РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
консультация по рисованию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Подготовила воспитатель Губина Г.И.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.
Развитие любого ребёнка с первых дней жизни происходит под направляющим влиянием взрослых, при этом огромное значение принадлежит воздействию при посредстве слышимой речи. Ребёнок с нарушенным слухом развивается не только в беззвуковой, но и в безречевой среде. В результате задерживается развитие восприятия и деятельности. Формирование и развитие изобразительной деятельности у глухого ребёнка несёт печать своеобразия. В особенно трудном положении оказываются дети, которых вообще не обучали приёмам выполнения той или иной деятельности. Так, отмечается более позднее становление предметного рисунка, обеднённость содержания, стереотипия. Очень медленно и в ограниченных пределах развивается сюжетный рисунок.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребёнка.
Необходимо, обучая изобразительной деятельности:
* пробудить у детей положительную эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, к родной природе, к событиям жизни;
* сформировать изобразительные навыки и умения.
Обучая изодеятельности, воспитатель учит детей воспринимать окружающий мир, выделять предметы и их свойства. В помощь зрительному восприятию привлекаются другие сохранные анализаторы - осязание, двигательная чувствительность. То, что ребёнок воспринял, сочетается со словом, которое даётся в доступной для ребёнка форме. На основе сочетания чувственного образа со словом формируются представления, которые могут быть затем вызваны, актуализированы по слову. Таким образом, изобразительная деятельность становится средством формирования у слабослышащих детей полноценной речи.
Изодеятельность развивает определённые способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями.
Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.
Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. Кроме того, изодеятельность доставляет детям радость, создаёт положительный настрой!
Знакомьте ребёнка с назначением различного материала, который используется в изобразительной деятельности:
- вместе с вами ребёнок учится сгибать бумагу, мять, мочить, рвать, слушать её шуршание через аппарат;
- вместе с ребёнком используйте нарванные вами разноцветные кусочки бумаги разного сорта для аппликации – наклеивайте кусочки на больших листах бумаги (обратной стороне обоев), получая изображения салюта, больших шаров, дорожки и т. п.
- учите ребёнка отделять куски от мягкого куска глины, пластилина, делать лепёшку и вместе с ребёнком делайте орнамент из вмятин с помощью пальцев, с помощью карандаша.
- знакомьте ребёнка с инструментами – кисть, фломастер, пастель, уголь, цветные мелки.
- учите ребёнка проводить линии свободной, ненапряженной рукой – одним взмахом руки, используя различные инструменты.
- учите ребёнка участвовать в совместном с вами ( а лучше – коллективном) рисовании .
- делайте с ребёнком различные конструкции из строительного материала.
- Очень серьёзное требование – занятия должно быть интересными для ребёнка! Постепенно у вас появятся и выдумка, и фантазия, необходимые для достижения успеха в обучении каждого ребёнка. Малыш должен всегда видеть вашу заинтересованность в занятии, должен видеть в вас напарника, а не «учителя». Постоянная доброжелательность и улыбка должны сопровождать ваши занятия. Творческих успехов вам и детям!
На занятиях по изодеятельности, которые проводятся воспитателем, ставятся
следующие задачи:
• Вызывать интерес к рисованию, лепке, аппликации, желание рисовать, лепить вместе со взрослым и самостоятельно,
• Учить воспринимать изображения как отражения реальных объектов, узнавать предмет в различных изображениях,
• Формировать положительное эмоциональное отношение процессу и результату изодеятельности, поощрять гордость за свои достижения,
• Развивать игровую направленность изодеятельности, учить действовать с готовыми изображениями, лепными поделками.
• Развивать восприятие готовых изображений как важнейшую предпосылку возникновения собственной изодеятельности: рассматривать иллюстрации в детских книгах, учить понимать содержание изображенных бытовых действий, подражать им, сопровождая отраженной и, по возможности, самостоятельной речью, например, в виде звукоподражаний, отдельных слов.
• Формировать необходимые операционно-технические умения в ходе рисования, лепки и т.д.
• Развивать целенаправленные движения кисти и пальцев рук, движения обеих рук под контролем зрения.
• Знакомить со способами зрительно-двигательного моделирования формы объектов (обведение по контуру перед рисованием, ощупывание двумя руками перед лепкой), учить связывать обводящее и исполнительское движение.
• Развивать ассоциирование графического следа с предметом, стимулировать «узнавание» каракулей, направлять детей на «опредмечивание» изображения путем лепетного слова или указательного жеста, закреплять связь со словом.
• Знакомить с основными цветами,
• Знакомить с основными орудиями и их названиями, а также с названиями действий.
• Знакомить с приемами работы с пластилином, с правилами работы.
• Развивать чувство ритма,
• Развивать координацию движений обеих рук, формировать систему «взор — рука», зрительно-двигательную координацию.
• Использовать изодеятельность в качестве средства сенсорного воспитания формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отраженному повторению), так и в письменной (предъявление табличек для глобального чтения).
Используемые таблички — это, прежде всего, имена детей, имя педагога, БУДЕМ
РИСОВАТЬ, РИСУИ, ЛЕПИ, ПОСТРОИ, ДА11, ВОЗЬМИ, БУМАГА, ВОЗЬМИ
БУМАГУ, ФЛОМАСТЕР, КРАСКИ, КИСТОЧКА, ВОДА, ПЛАСТИЛИН,
ЛЕПИ... (ШАР, МЯЧ, КОЛБАСУ и т.п.), РИСУЙ ЛИСТЬЯ, РИСУЙ ВОДУ ( КЛУБОК,
ТРАВУ, СНЕГ и т.п.), ХОРОШО, МОЛОДЕЦ, КРАСИВО.
Пример: Рисование фломастером клубка.
Использованная литература:
А. А. Венгер «Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельности»
«Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье» (Методические рекомендации для родителей под ред. Э. И. Леонгард)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
Речевой материал на первом году обучения используется как в устной форме (слухозрительное предъявление и побуждение детей отражен...
Конспект занятия по экологии для детей с нарушением слуха второго года обучения «Угощение для гостей»
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста Задачи: Образовательная: ·...
Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».
Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Осень».Данный материал будет интересен воспитателям работающим с детьми ...
Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима».
Наблюдения по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Зима»....
Наблюдения по формированию элементарных экологических представлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна».
Наблюдения по формированию элементарных экологическихпредставлений на прогулках с детьми с нарушенным слухом 1 года обучения. «Весна»....
Учебно-методический комплекс. Тема: "Время года- осень" для детей с нарушением слуха 1 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- осень»(ознакомление с окружающим миром), НОД по теме: "Разноцветные листочки"(нетрадиционная техника ...
Учебно- методическая разработка «Время года- зима" для детей с нарушением слуха 5 года обучения.
Состоит из 2 конспектов - НОД по теме: «Время года- зима»(ознакомление с окружающим миром с элементами экспериментирования), НОД по теме: "Волшебные узоры на окне", в...