ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
статья по развитию речи (подготовительная группа)
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. У детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnyh_navyk_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta_cherez_syuzhetno.docx | 305.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
« Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
Кобелева Мария Александровна
воспитатель
2022г.
Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.
В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. У детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.
Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений и навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика (Лежнева Л.И.). В ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Актуальность данной темы состоит в том, что сюжетно – ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенции.
Цель работы: создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
Задачи.
- Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
- Формирование положительных взаимоотношений.
- Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
Методы и приёмы:
- диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;
- создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
- проведение системной работы по формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.
- исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников;
- индивидуальная беседа;
- наблюдение.
Принципы работы:
- Совместная игра – для того чтобы дети овладели игровыми действиями.
- Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру так, чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.
3. Воспитателю необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
Для диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста использовалась методика, предложенная Чернецкой Л. В. По изучению коммуникативных навыков [77, 76]. Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимные моменты; на занятиях, прогулках, игровой деятельности, свободной деятельности. Состояние развития коммуникативных навыков исследовано по двум направлениям: выявление уровня формирования коммуникативных навыков в общении со взрослыми и формирование коммуникативных навыков в общении со сверстниками (подробнее об выявленных показателях описано в п. 1.1.). Полученные данные соответствовали комплексной характеристике уровней формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений.
Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 25% из всех детей, 55% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 20% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. (Приложение 1)
На основании результатов констатирующего этапа эксперимента был спланирован перспективный план сюжетно-ролевых игр по развитию и повышению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, средствами реализации которого были комплексы сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры проводились во вторую половину дня раз в неделю, с длительностью 25-30 минут. (Приложение 2)
Таким образом, в процессе формирующего эксперимента посредством представленных сюжетно-ролевых игр дети старшего дошкольного возраста закрепляли умения взаимодействовать друг с другом, решать конфликтные ситуации, ценить дружбу, быть вежливыми и приветливыми по отношению к ровесникам.
Результаты проведенной с детьми работы были выявлены в процессе контрольного эксперимента. Для контрольного эксперимента были использованы социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская).
Данные диагностики свидетельствуют о позитивных изменениях в коммуникативных умениях детей. Дошкольники стали чаще проявлять эмпатийность, доброжелательность, искренность, инициативность, открытость в общении, активнее вступают в коммуникативные контакты со сверстниками, лучше ориентируются в ситуации общения, умело употребляют средства вербального и невербального общения. Анализируя полученные данные стоит отметить, что высокий уровень имеют 90% детей, 10% имеют средний уровень. (Приложение 1)
Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у детей оказалась эффективной, так как была разработана и реализована совместная деятельность с детьми, предусматривающая дифференцированную работу, учитывающая их коммуникативный опыт; создана адекватная предметно-игровая среда.
Дошкольники стали охотно вступать в игру, выбирать для себя главные роли положительных героев, вовлекать в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу стали проявлять и малоактивные дети. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети стали меньше конфликтовать друг с другом, более того, стали участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.
В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно- ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и являются средством развития коммуникативных навыков.
Приложение 1
Уровни | 2019-2020г. Средняя группа | 2020-2021г. Старшая группа | 2021- 2022г. Подготовительная группа | |||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
Высокий % | 25% | 44% | 42% | 60% | 60% | 90% |
Средний % | 55% | 43% | 43% | 35% | 35% | 10% |
Низкий % | 20% | 13% | 15% | 5% | 5% | 0% |
Приложение 2
Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы
МЕСЯЦ | НАЗВАНИЕ ИГРЫ | ЗАДАЧИ |
СЕНТЯБРЬ | Школа | Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей. |
Семья | Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать ролевую игру, самостоятельно подбирать атрибуты. | |
ОКТЯБРЬ | Кафе | Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая свой замысел с замыслами сверстников. |
Магазин | Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. | |
НОЯБРЬ | Транспорт | Продолжать развивать способность детей по-своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать недостающие атрибуты, моделировать предметно-игровую среду. |
Почта | Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры. | |
ДЕКАБРЬ | Служба спасения | Создавать условия и поощрять социальное творчество. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей. |
Скорая помощь | Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников. | |
ЯНВАРЬ | Салон красоты | Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих. |
Цирк | Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках. | |
ФЕВРАЛЬ | Исследователи | Продолжать знакомить с интересным и нелёгким трудом научных работников, специфическими условиями их труда. Учить моделировать игровой диалог. |
Библиотека | Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Закреплять правила поведения в общественном месте. | |
МАРТ | Пожарные | Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими. |
Космическое путешествие | Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать ролевую игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. | |
АПРЕЛЬ | Строительство | Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей. |
Зоопарк | Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным | |
МАЙ | ГИБДД | Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представления об их значении для жизни города, условия труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь. |
Кафе | Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формулировать навыки доброжелательного отношения детей. побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни. |
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...
Развитие социально – личностных отношений у детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Консультация для родителей...
педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"
Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....
Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»
Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....
«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»
Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...
Организация психолого-педагогического просвещения родителей в вопросах развития речи детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры.
Формы работы с родителями....
Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...