Занятие по развитию речи "Пересказ рассказа Л. Н. Толстого "Косточка""
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Занятие для детей старшего дошкольного возраста группы ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryzhova_pereskaz_kostochka.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми   старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Пересказ рассказа Л.Н.Толстого «Косточка»

        

Воспитатель МБДОУ №12

Рыжова И.Ю.

        .

Образовательная область: Речевое развитие

Цель: Обучение связному последовательному пересказу художественного произведения с наглядной опорой.

Задачи:

Образовательные:

-активизировать словарь по лексической теме,

 -совершенствовать умение передавать содержание художественного произведения близко к тексту,

-пополнять словарный запас детей образными выражениями,

Развивающие:

 -развивать слуховое внимание, координацию движений, мелкую и общую моторику,

-развивать способность анализировать действия, поступки людей.

Воспитательные:

-Воспитывать чуткость, справедливость, интерес к художественной литературе.

Предварительная работа: знакомство с жизнью и деятельностью Л.Н.Толстого, рассматривание иллюстраций в книгах, чтение рассказов о семье, беседы, дидактические игры, рисование портретов мам, пап, своей семьи.

Словарная работа: «покраснел, как рак», сочла, побледнел, проглотил, горница.        

Материал: иллюстративный  материал для дидактических игр, картины для беседы по тексту, текст рассказа, султанчики, флажки красного и синего цвета.

Ход НОД:

1.Вводная часть (дети произносят правило хором)

Вспомним наше правило:

Говорим всегда красиво,

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Организационный момент:

Воспитатель: О чем мы с вами сегодня будем говорить, узнаете, если разгадаете ребус. Показываю цифру 7

Воспитатель: Какая это цифра?

Дети: Семь.

Воспитатель: Назовите эту букву

Дети: Я  

Воспитатель:А теперь все вместе скажите, какое слово получилось? (семья). Сегодня мы поговорим о семье. Я приготовила для вас много интересных, но сложных заданий, справитесь с ними?

1.Дидактическая игра «Кто кем приходится?»

-Кто для дедушки и бабушки девочка  и мальчик (внук, внучка)

-Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (сын–дочь).

-Кто девочка для мальчика? (сестра)

-Кто мальчик для девочки? (брат)

2.Дидактическая игра «Кто, что  делает дома?»

-Что делает дома мама?

-Что делает папа?

-Чем занимаются дедушка и бабушка?

- Как  вы помогаете взрослым?

3.Дидактическая игра «Отгадай членов семьи по признакам»

-Заботливая, трудолюбивая, самая красивая, кто? (мама)

-старый, мудрый, серьезный.

-Добрая, ласковая, старенькая.

-Маленький, забавный, веселый

-Сильный, строгий, большой.

Пальчиковая гимнастика «Семья»

«Раз, два, три, четыре, пять –

Вышли пальчики гулять!

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять!»

4. Дидактическая игра «Чей, чья, чьё?»

У дедушки медали. Это чьи медали? (Это дедушкины медали).

У бабушки очки. Это чьи очки? (Это бабушкины очки).

У тети утята. Это чьи утята? ( Это тетины утята).

У Вани монеты. Это чьи монеты? (Это Ванины монеты).

У дяди погоны. Это чьи погоны? ( Это дядины погоны).

У папы ботинки. Это чьи ботинки? (Это папины ботинки.)

Показываю портрет Л.Н.Толстого

-Вы узнали, кто изображен на портрете?

Дети: Л.Н.Толстого

Воспитатель: Вы знаете уже произведения этого писателя. Я  предлагаю  познакомиться ещё с одним рассказом. Хотите? (предлагаю детям сесть на стульчики, портрет писателя ставлю на подставку)

Это рассказ Л.Н.Толстого «Косточка». (Чтение произведения).

Беседа по содержанию произведения:

-В рассказе есть такое выражение «покраснел, как рак» что оно означает?

(от стыда стал красным, как варёный рак)

- Как вы понимаете слово  горница? (это светлая красивая комната)

-Как вы понимаете слово сочла? (посчитала сливы, узнала сколько)

-Что означает слово «проглотил»? (быстро съел)

-Как вы понимаете слово «побледнел»?(стал бледным, от страха, испуга)

Вопросы (педагог добивается от детей полных ответов):

-Кто купил сливы?  

-Когда  мама  хотела угостить детей?

-Как вёл себя Ваня, когда сливы лежали на столе?

-Почему они интересовали Ваню ?

-Как повёл себя Ваня, когда остался один в комнате?

-Кто заметил ,что одной сливы не стало?

-Что сделала мама после этого?

-Что спросил отец у детей?

-Признался ли Ваня в своём поступке

-Почему Ваня покраснел ,как рак ?

-Как отец помог Ване признаться ?  

-Что ответил Ваня?

-Почему Ваня заплакал?

Воспитатель: Подумайте и скажите, почему Ваня не сознался сразу?

-А, как бы вы поступили на Ванином месте?  

ТРИЗ  игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: В рассказе «Косточка» есть и хорошее и плохое. Кто внимательно слушал рассказ, что хорошего в нём (выставляет за каждый ответ красные флажки)

-Ваня сознался в своём поступке

-Понял свою ошибку

-Мама  купила сливы

-Мама не скрыла от папы

-Стыдно стало Ване

-Папа воспитывает сына, чтобы он не совершал плохих поступков

ПЛОХО (выставляет за каждый ответ синие флажки)

-Ваня съел сливу

-Косточкой можно подавиться

-Все засмеялись

-Чего в рассказе Л.Н.Толстого «Косточка» больше: хорошего или плохого? ВЫВОД: Хорошего больше, чем плохого. Л.Н.Толстой этого и добивался, когда писал свои рассказы, которые учат быть честными , добрыми , справедливыми.

Физминутка  потешка « Из-за леса, из-за гор »

Из-за лесу, из-за гор                    Ходьба на месте, не отрывая носки от пола,

Едет дедушка Егор.                    стараясь поднимать выше пятки.

Сам на лошадке,                         Ходьба на пятках, руки за спиной

Жена на коровке,                       Ходьба на носках, руки за головой

Дети на телятках,                       Ходьба с перекатом с пятки на носок, руки на поясе.

Внуки на козлятках             Ходьба с высоким подниманием ног, согнутых в колене, руки в стороны

Гоп, гоп, гоп!                      Приподниматься на носки и опускаться на всю ступню.

Приехали!                           Присесть

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

-Кто хочет пересказать рассказ со своим другом?

-Кто будет начинать, а кто – завершать? (2-3 пересказа детей)

Молодцы, ребята, внимательно меня слушали, хорошо запомнили текст.

- Вам понравилось пересказывать по картинкам?

-Чей рассказ понравился больше всего?  Почему?

Итог:

-Как вы считаете, вы – справились со всеми заданиями?

-У вас всё получилось?

-Для вас было что-то трудным?

-Не забудьте рассказать историю про Ваню дома родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему" Рассказы детей о себе" (составление рассказа-описания )

Цель:- учить давать описание о себе,     -  дать представление об особенностях внешности,     -   учить пользоваться в речи сложно-подчинёнными предложениями,...

Занятие по развитию речи "Рассказ по картинкам" (старшая группа)

составление рассказов по открыткам с изображениями животных...

Конспект занятия по развитию речи «Рассказ по картине с импровизацией сервировки стола «Пообедаем вместе»»

Конспект занятия поможет воспитателю, учителю-логопеду ДОу в игровой форме закрепить и обогатить знания по лексической теме "Посуда. Сервировка стола. Правила этикета при приеме пищи"....

занятие по развитию речи.рассказ по мнемотаблице

Развитие речи. Обучение рассказу по мнемотаблице.Заяц....

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А.Крылова "Неприятный случай"

Занятие по развитию речи 2 младшая группа. Пересказ рассказа М.Пришвина "Ёж" , рассказ в стихах А,Крылова "Неприятный случай"...

Занятие по развитию речи "Рассказ об овощах".

Данная презентация является помощником в проведении занятия по пособию Н.С. Голициной "Составление рассказа об овощах" [стр. 62]...