Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
консультация
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 324.18 КБ |
![]() | 2.58 МБ |
Предварительный просмотр:
Опыт использования метода педагогического наблюдения в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» в МБДОУ № 17 «Земляничка».
Автор: старший воспитатель МБДОУ № 17 «Земляничка»
Антоненчик Ольга Валентиновна
Каждый из взрослых, вовлеченных в образовательное взаимодействие с детьми, обладает своими мировоззренческими ценностями и личными предпочтениями о «нормальном» развитии ребёнка и о влиянии на него такой важной социальной структуры, как детский сад. Обеспечивая ребёнку адекватную поддержку – мы понимаем, какие индивидуальные особенности оказывают (могут оказать) наибольшее влияние на развитие и образование, на качество его жизни в целом. Именно наблюдение позволяет собрать множество фактов, свидетельствующих о мотивах действий ребенка, направленности его интересов, особенностях речи и взаимодействия с детьми и взрослыми. Ценностная основа наблюдений за детьми – априорное уважение, признание уникальности и целостности личности ребенка, принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.[1]
В МБДОУ № 17 «Земляничка» утверждена и реализуется программа «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения дошкольников со сверстниками через сюжетно-ролевую игру» (автор Т.Ю.Марченко) как часть ООП, формируемая участниками ОО. Задачами данной программы являются:
1.Обогатить жизненный опыт детей через знакомство с ближайшим социальным окружением.
2. Развивать у детей дошкольного возраста сюжетно - ролевую игру (сюжет, содержание, роль, игровые действия).
3.Учить детей игровому взаимодействию через овладение способами общения со сверстниками, в том числе выхода из конфликтной ситуации.
4. Развивать у детей дошкольного возраста эмпатию.
5. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми для создания комфортного микроклимата в коллективе.
Наряду с традиционными задачами обогащения сюжетно-ролевой игры особая роль отведена развитию игрового взаимодействия через обучение выхода из проблемной ситуации, развитию эмпатии, а также созданию комфортного микроклимата в группе. Чтобы провести наблюдение необходимо создать условия для формирования коммуникативных умений и навыков, необходимых для дальнейшей жизни через организацию сюжетно-ролевой игры. Работая по программе, учитываем тот факт, что взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре могут быть игровые и реальные. Для того, чтобы сформировать реальные взаимоотношения, педагогами используются различные методы и приемы , в том числе и самостоятельные игры. При этом, наблюдаем, могут ли дети найти подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, проявлять чуткость, регулировать свое поведение в соответствии с нормами морали. Для более объективной картины уровня взаимодействия дошкольников мы создаём проблемные ситуации. Например, в сюжетно-ролевой игре «День рождения» можно создать несколько проблемных ситуаций и вопросов:
- как пригласить гостей? (написать, нарисовать приглашение, отправить видеописьмо, сделать открытку и др.);
- как составить меню на праздник? – при этом важно учесть, что у лучшего друга имеется аллергия на сладкое или на др. какой - либо продукт;
- один из гостей нечаянно разбил чашку;
- какой подарок выбрать на день рождения?
Таких проблемных ситуаций можно много придумать к любой игре. Таким образом, использование этого метода позволяет детям применить собственный коммуникативный опыт в новых для себя условиях.
Для того, чтобы отследить эффективность своей работы, в детском саду проводится мониторинг развития игрового взаимодействия два раза в год, на основе метода педагогического наблюдения. Что же такое наблюдение? Существует много определений наблюдений. Но, в целом – это метод сбора данных. Если говорить о педагогическом наблюдении, то это будет наблюдение за ребенком с целью оказания ему помощи в соответствии с его потребностями.
- Современные образовательные стандарты дают нам с вами право самостоятельно выбирать различные методики, использовать авторские методики или создавать их самим на основе различных методических рекомендаций. В различной литературе предлагаются различные формы записи педагогических наблюдений. И, самое сложное для педагога практика это найти удачную форму фиксирования наблюдения. В то же время, существует алгоритм педагогического наблюдения:
- Определение цели и задач;
- Определение объекта наблюдения (оптимально наблюдение за 3-5 детьми в течение дня);
- Определение ситуации наблюдения;
- Выбор способа фиксации наблюдения.
И, самое сложное для педагога практика это найти удачную форму фиксирования наблюдения. Наши педагоги используют диагностические карты, разработанные в рамках вариативной части программы ДОУ «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру».
В первой младшей группе применяется лист наблюдений, который опирается на целевые ориентиры достижений детей младшего дошкольного возраста.
Критерии оценки | Отражает в игре бытовые действия взрослых | Передаёт в игре цепочку взаимосвязанных действий с игрушками | Использует предметные игровые действия | Использует действия с предметами-заместителями | Использует изобразительные игровые действия | Использует ролевую речь, направленную на игрушки | Проявляет эмоциональное отношение к игрушкам | Связывает игровые действия с конкретным образом (как мама, как доктор, как зайчик…) | Вступает в совместную со взрослым игру на основе действий с игрушками | Играет один (с игрушками) | Вступает во взаимодействие со сверстником на основе действий с игрушками | ||||||||||||||||||
И.реб Возраст | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | н.г | к.г | |||||||
Настя 23.09.14 | с | с | + | + | + | + | с | + | + | с | с | ||||||||||||||||||
Петя 23.10.14 | с | + | + | + | с | + | с | + | + | с | с | ||||||||||||||||||
Маша О7.11.14 | с | с | с | + | + | + | с | + | + | с | с | ||||||||||||||||||
Маша 11.11.14 | + | + | + | - | + | - | с | - | + | с | + | ||||||||||||||||||
Саша 22.12.14 | + | + | + | + | + | с | с | + | + | с | С |
Условные обозначения:
«Критерий» не проявляется | - |
«Критерий» проявляется с помощью воспитателя, не всегда устойчиво | + |
«Критерий» проявляется самостоятельно | С |
Во второй младшей группе для заполнения листа наблюдений за игровой деятельностью эффективно используется такой способ, как «Экран наблюдений за игровой деятельностью». Данный способ помогает собрать полную информацию о ребёнке и не ограничивает педагога никакими рамками. То есть при помощи обыкновенного стикера мы можем зафиксировать любую особенность игровой деятельности дошкольника. Например: с кем чаще играет, какими игрушками, требуется ли помощь в организации игры со стороны взрослого, может ли разрешать конфликты. Наблюдения проводят два воспитателя независимо друг от друга. Метод хорош тем, что им можно пользоваться в любое время, материалы всегда под рукой. Всегда можно увидеть какой ребенок оказался вне поля воспитателя. Когда стикеры накопятся, воспитатели могут обсудить полученные результаты и запланировать индивидуальную работу и перспективы развития игровой деятельности младших дошкольников. Очень удобен этот метод при работе с родителями. Мы наглядно можем показать мамам и папам положительные, интересные сведения о его ребенке и о жизни группы. Родители, зная об этом методе, сами могут прочитать и узнать много интересного о своем ребенке. Но, при работе с родителями необходимо помнить, что отрицательной информации быть не должно!
Данный метод наблюдения можно использовать при наблюдении любых видов деятельности: творческой, трудовой, учебной и т.д.
Так же «метод стикеров» используется при заполнении листа наблюдений.
Лист наблюдений за игровой деятельностью во второй младшей группе
(3-4 года)
ИМЯ РЕБЕНКА | Замысел игры появляется: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | . Разнообразие замыслов | Количество игровых задач | Разнообразие игровых задач | Самостоятельность при постановке задач: а) вставит взрослый; б) с помощью взрослого; в) самостоятельно | Разнообразие игровых действий с игрушками | Степень обобщенности игровых действий с игрушками: а) развернутые; б) обобщенные | Игровые действия с предметами-заместителями: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | Игровые действия с воображаемыми предметами: а) с помощью взрослого; б) самостоятельно | Принимает роль | Разнообразие ролевых действий | Выразительность ролевых высказываний | Наличие ролевых высказываний | Ролевые высказывания возникают по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | Ролевая беседа возникает: а) со взрослым; б) со сверстником | Ролевая беседа возникает по инициативе: а) взрослого; б) ребенка | Содержательность ролевой беседы | Вступает во взаимодействие: а) со взрослым; б) со сверстником | Ставит игровые задачи: а) взрослому; б) сверстнику | Принимает игровые задачи: а) от взрослого; б) от сверстника; в) отказывается | Длительность взаимодействия: а) кратковременное; б) длительное | ИТОГО (уровень развития игры) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Начиная со средней группы, когда сюжетно-ролевая игра начинает более полно раскрываться, применяется «Карта индивидуальных предпочтений игровых уголков детей ». Эта работа ведется в 2-х направлениях. Первую карту мы заполняем для выявления индивидуальных предпочтений игровых уголков.
Рис1. Карта индивидуальных предпочтений | Рис.2. Карта предпочтений игровых уголков игровых уголков группы |
Первая карта дает возможность увидеть особенности игровой деятельности каждого ребенка и запланировать индивидуальную работу с ним, а, для того, чтобы увидеть перспективы ПРС в группе , заполняется карта на рисунке 2. В этой карте отмечается количество детей побывавших в игровом уголке в течение дня, недели или любого другого периода. Проанализировав заполненную карту, мы можем сделать вывод о том, продуктивна ли была работа по пополнению ППРС и поставить задачи на следующий учебный год.
В старшем дошкольном возрасте также используется карта индивидуальных предпочтений игровых уголков, и заполняется диагностическая анкета.
Определение уровня развития коммуникативных способностей Форма заполнения: Ф.И.О ребенка, возраст, группа, дата заполнения. 1.Смысл предъявляемых требований во взаимодействии со взрослыми (педагог, психолог): А) понимает часто. Б) понимает не всегда. В) понимать затрудняется. 2. Игровое взаимодействие: А) Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру Б) недостаточно умеет согласовывать свои интересы и интересы других детей, не всегда способен объяснить замысел игры В) не учитывает мнение и действия сверстников, испытывает затруднения в игровой деятельности ( примечание) 3.Ребенок умеет обосновывать свое мнение: А) часто. Б) иногда. В) никогда. 4.Сформированно активное отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников: А) активно выражает свое отношение к поступкам (положительным и отрицательным) своих сверстников. Б) мало активен, проявляет свое мнение, опираясь на высказывания (отношения) других детей. В) не проявляет ни какого интереса к высказываниям и обсуждениям поступков своих сверстников. 5.Ребенок сочетает свои потребности в игре, занятиях с интересами сверстников: А) часто. Б) иногда. В) никогда. 6.В конфликтной ситуации ребенок: А) стремится найти конструктивный (положительный исход, плодотворный) способ выхода из конфликта, учитывая интересы всех его участников. Б) понимает причину конфликта, обращается за помощью к взрослому (педагогу) В) испытывает трудности, пытается разрешить конфликт в свою пользу (уговаривает, агрессивно требует, плачет и т.п.) 7.Ребенок предпочитает играть: А) в большой группе детей (трех и более). Б) в малой группе (два человека). В) один. 8. Ребенок охотно вступает в общение (контакт) со взрослым (педагогом) формулируя цель общения в соответствии со своей потребностью: А) всегда Б) часто. В) иногда. 9. При взаимодействии с детьми (взрослыми) ребенок: А) обычно применяет правила культурного поведения. Б) не всегда следует правилам культурного поведения, хотя знает их. В) редко следует правилам поведения (знает только некоторые из них). 10. Ребенок активно использует речь в общении со сверстниками ( объясняет правила, распределяет роли, задает вопросы): А) почти всегда. Б) иногда. В) редко. 11.При общении с детьми ребенок: А) проявляет сочувствие (отзывчивость) по отношению ко всем детям. Б) к некоторым из них. В) редко проявляет сочувствие. 12. Понимает ли ребенок состояния сверстников (эмоциональное): А) понимает всегда/ часто. Б) понимает иногда В) не понимает. А – оптимальный (высокий) уровень С – низкий уровень Б- недостаточный (средний) уровень |
При всех преимуществах метода наблюдения, на результат могут повлиять – настроение, усталость, его предубеждение в отношении какого-либо ребенка, поэтому мы можем совершать некоторые ошибки, которые надо избегать. Но, чем чаще мы будем пользоваться этим методом, тем меньше у нас будет ошибок и тем продуктивнее будут результаты наших наблюдений.
Задача развития игрового взаимодействия детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру решалась в этом году через активное участие в работе городской стажировочной площадки по реализации ФГОС ДО по теме: «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании». 25 января 2018 года в нашем ДОУ состоялся городской семинар «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в рамках реализации программы «Развитие игрового взаимодействия детей дошкольного возраста», на котором педагоги ДОУ представили опыт работы по использованию метода педагогического наблюдения в диагностике игрового взаимодействия детей разных возрастных групп. 30 января на базе МАДОУ № 16 «Белочка» в рамках пилотной площадки Т.Ю. Марченко представила опыт работы ДОУ по реализации вариативной части программы. И, на итоговой методической ярмарке в ЦРО г.Бердска, которая состоялась 24 мая 2018 года заведующая Л.М. Майтак подвела итоги работы за 2017 – 2018 учебный год по реализации данной программы.
Систематическая работа в соответствии с программой «Развитие игрового взаимодействия и навыков общения детей дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» помогает сплотить детский коллектив, научить воспитанников взаимодействию не только в игре, но и в реальной повседневной жизни.
[1] Михайлова-Свирская Л.В. Педагогические наблюдения: пособие для педагогов ДОО/-М.:Просвещение,2016.-24 стр.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/18/picture-53392-1474198822.jpg)
Авторская программа "Олимпийские резервы" в рамках реализации "Программы межведомственного взаимодействия по профилактике семейного неблагоплучая""
В наше время очень много социальных сирот при живых родителях. Бывает, что и в благополучных семьях мало уделяется внимания детям, в результате они предоставлены сами себе. У ребят формируется б...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/20/picture-501610-1413827807.jpg)
Педагогический опыт «Использование метода проекта у старших дошкольников для реализации тематической недели»
педагогический опыт...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-504640-1417960843.jpg)
Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»
По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/13/picture-657474-1528916744.jpg)
Презентация "Использование метода педагогического наблюдения для оценки личностных образовательных качеств дошкольников"
Презентация подготовлена для выступления на педагогической конференции работников образования по теме "Развитие профессиональных компетенций педагога - основа реадизации ФГОС". Презентация сопровожден...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/14/picture-1101929-1597413819.jpg)
Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""
Статья "Эффективное взаимодействие детского сада с семьей в рамках реализации программы "Миры детства""...
«Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с родителями (законными представителями)»
Опыт работы с родителями «Организация совместной проектной деятельности в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» - как средство построения эффективного взаимодействия с...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/20/picture-298318-1695181359.jpg)
«Рецепт Светлячка» (развитие эмоциональной отзывчивости и навыков общения в рамках реализации Программы «Светлячок»)
Аннотация: Развитие эмоциональной сферы оказывают большое воздействие на формирование личностных качеств, развитие речи, эмоциональной отзывчивости и навыков общения у старших воспитанников.Ключ...