«Опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры».
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Зехина Ольга Николаевна

Презентация опыта работы на конкурс "Педагог-профессионал".

Скачать:


Предварительный просмотр:

          «Опыт работы по развитию коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры».

Зехина Ольга Николаевна,

воспитатель МДОУ № 20 «Умка»

г. Углич

        Традиционно при работе с дошкольниками с ЗПР основное внимание уделяется развитию познавательной сферы и учебных навыков. Тем не менее, практический опыт педагогов групп компенсирующей направленности для дошкольников с ЗПР показывает, что у данной категории детей выявляется выраженное отставание в развитии коммуникативных навыков. Учитывая тот факт, что в специальных научно-педагогических исследованиях обобщены научные данные о необходимости развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР, как важного фактора успешной социализации, я поставила себе задачей поиск путей решения данного противоречия. Так как имеющиеся на сегодняшний день программы развития коммуникативных навыков у дошкольников направлены на детей с нормой развития, а особенности работы с детьми с ЗПР прописаны мало, то передо мной встала проблема создания программы развития коммуникативных навыков, направленной на работу со старшими дошкольниками с ЗПР.

         Начиная работу в данном направлении, изучила, обобщила данные о своеобразии коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР. Выявила, что это своеобразие проявляется:

  • в сниженной потребности в общении;
  • трудностях в вербальном взаимодействии, вызванных недоразвитием смысловой стороны речи;
  • значительных трудностях в невербальном взаимодействии.

        В отечественной педагогике имеется разнообразный материал по успешному формированию различных компетенций у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Данный материал позволил предположить, что сюжетно-ролевая игра может послужить своеобразным «тренажёром» для формирования и отработки коммуникативных навыков дошкольников с ЗПР.

Учитывая результаты научных исследований о том, что игровая деятельность у дошкольников с ЗПР без специального обучения не становится ведущей, я постаралась выстроить коррекционно-развивающий процесс таким образом, чтобы он охватывал две взаимосвязанные сферы - игровую и коммуникативную.

         На сегодняшний день мной разработана программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры [5].

         Перед началом работы по программе предлагаю проводить первичное обследование уровня развития коммуникативных навыков детей по методике Г.А. Урунтаевой «Рукавички» [4].

       На основании проведённого мной обследования, я выделила конкретные коммуникативные навыки, необходимые для развития у дошкольников с ЗПР:

- развитие интереса к взаимодействию, позитивного настроя на общение, совместную игру;

- развитие способности договариваться о предстоящей совместной деятельности, вырабатывать совместный план игры, сюжет, аргументировать свою точку зрения и выслушивать чужую;

- развитие умения осуществлять взаимный контроль в процессе совместной деятельности, замечать отступления от намеченного первоначального плана, спокойно разрешать спорные ситуации;

- развитие умения оказывать взаимопомощь в процессе совместной деятельности;

- развитие умения доводить совместную деятельность до логического завершения.

         Предлагаемая мной психолого-педагогическая программа по развитию коммуникативных навыков предназначена для старших дошкольников с ЗПР. Коррекционными методами работы являются сюжетно-ролевые игры, коммуникативные и словесные игры.

           Цель программы: развивать коммуникативные навыки старших дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры.

     Задачи программы:

  1. Создание у детей потребности в общении.
  2. Развитие умений договариваться, приходить к общему решению, решать спорные ситуации.
  3. Развитие навыков сотрудничества как способа взаимодействия со сверстниками.

       Развитие коммуникативных навыков зависит от психолого-педагогических условий реализации программы:

  1. Наличие у детей мотивации к общению.

Важно обеспечить условия, способствующие проявлению интереса и желания детей с ЗПР к участию в совместной со взрослым и сверстниками игровой деятельности. Это следующие условия:

- материальные (оборудование, игрушки, элементы костюмов, атрибуты);

- первоначальная ориентировка ребёнка в деятельности, связанной с перевоплощением его в другой образ;

- расширение круга представлений детей о социальных взаимоотношениях людей, обогащение новыми впечатлениями об окружающем социальном мире, накопление опыта взаимодействия с окружающими (реального и игрового).

2. Пополнение лексического запаса, необходимого для обозначения речью действий, ситуаций в игре, ведения диалога с партнёрами по игре, вербализации правил игры, способности решать спорные ситуации путём переговоров.

3. Обеспечение возможности использовать накопленный на занятиях коммуникативный опыт на практике, а именно в сюжетно-ролевых играх.

         Разрабатывая содержание психолого-педагогической программы, я опиралась на следующие принципы:

- принцип возникновения личной заинтересованности ребёнка;

- принцип стимуляции познавательной деятельности, активности ребёнка;

- принцип интегративности, характеризующийся связью: игровая и учебная деятельность;

- принцип постепенного накопления знаний, умений и формирования навыков;

- принцип повторения и усложнения задач.

         Предлагаемая мной программа рассчитана на 3 месяца, строится с учётом тематических недель (лексическая тема дополняется игровой) и состоит из занятий по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, в структуру которых входят элементы сюжетно-ролевых игр (игры-ситуации), проблемные ситуации, игровые задания. Программа состоит из 11 занятий, продолжительность каждого из них 25-30 минут. Занятия проводятся один раз в неделю и рассчитаны на малую группу детей (6 человек). В интеграции с темой занятия осуществляется проведение тематических экскурсий; чтение детской художественной литературы, по содержанию отражающей мир социальных взаимоотношений людей (следует отметить, что особое внимание нужно уделять характеристике персонажей, выполнению норм поведения); рассматривание и обсуждение иллюстративного материала.

   Структура занятия:

  1.  Ритуал приветствия – направлен на сплочение группы и создание атмосферы доверия. Я использовала упражнение «Передай солнечный лучик».
  2. Основное содержание занятия – совокупность упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Данный этап содержит также игру-ситуацию (отражающую лексическую и игровую тему), призванную формировать у детей необходимые коммуникативные умения и навыки.
  3.  Рефлексия занятия – подведение итогов.

        Учитывая то, что дети с ЗПР имеют недостаточные представления о мире

социальных взаимоотношений людей, развитие коммуникативных навыков проводится на материале ограниченного числа игр, поэтапно, от тем более близких личному опыту дошкольников и соответственно сюжетно-ролевых игр («Семья», «Детский сад»), к темам менее знакомым детям. Закрепление полученных на занятиях коммуникативных умений происходит в сюжетно-ролевых играх в вечернее время (индивидуально, подгруппами и далее группой из 6 человек).

         В организованной, совместной и индивидуальной образовательной деятельности достаточное место должно отводиться словесным играм и упражнениям, направленным на расширение словарного запаса детей по лексической и игровой теме недели («Сочинительство», «Кто больше назовёт»), играм - придумываниям («Как Маша провела свой день», «Что сначала, а что потом»), играм с элементами пантомимики («В мире животных», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем»), играм на умение действовать слаженно («Поезд», «Встань в круге», «Небоскрёб»), игровым упражнениям («Давай поговорим», «Интервью», «Скажи что-то своё»).

       Программа строится с учётом психофизиологических особенностей дошкольников с ЗПР. В программе используются  адаптированные разработки игр и упражнений таких авторов, как: Е. С. Слепович, О. Хухлаева, О. Хухлаев, Н. Клюева, Н. Ф. Губанова [3],[6], [2], [1].

         С целью апробации созданной мной психолого-педагогической программы развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры, мной было проведено обследование уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Базой проведения обследования выступало МДОУ №18 «Сказка», группа «Веснушки» города Углич. В результате первичной диагностики  уровня развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР было установлено, что у всех детей (100%) уровень развития коммуникативных навыков низкий.

        Я отобрала 2 группы испытуемых. В экспериментальную группу вошли 6 детей с ЗПР, в контрольную группу вошли дети с ЗПР также в количестве 6 человек.

          С детьми экспериментальной группы в течение 3 месяцев велась работа по реализации программы, а с детьми контрольной группы работа по данной программе не проводилась. На контрольном этапе исследования я провела повторное диагностическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Первичное и контрольное обследование уровня развития коммуникативных навыков у детей проводилось по методике «Рукавички» Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной .

       Я выявила, что у детей  экспериментальной группы уровень развития коммуникативных навыков повысился.

        У детей появилось эмоционально положительное отношение к совместной деятельности со сверстником, улучшились показатели параметра по умению договариваться, приходить к общему решению, аргументировать свою точку зрения, выслушивать чужую. Появилась ориентировка на слова и действия сверстника – партнёра по совместной деятельности, улучшились показатели продуктивности совместной деятельности.

        У всех детей контрольной группы уровень развития коммуникативных навыков остался низким.

         Таким образом, я установила эффективность применения данной психолого-педагогической программы развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры, так как дети экспериментальной группы показали положительную динамику.

         

         

          Библиографический список

1. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Младшая группа [Текст] / Н.Ф.Губанова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 144с.

2. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 2008.-321с.

3. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с ЗПР [Текст] / Е.С. Слепович. - Минск: Академия Холдинг, 1989.

4. Урунтаева, Г.А. , Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 2013.

5. Зехина О. Н. «Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР средствами сюжетно-ролевой игры» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ds20-ugl.edu.yar.ru/lichnie_stranitsi_pedagogov/stranitsa_vospitatelya_zehi_46.html

6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:   https://www.rulit.me/books/prakticheskie-materialy-dlya-raboty-s-detmi-3-9-let-psihologicheskie-igry-uprazhneniya-skazki-read-472266-2.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»

Итоговая практико-значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевой игре»...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...

Опыт работы по развитию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ

В статье описаны проблемы коммуникации и социальной адаптации, котрые наиболее часто встречаются у детей дошкольного возраста , имеющих задержку психического развития. Представлен опыт работы с исполь...

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».

Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы   «Развитие  игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников  со сверстниками  ...

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры.

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития средствами сюжетно-ролевой игры....

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития коммуникативных навыков старших дошкольников

Игра — это общепринятое научное понятие. В психологии, философии, педагогике термин «игра» имеет разную интерпретацию. Игровые модели применяются в различных науках и прикладных отра...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...