включает такие параметры как позитивную самооценку ребенка,
оптимальный уровень притязаний, высокую мотивацию к выполнению учебной
деятельности, развитие саморегуляции.
- Эмоциональные компетенции (эмоциональный аспект здоровья) – способность
ребенка распознавать и цивилизованно выражать свои чувства, быть свободным
от страхов, уметь справляться с агрессивными тенденциями в поведении.
- Телесные компетенции (соматический аспект здоровья) – способность ребенка
к спонтанному, естественному телесному поведению, устойчивость тела,
уравновешенность, принятие своего внешнего облика. Для ребенка этот аспект
включает изучение «телесной топографии», освоение простейших приемов
психосоматической регуляции, получение удовольствия от взаимодействия
с телом через физические и танцевальные мероприятия
- Коммуникативные компетенции (социальный аспект здоровья) – включает
развитие коммуникативных навыков ребенка, повышение культурных навыков
в процессе общения с детьми и взрослыми, развитие социальной смелости,
осознание ребенком своих прав и обязанностей.
- Креативные компетенции (творческий аспект здоровья)– способность ребенка
к созидающей активности, его умение творчески самовыражаться
и адаптироваться к неожиданным жизненным ситуациям. Данный аспект
включает развитие возможности ребенка генерировать новые идеи и креативные
образы, позволяет выявлять и поддерживать проявления детской одаренности
- Духовные компетенции (духовный аспект здоровья) – понимается как развитие
духовной природы ребенка, связанной с желанием творить добро, отстаивать
справедливость. Это направление связано и с развитием экологических
представлений, художественно-эстетических возможностей ребенка,
приобщением к традициям русской национальной культуры.
Изучение степени сформированностиотдельных компетенций дает возможностьдля
выявления проблем в развитии ребенка, и соответственно в определении основных
направлений психолого-педагогической работы по формированию личностных компе-
тенций дошкольника в области здоровья. Практической реализацией диагностического
этапа работы является разработка технологий психолого-педагогического сопровожде-
ния ребенка.
Процесс мониторинга является пролонгированным во времени и предполагает
постоянный контроль за состоянием воспитанников и уровнем сформированности
личностных компетенций в области здоровья. В ходе психолого-педагогического
мониторинга необходима постоянная проверка степени соответствия результатов
педагогической работы поставленным целям и задачам, что может приводить как
к коррекции последних, так и способствовать модификации используемых в работе
технологий.
Предложенная модель психолого-педагогического мониторинга личностных
компетенций в области здоровья дошкольников проходит апробацию, что позволит
оценить ее потенциал на практике.
Литература
- Ананьев В.А., Малыхина Я.В., Васильев М.А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения: Монография-СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие.
-М. : Педагогическое общество России, 2005
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. - СПб.: Речь, 2006
Модель психолого-педагогического мониторинга личностных компетенций
дошкольников в области здоровья
Рисунок 1. Графическое изображение модели
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии
Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...
Программа психолого-педагогического сопровождения социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста "Быть собой".
Основы социально-личностного развития зарождаются и наиболее интенсивноразвиваются в раннем и дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другимилюдьми является фундаментом...
Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ.
Модель психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ (презентация)...
Конспект занятия психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста «Мы вместе».
Цели:- совершенствовать навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, пантомимикой) – средствами человеческого общения; - развивать культуру речи в ситуациях приве...
Занятие психолого-педагогического сопровождения социально – личностного развития детей старшего дошкольного возраста
Цели: - содействовать умению устанавливать контакт друг с другом, подстраиваться к темпу движения партнёра;- формировать взаимопонимание;- создать атмосферу доверия, психологического комфорта;- закреп...
Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Модели психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
Презинтация на тему психолого-педагогического сопровождения детей в ДОУ...