ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»
статья по развитию речи (подготовительная группа)

Кобелева Мария Александровна

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. У детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 28»

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

Кобелева Мария Александровна

воспитатель

2022г.

  Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру.

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и неуважительное к себе отношение. У детей значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. В общении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть в партнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает, но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания, предпочтения, настроения.

Роль сюжетно-ролевой игры в формировании коммуникативных умений и навыков и развития взаимоотношений детей друг с другом чрезвычайно велика (Лежнева Л.И.). В ней формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.

Актуальность данной темы состоит в том, что сюжетно – ролевая игра, являясь самостоятельной деятельностью, в которой дети вступают в непосредственное общение со сверстниками, является важным средством развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста. Обострение проблемы взаимодействия дошкольников со сверстниками диктует необходимость интенсивной работы по формированию у детей социально-коммуникативной компетенции.

Цель работы: создание педагогических условий, которые будут способствовать формированию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.

Задачи. 

  • Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  • Формирование положительных взаимоотношений.
  • Усвоение норма и ценностей, принятых в обществе.
  • Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы:

  • диагностика взаимоотношений детей до проведения работы, включающей сюжетно-ролевые игры;
  • создание условий, необходимых в работе по развитию коммуникативной сферы;
  • проведение        системной        работы        по        формированию положительных взаимоотношений детей в процессе сюжетно ролевой игры.
  • исследования        коммуникативной        и        эмоциональной сферы старших дошкольников;
  • индивидуальная беседа;
  • наблюдение.

Принципы работы:

  1. Совместная игра – для того чтобы дети овладели игровыми действиями.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего детства, но на каждом        возрастном        этапе        развертывать        игру так,        чтобы детьми сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ ее построения.

3.       Воспитателю        необходимо        при        формировании игровых умений одновременно        ориентировать        ребенка как         на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

Для диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков дошкольников старшего возраста использовалась методика, предложенная Чернецкой Л. В. По изучению коммуникативных навыков [77,  76]. Наблюдение проводилось в естественных условиях; режимные моменты; на занятиях, прогулках, игровой деятельности, свободной деятельности. Состояние развития коммуникативных навыков исследовано по двум направлениям: выявление уровня формирования коммуникативных навыков в общении со взрослыми и формирование коммуникативных навыков  в общении со сверстниками (подробнее об выявленных показателях описано в п. 1.1.). Полученные данные соответствовали комплексной характеристике уровней формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста со взрослыми и сверстниками. По результатам диагностики благополучными во взаимоотношениях со сверстниками являются лишь несколько детей, все остальные нуждаются в той или иной коррекции взаимоотношений.

Анализируя полученные данные стоит отметить, что способность вступать легко в контакт со взрослым проявили всего лишь 25% из всех детей, 55% общаются со взрослыми, но не очень активно, а 20% не изъявили желание вступать в контакт со взрослым. Полученные данные еще раз подтверждают, что в группе есть дети, которые нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. (Приложение 1)

На основании результатов констатирующего этапа эксперимента был спланирован перспективный план сюжетно-ролевых игр по развитию и повышению коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста, средствами реализации которого были комплексы сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры проводились во вторую половину дня раз в неделю, с длительностью 25-30 минут. (Приложение 2)

Таким образом, в процессе формирующего эксперимента посредством представленных сюжетно-ролевых игр дети старшего дошкольного возраста закрепляли умения взаимодействовать друг с другом, решать конфликтные   ситуации, ценить дружбу, быть вежливыми и приветливыми по отношению к ровесникам.

Результаты проведенной с детьми работы были выявлены в процессе контрольного эксперимента. Для контрольного эксперимента были использованы социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская).
Данные диагностики свидетельствуют о позитивных изменениях в коммуникативных умениях детей. Дошкольники стали чаще проявлять эмпатийность, доброжелательность, искренность, инициативность, открытость в общении, активнее вступают в коммуникативные контакты со сверстниками, лучше ориентируются в ситуации общения, умело употребляют средства вербального и невербального общения. Анализируя полученные данные стоит отметить, что высокий уровень имеют 90% детей,         10% имеют средний уровень. (
Приложение 1)

Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по формированию коммуникативных умений у детей оказалась эффективной, так как была разработана и реализована совместная деятельность с детьми, предусматривающая дифференцированную работу, учитывающая их коммуникативный опыт; создана адекватная предметно-игровая среда.

Дошкольники        стали охотно вступать в игру, выбирать для себя главные роли положительных героев, вовлекать в игру и малоактивных. Проведение системной работы с организацией и проведением сюжетно-ролевых игр сплотило детский коллектив, они стали дружнее, более общительны. Стоит отметить, что в игру включались все, инициативу стали проявлять и малоактивные дети. Предоставление свободы в организации игровой деятельности способствовало налаживанию дружеских отношений между детьми. В таких условиях дети стали меньше конфликтовать друг с другом, более того, стали участвовать в решении общих проблем. Их объединяет и общая идея создать интересную игру, и эмоциональный подъем, связанный с ощущением причастности к тому, чего невозможно достичь в индивидуальной деятельности.

В результате проведенной работы подтвердилось то, что сюжетно- ролевые игры благополучно влияют на взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и являются средством развития коммуникативных навыков.

Приложение 1

Уровни

2019-2020г.

Средняя группа

2020-2021г.

Старшая группа

2021- 2022г.

Подготовительная группа

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Высокий %

25%

44%

42%

60%

60%

90%

Средний %

55%

43%

43%

35%

35%

10%

Низкий %

20%

13%

15%

5%

5%

0%

Приложение 2

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы

МЕСЯЦ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

ЗАДАЧИ

СЕНТЯБРЬ

Школа

Расширять сферу социальной активности ребёнка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей.

Семья

Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать ролевую игру, самостоятельно подбирать атрибуты.

ОКТЯБРЬ

Кафе

Развивать творческое воображение, способность совместно развертывать игру, согласовывая свой замысел с замыслами сверстников.

Магазин

Научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

НОЯБРЬ

Транспорт

Продолжать развивать способность детей по-своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать недостающие атрибуты, моделировать предметно-игровую среду.

Почта

Продолжать учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.

ДЕКАБРЬ

Служба спасения

Создавать условия и поощрять социальное творчество. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, ее  необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Развивать речь детей.

Скорая помощь

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников.

ЯНВАРЬ

Салон красоты

Продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Цирк

Научить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу. Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках.

ФЕВРАЛЬ

Исследователи

Продолжать знакомить с интересным и нелёгким трудом научных работников, специфическими условиями их труда. Учить моделировать игровой диалог.

Библиотека

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Закреплять правила поведения в общественном месте.

МАРТ

Пожарные

Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, отражать взаимоотношения между играющими.

Космическое путешествие

Продолжать побуждать детей по-своему обустраивать ролевую игру, самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

АПРЕЛЬ

Строительство

Научить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры. Отображать в игре знания об окружающей жизни, развивать творческое воображение, выразительность речи детей.

Зоопарк

Закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Воспитание доброго отношения к животным

МАЙ

ГИБДД

Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью. Воспитывать уважение к труду работников инспекции безопасности движения, закреплять представления об их значении для жизни города, условия труда и взаимоотношениях «инспектор – водитель», «инспектор – пешеход». Развивать диалогическую речь.

Кафе

 Научить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формулировать навыки доброжелательного отношения детей. побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Приложение 3

        E:\03032022\Camera\20220305_080831.jpg20201126_094922.jpg20201029_102421.jpg20201126_094918.jpg20201102_095521.jpg20201125_163752.jpg2021-10-29 15-51-16.JPG2021-10-25 09-53-50.JPG2021-10-25 09-52-52.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста через использование инновационной технологии О.А. Бизиковой

Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией и важнейшей ее составляющей – диалогическими умениями. Диалог...

педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры"

Педагогический проект "Формирование социально-коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста через сюжетно - ролевые игры"....

Проект «Формирование нравственной сферы детей старшего дошкольного возраста через сюжетно -ролевую игру»

Данный проект направлен формирование нравственной сферы дошкольников в игровой деятельности....

«Развитие социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре»

Общительность, умение контактировать с окружающими людьми - необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности. Социально-коммуникативное развитие дошкольн...

Инновационная деятельность. Опыт работы "Формирование коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, развитие общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, узнав...