НОД 1-2 на тему: "Постановка звука р"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
НОД 1-2 на тему: "Постановка звука р"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НОД 1-2 на тему: "Постановка звука р" | 28.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие 1.
Тема: Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку и уточнение артикуляции звука "Р".
Цель занятия: Подготовка органов артикуляции к постановка звука "Р".
Задачи:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие зрительно пространственных представлений;
- развитие умения контролировать темп и ритм речи, силу голоса;
- развитие мелкой моторики.
Оборудование: картинки, зеркало, постановочный зонд.
Ход занятия:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Сегодня я хочу рассказать вам сказку, послушайте внимательно!!! И скажите о чём она?
Жил –был Весёлый язычок в своём домике. Догадайся, что это за домик.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят зверюшки
Конфеты и плюшки.
Догадались? Этот домик-рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так ( рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке ( язык «лопаткой» на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык «стрелочкой»), Спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»). Язычок не скучал дома, напоил котёнка молоком. Он лакал молочко (водим язычком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом котёнок облизнулся и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончик языка дотрагивается до уголков рта). Котёнок свернулся клубочком. «Пора и мне спать», - подумал Язычок.
1. Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]
Упражнение «чистим зубы».
Маляр.
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
Вкусное варенье.
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
Грибок.
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
Качели.
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
Лошадка.
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
2. Уточнение артикуляции.
– Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.
– Положение губ: они открыты, раскрой губки так же.
– Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.
– Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Покажи рукой, какой язычок? Что напоминает язычок? (Чашечку)
– Посередине языка идёт воздушная струя, подуй так чтоб струя воздуха шла по середине языка. Подставь ладошку, ощути ее.
– Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.
– Молодец. А сейчас мы с тобой выполним упражнение барабанщики с помощью пальчика.
3. Постановка звука "р".
Используется приём постановки звука от звука Д.
Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам(бугоркам). Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д или Т-т-т. Язык «прыгает на бугорках». Хорошо видны удары кончика языка, который то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д- и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.
4. Развитие фонематического восприятия:
Повтори за мной слоги:
Ша-ша-жа;
Зу-су-зу;
Ты-ды-ты;
Ка-ка-га;
Жи-ши-жи.
5. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «р»:
Изолированно: Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
В слогах: РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
В словах: Морковь, заяц, трудный, яблоко, крот, карандаш, арбуз, ёж, стол, телевизор.
6. Пальчиковая гимнастика:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один,
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для чижа,
Эта долька - для крота,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура!
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь, кто - куда!
7. Логопед отстукивает на парте ритмический рисунок, ребёнок его воспроизводит:
Та-та-татата, тата-та-та-тата-та
8. Итог занятия. Какой звук мы сегодня с тобой учили? Молодец. Сегодня ты хорошо занималась(ся). И за старательность вот тебе сюрприз.
Занятие 2.
Тема: Постановка звука [Р].
Цель: Постановка и уточнении артикуляции звука [Р].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- формировать правильный артикуляционный уклад для произношения звука[Р];
- развивать кинетические и кинестетические ощущения при подготовке к правильному произношению звука [Р].
- развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, чувство ритма;
- упражнять плавный, длительный выдох;
- развивать мелкую моторику;
- развивать артикуляционную моторику, переключаемость органов артикуляционного аппарата;
- формировать положительную мотивацию к занятиям.
Оборудование: картинки, 2 стакана с водой, 2 трубочки для коктейлей, игрушка массажная «Ежик», барабан, логопедические зонды, спирт для обработки рук, ватные диски.
Ход занятия.
- Орг. момент.
- Сегодня ночью мне приснился очень интересный сон. Я тебе его расскажу.
- Садись поудобнее. Слушай: Видела я маленького, очень грустного тигренка. «Почему ты такой грустный» - спросила я его. А он ответил, что так и не научился рычать. Тогда я научила его рычать и тигренок стал веселым и радостным.
Постановка цели занятия.
- Сегодня мы с тобой тоже будем учиться «рычать». Но сначала мы поиграем.
Развитие фонематического восприятия.
1) Игра «Угадай что или кто ?» (картинки)
- Посмотри внимательно и произнеси кто? что? (Продемонстрировать картинки).
-Горячая сковорода. (шшшшш)
-Змея. (шшшшш)
-Жук (жжжжж)
-Ветер (вввввв)
-Рычит медведь (ыыыыы)
-Звенит комар (ззззззз)
-Льётся вода (сссссс)
2) Игра «Будь внимателен».
- Я буду называть слова: правильные и неправильные. Как только услышишь правильное слово – встань:
кавман, калман, кайман, кажман, кадман, каман, карман;
вобот, лобот, йобот, жобот, добот, обот, робот;
топов, топол, топой, топож, топод, топо, топор.
3) Игра «Поймай звук».
- Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Р]:
среди звуков: Р, Л, Ж, Р, Й, Д, Л, Ж, Р;
среди слогов: РА, ЛА, ЖА, РО, ЙО, ДО, УР, УЛ, УР;
среди слов: РАК, ЛУК, ЖУК, ПОМИДОР, УКОЛ, ЙОД, ВОДА. КОЛОДЕЦ, КОЖА, НОРА.
Развитие плавного, длительного выдоха.
Упражнение «Буря в стакане». (Ребенок и логопед через трубочки дуют каждый в свой стакан с подкрашенной в голубой цвет водой, меняя интенсивность выдыхаемой струи воздуха).
- Это твое море, ты будешь ветром. Сначала ветер дует тихо - на море легкие волны. Затем ветер дует сильнее – начинается небольшой шторм. И наконец, подул очень сильный ураган – на море разыгралась буря. Ветер стихает, стихает, стих - на море штиль.
Развитие чувства ритма.
- Поиграем на барабане. Я прохлопаю ритм. А ты отстучишь его на барабане. 11 -111, 111-11, 11-11, 111-111.
6. Развитие мелкой моторики. Самомассаж лицевой мускулатуры.
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
(катает игрушку - ёжик по ладоням и пальцам, затем по лицу).
Поиграли. Сядем к зеркалу.
Уточнение артикуляции звука [Р].
- А теперь давай поучимся «рычать». Посмотри, что я делаю, когда хочу порычать. Язык у меня широкий, в форме чашечки, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик языка дрожит за верхними зубами, голос звучит. Послушай: РРРРР.
Развитие артикуляционной моторики, переключаемости органов артикуляционного аппарата.
Артикуляционная гимнастика (красные карточки).
-Сделаем гимнастику для язычка.
Упражнения: «Лошадка»,
«Грибок»,
«Гармошка»,
«Чашечка»,
«Индюк»,
«Барабан»,
«Маляр».
Постановка звука [Р].
1) «Маляр» + З, Ж, Д.
2) «Грибок» + подуем.
3) «Балалаечка» + зонд.
4) «Балалаечка» + пальчик.
5) ЗЗЗ – вдыхая воздух.
6) Дождик капнул на ладошку
На цветок и на дорожку
Застучал по крыше он
И раздался частый звон ( произносим сочетание Т-Д ускоряя темп).
7) Поем песенку Крокодила Гены, используя вместо слов слог ДА.
8) Т-Д-ДА, Т-Д-ДЫ+ постукивание ладонью по подбородку.
9) Т-Д- стучим и выталкиваем язычок( 1-ударный звук).
Подведение итога занятия.
- Как грустил тигренок, когда не умел рычать, покажи. Как он обрадовался, рассердился, испугался и опять обрадовался.
- Мы с тобой сегодня на занятии учились «рычать». Что тебе понравилось на занятии? Что показалось трудным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по теме: "Постановка звука [С]".
В интересной, занимательной, игровой форме (сюжетная линия занятия - игры с котиком Васькой) в течение занятия ведется работа по закреплению умений и навыкой подготовительного этапа коррекционной раб...
Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"
Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Дети с речевыми нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...
Тема: Постановка звука [Ш]
Цель: уточнение артикуляции звука [Ш], постановка звука, уточнение изолированного положения; развитие речевой моторики; развитие фонематического слуха; развитие точных движений кисть руки....
Индивидуальное занятие.Тема: «Постановка звука Р»
Формирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностяхФормирование понятия о механизме образования звука и его акустических особенностях....
Конспект индивидуального логопедического занятия в подготовительной группе ОНР. Тема: "Постановка звука [р]"
В занятии показаны методы и приемы постановки звука [р], а также проводится работа по развитию мелкой моторики....
Тема: Постановка свистящего звука ’’С’’ ( мастер – класс)
Мастер - класс для учителей - логопедов. Обучение учителей - логопедов методам и приёмам постановке свистящего звука "С"....
Конспект логопедического индивидуального занятия на тему:"Постановка звука [Л]", с использованием развивающих игр В.Воскобовича.
Данный конспект будет полезен начинающим логопедам. Для постановки звука используются следующие приемы: по подражанию; от артикуляционной гимнастики. После постановки звука ребенку в игровой форме пре...