Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи в старшем дошкольном возрасте.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи (подготовительная к школе группа)
Автор-составитель
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Мазынская Светлана Юрьевна
Санкт Петербург
2022
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие (зрительная и пальчиковая гимнастики);
- игровые (игры-соревнования, дидактические настольные);
- информационно-коммуникативные (мультимедийная презентация);
- личностно-ориентированого взаимодейстия (оказание индивидуальной помощи детям по необходимости, работа в парах).
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Место проведения: групповая комната
Задачи:
Познавательные:
- Совершенствовать развитие фонетико-фонематических представлений детей.
- Закрепить умение детей давать характеристику звуков.
- Корригировать навыки аналитико-синтетической деятельности: упражнять в звуко-слоговом анализе слов, определении позиции заданного звука в слове, в умении заменять первый звук в слове, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
- Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков Л и Ль.
- Продолжать формировать умение составлять простое предложение.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать чувство ритма и языковое чутье.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать зрительное восприятие и узнавание, прослеживающую функцию глаз.
- Развивать умение работать по словесной инструкции.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в подгруппе, парами.
- Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование:
- экран, ноутбук, лазерная указка (дл зрительной гимнастики);
- большие и индивидуальные фоны;
- цветные карандаши;
- мяч;
- «камушки-следы» (напольное плоскостное изображение).
Материалы к занятию:
- символы твердости-мягкости согласных;
- схемы позиции звука в слове;
- слоговые таблички;
- предметные картинки (на звуки Л и Ль);
- фишки для звукового анализа слов;
- листы с зашумленным изображением букв (2 размера);
- индивидуальные предметные картинки (2 размера);
- презентация (для зрительной гимнастики).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
l-l_2.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 13 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга.
Конспект коррекционно-развивающего занятия учителя-логопеда по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения и речи (подготовительная к школе группа)
Автор-составитель
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
Мазынская Светлана Юрьевна
Санкт Петербург
2022
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Используемые технологии:
- здоровьесберегающие (зрительная и пальчиковая гимнастики);
- игровые (игры-соревнования, дидактические настольные);
- информационно-коммуникативные (мультимедийная презентация);
- личностно-ориентированого взаимодейстия (оказание индивидуальной помощи детям по необходимости, работа в парах).
Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа)
Место проведения: групповая комната
Задачи:
Познавательные:
- Совершенствовать развитие фонетико-фонематических представлений детей.
- Закрепить умение детей давать характеристику звуков.
- Корригировать навыки аналитико-синтетической деятельности: упражнять в звуко-слоговом анализе слов, определении позиции заданного звука в слове, в умении заменять первый звук в слове, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
- Упражнять в слухо-произносительной дифференциации звуков Л и Ль.
- Продолжать формировать умение составлять простое предложение.
Коррекционно-развивающие:
- Продолжать развивать чувство ритма и языковое чутье.
- Развивать слуховое и зрительное внимание.
- Развивать зрительное восприятие и узнавание, прослеживающую функцию глаз.
- Развивать умение работать по словесной инструкции.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать умение работать в подгруппе, парами.
- Воспитывать самоконтроль, взаимоконтроль.
Оборудование:
- экран, ноутбук, лазерная указка (дл зрительной гимнастики);
- большие и индивидуальные фоны;
- цветные карандаши;
- мяч;
- «камушки-следы» (напольное плоскостное изображение).
Материалы к занятию:
- символы твердости-мягкости согласных;
- схемы позиции звука в слове;
- слоговые таблички;
- предметные картинки (на звуки Л и Ль);
- фишки для звукового анализа слов;
- листы с зашумленным изображением букв (2 размера);
- индивидуальные предметные картинки (2 размера);
- презентация (для зрительной гимнастики).
Ход КРЗ:
Входим, здороваемся с гостями, дети представляются.
-Назовите свое имя гостям и с какого звука начинается ваше имя.
- –Поиграем в игру «Подскажи словечко»:
- Уронили мишку на пол, оторвали мишке…(лапу)
- Тихо-тихо снег идет, белый снег, мохнатый. Мы расчистим снег и лед во дворе…(лопатой)
- Заставил плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а…(лук)
- Лейся, дождь веселый, мы с тобою дружим. Хорошо нам бегать босиком по (лужам)
- Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли….(лапки)
- Два березовых коня по снегам везут меня, кони эти рыжи, а зовут их…(лыжи)
- Повторите, какие слова вы называли? Чем они похожи? С какого звука
начинаются все эти слова? Что вы можете рассказать о звуке Л?
- Определение наличия и позиции звука Л в словах.
«Подбери картинки к схеме» (работа 3 парами).
-Делимся на пары, каждая подбирает картинки к своей схеме. Меняемся местами, проверяем друг друга.
- Придумывание предложений.
-Выберите картинку, которая вам нравится и возвращайтесь с ней к стульчикам. Составьте с ней предложение.
- Придумывание слов на начальные слоги ЛА,ЛО,ЛУ,ЛИ.
-Какой у нас первый слог? Придумайте слова, которые начинаются на ЛА.
- «Лабиринт»
-А теперь гимнастика для глаз-лабиринт. Нашли первую картинку со звездочкой-дальше следим глазками за указкой и называем картинки.
-С какого звука начинаются все названные вами слова? (ЛЬ)
- Игра по командам (делимся заранее в группе) – определяем твердость-мягкость звуков в словах.
-Лариса и Лида-подружки, какие у них игрушки? Поможем девочкам разобрать игрушки. Лариса-первый звук в имени Л, твердый, ей отдадим предметы, которые начинаются на Л. Лида-ЛЬ.
–Девочкам помогли, а теперь давайте поиграем с мячом.
- Игра с мячом «Поменяй первый звук слове на звук Л, назови новое слово»
Лук-люк, угол-….пыл-…….дал-…….галка-……..жук-…….ел-………полка-…….павка-…….
- –Проходим к столам.
-Давайте вспомним-то, что мы сейчас часто называли, слышали в словах-что это?
(звуки) А как называется то, что мы можем увидеть и написать? (буквы).
-Давайте «напишем» букву Л в воздухе. А как можно ее показать с помощью рук, пальцев, нашего тела?
-А теперь давайте найдем букву Л среди других букв (зашумленные буквы)
- Пальчиковая гимнастика:
-Из дальних стран спеша домой («колечки» пальцами)
Летят, курлыча, журавли.
Их крик несется над землей, («птичка» двумя ладонями)
Весну приветствуют они («колечки» пальцами)
- «Загадка» (в парах)
-Возьмите конверты. Разложите картинки из них по номерам. С каждого слова берем первый звук- составляем из них слово. Вслух громко его не произносим. Выкладываем звуковую схему своего слова (лук, луна, лампа).
По очереди подходим к каждой схеме, дети задают наводящие вопросы паре, которая составила схему, можно озвучить первый звук слова. Отгадывают слово. Составители схемы делают полный звукослоговой анализ своего слова.
- Подведение итогов занятия.
-Что мы сегодня делали? Что вам понравилось? Какие игры?
- Упражнение «Мы по камушкам пойдем»
–Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу. Но не просто так, а через полосу препятствий: чтобы уйти – идем по камушкам и называем слово на звук Л или Ль.
Список литературы:
- Комарова Л. А. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях. М, 2017.
- Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду (5-6 лет). М, 2015.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. М, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
В данной презентации обобщен опыт работы по подготовке к обучению грамоте детей с нарушением зрения через использование дидактических игр и наглядного материала в условиях группы ДОУ, работающей по пр...
Сообщение из опыта работы "Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением зрения, имеющих недостатки речи, через использование дидактических игр и наглядного материала"
Доклад к презентации...
Статья из опыта работы «Использование занимательных игр и упражнений при подготовке к обучению грамоте детей с нарушениями зрения»
Вопрос об особенностях подготовки к обучению грамоте детей с патологией зрения (амблиопией и косоглазием) освещен в специальной литературе недостаточно. Поэтому важной коррекционной задачей при работе...
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.
Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...
Конспект подгруппового занятия учителя-логопеда Булатовой Э.Ю. по обучению грамоте детей с ТНР подготовительной группы по теме: "Звук [щ], буква Щ"
Знакомство со звуком [щ] и буквой Щ. Закрепление навыков звуко-слогового анализа слов и языкового анализа и синтеза....
Мастер – класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и наглядного материала»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями зрения и речи посредством использования дидактических игр и ...
Конспект по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: «Транспорт» (старший дошкольный возраст)
Конспект занятия по развитию зрительного восприятия для детей с нарушением зрения по теме: "Транспорт"....