Сообщение «Расширение кругозора и развитие коммуникативных возможностей детей с нарушением слуха в процессе экскурсий».
статья по окружающему миру

Карх Елена Владимировна

         Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад компенсирующего вида «Лучики»

Сообщение

«Расширение кругозора и развитие коммуникативных возможностей детей с нарушением слуха в процессе экскурсий».

Карх Елена Владимировна

воспитатель  высшей категории

МКДОУ д/с компенсирующего вида «Лучики» г.о. Коломна

Коломна 2014г.

         Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — это коллективное посещение определенных объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями и

т. п.

       Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: "Глухота – более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества – способности быстрого и свободного общения. Глухота – недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

      "Слышать" – значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. "Слышать" – значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. "Слышать" – это значит иметь облик слышащего человека, располагать окружающих к общению.

       В ходе всего учебно-воспитательного процесса особое внимание уделяется развитию речи детей, их остаточного слуха, формированию произносительной стороны речи. Во всех специальных детских садах организовано целенаправленное  обучение детей с нарушенным слухом, направленное на их широкую социализацию, всестороннее развитие личности ребенка, обеспечение коррекции дефекта слуха.

       Развитие личности, т.е. становление культуры в человеке, происходит благодаря речевой коммуникации. Для интеграции детей нужно формировать у глухого ребенка навыки речевого общения.

        Очень полезны для социализации глухих детей экскурсии. В этих условиях он

-1-

учится действовать в группе, в коллективе; учится подчинять свои интересы и желания желаниям и интересам других. Расширяются представления об окружающем мире, совершенствуется речь ребенка, потому что он общается с большим количеством говорящих и слышащих людей разного возраста.  

       Известные сурдопедагоги ( С.З. Зыков, Н.М. Лаговский, А.Ф. Остроградский, Ф.А. Рау,  Ф.Ф.  Рау) раскрывая задачи обучения и принципы воспитания детей с недостатками слуха, указывали на необходимость активного познания окружающей действительности, получения впечатлений и знаний на основе наблюдения жизни, быта, усвоения нравственной культуры ближайшего окружения ребёнка и его самостоятельной практической деятельности.  

            Одним из путей повышения эффективности обучения дошкольников с нарушениями слуха является широкое использование наглядно – практической деятельности. Наиболее эффективным и общедоступным способом изучения окружающего  мира является экскурсия. В программах детских садов для детей с нарушением слуха экскурсии составляют обязательную часть учебно – воспитательного процесса. Экскурсия  активизирует познавательную деятельность, расширяет знания в разных областях окружающей жизни, культуры. Знания, которые дети получают во время экскурсий, более конкретны и точны, так как восприятие окружающего мира происходит в естественной среде.

Можно проводить следующие виды экскурсий:

  • искусствоведческие;
  • обществоведческие;
  • природоведческие;
  • профориентационные;
  • познавательные;

А также необходимо проводить повторные экскурсии. Например: повторение природоведческих экскурсий проводится для того, чтобы у детей сформировались понятия сезонных изменений в природе  ( желательно, чтобы эти наблюдения проводились в одном и том же месте, возможно за одним и тем же объектом). На других повторных экскурсиях расширяются представления и обогощается словарь детей.

-2-

Например: магазины - книжный, овощной,    мебельный ; парикмахерская- мастер женский, мужской и т.д.

При  планировании экскурсий  необходимо учитывать:

  • возрастные и психологические особенности дошкольников;
  • взаимосвязь экскурсионной работы с программным  материалом;
  • уровень их готовности к решению познавательных задач;
  • состояние их слуха, речи и речевой активности.

          При проведении экскурсии с детьми с нарушениями слуха заранее обдумывается  ход, введение экскурсии, формы обсуждения её результатов, подбирается речевой материал, задания для детей. Перед экскурсией желательно заранее знакомиться с объектом экскурсии.  Для того,  чтобы определить на что требует обратить внимание детей, фиксируется объект для наблюдения, составляется примерный план экскурсии,  определяются цели и задачи экскурсии.

       До проведения  экскурсий следует чётко определить познавательно – развивающие и коррекционные задачи:

  • развитие и обогащение знаний и представлений об окружающем мире;
  • развитие мыслительных операций и познавательной активности;
  • активизация речевого общения, формирование речевого поведения и культуры речи;
  • развитие осознанного отношения к окружающему и воспитание самостоятельности, творческой активности.
  •  развитию осознанного отношения к окружающему, индивидуальных личностных качеств.

Организация экскурсии включает три основных этапа проведения:    

       - подготовительный;

       - ход экскурсии (собственно экскурсия);

       - заключительный;

Систематическое проведение экскурсий позволяет выработать у дошкольников с нарушениями слуха навыки использования слухового аппарата не только для восприятия речи, но и для восприятия окружающего мира, что

-3-

обогащает их интеллектуальное развитие, расширяет их кругозор.  Индивидуальные или групповые задания во время экскурсий активизируют творческую, практическую и познавательную деятельность детей. Развивается культура взаимоотношений между детьми, создаются условия для поиска решений проблемных ситуаций. Возникающие ситуации речевого общения способствуют активизации речевого развития, усвоению новых слов, фраз с помощью педагога и воспитателя. Во время экскурсии у детей пробуждается любознательность, что, естественно, выражается в повышении речевой активности. Формируется речевое поведение детей.

    На  подготовительном  этапе детям сообщается о предстоящей экскурсии.  Проводится предварительная беседа,   рассматриваются картинки, схемы, фотографии. Таким образом, расширение кругозора детей начинается ещё до проведения экскурсии, во время её подготовки.          Перед началом  экскурсии  проводится  беседа по технике безопасности. Рассказывается о правилах поведения  на дорогах города, вблизи проезжей части, о правилах поведении в дороге  и на месте проведения экскурсии.

          Педагог и воспитатель планирует,  что нужно взять с собой на экскурсию (альбом, фломастеры, таблички, тематические картинки на выбор, с учётом возраста детей, оборудование для запланированных опытов и экспериментов). Оценивается  готовность детей к выходу, вместе с ними  проверяем наличие и состояние слуховых аппаратов. Желательно иметь фотоаппарат.

II этап.  Собственно экскурсия.

    Основной этап позволяет обеспечивать связь наглядно-чувственного опыта с речью. При этом формируется такое необходимое качество, как наблюдательность. Планомерность наблюдений позволяет рассматривать предметы в определённой последовательности.

Наблюдение это один из основных видов деятельности во время экскурсии. Для повышения качества восприятия необходимо

•    создать проблемную ситуацию перед наблюдением;

•    зафиксировать внимание детей на важном, существенном;

-4-

•    стимулировать их активность в процессе наблюдения.

         В отличие от слышащих детей проведение экскурсии с глухими  и слабослышащими  дошкольниками требует постоянного учёта коммуникативных возможностей. Наряду с использованием устной словесной формы общения применяются таблички с письменными словами, фразами, картинки.  На экскурсии желательно больше заниматься наглядно – практической деятельностью и по возможности включать детей в тот или иной вид деятельности. Например: собрать гербарий, ракушки,  самостоятельно покормить животных или птиц в уголке природы и т. д.

          Непосредственно перед экскурсией можно дать детям установку на беседу с взрослыми. Беседа с взрослыми требует предварительной подготовки, которую заранее можно записать в  виде образцов в альбом. Например, перед экскурсией в магазин сообщить детям, что они сами будут покупать сок.  Для этого нужно  обратиться к продавцу. Для этого записывают в альбом   варианты фраз: «Я хочу купить сок», «Дайте, пожалуйста, сок», «Сколько стоит  сок?», «Спасибо».  При проведении экскурсии необходимо использовать  заранее приготовленные таблички с новым речевым материалом: касса,  продавец, деньги и т.д.

        Говорить на экскурсии надо только о том, что можно показать. Проводя любые объяснения, не следует забывать о роли слова и наглядно – практической деятельности в познание мира детей с нарушениями слуха. Такая организация работы закрепляет речевое оформление наблюдений ребёнка с нарушениями слуха, от правильности которого зависит дальнейшее введение понятий в его самостоятельную речь.

       Правильно нужно проводить демонстрацию изучаемого. Умение правильно показать исследуемый объект или явление важно для чёткого усвоения и полноценного восприятия экскурсионного материала. Рассказывая об объекте или давая какие – либо объяснения, надо  убедиться, что все дети видят его, собрались вокруг него широким кругом на расстоянии вытянутой руки. Для  детей с нарушением слуха особенно важно, чтобы во время объяснений воспитатель или педагог находятся от них на расстоянии прямой видимости.

-5-

 Экскурсия – один из видов занятий по ознакомлению детей с окружающим миром, поэтому в заключительной части необходимо подвести итог, сделать определенные обобщения, выводы, а также похвалить ребят, создавая ситуацию успеха.

III этап.

          После проведения экскурсии  дети делятся полученными впечатлениями.  Лучшим способом закрепления полученных во время экскурсий знаний является её повторение. Каждый ребенок отмечает, что больше всего ему понравилось и запомнилось на экскурсии. Просматривая фотографии, педагог и воспитатель помогают детям составить рассказ об увиденном на экскурсии: последовательность событий, оформление фраз. Дети изготавливают книжку-самоделку по своим впечатлениям , закрепляют  полученные  знания в  игровой     ( с/р и дидактической играх), изобразительной деятельности и самое главное речевой. Желательно провести коллективное рисование во время  проведения, которого дети вместе ещё раз вспоминают, что они видели на экскурсии, договариваются и рисуют. Во время договора обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь, расширяется словарный запас. В современных условиях большую роль на третьем этапе играет использование ИКТ (информационно - коммуникационные технологии). Педагоги просматривают, сделанные во время экскурсии фотографии и видеоматериалы, для создания презентаций, слайд-показа, коротких фильмов( виртуальных экскурсий). Эти материалы могут быть собраны и без участия детей (не вовремя экскурсий), они могут использоваться в подготовительном и заключительном этапах проведения экскурсии.

В настоящее время в нашем саду обучаются слабослышащие дети и с кохлеарными имплантами ( КИ).  Поэтому для данной категории детей педагогом и воспитателем планируются дополнительные задачи по развитию слухового восприятия во время экскурсии. Это слушание звуков природы – гром, шум дождя, пение птиц, шелест листьев, голоса животных и т.д. А также бытовые шумы- звуки металлических и стеклянных предметов( экскурсия на кухню), гул

-6-

пылесоса и стиральной машины ( экскурсия в прачечную); на улице – гул машин, стук колёс трамвая и т.д.

      Экскурсионная работа при правильной её организации создает хороший настрой  у всех участников похода (педагогов, детей ). Само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след. Экскурсии имеют оздоровительное, воспитательное и развивающее значение, а самое главное позволяют  расширить кругозор и  развивать коммуникативные возможности детей с нарушениями слуха.    

-7-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по развитию речи для детей с нарушением слуха (младшая группа)

1.Конспект  подгруппового  занятия в младшей группе по развитию слухового восприятия и обучению произношения.2. Конспект подгруппового занятия по развитию речи в младшей  группе для дет...

Развити движений у детей с нарушениями слуха.

Методические рекомендации по развитию движений у детей с нарушениями слуха....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.

Развитие речи у детей с нарушением слуха....

Формирование диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности

В консультации раскрыты особенности формирования диалога у детей с нарушениями слуха в процессе совместной игровой деятельности....

Методическая разработка развитие коммуникативных возможностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях центра содействия семейному воспитанию

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-коммуникативного детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности, особенно ...

Доклад для учителей-логопедов "Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей с нарушениями слуха в процессе обучения и воспитания".

Цели психолого-педагогической работы с семьями глухих детей; формы работы учителя-логопеда с родителями ребенка с нарушением слуха; задачи работы учителя-логопеда с родителями неслышащих и слабослышащ...