Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащих детей
Скачать:
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД ТЕМА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ |
Выполнила: |
Новоковская Наталия Ивановна |
2023
Содержание
Введение 3
- Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей 4
- Формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха 6
- Задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащих детей 8
Заключение 11
Список литературы 12
Введение
Одним из направлений модернизации образования является обеспечение государственной гарантии и равных возможностей получения полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В семье ребёнок осваивает родной язык – основу и залог формирования его гармоничной личности. В связи с этим актуальным становится поиск наиболее продуктивных форм и видов сотрудничества учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.
Семья, где растёт ребенок с нарушением слуха, требует особого внимания и защиты. К сожалению, количество детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, постоянно растёт. Поэтому залогом успешности коррекционной деятельности является работа всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи. Однако очень часто мы замечаем, что родители не уделяют должного внимания работе со своими детьми. Главная причина – это низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей. Поэтому особую социальную и педагогическую значимость приобретает внедрение вариативных форм сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в системе коррекционно-образовательной работы.
Целью логопедической службы является использование различных содержательных и структурных вариантов взаимодействия учителя-логопеда и семьи, как способа повышения качества коррекционно-образовательного процесса. Для достижения поставленной цели можно определить следующие задачи:
- установление партнёрских отношений с семьёй;
- создание атмосферы общности интересов;
- повышение психолого–педагогической компетентности родителей;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций.
- Цели и задачи психолого-педагогической работы с семьями глухих детей
Социальная адаптация глухого ребенка зависит от родительского поведения. Недостатки в сенсорном развитии уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений детей с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения и тормозит эмоциональное развитие ребенка. Значительная часть слышащих родителей нуждается в обучении умению общаться со своим глухим малышом. Поэтому родителям, имеющим детей с нарушениями слуха, должна оказываться психолого-педагогическая помощь.
Логопед совместно с социальным педагогом, сурдопедагогогом, психологом консультирует родителей по вопросам взаимоотношений со своим ребенком, особенностям его развития и обучения. В процессе таких консультаций у родителей формируется адекватный уровень понимания возможностей ребенка, развиваются навыки общения с детьми. Это способствует эмоциональной адаптации родителей, что позволяет им принять болезнь ребенка и выработать позитивные установки к себе и своему ребенку, что будет способствовать эффективному воспитанию и обучению ребенка в условиях семьи.
Семья глухого дошкольника нуждается в специальной работе, направленной не только на самого ребенка, но и на всю семью в целом. Целями коррекционно-реабилитационной и психолого-педагогической работы с семьями глухих детей являются:
- обеспечение адекватных микросоциальных условий развития глухого ребенка в семье;
- преодоление состояния фрустрации и оптимизация самосознания родителей;
- формирование позитивного отношения близких лиц к глухому ребенку и оптимистического взгляда в будущее.
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
- сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации;
- установить причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения и способствовать их коррекции;
- выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию глухого ребенка в семье; добиваться оптимизации самосознания родителей, снижения уровня фрустрированности личности;
- способствовать оптимизации личностного развития глухих детей;
- обучить родителей приемам формирования в семье реабилитационных условий, методам воспитания, обучения и реабилитации детей, обеспечивающим оптимальное развитие глухого ребенка;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации глухого ребенка; скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Семье необходима комплексная помощь со стороны различных специалистов, которая должна осуществляться в нескольких направлениях:
- создание родительских клубов;
- информационное обеспечение;
- помощь в поиске духовной поддержки;
- помощь в поиске адекватных способов преодоления трудностей, своих скрытых ресурсов;
- дифференцированная психолого-педагогическая поддержка (наиболее актуальным в такой поддержке является следующее — научить родителей воспринимать собственного ребенка с ограниченными возможностями как человека со скрытыми возможностями).
Прогнозировать наиболее оптимальную и эффективную жизненную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно в том случае, когда в семье существует единая система ценностей, общие цели, желание максимально проявить и реализовать собственные возможности, помочь в этом своим близким, когда члены семьи уважительно относятся друг к другу. Именно в этом случае семья будет необходимой развивающей средой для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип единства и взаимодействия коррекционно-воспитательного воздействия семьи, образовательных организаций и специалистов социальных и психолого-педагогических служб, определяющий порядок работы семьей всех компетентных структур.
В работе с семьей, имеющей ребенка-инвалида, принимают участие различные специалисты – логопеды, психологи, педагоги, дефектологи, социальные работники. Важно чтобы их действия относительно работы с ребенком и с семьей были скоординированы и взаимодополняемы. В этом залог эффективности реабилитационных действий. Успех коррекционной работы возможен только при условии тесного взаимодействия между семьей, специальным коррекционным образовательным учреждением и специалистами службы социальной и психологической помощи семье.
- Формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха
Причины, вызывающие речевые нарушения, множественны. Решить их быстро невозможно. Речевые проблемы вызывают трудности усвоения школьных предметов, что является наиболее частой причиной школьной дезадаптации, снижения учебной мотивации, возникающих, в связи с этим отклонений в поведении.
К детям с нарушением слуха нужен специальный подход, усиленное внимание. Им необходима своевременная, квалифицированная, систематическая помощь учителей и родителей. Одно из главных условий грамотной речи детей – создание благоприятной языковой среды. В силу большой подражательности ребёнок повторяет за взрослыми не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи взрослых.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность совместной работы. Возникает понимание того, что создание единого речевого пространства для развития ребёнка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Мы ищем новые формы работы с родителями, но и не оставляем прежние, проверенные опытом:
- беседа - позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения; -анкетирование даёт возможность проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье, изучить адекватность позиции родителей по отношению к речевому дефекту ребёнка, их педагогическую осведомленность;
- групповые родительские собрания помогают нацелить родителей на помощь ребёнку; подводятся итоги проделанной работы, освещается план мероприятий для дальнейшей коррекции речевых нарушений;
- консультации - должны быть предельно чёткими и содержать только необходимый родителям конкретный материал. Также на консультациях родители делятся своим опытом;
- индивидуально-практические занятия знакомят родителей с практическими приемами логопедической работы;
- наглядная информация — это информационные стенды, статьи в уголках для родителей, памятки и буклеты с различной информацией;
- использование современных компьютерных технологий, которое способствует осуществлению мобильной связи с родителями через Интернет-сайты, электронную почту (консультации, рекомендации, приглашения на родительские собрания.
Кроме того, учитель-логопед подберет обучающие программы, игры, которые позволят ребёнку с ОВЗ в домашних условиях закреплять полученные знания.
Роль логопеда состоит ещё и том, чтобы донести до родителей всю необходимую для работы информацию. В организации работы с родителями предполагается:
- преемственность – непрерывность работы логопеда и родителей над коррекцией речевых недостатков;
- научность –предлагаемый материал базируется на современных научно-методических разработках специалистов;
- доступность – все рекомендации и консультации предоставляются родителям в доступной и удобной для них форме;
- систематичность – сотрудничество логопеда и родителей осуществляется регулярно на протяжении всего периода коррекционной работы.
- Задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащих детей
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т.Г. Богданова, Е.И. Исенина, М.М. Семаго, В.В. Ткачева). Появление в семье физически или психически: неполно ценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д.), искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца), нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания.
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е.И. Исенина, Д. Льютеман, В.М. Paxманов): 1 стадия — шок, 2 стадия —понимание, 3 стадия — «защитное отрицание», 4 стадия — «принятие глухоты», 5 стадия —конструктивные действия.
Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того как пережиты предыдущие.
Существуют разные типы отношений родителей к глухому ребенку:
• полное принятие: родители понимают и принимают глухоту ребенка, ищут способы разрешения проблем, относятся к нему с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности;
• сверхопека: родители освобождают ребенка от обязанностей, мера помощи значительно превышена, дети становятся несамостоятельными и зависимыми;
• нереалистическое отношение: родители отказываются признать, что их ребенок глухой, ставят перед ним сложные задачи. Такой ребенок начинает чувствовать себя одиноким и несчастным, так как не может соответствовать требованиям и отвергается близкими людьми;
• безразличие: неосознанные чувства и жизненные ценности родителей приводят к эмоциональному неприятию ребенка, которое проявляется в избежание общения с ним, отсутствии попыток понять, полюбить его. Этот тип отношений наиболее опасен для развития ребенка.
В связи с вышеизложенным перед сурдопедагогом и специальной школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.
Основная цель совместной деятельности школы и семьи — включение родителей в систематическую активную коррекционную работу по воспитанию и образованию детей с нарушениями слуха.
Задачи работы сурдопедагога с родителями неслышащих и слабослышащих заключаются в следующем:
• разработке и реализации комплексных программ по оказанию консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям;
• оказании помощи родителям в осознании роли семьи в воспитании и развитии ребенка;
• ознакомлении родителей со специальной психологической и педагогической литературой;
• информации об особенностях и перспективах развития ребенка;
• знакомстве родителей с содержанием, формами и методами воспитания и обучения детей;
• оказании помощи родителям по социальной адаптации и реабилитации ребенка с нарушением слуха в практических учреждениях;
• содействии в укреплении авторитета родителей, воспитании любви и уважения к ним;
• выявлении и распространении положительного опыта семейного воспитания.
Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.
В школе эта работа организуется социальным педагогом и классными руководителями при активном участии вое питателей и учителей-предметников.
Заключение
Доверительно-партнерские отношения между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолевают не только собственно нарушения речи, психических процессов, поведения у ребенка, но и решают многие внутриличностные конфликты и проблемы детей и родителей, благодаря чему создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с особенностями в развитии, формируются детско-родительские отношения.
Взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, осуществления сложного процесса коррекции, так как наилучшие результаты отмечаются там, где учитель-логопед и родители действуют согласованно. Совместная работа с семьей строится через дифференцированный подход к семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, основывается на определении стратегии взаимодействия здесь и сейчас.
Список литературы
- Баранова, Г.А. Подготовка учителя-логопеда к использованию логопедических технологий в процессе повышения квалификации [Текст] / Г.А. Баранова // В сборнике статей Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии нового тысячелетия». В 2 ч. Ч.1. – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.136.
- Баранова, Г.А. Использование игровых технологий как средства повышения эффективности логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, А.С. Пушкарева // В сборнике статей XXVI Международной научно-практической конференции «Теоретические и методологические проблемы современного образования». – Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С.10.
- Баранова, Г.А. Подготовка педагога дошкольной образовательной организации к коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Г.А. Баранова, Е.И. Андреева // В сборнике статей по материалам LIII международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». – М.: Изд-во «Интернаука», 2016. – № 8(53). – С. 9.
- Загородняя О.Ф. Воспитание и развитие ребенка с ограниченными возможностями в семье.// Социальная адаптация детей и молодежи с ограниченными возможностями: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Белгород, 19-20 марта 2009 г.). - Белгород: Издательство ООО «ГиК», 2009. – с. 53-58.
- Москвина Н.И. Взаимодействие семьи и школы/Н.И. Москвина // Классный руководитель, 2005. - №5. - С.102 – 107.
- Янн П. А. Воспитание и обучение глухого ребенка: Сурдопедагогика как наука: Учебное пособие для студентов.– М., 2003.
- Васильева Р.Е. «Организация работы с родителями детей с нарушением слуха», г. Нюрба, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
консультация для родителей...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека игр и игровых упражнений. Тема: "Активизация словаря и развитие грамматического строя речи у детей с нарушениями слуха"
Данная консультация раскрывает понятия «активный и пассивный словарь», «грамматический строй речи». Консультация содержит картотеку игр и игровых упражнений, направленных на ак...
Консультация для родителей детей, имеющих нарушения слуха. Картотека развивающих и дидактических игр, направленных на развитие психических процессов памяти, внимания и мышления, речи
Данная картотека подробно раскрывает работу по развитию психических процессов у детей дошкольного возраста....
Формирование диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности
В консультации раскрыты особенности формирования диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности....
Сообщение «Расширение кругозора и развитие коммуникативных возможностей детей с нарушением слуха в процессе экскурсий».
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также пр...
Рабочая программа учителя логопеда в группе для детей с нарушением слуха
Рабочая программа составлена для работы с детьми с нарушением слуха. В ней расписаны формы работы учителя-логопеда для развития слуха и речи детей дошкольного возраста....