Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тип занятия: квест-путешествие Тема: «Сказочные приключения»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Агеева Наталья Борисовна

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Тип занятия: квест-путешествие

Тема: «Сказочные приключения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_dosug_logopeda_i_psihologa_-_kopiya.docx41.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ САД «ЛУКОМОРЬЕ»

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «СОЛНЫШКО»

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Тип занятия: квест-путешествие

Тема: «Сказочные приключения»

Разработали и провели:

 учитель-логопед Агеева Н.Б.,

педагог-психолог Пискунова М.А.

г. Михайловка

2020 г.

Цель: развитие речевой и психоэмоциональной сферы детей с ОВЗ

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

-формирование умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы;

- закрепления умения образовывать притяжательные прилагательные;

-расширение и активизация глагольного словаря;

- содействовать развитию связнойречи;

- развитие речелогического мышления на материале загадок

 Коррекционно-развивающие: 

-развитие координации движений, мышечного тонуса;

-развитие ориентировки в пространстве;

-развитие слухового восприятия;

-развитие произвольного внимания;

- развитие эмоционально-волевой сферы

Коррекционно-воспитательные:

- развитие коммуникативных способностей;

- развитие интереса к устному народному творчеству;

- формирование положительного настроя на занятие

Предварительная работа:

- ознакомление с понятиями «антонимы» и «синонимы»;

- речевые игры и упражнения, направленные на закрепление этих понятий;

- ознакомление с русскими народными сказками («Теремок», «Хвосты» и др.);

- ознакомление с загадками, включающими антонимы и синонимы;

- разучивание слов и правил игры «Мышеловка».

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материалы к занятию:

Ход занятия:

Логопед и психолог входят с детьми в зал, где стоит сказочный  домик.

  1. Введение в игровую ситуацию.

Психолог или (Маша Ставропольцева) из домика в платочке говорит слова:  

- Одну простую сказку, а может и не сказку, а может не простую, хотим вам рассказать. Жили- были в детском саду «Солнышко» ребята, жили не тужили, да вот, что-то у них произошло…А что - сейчас вы сами все увидите. .

Психолог: Ребята, посмотрите. Какая у меня красивая книга сказок. Ой, что это с ней случилось? Некоторые сказки пропали из книги. Вы слышите чей то голос?

(Слайд 1 «Баба Яга»)

Голос Б.Я.: Ха-ха-ха. Так вам и надо. Я заколдовала вашу волшебную книгу, а сказки разлетелись по сказочной стране. Вы сможете их собрать в том случае, если побываете в каждой сказке и выполните задания героев.

Психолог: Что же нам теперь делать? (расколдавать, снять чары, найти все сказки и собрать их в книгу)

- Давайте отправимся в удивительную «Страну сказок», которой нет ни на одной карте мира; в страну, где царствует добро, мир и красота, где невозможное становится возможным. Как вы думаете, что нам поможет туда попасть, какие сказочные предметы?

Дети: Ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный корабль и т.д.

Психолог: Ой, а у нас как раз есть ковер-самолет! Но он поможет нам только в том случае, если мы произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения.

  1. Речевое упражнение с движением.

(Слайд 2 - звучит спокойная музыка и видео облаков.)

- Ребята, вставайте скорее на ковер, повторяйте за мной слова и движения.

Ковер-самолет,  не ленись!

Все берутся за руки и делают движение, изображая волну.

Ковер-самолет, поднимись!

Дети поворачивают руки тыльной стороной и поднимают их вверх

Быстрее ветра ты полети!

Дети машут плавно попеременно руками и кистями

Скорее в страну сказок нас домчи!

Руки поднимают руки вверх, шевеля пальчиками

Раз, два, три,

Нас на землю опусти!

Дети делают три хлопка и присаживаются на корточки

  1. Игры и упражнения по сказке «Золотой ключик».

Логопед: Ковер-самолет домчал нас до «Страны сказок». Кто же нас встречает?

(Слайд 3  - Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино» - Мальвина и Буратино)

Ребенок:

На солнечной полянке

Стоит красивый дом

С верными друзьями

Живет Мальвина в нём.

Логопед: Ребята, какую сказку мы попали? («Золотой ключик или приключения Буратино».)

Все мы знаем, что Мальвина любит встречать гостей. Она хочет угостить нас чаем.

 

Дыхательная гимнастика «Веселое чаепитие»: дети подходят к столику на котором 2 подноса. На первом – блюдца, на втором – чашки. Дети берут по чашке и подбирают соответствующее блюдце.

Логопед: Чай очень горячий. Давайте подуем на него. Не забывайте, дуть нужно плавно, долго, не надувая щек. (Дети дуют на чашки.)

 

Упражнение на определение первого звука в словах.

- Ребята, нам Мальвина хочет что-то сказать.

(Слайд 4) Мальвина: Буратино совсем не желает учиться. Снова не выполнил домашнее задание.

Логопед: Давайте поможем Буратино выполнить домашнее задание и сказка снова вернется в книгу. Задание такое «Определи первый звук в слове».

(Дети берут по одному цветочку, называют слово, определяют первый звук и дают ему характеристику.)

(Слайд 5) Мальвина: Спасибо вам за помощь! А сказку вы найдете, если пройдете 3 шага прямо от полянки….за пенечком.

Логопед: Ну, что ребята, мы вернули одну сказку из нашей волшебной книги. Отправляемся дальше? 

(Дети летят на ковре-самолете дальше)

Ковер-самолет,  неленись!

Ковер-самолет, поднимись!

Раз, два, три,

Насназемлюопусти!

  1. Игры и упражнения по сказке «Царевна-лягушка».

Упражнение «Покажи эмоцию».

Психолог: Ребята, нам нельзя двигаться дальше, впереди препятствие из булыжников, нам надо их разобрать. Ой, а булыжники волшебные (поднимаю один булыжник, там эмоция. Дети берут по одному булыжнику, определяют эмоцию, показывают ее) . Молодцы ребята, путь расчистили можем двигаться к болоту.

(Психолог оглядывается и замечает Ивана Царевича). 

- Ребята, кто это? Из какой сказки Иван Царевич? (ответы детей)

- Иван Царевич, помоги нам, пожалуйста, найти сказку «Царевна лягушка».

Игра «Пройди по массажному мостику».

Иван Царевич: Ваш путь к сказке начинается с болота, а вот и мостик по которому вы должны пройти, но будьте осторожны! Помогайте друг другу и не упадите в пропасть. Запомните: двигаться надо небольшими шагами, не спеша. Когда вы справитесь с этим препятствием, Царевна-Лягушка вернет вам сказку.

Психолог: А вот и Царевна-Лягушка, а у нее наша сказка. Теперь в нашей волшебной книге появилась еще одна сказка.  Иван-Царевич, мы у тебя спросить хотели – как нам вернуть остальные сказки в нашу волшебную книгу?

Иван-Царевич: Это мой сосед – Кот в сапогах, хорошо знает! Летите на ковре-самолете – никуда не сворачивайте -  прямо к дубу зеленому и прилетите.

Дети под музыку на ковре-самолете летят  к Коту в сапогах. (Слайд 6 «Летящие облака»).

  1. Игры и упражнения по сказке «Кот в сапогах».

Логопед: Ребята, посмотрите, кто это? (Кот в сапогах). А из какой сказки он? («Кот в сапогах».)

Кот (ребенок):

- Мур - мяу, я ученый, умный кот,

Я учился целый год.

Милые дети, я знаю все на свете,

Могу на любой вопрос ответить.

Я знаю, что вас ко мне привело – вы ищете сказку.

Я вам помогу, если вы согласитесь поиграть со мной в цветные клубочки. Ну что, согласны? (шары из цветной бумаги висят на стене на разном расстоянии друг от друга)

 Дети: Согласны.

Зрительная гимнастика.

Логопед: Внимательно послушайте загадки и постарайтесь отгадать цвет клубочка.

На картине небо ясным
Нарисуем мы с тобой
И его закрасим краской
Как обычно -… (Голубой)

- найдите глазками круг голубого цвета. Поморгайте глазками.

2.

Говорила мама Боре:
- Не пойдем сейчас - опасно!
Потому, что в светофоре
Не зеленый свет, а ...(Красный)

- только глазками посмотрите на круг красного цвета. А теперь только глазками вверх и вниз.

3.

Если ищешь этот цвет,
Знай, его в морковке нет.
А вот в репке бы нашел ты
Этот цвет. Какой он?... (Желтый)

- Найдите жёлтый круг. А теперь попробуйте только глазками нарисовать такое же круглое солнышко.

Игра Воскобовича «Сложи узор».

Кот: Ребята, у меня совсем нет друзей и мне очень грустно.

Логопед: Ребята, давайте сделаем друзей для нашего кота.

(Дети проходят к столам и из деталей «Сложи узор» делают изображение кота.)

Кот: Спасибо вам, ребята, сколько у меня друзей стало. За ваше старание вот вам сказка.

Логопед: Вот еще одна сказка вернулась в нашу книгу.

  1. Игры и упражнения «В гостях у Бабы Яги».

Логопед: Ой, ребята, мы с вами путешествовали и не заметили, как очутились около избушки Бабы Яги. Только она от нас отвернулась. Давайте попробуем избушку к нам повернуть. А для этого нужно спеть логоритмическую песенку.

Логоритмическая распевка.

 Слайд 7 – поворот избушки на курьих ножках.

Слайд 8 - Баба Яга: В дремучем лесу непролазном, в домище своем безобразном, среди болот и пней, где много-много дней не ступала ничья нога, живу одиноко я – баба Яга.

 Принюхивается.

- Человеческим духом запахло…. Ой, какие хорошенькие детки сами ко мне на обед пожаловали. (Довольно потирает руки).

Ребенок: Нет, баба Яга,  пришли мы к тебе с добрым сердцем и хорошим настроением. И хотим, чтобы ты тоже стала доброй, радостной, хорошей и расколдовала нашу волшебную книгу.

Сказкотерапевтическая игра «Ласковое сердце»

(Педагог из корзинки достаёт сердце – мягкую игрушку). 

Психолог: Сейчас мы  поиграем в игру «Ласковое сердце» (достаёт подушечку-сердце). Будем брать из корзинки по маленькому сердечку и говорить комплимент или что-то приятное Бабе Яге.

- Б.Я. ты такая добрая                                                

 щедрая

 стройная                                        

 прекрасная

 веселая                                        

умная

 тихая                                        

трудолюбивая

миролюбивая

Слайд 9 Баба Яга: Ох, неужели я такая хорошая. Вот, спасибо! (кокетничает). Я и не думала вас обижать, я просто хотела с вами поиграть! Ох, и наигралась я с вами, повеселилась!

  1. Выход из игровой ситуации и подведение итогов занятия.

Психолог: (показывает волшебную книгу) Ребята, какие вы молодцы. Мы вернули все сказки в волшебную книгу. Справились со всеми заданиями. Чтобы нам снова очутиться в детском саду, нужно встать  на ковер-самолет и сказать волшебные слова:

Раз, два, три, повернись

И в детском саду очутись.

Слайд 10 Детский сад «Солнышко». 

Рефлексия

Психолог: Где мы сегодня с вами побывали?  С кем мы встретились? Что интересного вы сделали?  

Вы молодцы, что, не смотря на трудности, смогли собрать все сказки волшебной книги.

Вот вам старинный сундучок. Сумеете разгадать загадки и открыть его –попадете в сказку!

  1. Загадки

Логопед достает из-за домика старинный сундучок, на котором висит замок. Дети его рассматривают и замечают прикрепленное письмо.

Логопед читает письмо и говорит:

- Здесь написано, что для того, чтобы открыть замок, нам нужно отгадать три загадки.

Первая загадка:

Не барашек и не кот,

Носит шубу целый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета.

Дети:Заяц.

Логопед: Молодцы! Слушайте следующую загадку:

Говорят, она хитра,
Кур уносит со двора.
Но зато красавица –
Всем ребятам нравится!

Дети: Это лиса.

Логопед:Правильно. Слушайте третью загадку, последнюю:

У крошечной зверушки,

Ушки на макушке,

Остренькая мордочка,

И хвостик, как верёвочка.  
Дети:Это мышь.

  1. Игра «Теремок».

Психолог:Ой, ребята, сундучок открылся. Вот она, сказка. Смотрите, здесь шапочки персонажей этой сказки. Как же она называется?

Дети рассматривают шапочки и называют сказку - «Теремок».Детям раздаются шапочки персонажей.

Психолог:Давайте поиграем в эту сказку (накидывает на плечи платок). Я буду сказочницей, и мы вместе вспомним эту сказку.

        

Психолог начинает сказку. Дети в шапочках зверей по очереди стучатся в теремок и произносят слова:

- Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?

Психолог каждому герою задает вопрос: Кто там? Расскажи о себе? Какая ты? Какой у тебя характер?

Персонажи сказки характеризуют   своего животного, а логопед с остальными детьми помогает подбирать слова.

Мышь – шустрая, маленькая, быстрая.

Еж – трудолюбивый, запасливый.

Лягушка – любопытная, разговорчивая, любит ...

Заяц – трусливый, добрый.

Лиса – хитрая, умная, ласковая.

Волк – злой, голодный.

Медведь –  медлительный, добрый.

Последней в теремок стучится логопед. На вопрос сказочницы: «Кто там?», отвечает:

- А я логопед из детского сада, а я учу детей правильно говорить, а еще я умею сказки и потешки рассказывать, петь да плясать. Выходите ко мне поскорее, да спляшите со мной веселей.

Звучит русская плясовая музыка, все выходят танцевать. По окончании пляски, кланяются зрителям.

Психолог:

- Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец.

И надо бы каждому молодцу с огорода по огурцу.

Да пока мы сказку слушали, зайцы огурцы все скушали-

Вот вам и не досталось!

Логопед:

Зато наши молодцы все получат леденцы!

Достает из сундучка леденцовых петушков и угощает детей. Под веселую музыку дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентаций детей дошкольного возраста

Конспекткоррекционно-развивающего  занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентации.педагог-психолог Л.В. Чепрасова Тема: «Бабочка»Цель: снижение конфликтно...

Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.

ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего видаКировского района Санкт-Петербурга.       Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обуч...

Конспект группового занятия учителя – логопеда и педагога – психолога с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Домашние животные»

В конспекте представлены игры и упражнения  для закрепления  знаний  детей с ОНР о домашних животных и их детёнышах; совершенствования грамматического строя речи....

Совместное коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога по ознакомлению с семьей и с семейными ценностями: «Необыкновенное путешествие»

Совместное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе по семье и семейным ценностям....

Конспект коррекционно-развивающего занятия с ребенком ЗПР, в группе нормотипичных детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в страну фигур"

Коррекционно-развивающие занятия проводятся с детьми с целью познания окружающего мира, формирования общения, развития сенсорики и познавательных процессов, а также коррекции недостатков в развитии де...